Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Snob.Ru

  Все выпуски  

Денис Орлов: Белые ночи, черные ботинки



Денис Орлов: Белые ночи, черные ботинки
2016-06-14 08:03 dear.editor@snob.ru (Денис Орлов )

Автомобили

Отъявленные автомобилисты называют сами себя gasoline blooded. Английский — очень емкий язык, хотя в данном случае и русский перевод не менее метафоричен: с бензином в крови. «Бензинокровные» люди во всем мире удивительно легко находят общий язык (хотя и среди них есть записные снобы). Вот почему, запирая своих подчиненных на три часа в обществе журналистов, руководство компании Volvo Cars серьезно рисковало. Помноженная на обоюдный энтузиазм, увлеченность своим делом грозила выдачей секретов, коим до поры лучше бы оставаться в стенах дизайн-центра. Но раз придуман такой формат общения — презентация проекта — и коль уж местом для него выбран дизайн-центр Volvo Cars, приходится уповать на чудо. Потому как благоразумие — не то качество, какому в данном случае можно полностью доверять.

Остров Торсланда, в чьи валуны проросла корнями компания Volvo, расположен относительно Гетеборга примерно как Васильевский остров относительно остального Санкт-Петербурга (они, кстати, города-побратимы). И солнце точно так же отказывается уползать за горизонт, расчерчивая оранжево-сиреневую негу полосатыми тенями от сосен. Правда, Торсланда не в пример крупнее Васильевского — не остров, а прям малый архипелаг. «Архипелаг Volvo». Здесь у компании крупнейший завод, научно-исследовательский центр, испытательный полигон, музей. Здесь сидит большое начальство и здесь же творят дизайнеры.

Повод для сбора важный: Volvo Cars заявляет о создании второй единой платформы для своих будущих автомобилей. На первой, называемой SPA (Scalable Product Architecture, «Масштабируемая архитектура для изделий») уже выпускаются кроссовер XC90 и представительский седан S90. Вторая платформа под стать первой обозначена CMA, что расшифровывается как Compact Module Architecture, «Модульная архитектура для компактных моделей». У гипотетического прохожего, случайно заглянувшего в дизайн-центр Volvo по пути в парк общества садовников или в музей искусств (напротив которого высится самая узнаваемая городская достопримечательность — фонтан со статуей Нептуна), может родиться вопрос: раз уж современные автомобили используют какие-то там платформы, нельзя ли вообще выпускать все на единой платформе? Отвечаю: когда-нибудь придут и к этому. Но пока эта идея столь же далека от реальности, как и предложение печатать автомобили, здания и самолеты целиком на 3D-принтере. Каждый элемент подвески, каждая железяка кузова рассчитана на определенные нагрузки. В известных пределах можно подгонять конструкцию под разную массу и размеры. Но предел потому и предел, что рано или поздно наступает.

Ищем белую кошку в белой комнате, где она есть.
Фото: Денис Орлов
Главный дизайнер Volvo Cars Томас Ингенлат: «Готовы? Тогда начинаем!»
Фото: Денис Орлов
«Такими представляли наши автомобили до недавнего времени. У-у-у…» Для наглядности вся обувь одной марки — Prada.
Фото: Денис Орлов
«А теперь они будут такими…» Замшевых ботинок на складе Pradaне нашлось. Парни из дизайн-центра взяли ботинки Boss и распечатали для них на принтере стельки Prada.
Фото: Денис Орлов
«… и, может быть, даже такими! 90-я, 60-я и 40-я серия — все разные».
Фото: Денис Орлов
Натурный макет поверхности — так это правильно называется. Кроссовер пока обозначен как 40.1. Так или почти так обещает выглядеть будущий компактный кроссовер Volvo XC40.
Фото: Денис Орлов
Хетчбэк обозначен 40.2 и отличается менее острохарактерной формой, традиционной для шведской марки. Заодно угловатость обеспечивает больший объем багажника.
Фото: Денис Орлов
Задние фонари 40.2 напоминают языческие руны.
Фото: Денис Орлов
Решение задней части кузова у макетов 40.1 и 40.2 продиктовано как их назначением, так и характером формы.
Фото: Денис Орлов
Ненавистные дизайнерам зеркала заднего обзора заменены прозрачными кронштейнами для видеокамер. Увы, пока такая замена — вопрос будущего. Одновременно кронштейны служат повторителями указателей поворота. Изящная деталь — язычок в цветах шведского флага.
Фото: Денис Орлов
Макеты поражают тщательностью исполнения. Хотя в них ничего не открывается. Обычно их строит сама Volvo, но на этот раз из-за загруженности постройку доверили одной германской мастерской.
Фото: Денис Орлов
Массимилиан Миссони — непосредственный создатель облика концептов 40.1 и 40.2. Его должность — вице-президент по дизайну экстерьеров Volvo Cars (куда ни глянь, одни вице-президенты!). С Массимилианом мы знакомы с 2003 года, когда на Франкфуртском автосалоне он показывал свой первый концепт-кар — Volkswagen Concept R.
Фото: Денис Орлов
Компактный концепт 40.1 длиной 4390 мм — это будущий XC40. В таком же стиле решен и среднеразмерный кроссовер XC60, внешний вид которого уже утвержден к производству.
Фото: Денис Орлов
В обоих макетах ощутим почерк, ранее отточенный дизайнерами на моделях чешской Škoda. Удивительная метаморфоза в автомобильном мире.
Фото: Денис Орлов
Прообраз будущей S40 — Concept 40.2 — более нордический по духу. Окончательный вывод в пользу той или иной формы сделают по результатам встреч с журналистами.
Фото: Денис Орлов
«Ночной» портрет тоже более сдержанный.
Фото: Денис Орлов
Разберут подиумы, свернут баннеры, унесут стулья — и дизайн-центр вновь вернется к созданию автомобилей.
Фото: Денис Орлов

После перехода в собственность Zhejiang Geely Holding Group Co., Ltd в 2010 году, компания встала на путь решительных перемен. Заявляет о скором увеличении производства до 800 000 машин в год, о том, что к 2020 году в ее автомобилях не должен погибать ни один человек, о том, что в 2025 году станет выпускать не менее миллиона автомобилей с электроприводом. И, разумеется, connectivity, сиречь общительность. Современный водитель должен постоянно находиться онлайн. До такой степени, что автомобиль полностью берет управление на себя. Это — не раньше 2025 года. Пока же в Гетеборге набирает обороты новый формат онлайн-торговли — Volvo In-car Delivery: делаешь покупки в Сети, а курьер привозит их к автомобилю и сам загружает в багажник, без вашего участия. Словом, автомобили Volvo уже совсем другие и вовсе не похожи на ряд добротных лакированных ботинок, в которых хоть на свадьбу, хоть на похороны…

И кому пришла в голову эта мысль — сравнить автомобили с ботинками? Мхатовский ход! Улыбаются и не выдают массовика-затейника, несмотря на всю общительность и братство по крови. А затея прикольная. Среди всех скандинавов у шведов — самый легкий юмор. Впрочем, какие шведы… Старший вице-президент по дизайну Volvo Cars Томас Ингенлат — немец, из Volkswagen Group, и перетащил в Торсланду почти всю свою команду. А вице-президент по дизайну интерьеров британец Робин Пейдж прежде и вовсе трудился в Rolls-Royce и Bentley! А китайцы из Geely? Не иначе как они выбрали для презентации ботинки бренда Prada! Китайцы незримо присутствовали на мероприятии. Хотя проект CMA и разработан в Швеции, в нем активно участвовали инженеры Поднебесной. Конечно, китайские боссы всячески преподносят Volvo Cars как носителя нордических традиций. Однако «мягкая сила» понемногу начинает проявлять себя. С трудом удалось убедить партнеров не устраивать прежде презентацию аналогичной платформы для марки Geely. Раздражение китайским демаршем прорвалось даже сквозь беззаботно-праздничную атмосферу презентации. Старший вице-президент Volvo Cars по исследованиям и разработкам Петер Мертенс брякнул: «Китайцы выгодны, поскольку прекрасно умеют делать дешевые вещи». Положим, сквитался.

Дизайн-центр Volvo Cars в Торсланде. Обычно в такие места не пускают посторонних.
Фото: Денис Орлов
Демонстрационный двор дизайн-центра, где оценивают внешний вид будущих серийных моделей при естественном освещении, надежно защищен от нескромных взоров скалами и лесом.
Фото: Денис Орлов
Платформа CMA, вариант с гибридной силовой установкой Twin Engine, состоящей из 1,5-литрового трехцилиндрового бензинового двигателя, электромотора Siemens и преселективной 6-ступенчатой коробки передач. В тоннеле между сиденьями размещена батарея аккумуляторов фирмы LG. Управляющий блок поставила компания Delphi.
Фото: Денис Орлов
Петер Мертенс: гибкая и масштабируемая CMA-архитектура приблизит нас к выпуску 800000 автомобилей в год.
Фото: Денис Орлов
Бензин, дизель, бензин-электрический гибрид Twin Engine, электромобиль — что хотите! И даже возможность передачи цифрового ключа от вашего автомобиля близким или друзьям.
Фото: Денис Орлов
Взгляд на подбрюшье чисто электрического автомобиля компактного класса. Оранжевый блок — это батарея. Электромотор окрашен синим. Спереди внушительный радиатор, поскольку и мотор, и батарея требуют охлаждения не меньше, чем ДВС.
Фото: Денис Орлов
Ян Иварссон — главный «безопасник» Volvo Cars, автор термина uncrashable car. При столкновении кузова обычного автомобиля и электромобиля, под полом которого находится тяжеленная батарея, ведут себя по-разному. Мы постарались, сохраняя унификацию, добиться одинаково эффективного поглощения энергии удара. Кроме того, после столкновения автоматика моментально обесточивает электромобиль.
Фото: Денис Орлов
Еще одна интересная встреча. Знакомьтесь: Дрю Меехан из Car Design Research — британской конторы, предоставляющей автомобильным фирмам консультационные услуги в области дизайна. У них давние отношения с Томасом Ингенлатом («Еще со времен работы в Volkswagen») и с Питером Шрайером из Hyundai. Здесь он, чтобы помочь Volvo осознать, что делает компанию именно Volvo.
Фото: Денис Орлов
Volvo XC90 с гибридной силовой установкой на подзарядке на рекламном стенде компании Postnord, принимающей онлайн-заказы по программе доставки Volov In-Car Delivery.
Фото: Денис Орлов
Volvo. Volvo. Volvo. Volvo. Музей Volvo.
Фото: Денис Орлов
Формально музей Volvo принадлежит производителю грузовиков, автобусов, строительных машин и силовых установок AB Volvo. Однако на паритетных условиях в нем выставляются и легковые Volvo. Последствия развода: у компаний даже эмблемы одинаковые, только у легковой логотип на синем фоне, а у грузовой — на серебристом.
Фото: Денис Орлов
Интереснейший экспонат — композитное колесо по патенту Ханса-Эрика Ханссона. Оно представляет собой единое целое с безвоздушной шиной (Nokian). Такая конструкция легче, тише (на целых 10 децибел!) обычной и не подвержена аквапланированию, поскольку в шине проделаны сквозные дренажные отверстия, куда уходит вся попадающая под колесо вода.
Фото: Денис Орлов
Volvo XC90 из кубиков Lego выставлялся в калифорнийском Legoland в 2004 году. Над ним три недели трудились трое конструкторов Lego, а потом целая бригада собирала 2,5 месяца. На машину ушло 201076 кубиков Lego.
Фото: Денис Орлов

Петера Мертенса я поначалу держал за чистокровного шведа. Более того, понаблюдав за его манерой общаться, я заподозрил, что именно он — автор затеи с ботинками. А залез по возвращении домой в Linkedin: немец! Послужной список — как звезды Героя на пиджаке Брежнева: ведущий проекта Mercedes-Benz A-класса, внушительный стаж в General Motors. И наконец, самое интересное: до перехода в Volvo Cars Петер Мертенс являлся членом правления Jaguar/Land Rover по вопросам качества продукции. То есть китайцы, завладевшие одной благородной европейской маркой, переманили топ-менеджера у индийцев, владеющих другой благородной европейской маркой!

Господин Мертенс общается эмоционально, непринужденно, афористично. Слушал бы и слушал. Но и спрос на него соответствующий. Давно не приходилось бывать на таком жарком журналистском рауте, где коллеги расталкивают друг друга локтями, перебивают и норовят перехватить вопрос. Адреналин! Что же выяснилось в беседе? Отныне у компании Volvo будет всего две «архитектуры» (платформы), два двигателя внутреннего сгорания плюс электромоторы, четыре трансмиссии — из этого набора и будут рождаться все автомобили ближайшего будущего. Это ж какая экономия! Volvo — рациональная компания. «Мы не используем в конструкции алюминий, как сумасшедшие!» — это прямая цитата, явный выпад в сторону своих прежних работодателей. «Любая идея хороша, пока публика готова за нее платить» — это еще одна.

Я поинтересовался мнением господина Мертенса о решении запретить в 2050 году эксплуатацию машин с двигателями внутреннего сгорания. Об этом на парижской конференции по климату COP21 в декабре 2015 года объявили сразу несколько ведущих автомобильных держав. Вот сегодня Volvo вкладывается в разработку новых ДВС, а моторы обычно стоят в производстве по 20–30 лет, а дальше-то что? Не собирается Volvo сворачивать проектирование ДВС?

— Я уже 30 лет в профессии и каждый год слышу: «В течение 10 лет все автомобили станут электрическими!» «В течение 10 лет!…» «Электрическими!...» И ничего не происходит! — вскипел господин Мертенс. — Повсеместный переход на электромобили невозможен хотя бы потому, что отсутствует соответствующая инфраструктура. Из 100-метрового небоскреба в Дубае не выкинешь провод с розеткой! Так что мы продолжаем работать над ДВС нового поколения.

Как подобные бронированные лимузины на шасси Volvo впишутся в новую концепцию двух платформ? Их строит самое известное шведское кузовное ателье Nilsson Special Vehicles. Когда-то автомобили скорой помощи производства Nilsson даже закупало правительство ГДР.
Фото: Денис Орлов
Скульптурная композиция Dröm («Сон») каталонского скульптора Яуме Пленса на площади Drottningtorget напротив отеля Clarion Hotel Post.
Фото: Денис Орлов
Порт в устье реки Гета-Эльв.
Фото: Денис Орлов
Бывший главный почтамт постройки 1925 года утратил свое назначение в эпоху интернета и превращен в роскошный отель стараниями архитектурного бюро Semrén & Månsson. Вот так когда-то и автомобиль станет не нужен.
Фото: Денис Орлов
Интерьер «почтового отеля» оформлен расплющенным почтовым фургоном Renault Kangoo.
Фото: Денис Орлов
В типичном блоге написали бы: «какой-то король». Густав II Адольф способствовал расцвету Гетеборга, освободив его на 16 лет от податей. Был чрезвычайно образован — понимал даже по-русски, и отважен — погиб, возглавив кавалерийскую атаку во время Тридцатилетней войны.
Фото: Денис Орлов
Почему велосипеды в Гетеборге смотрятся естественно, в отличие от велосипедов в Москве?
Фото: Денис Орлов
Старинная часть расчерчена на «першпективы», как Санкт-Петербург.
Фото: Денис Орлов
Медицинский музей в бывшей больнице.
Фото: Денис Орлов
Мелодии белых ночей.
Фото: Денис Орлов
И еще об архитектуре. Опера в Гетеборге, в стиле постмодернизм. 1994 год. Архитектор Ян Изикович, агентство Lund & Valentin.
Фото: Денис Орлов
Шведы обожают всевозможные заседания и конференции, и даже построили специальное здание Läppstiftet Konferens. Архитектор Ральф Эрскин, 1994 год. Еще недавно это было самое высокое офисное здание Гетеборга (82 метра). Жители прозвали его «Губной помадой».
Фото: Денис Орлов
Четырехмачтовый барк «Викинг» спущен на воду в 1906 году в Копенгагене. Это один из десяти существующих кораблей такого типа в мире (включая наши «Крузенштерн» и «Седов»). Сегодня превращен в отель.
Фото: Денис Орлов
Магазинчик, продающий конфеты на вес, в аэропорту Ландветтер.
Фото: Денис Орлов
Перонные автобусы M.A.N. в аэропорту Ландветтер.
Фото: Денис Орлов

На фоне повального лицемерия даже такая простая мысль, что «белое — это белое» из уст крупного чиновника воспринимается откровением Иоанна Богослова. Потому что обычно говорят наоборот. А еще понравилось, но уже из программного заявления Петера Мертенса:

Volvo is the youngest company with a longest history. Вроде все слова знакомые, а пробуешь переводить, фраза царапается и кусается, на язык не дается. Ну, ладно, смысл-то понятен. В 2017 году грядет 90-летие первого автомобиля Volvo — всего только 90-летие. Не возраст, по меркам европейской автомобильной индустрии, но все же — возраст!



В избранное