← Январь 2016 → | ||||||
16
|
17
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
18
|
19
|
|||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://snob.ru/
Открыта:
20-05-2015
Статистика
0 за неделю
<<Это был натуральный рукотворный пришелец>>. Артемий Троицкий, Юрий Шевчук и другие о Дэвиде Боуи
«Это был натуральный рукотворный пришелец». Артемий Троицкий, Юрий Шевчук и другие о Дэвиде Боуи 2016-01-11 18:14 dear.editor@snob.ru (Юлия Дудкина) Юрий Шевчук, музыкант: Дэвид Боуи был таким музыкальным Энди Уорхолом — новатором, человеком, который разрушает границы. Буквально вчера я увидел его клип на недавнюю песню Lazarus: с одной стороны, это спокойная музыка, а с другой — в ней есть какой-то внутренний нерв. Сегодня, когда я узнал о смерти Боуи, эта композиция воспринимается совсем по-иному — получается, что музыкант, как всегда, оказался на высоте и спел о собственной смерти. Хоть он не был моим любимым исполнителем, каждая его пластинка в свое время была для нас настоящим прорывом. Может, его творчество и несколько эклектично, но эта эклектика всегда была революционной. Я выражаю соболезнование всем поклонникам творчества Дэвида Боуи и его семье. Артемий Троицкий, музыкальный критик: Мое самое тяжелое воспоминание о Боуи — это его визит в Москву летом 96-го года. У меня была заготовлена для него целая программа: галереи, выставки, концерты… Но у него было плохое настроение, и он почти все время проводил в своем гостиничном номере, мы даже записывали там передачу «Кафе “Обломов”», потому что он отказался ехать в Останкино. Неудачно прошел и сам концерт, но уже по вине организаторов: мы совершенно не угадали с помещением, и дело происходило в Кремлевском дворце съездов. Конечно, это было место не для Боуи, да еще и прямо перед сценой поставили этакий вип-партер — столики со стульями, так что получился какой-то кабацкий антураж. Я это все увидел в последний момент, когда уже пришел в зал, и сделать ничего не мог. За столиками сидели какие-то седовласые папики со своими блондинистыми телками и клевали носом, а некоторые прямо во время концерта разговаривали по телефону. Это был просто позор, и Боуи остался ужасно недоволен концертом. Я перед ним извинился, и на наши личные отношения эта история не повлияла, но приезжать в Россию на гастроли он больше не захотел. Познакомились мы в 1991 году в Париже — я вел большой концерт, где Боуи с группой Tin Machine были хедлайнерами. Я впервые увидел его в вагончике для артистов, и он произвел на меня сильнейшее впечатление. Я к тому времени уже общался и с Полом Маккартни, и с Миком Джаггером, так что известность собеседников меня не очень шокировала. Но Боуи был круче всех остальных музыкантов, а еще у него было то, что люди, склонные к мистике, назвали бы невероятной аурой или магнетизмом. Казалось, что разговариваешь даже не совсем с человеком. При этом он был очень прост, мил и естественен — общался со всеми на равных, улыбался, проявлял любопытство. Уже позже я понял, что он, помимо всего, еще и очень умный, начитанный человек — с ним можно было говорить обо всем, в том числе и о русской литературе, которую он хорошо знал.Читать дальше >> Алексей Кортнев, музыкант: Дэвид Боуи преподал всему миру важный урок: он показал нам, что такое шоу. Помню, появление Зигги Стара меня по-настоящему потрясло — это было какое-то невероятное карнавальное существование. Теперь у Боуи есть много последователей, некоторые даже пытаются выступать еще более ярко и непосредственно, но, что касается изобразительной стороны музыки, именно Боуи стал настоящим патриархом. У него очень много заимствовали, и, если бы не он, российские группы, такие как «Кино» или «АукцЫон», никогда не выглядели бы так, как они выглядели. Узнав о смерти Дэвида Боуи, я вдруг осознал, что великие старики начали умирать — не от передозировки наркотиков или алкоголизма, а от болезней и из-за возраста. А получается, для нашего поколения следующий шаг теперь — это шаг в старость. Владимир Матецкий, музыкант, композитор: Новость о смерти Боуи всех шокировала, ведь никто не знал о его болезни: эта информация не просачивалась ни в английскую, ни в американскую прессу. В английском языке есть хорошее слово artist — это не просто художник, а художник в широком понимании, во всех своих проявлениях. И это понятие в полной мере относится к Боуи. Да, он что-то брал из эстетики английского кино 60-х, что-то — из классической музыки, но у него все это звучало по-новому. Все заимствования становились его искусством и ничьим больше. Перед тем как уйти, он успел записать потрясающий альбом Black Star — буквально пару дней назад я советовал всем своим друзьям-музыкантам его послушать, вдуматься в тексты. Для этого альбома Боуи придумал удивительный ход: он позвал джазовый коллектив, чтобы играть рок-музыку. Рецензенты теперь шутят, что получилось гораздо лучше, чем если бы рок-музыкантов позвали играть джаз. Прием сработал: Боуи как бы вытянул музыкантов из их привычной скорлупы, заставил их быть другими, и получилось что-то невероятное. Всеволод Гаккель, музыкант: Может, в 70-е годы нас — тех, кто любил Боуи, — было не так уж и много в стране, но мы слушали его взахлеб, и на наше поколение он оказал колоссальное влияние. Альбомы было трудно доставать, мы переписывали их друг у друга. Некоторые счастливчики были обладателями собственных оригиналов, но я этим похвастаться никогда не мог. Кажется, в 76-м году в радиопередаче «Запишите на ваши магнитофоны» поставили альбом Дэвида Боуи Young Americans. Это был беспрецедентный случай: Боуи на радио! Мы собрались большой компанией специально, чтобы это услышать. Несколько песен Боуи стали для меня лейтмотивом на всю жизнь: например, Life on Mars или All The Young Dudes. Я до сих пор не вполне осознал, что этого музыканта больше нет — так обычно впадаешь в ступор, когда узнаешь о смерти близкого человека. Bloomberg включил Россию в топ-5 худших экономик 2016 года 2016-01-11 17:54 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Антирейтинг худших экономик мира возглавили Венесуэла, Бразилия и Греция, четвертое место разделили Россия и Эквадор. По оценке экспертов, нулевой рост в 2016 году покажет экономика Аргентины, которая идет следом за Россией. Незначительный рост ожидается в Японии, Финляндии, Хорватии и Швейцарии — в этих странах ВВП вырастет меньше, чем на 1,5 процента. Как начинается вторая волна глобального кризиса 2016-01-11 17:36 dear.editor@snob.ru (Василий Колташов) Пока россияне отдыхали на праздниках, доллар подорожал до 73 рублей, евро — до 79,6, а нефть упала до 33 долларов за баррель. Как начался 2016 год в мировой экономике, почему 400 самых богатых людей планеты потеряли 194 миллиарда долларов всего за одну неделю января и какие потрясения нас ждут в следующие 12 месяцев, «Снобу» рассказал руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. Начинается вторая волна глобального экономического кризиса. Теперь он затронет не только страны БРИКС и развивающиеся экономики, но и остальной мир, в том числе США. Первая волна кризиса началась в Америке, что привело к дестабилизации рынков, а потом и общему экономическому падению в других странах. Теперь все наоборот: главные неприятности происходят в экономиках стран БРИКС, но в первую очередь — в Китае. Фактически 2016 год — год Китая. Это год, когда китайский экономический кризис будет оказывать исключительно деструктивное влияние на мировой рынок и на многострадальную российскую экономику в том числе. Цепная реакция. Первое — это падение китайского фондового рынка. Оно началось еще летом 2015 года, но власти Китая попытались взять ситуацию под контроль. В январе обвал китайского фондового рынка продолжился, да еще и перенесся в Соединенные Штаты и на другие фондовые рынки по всему миру. Это сыграло роль дрожжей в тесте для форсирования падения цен на нефть. И ничего удивительного: мы уже наблюдали одновременный обвал фондовых и сырьевых рынков во второй половине 2008 года. Думаю, китайские власти смогут временно стабилизировать ситуацию, но все же будут продолжать терять контроль. ЦБ России в свою очередь пытается предотвратить обвал рубля: это была его главная забота в конце 2015 года, это видно и сегодня — когда открылись торги, ощущалось вмешательство ЦБ, который не давал рублю падать так, как это могло бы быть, доллар сегодня мог стоить 78 рублей, а завтра — 82. Как Китай будет влиять на ситуацию дальше. Мы стоим на пороге девальвации юаня. Она почти началась в 2015 году. Абсолютно неверен тезис о том, что Китай сознательно и осознанно переходит к политике ослабленного юаня. На самом деле юань падает сам, его никто специально не роняет. Китай категорически этого не хочет, боятся этого также США и Евросоюз. Именно из-за этих опасений МВФ признал юань как резервную валюту, а российские чиновники вовсю его рекламировали в прошлом году. Чем чревата девальвация юаня? Если юань упадет — по моим расчетам, раза в два, — это приведет к значительному сокращению китайского рынка. Тогда еще раз произойдет очень мощный обвал цен на нефть, а также снизится весь объем мировой торговли, завязанной на Китае. Все последние годы мировые экономики торпедировали Китай: ему выставляли требования расти быстрее, а китайские товары никто не покупал — потому что у кого рубль упал, у кого бразильский реал. Это создало условия, в которых триггером для кризиса китайской экономики стали внутренние факторы. То, что юань заражен «падучей болезнью», говорит о том, что спрос в китайской экономике просел, покупательская активность упала. Одновременно с этим происходит интенсивный уход капитала из Китая. Даже если китайские власти нам показывают статистику о росте промышленного производства и врут, что все хорошо, юань — не врет. Что это значит для мировой экономики. Китай очень рано и очень быстро вошел в игру как мощнейший негативный фактор. Он будет дестабилизировать рынки и мировую торговлю, продолжит влиять на падение цен на нефть — возможен коридор колебаний от 28 до 33 долларов за баррель. Но это будет зависеть от китайских чиновников и их способности сохранять видимость, что все не так плохо. А потом может случиться падение и до 25, и даже до 15 долларов за баррель. Рубль, естественно, в 2016 году будет девальвироваться еще раз. После падения рубля будут девальвированы евро и британский фунт — как это было в 2014-2015 годах. Ослабление коснется и Швеции, и Норвегии: «падучая болезнь» будет охватывать одну страну за другой, заражая сначала страны с более слабыми экономиками. ИГСО прогнозировал китайский кризис еще несколько лет назад, обвал китайской экономики и последующей дестабилизации мировой системы были неизбежны. Все это происходит просто потому, что Китай — это рынок очень большого размера. Один из главных вопросов 2016 года — стабильность доллара. Будет ли он укрепляться и как долго? Ясно, что сейчас он будет укрепляться, но обвал американского фондового рынка вслед за китайским уже показателен. Это говорит о том, что не только экономика Китая поражена кризисом, но и экономика США с их позитивной статистикой 2015 года, за красивым фасадом которой скрываются серьезные проблемы. Возможно мы увидим ослабление доллара во второй половине 2016 года, но только после того, как девальвируются юань, евро и фунт — это принципиально важный момент для США. Федеральная резервная система может позволить себе ослабить доллар только в том случае, если не будет конкуренции. Иначе будут нарушены потоки капиталов, а Штаты нуждаются в том, чтобы капиталы с рынков, охваченных паникой, уходили именно в доллар и американскую экономику. Подготовила Анна Карпова. В больнице Белгорода сменили главврача после избиения пациента до смерти 2016-01-11 17:21 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Главного врача уволили после того, как его подчиненный, хирург Илья Зелендинов 29 декабря избил в больнице двух человек, один из которых скончался от черепно-мозговой травмы. Следствие считает, что врач вступился за медсестру, которую пнул 56-летний житель Белгорода Евгений Вахтин, поступивший в больницу с жалобами на боли в желудке. Друзья Вахтина утверждают, что тот случайно задел медсестру. Рубль стал второй самой недооцененной валютой мира по «индексу бигмака» 2016-01-11 16:43 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) За один доллар, по «индексу бигмака», в России должны давать не около 75 рублей, а 23,12 рубля, что почти в три раза меньше реального курса. В Турции задержали сторонницу «Исламского государства» из России 2016-01-11 16:06 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Полиция задержала сторонников «Исламского государства» во время спецоперации, которая прошла в Стамбуле и провинции Адана на юге страны. По информации полиции, задержанные люди общались с участниками «Исламского государства», некоторые из них в прошлом посещали территорию террористов. В посольстве России в Турции пока не подтвердили информацию о поимке россиянке, которая собиралась в «Исламское государство», пишет «Интерфакс». «Нам официального подтверждения от турецкой стороны не поступало», — сказал пресс-атташе посольства Игорь Митяков. Morgan Stanley предрек падение цен на нефть до 20 долларов 2016-01-11 15:41 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Стоимость доллара упала в 2015 году до 60 долларов за баррель из-за затоваренности рынка, однако дальнейшее снижение до 35 долларов произошло из-за укрепления доллара и нефундаментальных факторов, уверены аналитики Morgan Stanley. Главный нарколог предсказал запой в России до Крещения 2016-01-11 13:54 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) «Наверняка, будут идти [к врачам]. Запой ведь не закончился», — сказал Брюн. Он подчеркнул, что во время десятидневных новогодних каникул медики не зарегистрировали всплеска обращений граждан из-за алкоголя и пока «ничего смертельного не наблюдают». Полиция Москвы начала искать участников акции «В метро без штанов» 2016-01-11 13:36 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Полиция начала искать участников акции, которая прошла в метро в воскресенье, 10 января, рассказал агентству неназванный источник в правоохранительных органов. Во время проверки полицейские собираются установить, нарушили ли участники флешмоба Уголовный кодекс или Кодекс об административных правонарушениях. Водородная бомба и барон Коротышка. Тест на знание новогодних новостей 2016-01-11 13:33 dear.editor@snob.ru (Евгений Бабушкин) Вы получаете очки не только за правильный ответ, но и за скорость, с которой вы его дали. Победитель будет определен 13 января и получит годовую подписку на журнал «Сноб» и билет на одно из ближайших мероприятий нашего клуба. Пройдя тест, просто оставьте свою почту, и наш секретарь с вами свяжется Рейтинг участников викторины ТОP-20 по количеству очков
«Золотой глобус-2016»: кого полюбила иностранная пресса в Голливуде 2016-01-11 13:25 dear.editor@snob.ru (Вадим Рутковский) В сознании многих зрителей «Золотой глобус», который раздают в начале года, — чуть ли не разминка перед «Оскаром», предвосхищающая результаты главной призовой гонки. Это не совсем так. Фильмы, понятное дело, в номинационных списках фигурируют примерно одни и те же, но если в оскаровском голосовании участвуют, скажем так, голливудские работники, то «Глобусы» раздают иностранные (то есть не американские) журналисты, аккредитованные в Голливуде. Это, конечно, не уменьшает престижа старейшей награды, поддерживаемого церемониями с участием звезд. Просто стоит помнить, что вкусы греющейся на калифорнийском солнце прессы могут совпадать с «академическими», а могут и нет, как нет и прямой связи между двумя наградами. Да, и еще в «Глобусе» разграничивают фильмы по медиа и жанрам — «драмы» и «комедии», «кино» и «телевидение» соревнуются отдельно. Вот основные итоги 2015-го, подведенные 10 января 2016 года. Лучший драматический фильм — величественный, пафосный (и, по убеждению вашего обозревателя, стопроцентно фейковый) вестерн Алехандро Г. Иньярриту «Выживший» (вот уж кому «Оскар» вряд ли достанется, ибо прошлый годстал годом триумфа «Бердмана»); Иньярриту получил награду и в номинации «Лучший режиссер». Лучший фильм в номинации «Комедия или мюзикл» — «Марсианин». Лучший актер в драме — Леонардо Ди Каприо, чья работа в «Выжившем» действительно походит на подвиг — в формате Алексея Маресьева. Лучшим комедийным актером назван Мэтт Дэймон — за упражнения на тему «есть ли жизнь на Марсе». Лучшая драматическая актриса — инди-звезда Бри Ларсон за роль в независимом малобюджетном фильме «Комната». Лучшая актриса в комедии или мюзикле — всеобщая любимица Дженнифер Лоуренс за роль в новом фильме Дэвида О. Расселла «Джой». Лучшие исполнители ролей второго плана — Сильвестр Сталлоне («Крид: Наследие Рокки») и Кейт Уинслет («Стив Джобс») соответственно. Лучшим сценарием признан бесконечно театральный (и, увы, вопиюще банальный) «Стив Джобс» Арона Соркина. Лучшим зарубежным фильмом — венгерский концлагерный трип «Сын Шауля». Лучшая анимация — «Головоломка», лучшая музыка — работа Эннио Морриконе в «Омерзительной восьмерке». В телеотсеке драматическим сериалом номер один избран «Мистер Робот», первым комедийным — «Моцарт в джунглях». Лучшие актеры телекомедии — мексиканец Гаэль Гарсиа Берналь («Моцарт в джунглях»), чья слава, кстати, началась когда-то с «Суки-любви» Иньярриту, и Рэчел Блум («Чокнутая бывшая»), лучшие лицедеи в драме — Тараджи П. Хэнсон («Империя») и Джон Хэмм («Безумцы») — тот еще сюрприз, не правда ли? Лучший мини-сериал — «Волчий зал», лучший мини-сериальный актер — Оскар Айзек («Покажите мне героя»), лучшая актриса — Леди Гага («Американская история ужасов»), и вот это правда приятный сюрприз. Самый точный прогнозист предсказал доллар за 65 рублей 2016-01-11 13:20 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Курс доллара в первом квартале 2016 года опустится до 67-70 рублей, считает Дмитрий Петров. Он уверен, что рубль укрепится за счет роста цен на нефть, которая может подорожать до 35-40 долларов за баррель. Вадим Рутковский: Дэвид Боуи. Жизнь, смерть и 10 космических клипов 2016-01-11 13:06 dear.editor@snob.ru (Вадим Рутковский) Только инопланетянин мог бы написать о Боуи, ни разу не упомянув о тщательно культивируемом инопланетном образе артиста. Это даже не банальность, это жест художника, ставший фактом биографии; конечно же, Боуи — Человек, Который Упал На Землю, по названию первой фантастической (во всех смыслах) роли Боуи в кино, у галлюцинирующего Николаса Роуга (и именно Боуи досталась роль священного монстра в мифологии таких домашних, таких уютно здешних петербургских «митьков»). Автор Space Oddity — песни о странном случае с майором Томом, оказавшимся в открытом космосе: сейчас трудно поверить, что Боуи написал ее под впечатлением от кубриковской «Космической одиссеи» — наоборот, кажется, что без трека Боуи не было бы всей космической индустрии, от проектов NACA до фильмов о галактических далях, в каждом втором из которых звучит Ground Control to Major Tom... (вот «Марсианин» умудрился обойтись без, заменив Space Oddity на Starman’а). Создатель сценического образа Зигги Стардаста, тщательно отбиравший роли — от марсианина и «человека-слона» Джона Мэррика в театре до вампира в «Голоде», короля гоблинов в «Лабиринте», изобретателя-чудотворца Николая Теслы в «Престиже» и мистического агента ФБР Филлипа Джеффриса в «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» в кино. Адепт экстравагантности во внесценическом пространстве — не из бунтарского желания давать пощечины общественному вкусу (за что легко можно принять руку, вскинутую в нацистском приветствии у вокзала Виктория, и пестрящую ослепительными глэм-роковыми цветами бисексуальность) или увлечения кокаином (о чем первая жена Боуи, за 10 лет «фиктивного брака» возненавидевшая Дэвида, без стеснения рассказала в скандальном томе «Проход за кулисы: Жизнь с Дэвидом Боуи на дикой стороне»), а из своеобразного отношения к земной реальности, на которую артист смотрел разноцветными глазами пришельца. Реальность, кстати, не выдержала взгляда — преобразилась и мутировала: но лишний раз сказать, что Боуи — гений, радикально преобразивший культуру ХХ века, будет банальностью. Посмотрите последнее видео Боуи — гигантский десятиминутный сюрреалистический клип Blackstar на заглавную песню с нового (и последнего) альбома (о возвращении Боуи с The Next Day мы писали в cover story мартовского номера 2013 года) — этот мини-фильм также странен, причудлив и нездешен, как жизнь и творчество его автора. «Силы природы бросают мне вызов. Я стою на одиноком утесе, полночный ураган развевает мои волосы, и летучие мыши вместе с какими-то клочьями водорослей путаются у меня в бороде. Гром и молния потрясают все окрест, а бушующий океан внизу делает все, что полагается делать бушующему океану. И силы природы говорят мне: “Жалкий смертный! Это ты осмеливаешься делать передачу про Дэвида Боуи?” Но я не отвечаю, нет, я не снисхожу до ответа, а лишь презрительно хохочу! И шторм отступает. И лишь тогда я говорю: “Да! Вы не ослышались, силы природы. Именно про Дэвида Боуи!”» Так Борис Гребенщиков начинал эфир на Радио России. 10 января 2016 года выяснилось, что Боуи действительно смертен: полтора года борьбы с раком закончились его поражением. Факт физической смерти неоcпорим, но это тот случай, когда утверждение death is not the end имеет смысл. И вместо прощания лучше пересмотреть несколько выдающихся видео на выдающиеся песни. Life on Mars? (1971) Трек с альбома Hunky Dory, вышедший в 1973-м отдельным синглом; как говорили на BBC, «слияние бродвейского мюзикла с живописью Сальвадора Дали» Rebel Rebel (1974) Почти официальное прощание Боуи с глэм-роком Heroes (1977) Песня Боуи и Брайана Ино, часть «берлинского периода» в жизни артиста Ashes to Ashes (1980) Сингл с альбома Scary Monsters (and Super Creeps) — второе пришествие майора Тома Under Pressure (1981) Коллаборация Боуи и Queen Let’s Dance (1983) Заглавный трек самого успешного альбома Боуи Modern Love (1983) Первый трек альбома Let’s Dance, ставший частью киноклассики — под него совершает свой немыслимый пробег герой Дени Лавана в «Дурной крови» Лео Каракса Hello Spaceboy (1996) Написанный с Брайаном Ино трек с альбома Outside, третья встреча с майором Томом. Ремикс, сделанный в соавторстве с Pet Shop Boys, оказался популярнее оригинала I’m Deranged (1996) Тревожный и гипнотический вклад Боуи в саундтрек самого непостижимого фильма Дэвида Линча «Шоссе в никуда» Valentine’s Day (2013) Мощный снегопад обрушится на Москву 2016-01-11 12:57 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) За день снега выпадет больше, чем за всю зиму. Снегопад начнется после 12 часов, достигнет пика к 15 часам и прекратится к утру 13 января. Во время непогоды ветер усилится до 15-20 метров в секунду, прогнозируют синоптики. В Кельне вооруженные люди напали на мигрантов 2016-01-11 12:16 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Нападения произошли в центре Кельна недалеко от центрального железнодорожного вокзала вечером в воскресенье, 10 января. В больницы увезли двух уроженцев Пакистана, один сириец получил легкие травмы. Путин нашел «позитивные вещи» в снижении цен на нефть 2016-01-11 11:52 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Владимир Путин заговорил о снижении цен на нефть, отвечая на вопрос о санкциях, которые западные страны ввели против России. Президент назвал санкции «глупым и вредным решением» и отметил, что это «не самая сложная вещь». По словам Путина, больше всего экономика пострадала от санкций, когда банкам запретили брать кредиты в Европе и США. Названы самые популярные автомобили российских чиновников 2016-01-11 11:19 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Начиная с 2003 года, Ford Focus лидирует в государственных закупках. Лишь в 2013 году Focus уступил ведущую позицию Volkswagen Passat. С 2002 года Ford Focus производят в Ленинградской области, поэтому выбор чиновников отвечает курсу импортозамещения, подчеркнуло издание. Курс евро за несколько минут вырос на три рубля 2016-01-11 10:53 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Курс доллара на торгах достигал максимальной отметки в 76,49 рубля, что на 1,73 рубля больше, чем при закрытии предыдущей торговой сессии. В 10:47 по Москве евро торговался чуть выше 83 рублей, а доллар — в районе 76 рублей. Семьи жертв катастрофы A321 подадут в суд на владельца самолета 2016-01-11 10:35 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) «Мы подготовили материалы, чтобы потребовать от владельца самолета — американской компании ILFC — выплаты компенсации родственникам погибших. Также мы привлечем соответчиком компанию, у которой ILFC страховала ответственность», — сообщил Трунов. По его оценке, родственники могут получить до 1,5 миллиона долларов за каждого погибшего. Дэвид Боуи. Плейлист 2016-01-11 10:26 dear.editor@snob.ru (Антон Чугринов) Умер Дэвид Боуи 2016-01-11 09:57 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) «Дэвид Боуи умер мирно сегодня в кругу семьи после 18 месяцев мужественной борьбы с раком», — сообщили представители семьи музыканта. Они попросили не беспокоить скорбящих родственников артиста. Дэвид Боуи родился 8 января 1947 года в Лондоне. Он начал выступать в 1960-х годах. Известность к артисту пришла после 1972 года, когда вышел его альбом «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars». Боуи известен как певец, автор песен и продюсер, который пробовал себя в таких жанрах как глэм-рок, арт-рок, соул, хард-рок, дэнс-поп, панк и электроника. Альбомы Боуи за последние 40 лет разошлись тиражом более 130 миллионов копий. В минувшую пятницу, 8 января, Дэвид Боуи отметил 69-й день рождения. В этот день вышел его 29-й альбом под названием Blackstar. В январе также вышел клип Дэвида Боуи на песню Lazarus. «Выживший» получил «Золотой глобус» как лучший фильм 2016-01-11 09:41 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Актер Леонардо ди Каприо, который исполнил главную роль в «Выжившем», получил третий «Золотой глобус» в карьере как лучший драматический актер. «Золотой глобус» за лучшую женскую драматическую роль получила Бри Ларсон за фильм «Комната». Фильм «Выживший» режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту рассказывает историю исследователя Хью Гласса, который после нападения медведя и предательства своей команды проводит зиму в лесу. В основу фильма лег роман Майкла Панке. Мировая премьера состоялась 25 декабря 2015 года. Искусство, шопинг, ночная жизнь. Куда идти в Гонконге 2016-01-11 09:04 dear.editor@snob.ru (Ксения Голованова) Когда-то Гонконг был заросшим джунглями островом на окраине Китайской империи. Сегодня это один самых технологически продвинутых, архитектурно привлекательных и финансово благополучных городов Юго-Восточной Азии. Правда, в отношении джунглей мало что изменилось: две трети территории Гонконга по-прежнему покрыто лесами, благодаря чему качество воздуха в автономии совсем не такое, как, скажем, в Шанхае или Пекине. Оставшаяся треть принадлежит залитым неоном торговым улицам, круглосуточным ресторанным оазисам и кварталам породистых небоскребов, удвоенным отражением в бухте Виктории. Но и это не все: в состав Гонконга входит порядка 260 островов — большинство их них необитаемы, зато те, что освоены человеком, могут похвастаться прекрасными пляжами. Символ Гонконга — пятилепестковый цветок баугинии, изображенный, в частности, на реверсе местных монет. Читать далее: Искусство. Художественные галереи, музеи и фильмотеки Пляжи. Укромные бухты, зоны для пикника и лучшие серф-споты города Шопинг. Торговые центры, бутики гонконгских дизайнеров и рынки на берегу моря Ночная жизнь. Клубные кварталы, коктейльные лаунжи и панорамные бары Искусство. Художественные галереи, музеи и фильмотеки Гонконга
Гонконг становится важным центром искусства, в том числе современного: экономика стремительно развивается, а вместе с ней растет и местное арт-сообщество — пока небольшое, но очень амбициозное.
Главным инкубатором городской культуры уже 38 лет работает Гонконгский центр искусств: здесь проводят фестивали, организуют кинопросмотры и устраивают мастерклассы в собственной художественной школе (можно подзадержаться и в итоге получить диплом магистра в какой-нибудь изящной области). В местных кассах есть билеты на все важные культурные мероприятия в городе, там же выдают брошюры и буклеты об интересных выставках. Один из них наверняка приведет вас в Гонконгский центр изобразительных искусств, где тоже учат — керамике, скульптуре, гравюре и живописи, а также демонстрируют успехи вчерашних выпускников: выставочный зал обычно занят работами восходящих звезд китайской арт-сцены и кишит серьезными людьми, одетыми по последней кураторской моде. Здесь часто читают лекции известные художники, например, основатели Para Site — первой гонконгской галереи, которая ввела моду на концептуальные перформансы. В артистических кругах она пользуется авторитетом, и не в последнюю очередь благодаря тому, что существует на некоммерческой основе.
Любители кино должны сходить в Киноархив Гонконга: в фильмотеке хранится более 6300 бобин, в том числе большие редкости — первый фильм, снятый в городе, неуловимая лента с гонконгским нуаром конца 1930-х, существующая в единственном экземпляре и т.д. Фильмы из коллекции — даже наиболее ценные — регулярно показывают в кинотеатре при Киноархиве. Музей чайной утвари во Флагстафф-хаусе, одном из самых старых колониальных зданий города, может быть интересен всем, кто интересуется китайским бытом: в экспозиции есть по-настоящему древние предметы, а помимо созерцания чайников и пиал посетителям предлагают, собственно, идеально заваренный чай —в особенности его приготовления посвящают в элегантной чайной комнате при музее. К 2018 году будет достроен арт-квартал West Kowloon Cultural District, спроектированный бюро Foster and Partners. На Китайский новый год (в феврале) проходят уличные парады с богато украшенными платформами, салюты в бухте Виктории и круглосуточные ярмарки Фото предоставлено Управлением по туризму Гонконга www.discoverhongkong.com В мае в Азии празднуют День рождения Будды. Статуи именниника омывают водой, заедая процесс специальным горьким печеньем Фото предоставлено Управлением по туризму Гонконга www.discoverhongkong.com Читать также: Пляжи. Укромные бухты, зоны для пикника и лучшие серф-споты города Шопинг. Торговые центры, бутики гонконгских дизайнеров и рынки на берегу моря Ночная жизнь. Клубные кварталы, коктейльные лаунжи и панорамные бары Пляжи. Укромные бухты, зоны для пикника и лучшие серф-споты города
Купаться в Гонконге одно удовольствие: пляжи, особенно те, что в укромных бухтах на дальних островах, чисты, безопасны и хорошо оборудованы, а сезон длится с ранней весны до поздней осени. Самая, пожалуй, освоенная туристами полоса песка в Гонконге — Стэнли-Мейн на юге города. В большинство путеводителей этот пляж попадает благодаря соседству с рынком Стэнли и эффектной июньской регате драконьих лодок, которая проходит в его акватории, но хорош он и сам по себе — в частности, наличием популярной школы водных видов спорта. В той же южной части острова есть еще один отличный пляж, Рипалс-Бей — здесь можно увидеть, как в Гонконге выглядит место под солнцем. Цены на недвижимость в бухте зашкаливают, но выдавать район за гетто для богачей неправильно: кафе и рестораны в Рипалс-Бей совершенно не снобские, а владельцы квартир в «Лилии», спроектированном Норманом Фостером доме у пляжа, спокойно загорают по соседству с теми, кто приехал сюда с другого конца земли.
Пляж Шэк О тих и спокоен — в одноименный поселок на юго-востоке острова Гонконг, облюбованный творческой интеллигенцией, туристы добираются нечасто. А зря: песок и вода в Шэк О чище, чем где бы то ни было, вдобавок неподалеку от пляжа есть живописная зона для пикников. В трех километрах к северу находится Биг-Вейв-Бей, один из немногих в Гонконге пляжей, где (название не врет) можно заниматься серьезным серфингом. Для последнего, впрочем, имеет смысл отъехать подальше, на полуостров Сайкун — почти вся его территория объявлена природным парком, а в бухте Тайлунвань, которая считается одной из самых красивых в Гонконге, гуляют хорошие волны. И не забывайте про пляжи гористого острова Лантау, сплошь опоясанного золотой песчаной каемкой: самый популярный — Сильвермайн-Бей в поселке Муй-Во на южном берегу, где когда-то добывали серебро. Кроме пляжа в честь шахты назван и местный водопад, оживающий в сезон дождей — от моря до него чуть больше километра. Среднегодовая температура воды Гонконге равна 23,8°С. Фестиваль середины осени второй по значимости после Нового года праздник, отмечаемый световыми инсталляциями, уличными парадами и поеданием «лунных» пряников Фото предоставлено Управлением по туризму Гонконга www.discoverhongkong.com Hong Kong Winterfest проводы календарного года с магазинными распродажами и праздничными меню в ресторанах Фото предоставлено Управлением по туризму Гонконга www.discoverhongkong.com Читать также: Искусство. Художественные галереи, музеи и фильмотеки Шопинг. Торговые центры, бутики гонконгских дизайнеров и рынки на берегу моря Ночная жизнь. Клубные кварталы, коктейльные лаунжи и панорамные бары Шопинг. Торговые центры, бутики гонконгских дизайнеров и рынки на берегу моря
С точки зрения любителей побродить по магазинам, Гонконг как беспошлинный порт, возможно, одно из лучших мест в Юго-Восточной Азии: выбор велик, а цены — не очень. Шопинг — главное удовольствие в жизни гонконгцев. Когда местные девелоперы получают в руки драгоценный кусок земли, перед ними встает непростой выбор: построить многоэтажный дом или отличный торговый центр, где, в принципе, тоже можно жить. В Harbour City — легко: в придачу к 450 магазинам здесь есть огромный фуд-корт, множество ресторанов с видом на бухту Виктории, бесплатный вайфай и даже несколько спа. В торговой галерее Pacific Place помимо люксовых брендов представлен свежий срез азиатских модных марок: если времени на шопинг немного, то вот все, что нужно, в одном месте — и Shanghai Tang, и Tsumori Chisato, и Atsuko Kano.
За одеждой самой известной гонконгской марки Vivienne Tam придется отправиться по другому адресу, но оно того стоит: шелковые чонсамы покорившего Нью-Йорк дизайнера даже выставлялись в музее Метрополитен. Буквально за углом от Vivienne Tam работает один из бутиков местной компании Initial, к чьим вещам придраться просто невозможно — ткани дорогие и натуральные, швы безупречные, все хорошо сидит. За чем-то простым и недорогим, например, за сувенирами, соломенной шляпой или солнечными очками взамен забытых дома, лучше съездить на рынок Стэнли (рядом с базаром, как мы уже писали, есть хороший пляж), или на Женский рынок, где продается одежда, косметика и предметы быта. Но не рассчитывайте найти здесь что-то редкое и по-настоящему ценное, вроде браслета из белого нефрита или чайной пары из костяного фарфора — это есть в галерее Chinese Arts and Crafts, cделавшей имя на качественных и недешевых вещицах из дерева, керамики, хрусталя и камня. Если все вышеперечисленное на ваш вкус слишком серьезно, зайдите в дизайнерский магазин предметов интерьера G.O.D — китайскую тему здесь обыгрывают с юмором. Местное управление по туризму присуждает магазинам и ресторанам, прошедшим строгий отбор, особый знак — QTS. В мае празднуют день рождения Тинь Хау, морской владычицы, покровительствующей рыбакам Фото предоставлено Управлением по туризму Гонконга www.discoverhongkong.com День рождения Там Кунга также празднуют в мае — это большой фестиваль с уличными процессиями в честь бога погоды и моряков Фото предоставлено Управлением по туризму Гонконга www.discoverhongkong.com Читать также: Искусство. Художественные галереи, музеи и фильмотеки Пляжи. Укромные бухты, зоны для пикника и лучшие серф-споты города Ночная жизнь. Клубные кварталы, коктейльные лаунжи и панорамные бары Ночная жизнь. Клубные кварталы, коктейльные лаунжи и панорамные бары
Границы между жанрами в Гонконге, традиционно не признающем строгих правил, бывают размытыми: в барах часто пляшут, а в клубе могут соорудить шедевральный коктейль. Главный район, куда по вечерам отправляются в загул, — Ланьквайфон, образованный пересечением двух улиц: здесь дверь в дверь столпились десятки кафе, клубов и баров. Один из самых достойных — Rockabilly, умело стилизованный под американскую закусочную 1950-х. Внутри все очень теплое: старые деревянные полы, музыка, возглавлявшая чарты полвека назад, светильники, похожие на вертлявую лампу - логотип Pixar — холодным подают только крафтовое пиво двух десятков сортов. Те, кому в компактном Ланьквайфоне не хватило места, стараются жаться поближе к кварталу: на соседней Уиндхэм-роуд, например, практически друг напротив друга работают знаменитые клубы DragonI и Tazmania Ballroom, принадлежащие одним и тем же владельцам.
Отсюда можно минут за десять дойти до второго барного очага — гонконгского Сохо и заглянуть в Little L.A.B. на Стаунтон-стрит, главной улице района. Спокойный бар с выдающимися коктейлями понравится тем, кто перерос угар Ланьквайфона — как, пожалуй, и The Envoy в гостинице The Pottinger Hotel, куда местная богема ходит по три раза в неделю: есть мнение, что здесь трудятся лучшие миксологи в городе. Плодовые настойки, травяные декокты, ягодные сиропы домашнего приготовления — меню, как в ресторанах новой скандинавской кухни, в этом достойнейшем заведении составляется с учетом сезонности продуктов. Если останутся силы, нужно обязательно попасть в Коулун по другую сторону бухты Виктория и подняться в самый высокий панорамный бар в мире — Ozone, расположенный в отеле The Ritz Carlton на высоте 488 метров. Каждый вечер сюда приходят ценители выдержки, структуры, букета и других неуловимых свойств дорогого каберне и пино нуара — винная карта Ozone не имеет конкурентов в Гонконге. В большинстве гонконгских баров есть счастливые часы, когда можно рассчитывать на существенные скидки. В мае проходит фестиваль булочек на острове Чхенчхау. Целую неделю жители Чхенчхау украшают святилища и пекут «счастливые» колобки, начиненные сладкой пастой из кунжута и корня лотоса Фото предоставлено Управлением по туризму Гонконга www.discoverhongkong.com В июне идет фестиваль драконьих лодок. Ритуальные заплывы на лодках с драконьими «головами» в разных районах Гонконга, в том числе в бухте Виктории Фото предоставлено Управлением по туризму Гонконга www.discoverhongkong.com Читать также: Искусство. Художественные галереи, музеи и фильмотеки Пляжи. Укромные бухты, зоны для пикника и лучшие серф-споты города Шопинг. Торговые центры, бутики гонконгских дизайнеров и рынки на берегу моря Катерина Мурашова:Быть уверенным — хорошо или плохо? 2016-01-11 08:59 dear.editor@snob.ru (Катерина Мурашова) Итак. Уверенность в себе— это достоинство или недостаток? Вроде бы ответ однозначный — конечно, достоинство. Есть и общественное мнение: «Ну что ты так в себе не уверена?» «Нужно быть уверенным в себе!» «Тебе знаешь чего не хватает? Тебе надо развивать уверенность в своих силах — вот что! И тогда все у тебя будет хорошо!» Психологи об этом же пишут в своих книгах и статьях, есть специальные, легко доступные тренинги по «развитию уверенности в себе». Не знаю, что они на самом деле развивают, но спросом вроде бы пользуются. На «детско-подростковом» поле все это выражено еще более отчетливо. Ко мне регулярно приходят родители с четко сформулированным запросом: «Он у нас очень не уверен в себе. Как бы это исправить? Мы уж ему говорим-говорим, что это неправильно и неконструктивно, что нужно быть поуверенней, а все как-то не помогает. Может, вы чего посоветуете?» Сами подростки обычно формулируют несколько иначе: «Все мои подруги такие уверенные в себе. Моя подруга Таня, например. У нее на любой вопрос есть ответ, по любому поводу — мнение. И в фейсбуке все такие, и вконтакте. Такой и надо быть — мне мама всегда говорит, что только так тебя и заметят. А я вечно в себе сомневаюсь. Даже если я что-то знаю и умею не хуже их, все равно сомневаюсь. А вдруг это все не так, вдруг мне только так кажется? И от этого мне плохо. Я все время собой недовольна. Научите меня быть как Таня.» И вот тут выступает на сцену моя собственная проблема. Я недолюбливаю и даже побаиваюсь уверенных в себе людей. Моя девочка-клиентка нравится мне такой, какая она есть сейчас — сомневающаяся во всех своих мнениях и оценках, я вижу в этом потенциал развития и я на самом деле вовсе не хочу, чтобы она стала «как Таня». Но при этом я сознаю, что, возможно, Таня в их социуме действительно более успешна. И мою посетительницу это совершенно небезосновательно тревожит. И тогда я предлагаю ей компромисс: — Хочешь научиться «выглядеть как Таня», не становясь ею? Некоторые соглашаются. Но я сознаю, что это всего лишь компромисс. Я легко могу сама перечислить некоторые аргументы «за». И сразу же возразить. 1. Если человек будет все время сомневаться в своих силах, мнениях, оценках, так он и действовать не сможет. С одной стороны, с другой стороны… Так ничего и не сделает. Мое возражение: большинство людей (и я в их числе) вполне себе действует, не переставая сомневаться. Ученый проверяет свою рабочую гипотезу. Хирург начинает операцию, имея в виду пять возможных диагнозов (в случае двух из них без операции можно обойтись). Люди вступают в отношения, не имея возможности даже приблизительно просчитать последствия. Да, я согласна с тем, что бывают исключения. Например: если генерал не уверен совершенно в необходимости захватить вот эту высоту и в своем праве распоряжаться жизнями людей, он не сможет послать на штурм этой высоты 1000 человек, из которых 900 непременно погибнут. Да. Но я не уверена в необходимости войн в современном мире… 2. Уверенным в себе людям легче живется. Они не занимаются самоедством по любому поводу. Они знают, что их мнение правильное, и это улучшает их самочувствие и пищеварение. Мое возражение: а как же они тогда развиваются (не в плане получения информации, этому уверенность в себе не мешает, а во всех остальных — аналитическом, синтетическом, морально-нравственном, в конце концов)? 3. Если ты сам не уверен в чем-то, ты не сможешь убедить в этом других. Вся реклама (включая рекламу тренингов по развитию уверенности в себе), весь маркетинг на этом построен. Мое возражение: для этого не обязательно действительно бытьуверенным, достаточно казаться. Любой рекламщик, любой психолог это знает. Однажды я спросила у коллеги с агрессивной рекламой своих услуг: «А что вы на самом деле думаете, когда такое публикуете? Вы правда полагаете, что дело обстоит именно так, как у вас написано?» — «Не-а, — весело усмехнулся он. — Я думаю: а что, если вот так попробовать? Профессионалы говорят, помогает увеличить продажи.» Здесь тоже есть исключения. Например: реально уверенный в своих идеях фанатик может вести за собой толпу. Но я не уверена, что в современном мире хоть как-то полезны бродящие за фанатиками толпы. Но это все «от ума». На самом деле моя проблема в другом. В обществе, где практически официально принято считать «уверенность в себе» достоинством, к которому надо стремиться самому и «стремить» своих детей, я носителей этого качества совершенно осознанно избегаю. Мне трудно и в общем-то неинтересно с ними общаться. Это проявляется на уровне языковых форм. Как только в разговоре на любую тему кто-нибудь заявляет: «Ну послушайте, ну что за бред, ну совершенно же очевидно, что… я совершенно уверен и все разумные люди со мной согласны…» — я осторожно, бочком, бочком… Отсюда сразу же вытекает четвертый пункт: 4. Есть очевидные истины — дважды два равно четыре, Волга впадает в Каспийское море, земля вращается вокруг солнца. Что же — и в этом сомневаться?! Мое возражение: я с трудом представляю себе разговор между взрослыми людьми, целиком состоящий из констатаций очевидных на данном этапе развития человечества истин. Зачем это мне? Но если кто-то в отношении их скажет: «Вы знаете, появились новые данные по поводу… я был уверен, а вот теперь что-то усомнился…» — меня это, возможно, заинтересует. Как наверняка понимают читатели, я тут совершенно не претендую ни на какую абсолютную истину. Да ее здесь, скорее всего, и нет. Скорее, я запрашиваю экспертного мнения, поскольку в теме «уверенности» или «неуверенности» в себе каждый человек — эксперт. Что вы думаете по этому вопросу, уважаемые читатели? И как решаете его лично для себя? Вы — уверенный в себе человек? Нравятся ли вам уверенные в себе люди? И если да, то что вас в них привлекает? Аркадий Ипполитов: Самая художественная кровать в мире 2016-01-11 08:44 dear.editor@snob.ru (Аркадий Ипполитов) #08 (85) декабрь 2015 - февраль 2016 Аркадий Ипполитов – искусствовед, писатель, куратор масштабных выставочных проектов. Его имя вспоминают всякий раз, когда хотят подтвердить статус Санкт-Петербурга как столицы культуры. Однако в неменьшей степени Аркадий связан с Италией. Свое эссе «Самая художественная кровать в мире» он посвятил судьбе знаменитой спальни Медичи.
«Кровать есть то, что мы первым видим в своей жизни, и она же – наше последнее пристанище». Фраза эта, вставленная неким флорентийцем XIV века в свой дневник посреди обыденных записей о дебетах и кредитах, тут же заставляет вспомнить знаменитые фрески, изображающие роды в домах Флоренции, «Рождество Иоанна Крестителя» Доменико Гирландайо и «Рождество Девы Марии» Андреа дель Сарто. В просторной светлой комнате полно прекрасных и хорошо одетых женщин, младенец тихо нежится на руках кормилицы, а роженица покоится на чисто застеленной кровати, и мир кружится вокруг нее, как пчелы вокруг матки. К кровати ведут, словно к трону, ступени, она поднята вверх, и возлежащая на ней женщина величественна, как фигуры на этрусских саркофагах. Кровать – центр мирозданья. Все обман, все ложь искусства. Только очень наивное сознание верит тому, что Гирландайо с Андреа дель Сарто изобразили в своих фресках подлинную флорентийскую жизнь. Ничего подобного, все придумано. Где суета и страдание, свойственные каждому акту рождения? Они начисто изгнаны из композиций, представляющих идеальное появление на свет идеального новорожденного у идеальной роженицы. Вот так же и запись в дневнике. Претендуя на всеобщность, фраза из анонимной флорентийской хроники XIV века выдает желаемое за действительное. Во-первых, для того чтобы на кровати родиться или умереть, надо кровать иметь – а такую роскошь могли позволить себе не все. Во-вторых, даже имея кровать, надо еще умудриться было жить столь размеренно, чтобы время рождения и смерти совпало с возможностью добраться до кровати. В эту неспокойную эпоху смерть могла застать где угодно: поди попробуй умереть в кровати во время гражданских войн. При рождении лишь избранные, принадлежавшие к определенному кругу горожане видели кровати, а умереть в кровати удавалось лишь немногим из этих избранных. Флорентийский хроникер рисует некий идеальный образ жизненного пути, спокойного и размеренного. Спокойствие и размеренность! Как вы желанны, и как вы, как все желанное, недостижимы… Кровать – символ устойчивости мира. Так было во Флоренции, да и не только в ней, ибо кроватями гордились, их вовсю демонстрировали и передавали по наследству, как о том свидетельствует самая знаменитая литературная кровать в мире, шекспировская second best bed, доставшаяся его жене и до сих пор являющаяся темой бесчисленных изысканий. Лишь в XIX веке отношение к кровати изменилось. Наверное, здесь виноват гедонизм предыдущего столетия, связавший спальню со сладострастием и тем самым разрушивший ореол добродетели, что сиял вокруг кроватей старого доброго времени, но век королевы Виктории краснел при виде кровати. Изменение статуса кровати гениально зафиксировал Чарльз Диккенс в своих «Картинках с натуры», описав одну из мебельных лавок, в которой «широко представлен тот вид мебели, при помощи которого совершается наглый обман общества, – диван, заменяющий кровать. Обычного вида деревянная кровать – это незамысловатый честный предмет обстановки; она может быть слегка замаскирована фальшивым выдвижным ящиком; иногда даже делается безумная попытка выдать ее за книжный шкаф; но, как ни украшай, истинную ее природу ничем не скроешь, словно она сама желает ясно дать понять, что она – кровать и ничто иное, и поскольку кровать не только весьма полезна, но и насущно необходима, то и отвергает с гордостью всякие ухищрения. Не так ведет себя диван, заменяющий кровать. Стыдясь своей подлинной сущности, он хочет казаться предметом роскоши, изысканной принадлежностью меблировки, но все его потуги обречены на позорный провал. Он не обладает ни благообразием, ни достоинствами кровати; каждый, кто обзавелся таким ублюдком, вступает на путь предумышленного и коварного обмана: попробуйте только намекнуть, что вы смутно догадываетесь о цели, коей служит этот предмет, – с каким видом оскорбленной невинности будут встречены ваши слова!» Диккенсову зарисовку можно назвать агонией кровати. Замысловатое сооружение со спинками, ножками, колонками, горами перин и подушек (и стаями клопов и блох, конечно) исчезало, уходя в прошлое вместе с нерушимостью брака и священностью фамильных уз. Кровать, выставляемая напоказ, уже в позапрошлом веке стала символом мещанской убогости. В нашем отечестве кровать доживала последние дни в советское время, но и то была изгнана на периферию, в деревню, еще хранившую память о добродетельной роскоши купеческих перин. Сегодня кровать окончательно умерла – теперь уже не представить себе кровати, передаваемые по наследству. Кровать умерла – да здравствует кровать! – кровать теперь увидишь разве что в музее, где она столь же удивительна, как скелет мастодонта. Удивительна и ужасающа, зато и привлекательна, как представитель иного бытия. В литературном мире, конечно, знаменита Шекспирова уже упомянутая «вторая лучшая кровать», но она, как и сам Шекспир, некий fiction. Самой художественной, а потому и самой главной кроватью в мире является кровать флорентийская, дошедшая до наших дней хотя и в разобранном виде, зато с персональной историей. Кровать эта, над созданием которой работали лучшие флорентийские художники XVI века, оказалась включенной не только в историю искусств, но и в политику. 19 ноября 1529 года в разделах всех поисковиков, озаглавленных «Новости из Тосканы», запестрели заголовки вроде: «Французы нацелились на спальню», «Флорентийская аристократка не позволила республиканцам залезть в свою постель», «Французы не получили желанную кровать» и т. д. К Тоскане тогда было приковано внимание всего мира. Она в очередной раз была охвачена гражданской войной, в которую влезли главные державы христианского мира – как в Сирию сегодня. Война шла между сторонниками Медичи и сторонниками республики: вся история Флоренции XV–XVI веков состоит из бесконечной череды изгнаний и восстановлений в правах этого семейства. Утратившие власть при Савонароле в конце кватроченто, они опять вернулись на короткое время, потом были изгнаны снова во время установления Второй республики, вновь вернулись, и вот в 1527 году республиканцы, воспользовавшись тем, что сложная политическая игра довела Климента VII, урожденного Джулио Медичи, до войны с императором Священной римской империи Карлом V и поставила его, а вместе с ним и могущество Медичи на грань гибели, восстали. Папа с Карлом вскоре примирился и, заручившись его союзом, начал войну против республики. Флоренция оказалась в изоляции и стала усиленно искать союзников. Республиканцы, в противовес Карлу с его испанцами, старались склонить к союзу французского короля Франциска I, воздействуя на него всем чем можно, в том числе пытаясь сыграть и на страсти короля к искусству. Известно было, что Флоренция в области искусства впереди планеты всей, вот и было решено преподнести Франциску подборку флорентийских шедевров – кто ж мог перед таким устоять и не послать свои войска на помощь. Организатором отбора картин и скульптур стал Джованни Баттиста делла Палла, активный противник Медичи, организатор многочисленных заговоров против них, долго мотавшийся в изгнании и возвратившийся во Флоренцию после республиканского восстания. Достойным подарком он счел Брачный чертог Боргерини, спальню, в создании которой принимали участие лучшие мастера Флоренции. История создания спальни такова: в 1515 году Сальви Боргерини, глава семейства, всегда поддерживавшего Медичи, и один из богатейших банкиров Флоренции, решил сделать шикарный подарок своему сыну Пьер-Франческо по случаю его женитьбы на девице из не менее богатого семейства банкиров Аччайуоли, Маргерите. Боргерини был из новых, Аччайуоли же были старой известной аристократической фамилией, поэтому Сальви надо было нечто из ряда вон. Вот он и заказал дизайнерскую комнату, продуманную до мельчайших подробностей, от декора стен до каждого предмета обстановки. Маститый архитектор, скульптор и резчик по дереву Баччо д’Аньоло сделал общий проект комнат и выполнил все работы по дереву, а молодые художники Якопо Понтормо и Франческо д’Убертино по прозвищу Бакьякка украсили стены и мебель картинами с сюжетами из истории Иосифа Прекрасного. Идея спальни, дизайнерской от гвоздя до гвоздя, была экстравагантна, Понтормо и Бакьякка слыли за авангардистов, так что проект был медийный, во Флоренции о нем тут же заговорили, и Сальви своего добился. Выбор в качестве общего сюжета истории Иосифа интересен и необычен: его можно трактовать как напутствие Сальви своему сыну, желавшему карьеры Иосифа, то есть стать правой рукой фараона, то бишь Медичи. Примеров столь подробно рассказанной истории Иосифа в живописи больше нет, и флорентийские художники в какой-то степени оказались предтечей Томаса Манна и его романа «Иосиф и его братья». Самым известным произведением цикла считается головокружительно сложная композиция Понтормо, обычно называющаяся «Иосиф в Египте», хотя более правильно было бы ее назвать «Иаков в Египте», так как в основном она посвящена приезду Иакова, отца Иосифа, в Египет. В композиции объединено сразу несколько разновременных сцен. Здесь и египетский триумф Иосифа, и приезд Иакова с сыновьями в Египет, и призвание Иосифом недостающего Вениамина, младшего и единственного полнородного (остальные были лишь единокровными) брата Иосифа из Израиля, и смерть Иакова – в общем, все, как в заключительных главах романа «Иосиф и его братья». Композиция головокружительна в буквальном смысле, так как ее центром является лестница, закрученная с футуристической лихостью Татлина, по которой поднимается маленький Вениамин. Параллель с романом Томаса Манна отнюдь не только тематическая. Понтормо в своем «Иосифе в Египте» столь по-модернистски остро объединяет условно фантастическую мифологичность с современностью, что его изобразительное повествование кажется визуальной аналогией повествованию одного из главных романов XX века. Даже сейчас эта картина поражает своей экстравагантностью, так что кажется даже удивительным то, что современниками она, судя по рассказу Вазари, была воспринята с восторгом. Работа над циклом продолжалась пять лет. В процессе к ней были подключены художники старшего поколения, Андреа дель Сарто и Франческо Граначчи, и результатом стал цельный художественный проект. Спальня Боргерини тут же вошла в число достопримечательностей города, ею хвастались перед приезжими, и она чуть ли не первая известная нам европейская парадная спальня. Вот эту-то спальню и решил заполучить делла Палла. После очередного свержения Медичи их сторонник Пьер-Франческо Боргерини бежал вместе с ними, оставив дом и семью в республиканской Флоренции. Ограбить оставленное семейство вроде как ничего и не стоило, так что делла Палла, заручившись официальной поддержкой Синьории, отправился к Маргерите, жене по сути дела политического эмигранта, и потребовал продать за сумму им же установленную семейное сокровище. Но все оказалось не так уж просто, что мы знаем из красочного рассказа Вазари: «когда исполнители воли Синьории вместе с Джованбаттистой явились в дом к Пьерфранческо, его жена, оказавшаяся дома, осыпала Джованбаттисту величайшими оскорблениями, какие только когда-либо кому-нибудь другому приходилось выслушивать. “Так-то, – кричала она, – ты, Джованбаттиста, подлейший перекупщик, трехгрошовый купчишка, смеешь обдирать всю обстановку покоев, в которых живет дворянин, смеешь грабить город, лишая его самых ценных и самых почтенных вещей, и делаешь ты это, как уже делал и раньше, чтобы разукрасить чужие страны и наших врагов? Не ты меня удивляешь, подлый человек и враг своего отечества, а удивляют меня отцы этого города, которые разрешают тебе столь омерзительные преступления. Эта кровать, за которой ты гонишься ради личной выгоды и жадности, – сколько бы ты свои подлые помыслы ни прикрывал притворной жалостью, – эта кровать – мое брачное ложе, подаренное мне в день нашей свадьбы, в ознаменование которой мой свекр Сальви и создал все это великолепное и царственное убранство; кровать эту я почитаю в память о нем и из любви к мужу и буду защищать ее до последней капли крови, ценой собственной жизни. Убирайся из этого дома, Джованбаттиста, вместе с этими грабителями, пойди к тем, кто послал тебя, позволив унести эти вещи из их родного гнезда, скажи им, что я не я буду, если допущу, чтобы отсюда вынесли хотя бы одну-единственную вещь. А если те, кто доверился тебе, человеку ничтожному и подлому, хотят что-нибудь поднести французскому королю Франциску, пускай посылают из своих домов: из собственных комнат хоть всю обстановку вместе с кроватями. Если же ты будешь продолжать вести себя так же нахально, ты об этом пожалеешь: я тебе покажу, как люди вроде тебя обязаны уважать дом дворянина”». Кровать – святыня. Маргерита не побоялась за нее вступить в битву и стояла до конца. Не только не проявив покорства, но и выставив делла Палла из дому, всячески его понося, она вышла победительницей в стычке, что характеризует флорентийскую жизнь и определяет ту степень свободы, что была обеспечена каждому частному гражданину Флоренции. Это было неповиновение не только личной инициативе делла Палла, но верховной власти – попробуй поведи себя так жена какого-либо политического эмигранта при любой другой диктатуре, будь то диктатура Наполеона, Муссолини или Сталина. История Брачного чертога Боргерини к тому же красноречивый пример двойственности политической ситуации во Флоренции. Сам создатель Брачного чертога, художник Якопо Понтормо явно сочувствовал республике, но тут его картины оказались картой в руках сторонников Медичи. Он был приверженцем свободы, в республике воплощенной. Но вот кто предатель Флоренции – непонятно: Медичи продали республику и свободу папе и императору, а республиканцы готовы продаться вместе со своей свободой французам. Сам черт не разберет, и фраза Лоренцаччо, мрачного авантюриста-тираноубийцы, прирезавшего великого герцога Алессандро Медичи, «Да пошли вы все в задницу со своей свободой» может быть начертана как девиз под гербом Флоренции, под ее знаменитой лилией. Козырем в защите Маргериты стало указание на коллаборационизм делла Палла, так как он в своей помощи французам был отнюдь не бескорыстен, а картины, хотя и находились в частном владении, были городской гордостью. В то же время Медичи входили в город при поддержке немцев и папских войск. Вопрос «С кем вы, мастера культуры?» во Флоренции был актуален всегда, со времен Данте. Что ж, на вопрос ответить нелегко. Решительность Маргериты оставила французов без спальни и позволила Вазари видеть Брачный чертог Боргерини в первозданном виде. Республика поддержки от Франциска не получила и вскоре сдалась на милость победителя. Со свободой было покончено, Боргерини наслаждались своей кроватью, но вскоре, уже в конце XVI века, произведения были распроданы наследниками Маргериты и Пьер-Франческо, нуждавшимися в деньгах. Вся деревянная резьба Баччо д’Аньоло пропала, картины были размонтированы, некоторая их часть оказалась в собрании Медичи, а большая – разошлась по Европе. Четыре картины Понтормо находятся сейчас в Лондонской национальной галерее, все распылено и разбросано, и как выглядела знаменитая кровать, теперь уже неизвестно. Брачный чертог Боргерини стал легендой, в то время как если бы сделка делла Палла состоялась, то хранился бы он в целости и сохранности в Лувре, куда попали многие картины из коллекции Франциска I. Зато история осталась.С |
В избранное | ||