Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Скорая правовая помощь

  Все выпуски  

Скорая правовая помощь


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылка "Скорая правовая помощь"

 

 

Интернет - проект "BSM-pravo"
 
Данная рассылка позволит Вам решить Ваши проблем в области права (получение гражданства, таможенное оформление товаров, получение наследства, урегулирование семейных споров, возмещение ущерба от ДТП и многое другое). Ведение рубрики «Вопросы-Ответы». Бесплатное предоставление текстов правовых актов.
Cтатьи по проблемам права.
У Вас возникли вопросы?

 

В настоящей рассылке Вашему вниманию предлагаются следующие материалы

 

новости >>> news >>> новости >>> news >>> новости >>> news >>>



 

Таможня дает добро иномаркам

Федеральная таможенная служба отрапортовала об импорте-экспорте автомобилей в январе-июле текущего года. Ситуация для отечественного автопрома плачевная - как с точки зрения импорта, так и экспорта производимых в стране машин. Последние пользуются все меньшим спросом за рубежом, а увеличивающийся ввоз иномарок свидетельствует о том, что иностранцы собирать их на территории РФ пока не торопятся.

Импорт легковых автомобилей и прочей моторной техники в РФ из стран дальнего зарубежья в I полугодии 2005 года вырос на 57,6% и составил 339,2 тыс. машин. Об этом сообщила Федеральная таможенная служба. При этом, по данным таможенников, общая сумма закупок составила 3,4 млрд. долларов, тогда как год назад это показатель составил лишь за 2,2 миллиарда.

На этом фоне характерны амбициозные планы южнокорейской Hyundai Motor на текущий год. В 2005 году корейцы намерены реализовать в России более 100 тыс. машин, что вдвое превысит их прошлогодние показатели (50 686 проданных авто). Если учесть оптимистичный настрой и других иностранных игроков на отечественном авторынке, бум иномарок способен перейти все мыслимые границы.

Причем пока за счет ввоза готовой продукции, поскольку организовывать сборку своих авто на территории России и, таким образом, прекращать импорт готовых иномарок иностранцы не торопятся. Чешский производитель Skoda (впрочем, как и материнская Volkswagen) уже который год рассматривает возможность создания сборочного производства в России. В рамках московской международной выставки MIMS 2005 руководитель российского подразделения компании Штефан Худоба в очередной раз (как и год назад) заявил на днях, что создание сборочного производства в нашей стране возможно лишь в случае увеличения продаж марки на российском рынке до 30-40 тыс. автомобилей в год. Характерно при этом, что созданный в 2001 году на Украине завод «Еврокар» по сборке автомобилей Skoda реализовал в первом полугодии текущего года лишь 4 540 Oktavia и Fabia всех модификаций (кроме 4х4, и Superb). Впрочем, российские продажи чехов и вовсе незавидны — 2,3 тысяч за январь-июль.

Четко прописанные на бумаге условия беспошлинного ввоза в страну компонентов для дальнейшей промышленной сборки иномарок, возможно, ускорит принятие иностранцами столь желанного для отечественных чиновников решения о сборке машин в российских регионах. Однако иностранцев беспокоит, в том числе, импорт в Россию подержанных иномарок, который отечественное правительство тщетно пытается обуздать последние 5 лет. А обсуждаемый Минпромэнерго проект снижения минимального возраста подержанных иномарок с трех лет до года и вовсе поставил потенциальных инвесторов в тупик. Ведь вошедшие в состояние полной эйфории «серые» дилеры способны вовсе заполонить и без того хаотически развивающийся отечественный авторынок.

Ситуация осложняется и еще тем, что и за рубежом наши автомобили не нужны. Экспорт легковых автомобилей из России (с учетом белорусского направления) составил 61,8 тыс. штук, а его суммарная стоимость — 295 млн. долларов. Это на 3 тыс. автомобилей меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Сокращение экспорта уже заставила, к примеру, СП «GM-АВТОВАЗ» отказаться от идеи производства модифицированной Chevrolet Niva FAM1, которую планировалось поставлять преимущественно на зарубежные рынки. Во всяком случае, на днях на пресс-конференции в ходе московской международной выставки MIMS 2005 председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» заявил, что Niva с двигателем Opel может вообще не увидеть свет, т.к. она изначально позиционировалась для экспорта в дальнее зарубежье, где спрос на автомобили. падает.
«AutoNews.ru» 26.08.2005

Жесткие игры вокруг хрупких цветов

По некоторым оценкам, только объем московского цветочного рынка составляет от 500 до 1 миллиарда долларов в год. Время от времени этот не вполне прозрачный сегмент рынка удостаивается особого внимания СМИ, и, как правило, это происходит в связи с какими-то скандалами, запретами и так далее. В то же время, к примеру, таможня уже достаточно давно пристально следит за этим сегментом рынка. О некоторых аспектах этого бизнеса, с точки зрения таможенных органов, нашей газете рассказали специалисты Федеральной таможенной службы России (ФТС).

Цветочные баталии
В июне прошлого года в одной из партий цветов (7,5 тысячи цветов в горшках), доставленных голландской фирмой Baardse B.V. из Нидерландов в адрес краснодарской компании "Самсон", был обнаружен опасный вредитель -калифорнийский цветочный трипе, который поражает до 200 видов растений. Особенно он опасен для растений закрытого грунта, то есть произрастающих в теплицах. Тогда еще Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю (Рос-ветнадзор) прореагировала оперативно и запретила импортировать цветы в горшках и свежесрезанные цветы из Нидерландов на неопределенное время. На это решение бурно отреагировали участники рынка, разного рода комментарии появились практически во всех СМИ: от передела рынка до неизбежного роста цен. Кое-кто предположил, что таким вот образом власти решили поддержать отечественного производителя. Но прошло время, страсти утихли. Цветы лишь на некоторое время подорожали на 10-15 рублей при заметном снижении ассортимента, но затем рынок достаточно быстро скорректировал ситуацию, и голландские цветы благополучно стали прибывать в Москву через третьи страны. Что же касается внутреннего производства, то толчком для его бурного роста запрет на ввоз цветов из Нидерландов, к сожалению, не стал.

Россия уже давно подсела на цветы из Нидерландов, поскольку своя цветочная отрасль влачит жалкое существование. Еще в 80-х годах прошлого столетия произошла экспансия гвоздик из Азербайджана, которые оборотистые торговцы самолетами завозили в Россию. Но в 1993 году произошла уже целая революция -цветы разрешили импортировать, и началась эра Нидерландов, хотя, как говорят эксперты, контролируют этот рынок по-прежнему азербайджанцы. Что же до Голландии, то она еще в XIX веке стала центром оптовой торговли цветами, и в настоящее время именно на долю этой страны приходится почти половина мировой торговли ими. Красивейшие растения доставляют из Эквадора, Колумбии, Израиля, Испании, Турции на самый большой аукцион цветов в мире. Он находится в 20 километрах от Амстердама и занимает территорию, равную 70 гектарам. Это, кстати, почти 120 футбольных полей. Цветы завозят ночью, чтобы поспеть к началу аукциона, то есть к 7 часам утра. Товар осматривается санитарными врачами и флористами, а потом помещается в холодильники. Именно холод - главный цветочный консервант. Но цветы в тамошних холодильниках задерживаются ненадолго. К 10 часам аукцион завершается, и те цветы, что не были куплены, просто-напросто уничтожаются.

Голландия стала ближе
В день через аукцион проходит до 15 миллионов цветов, и сегодня каждый четвертый брокер здесь русский или работает на русских. Что интересно, наши никогда не участвуют в начале аукциона. Ждут конца, когда подешевеет. Минимизация затрат продолжается и дальше как законными, так и чаще всего незаконными методами. Таможенники, в пределах своей компетенции, решили выяснить, что это за методы, чтобы пресечь их и установить на цветочном рынке цивилизованные правила игры. Для этого целая команда специалистов ФТС России выехала в командировку в Голландию для того, чтобы на месте ознакомиться с особенностями торговли на аукционах, а также с документами, которые сопровождают продажу цветов на экспорт в Россию. Программа визита включала встречи с руководством Совета по оптовой торговле цветочной продукцией Голландии, посещение предприятия, выращивающего розы, цветочных аукционов, встречи с
голландскими экспортерами цветочной продукции, перевозчиками, представителями логистической компании и, конечно, знакомство с коллегами с голландской таможни.

Основное внимание уделялось получению информации о свежесрезанных цветах, на долю которых приходится более 52 процентов стоимостного объема ввоза всей цветочной продукции. В 2003 году, к примеру, ввоз срезанных цветов составил почти 20 тысяч тонн на сумму 60 миллионов долларов при средней таможенной стоимости одного килограмма 3 доллара. С начала 2004 года срезанных цветов ввезено более 9 тысяч тонн на сумму 41,5 миллиона долларов при средней таможенной стоимости одного килограмма 4,8 доллара.

Специалисты из ФТС активно работали и с Некоммерческим партнерством по развитию цветочного бизнеса, членами которого являются 7 крупных российских импортеров для получения достоверной информации о стоимости цветочной продукции. Итогом этой большой работы стало информационное письмо от 13 февраля 2004 года № 01-06/5497 о стоимости и других параметрах свежих срезанных цветов. Уже после выхода письма был проведен анализ базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТД) по оформлению цветочной продукции. Что важно, средняя таможенная стоимость в целом выросла с 3 долларов за килограмм до 4,8 доллара.
Аукцион закончен...

По результатам продаж каждого конкретного дня формируются заказы и готовятся к отправке, как правило, в этот же день. Оплата цветов на аукционе тоже осуществляется в этот же день. Готовятся необходимые документы, в том числе специализированные ин-войсы и упаковка, которую определяет заказчик. Для транспортировки цветов автомобильным транспортом используются, как правило, картонные коробки ("сухой" способ) или баки (ведра) с водой ("мокрый" способ). На каждой коробке или баке отправитель прикрепляет этикетку, содержащую информацию об упакованном цветке: название, количество цветов в коробке (баке), длину, вес. Затем упакованные цветы забирает перевозчик, а готовый комплект транспортных и сопроводительных документов представляется в таможню оформления. Сотрудники голландской таможни осуществляют контроль по принципу "белый" и "зеленый" коридоры, а также "красный" и "оранжевый" коридоры. Последние применяются, если по поставке таможня получила профиль риска. Чаще всего используется "белый коридор", по нему оформляется основной поток экспортных грузов. "Зеленый" используется в случаях, когда проводятся дополнительные проверки или расследования. В таких случаях участникам ВЭД требуется представлять инвойсы и другие документы по их поставке в бумажном виде. Что же касается упомянутого "белого" коридора, то здесь таможней принимаются инвойсы, которые содержат лишь ста тистическую информацию общего характера. В них нет описания позиций по сорту, размеру, количеству цветков по позициям. В результате отсутствует возможность по документам соотнести стоимость, вес и количество отправляемых цветов.

"Вот роза. Как ее ни назови..."
Один из самых популярных цветов, ввозимых в Россию, - роза. Основными параметрами, определяющими стоимость этого цветка, являются: длина стебля (размер цветка), сорт, страна происхождения и время года. Основные страны-производители - Нидерланды, Эквадор и Колумбия. Розы из Израиля, Испании и Турции, как правило, дешевле на 20-30 процентов. При этом стоимость цветка практически не зависит от фирмы-производителя. Уменьшение длины розы на 10 сантиметров приводит обычно к уменьшению цены при прочих равных параметрах примерно на 10 процентов. Ориентировочная цена одного килограмма свежей срезанной розы составляет порядка 7,5 евро, а вес одного цветка - 50-70 граммов. Однако следует учитывать, что вес зависит от длины и толщины стебля, размера бутона, сорта цветка и способа загрузки (различная влажность при "мокрой" и "сухой" загрузках). Примерное количество цветков в одном килограмме составляет 14-20 штук в зависимости от длины стебля. Производство роз в весенне-летний сезон резко возрастает, и стоимость уменьшается на 30-50 процентов. Исключение составляют национальные праздники: День святого Валентина, 8 Марта, Рождество. Покупка цветов в предпраздничные дни осуществляется по ценам на 30-40 процентов выше обычного. При этом рост цен накануне 8 Марта начинается примерно за 2 недели, по другим праздникам - за неделю.

Чем больше, тем выгоднее
По словам заместителя начальника службы по борьбе с контрабандой ГУБК ФТС РФ Сергея Дьякова, в Голландии существуют определенные нормы, в соответствии с которыми в конкретные коробки укладывается совершенно определенное количество цветов. Но ведь в коробку можно положить и больше, что российские получатели и просят голландских экспортеров при упаковке цветов в коробки в ущерб качеству доставки. При этом в таможенной декларации торговцы указывают вес гораздо ниже реального, ведь голландские таможенники не перевешивают коробки, а просто их пересчитывают и пломбируют груз. При пересечении же товаром таможенной границы России "задача одна: постараться сделать так, чтобы товар, который они ввозят, не попал к таможеннику ",для досмотра". По мнению Сергея Дьякова, "это реально, потому что 100-процентному досмотру автотранспортные средства нигде не подвергаются". "Если будут досматриваться все автомобили, то образуется такая огромная очередь, что она перекроет всю территорию Европы", -добавляет он.

О том, что недобросовестные участники ВЭД весьма активно используют этот метод для минимизации своих затрат и тем самым уклонения от уплаты таможенных платежей в полном объеме, наглядно показали результаты спецоперации "Эдельвейс". Так, по словам заместителя начальника службы по борьбе с контрабандой ГУБК ФТС РФ Ивана Волошенко, в зоне деятельности Себежской таможни был задержан автомобиль, который пытался провезти, минуя таможенный контроль, 10 тонн цветочной продукции. Это примерно половина фуры. То есть половину они собирались задекларировать, а половину провезти контрабандой.

"Минимизировать расходы можно не только с помощью веса, но и пересортицы, - говорит Сергей Дьяков. - К примеру, выдать один сорт роз за другой или завезти розы, а заявить их в качестве хризантем. Такие эпизоды бывают, и, с точки зрения коммерсанта, это выгодно". Как-то раз на Смоленской таможне в коробках оказались цветы совсем другого сорта и длины, нежели были указаны в декларациях. При этом свежесрезанных цветов в каждой тонне оказалось на 2 тонны больше, чем декларировалось. Однако в этом случае одной московской фирме не удалось почувствовать выгоду от своей уловки, а, наоборот, пришлось раскошелиться почти на 150 тысяч долларов - таков был штраф за контрабанду. К слову сказать, в результате операции "Эдельвейс", проведенной ГУБК, среднестатистическая стоимость одного килограмма цветочной продукции при декларировании увеличилась на 35 процентов, а таможенные платежи с одной партии свежесрезанных цветов выросли на 44 процента.

Особенности российского ввоза
Стоит заметить, что "мокрый" способ транспортировки самый дорогой, хотя цветы, доставленные именно таким образом, практически сразу же готовы к продаже и их не надо реанимировать дня два-три после дальней дороги. Чаще всего ввозят комбинированные грузы, совмещая "мокрый" и "сухой" способы доставки. Довольно часто встречается вариант загрузки живых срезанных цветов вместе с горшечными растениями. Часто в Россию оформляются сборные грузы, или так называемые "группажники", когда заказы собираются от нескольких мелких российских фирм и перевозятся в одном транспортном средстве. В этом случае вообще невозможно установить по документам стоимость конкретного названия цветка с учетом параметров, существенно влияющих на цену (например, указывается "роза", но не указан сорт, длина и прочие параметры). Кроме того, невозможно идентифицировать между собой документы и сопоставить информацию TIR, манифеста, инвойса и экспортной декларации. В экспортной декларации получатель либо не указан, либо стоит цифровой код. Характерным для таких поставок является и то, что стоимость одного килограмма цветка по документам значительно ниже даже средних аукционных цен.
Но есть и добросовестные участники ВЭД, чьи сопроводительные документы в полном порядке, то есть: указаны аукционные цены, в экспортной декларации наличествует номер инвойса и TIR, а информация, указанная на упаковочных этикетках, соответствует детализированной информации инвойса. В ФТС России полагают, что для таких операторов рынка целесообразно рассмотреть возможность установления "зеленого" коридора при поставках цветов. Наведение порядка по декларированию цветочной продукции, подсчитали таможенники, может дать эффект в виде увеличения таможенных платежей на 10-15 процентов.
«Московская промышленная газета» 26.08.2005.


Осторожно, двери открываются

Россия ищет выход из Единого экономического пространства для Украины
" Я думаю, что выход будет", - прокомментировал вчера, накануне очередного саммита СНГ в Казани, ситуацию вокруг построения Единого экономического пространства национальный координатор проекта ЕЭП по России Дмитрий Сухопаров. Впрочем, последние заявления одного из ключевых участников проекта - Украины - говорят о том, что это скорее будет выход из ЕЭП.
Квинтэссенцией этих заявлений стали слова министра экономики Украины Сергея Терехина на прошлой неделе, после встречи с российским министром экономического развития Германом Грефом: "Мы делаем специальный комитет, в котором будем разбирать наши двусторонние проблемы, и, видимо, после того, как он будет создан, Украина откажется от участия в ЕЭП". Правда, ни президент Виктор Ющенко, ни премьер Юлия Тимошенко его, по крайней мере официально, не поддержали. "Принято абсолютно четкое решение - найти форму сотрудничества в границах ЕЭП, которая удовлетворяет стратегические интересы и России, и Украины", - заявила г-жа Тимошенко.

Но ни для кого среди занимающихся проектом российских чиновников не секрет, что Украину ЕЭП интересует довольно мало. Она хотела бы вступить в ЕС, но туда ее пока не зовут. Еще Украина хотела бы более активно осваивать российское торговое пространство. И ради этого готова некоторое время вести переговоры насчет ЕЭП.

Решение о создании союза России, Украины, Белоруссии и Казахстана было принято еще в 2003 году. Но до сих пор не удается согласовать ни один документ. Для того чтобы ЕЭП заработало, необходимо принять 93 документа. Из первоочередного пакета, включающего в себя 29 соглашений, Украина участвовала в рассмотрении лишь 14. Причем и их согласовать удалось лишь половину. Основные разногласия, по словам г-на Сухопарова, связаны с созданием наднационального органа, а также с фиксацией даты отмены торговых изъятий. Собственно, с тремя другими участниками никаких изъятий и нет, это предусмотрено соглашениями по другому интеграционному проекту - Евразийского экономического союза. С Украиной же до сих пор нет даже единой товарной номенклатуры.

Вся проблема в том, что интегрироваться дальше создания зоны свободной торговли Киев категорически не намерен. Об этом много раз говорилось на всех уровнях украинской власти. Киев требует, чтобы в документах была установлена конкретная дата отмены торговых изъятий. Причем как можно более ранняя, желательно 1 января 2006 года. Российская сторона убеждена, что "нельзя сделать второй шаг, не сделав первый", и вначале необходимо выполнить соответствующие условия в области субсидирования, таможенно-тарифной и конкурентной политики. Кроме того, создание ЕЭП возможно только по образу и подобию Евросоюза. Следовательно, один из неотъемлемых элементов - создание наднационального органа, решения которого будут обязательны для всех стран-участниц. Без этого все договоренности по ЕЭП останутся лишь набором благих пожеланий. Украина же категорически возражает против делегирования каких-либо полномочий другим органам.

Сегодня на празднование тысячелетия Казани съедутся все президенты стран - участниц ЕЭП.

Однако из-за крайне насыщенной повестки (помимо праздника предусмотрен еще саммит СНГ) рассматривать документы главы государств не будут. Ограничатся тем, что послушают доклад

Группы высокого уровня (органа по подготовке проекта ЕЭП). Да и обсуждать, собственно, нечего. Перспективы того, что союз из "четверки" превратится в "тройку", становятся все очевиднее. Впрочем, этот вариант предусматривался с самого начала. Соглашением о создании ЕЭП предусмотрена возможность "разноуровневой и разноскоростной интеграции". Эта запись, как пояснил вчера г-н Сухопаров, была сделана как раз по просьбе Украины.
«Время новостей» 26.08.2005.

Государство и бизнес: Налоги и рост

Оптимальный уровень налогообложения является одним из условий устойчивого экономического роста. В российском налоговом законодательстве существуют очевидные проблемы, ограничивающие возможности экономического развития. Налоговая нагрузка на производителей продолжает на практике оставаться высокой, по мнению многих экспертов — более 50%, вопреки официально декларируемому уровню в 31%.

Высокое обложение подрывает конкурентоспособность отечественной продукции. Составной частью этой нагрузки является обременительная система обложения импорта — по многим товарам 35-40% таможенной стоимости (включая НДС), а по некоторым — до 70%. Это ведет к неоправданному завышению внутренних цен на импорт, отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции, использующей импортные компоненты.

Высокий единовременный уровень обложения импорта делает невыгодным создание товарных резервов, в частности, оборудования, запасных частей и строительных материалов. Отсутствие определенных мобильных запасов товаров сдерживает или замедляет капитальное строительство, снижает его эффективность, что негативно сказывается в целом на развитии экономики. В дополнение к этому в стране существует налог на имущество предприятий, который ощутимо снижает рентабельность перспективных проектов, связанных с капитальным строительством, а также отрицательно влияет на кредитные возможности потенциальных инвесторов.

Несмотря на сказанное выше, на практике налоговая реформа в России остановилась.

Предложенные в этом году поправки к Налоговому кодексу не улучшают, а по некоторым положениям даже ухудшают ситуацию.

Это отражается самым негативным образом на формировании экономической среды в стране. В массе производителей можно выделить три основные группы.
Три группы

К первой из них относятся крупнейшие предприятия, унаследовавшие основные средства производства и строения от советского периода через процедуру приватизации. Главное преимущество этих субъектов хозяйствования состоит в том, что их функционирование не обременено тяжкими долгами, неоплаченными кредитами, основные фонды получены ими, по сути дела, бесплатно. По этой причине их мотивация в деле дальнейшего экономического роста достаточно слаба. Пока не приходится рассчитывать на то, что эти предприятия станут локомотивом экономического прогресса в стране.

Ко второй группе производителей нужно отнести предприятия, образующие сферу малого бизнеса.

Она сформировалась в 90-е гг. На первых порах показала себя как очень динамичная структура, быстро растущая, создавшая большое число рабочих мест. Однако начиная с конца 90-х гг. развитие малого бизнеса остановилось. Количество предприятий в этом секторе, удельный вес в экономике и число рабочих мест не увеличиваются. Основными проблемами развития данной сферы стали административные барьеры, поборы чиновничества и высокие платежи за аренду помещений и коммунальные услуги, которые не дают возможности малым предприятиям расти и развиваться. В этих условиях налоговый фактор уже не является определяющим для выживания малых предприятий и организации эффективного производства. Поэтому не приходится рассчитывать и на данную экономическую силу как на катализатор ускорения роста.

Третью группу производителей составляют компании среднего бизнеса, сформировавшиеся с начала 90-х гг., т. е. с момента старта рыночных реформ в стране. Большинство этих предприятий создавались с нуля и прошли все стадии развития: от кооперативов до крупных холдингов с оборотом от сотни миллионов до нескольких миллиардов долларов. Эти компании отличаются динамизмом и высокой степенью выживаемости, потому что родились и развивались в новых рыночных условиях. Но им приходится постоянно сталкиваться с неблагоприятной экономической средой в нашей стране. Это уже упоминавшиеся административные барьеры, фискальная и обременительная налоговая система, давление и вмешательство в бизнес силовых структур, забюрократизированность процедур развития новых проектов, включая оформление землеотвода, проектирование объектов и многочисленные согласования.

Не благодаря, а вопреки

Все это наводит на мысль о том, что успешный бизнес в нашей стране развивается не благодаря работе государственных структур, а вопреки их деятельности. В качестве примера можно обратиться к существующим в стране финансовым условиям для технического развития рядового среднего предприятия. Стоимость права на подключение новых объектов к электропитанию, разрешения на подводку и отвод воды, проведения экологической экспертизы и заключения санитарно-эпидемиологической службы на проектной стадии исчисляется суммарно сотнями тысяч долларов.

Эти расходы повышают финансовую и административную планку вхождения в бизнес до чрезмерного уровня, предельно усложняют процесс его развития, что в конечном счете негативно сказывается на экономическом росте в целом.

Неадекватные тарифная и налоговая системы породили в России огромный теневой сектор, который вызывает искажение не только внутренней статистики, но и самого характера экономических отношений. Это становится очевидным, если рассмотреть соотношение некоторых макроэкономических показателей. Например, реально собранный налог на добавленную стоимость составил в 2004 г. 750 млрд руб., что равно 4,5% от ВВП. Принимая во внимание уровень ставки НДС — 18%, можно предположить, что этот налог собирается меньше чем на треть от расчетного размера. Недополучение НДС является результатом существования в экономике огромного теневого сектора, который порожден необходимостью обеспечения выживаемости в условиях чрезмерного налогового бремени.

В этой связи одной из важнейших задач российской экономики является ликвидация теневого сектора, который нарушает экономические пропорции, не позволяет построить нормальную налоговую систему, соответствующую особенностям российского хозяйства, его структуре и традициям.

Выход из тени

Основной путь ликвидации теневого сектора в экономике — это снижение налоговой нагрузки. В частности, уменьшение НДС до 13% (о чем была дискуссия в начале 2005 г.) способно значительно расширить налогооблагаемую базу, повысить собираемость налога и в итоге финансовых поступлений в бюджет. Гарантией этого могут стать вполне оправданные в этом случае меры по ужесточению администрирования налога. Более низкая ставка НДС содействовала бы также общему оздоровлению ситуации на таможне, повышению собираемости таможенных платежей и ликвидации масштабных злоупотреблений в процессе возврата НДС. Снижение налога должно способствовать в долгосрочном плане ускорению темпов экономического роста, активизации процесса инвестирования и капитального строительства.

Потери бюджета в результате снижения НДС с 18% до 13% могли бы быть одномоментно компенсированы отменой возврата НДС экспортерам сырья (как это практикуется в Китае), поскольку сэкономленная сумма примерно равняется возможному снижению на первых порах поступлений в бюджет. Отмена возврата НДС экспортерам сырья служила бы стимулом для развития экспорта готовой продукции.

Между прочим если обратиться к реальной практике, то НДС возмещается экспортерам в целом менее чем наполовину. Более того, 90% возмещаемого НДС экспортерам удается получить только по суду (см. статью “Экспортер заплатит дважды”, “Ведомости” от 24.08.2005 г.). Принятые летом 2005 г. поправки в НК еще более усложнили процедуру возврата. Не проще ли в этой ситуации поставить все с головы на ноги и дифференцировать возмещение НДС экспортерам, упростив этот процесс для готовой продукции и отменив возврат для сырья?

Таким образом, использование возможностей экономического механизма и снижения налоговой нагрузки может стать самым логичным и эффективным путем ускорения экономического роста, способным быстро дать позитивные результаты в деле выведения производства из тени и активизации процесса инвестирования.
«Ведомости» 26.08.2005.

Россию затопит китайским текстилем
От которого отказалась Европа

В торговых портах стран ЕС уже почти неделю стоят суда, до отказа набитые одеждой: 59 млн. футболок, 16,5 млн. мужских брюк и других текстильных изделий общим числом 75 млн. дожидаются таможенной очистки. В частности, во Франции скопилось 40 морских контейнеров с товаром на сумму около 6 млн. евро. Большая часть заблокированных товаров везлась в Испанию, Германию и другие европейские страны. Теперь они могут быть перенаправлены в Россию, что беспокоит отечественных швейников.

Скопление судов в европейских портах связано с тем, что Китай исчерпал свою квоту экспорта в страны ЕС на 2005 год. Договоренность о квотах между Пекином и Брюсселем была достигнута еще 10 июня этого года и, предположительно, должна продлиться до 2007 года.
Эта мера была принята в связи с тем, что китайские товары буквально наводнили европейские рынки: в первом квартале 2005 года рост импорта текстиля из Китая составил до 534% по некоторым группам товаров.

Весной, при обсуждении возможности введения квот, китайские власти заявляли, что эта мера противоречит принципам свободной торговли. Наблюдая сегодня в европейских портах скопление судов с тюками китайской одежды, можно сделать вывод, что ЕС оказался предусмотрительным. О России этого не скажешь.

Китайцы атакуют

Как сообщили ГАЗЕТЕ в Федеральной таможенной службе, "сейчас у России с Китаем никаких таможенных квот нет, и в ближайшее время их введение не предвидится". Это совсем не радует российских швейников. Как объяснил ГАЗЕТЕ гендиректор холдинга "Яковлевский" Юрий Яблоков, теперь китайский текстиль хлынет в Россию. «Так было в прошлом году, только с Пакистаном. Тогда ряд европейских стран перекрыл поток пакистанских товаров, и они тут же появились в России в большом количестве, - рассказал Яблоков. - Поэтому не исключено, что те товары, которые сейчас задержаны в портах стран ЕС, китайцы тоже попробуют сбыть в России по низким ценам».

Между тем российский рынок и так перенасыщен китайскими товарами. По словам начальника отдела легкой промышленности Минпромэнерго Сергея Шумилина, из Китая в Россию ежегодно поступает продукции легпрома на 10 млрд. долларов. 7,5 млрд. долларов из этой суммы приходится на нелегальный импорт.

Основные каналы поступления на российские рынки китайской одежды и обуви - приграничный Хабаровский край и Омская область.

Догнать и обогнать конкурентов Аналитики и швейники ломают голову над тем, как противостоять жесткой атаке китайских производителей на российский рынок. Пока все сходятся в одном: введение квот в нашей стране не пройдет. «Эту меру могут позволить себе европейцы - у них границы хорошо охраняются. У нас же, что греха таить, границы абсолютно открыты», - говорит Юрий Яблоков.

Однако государство все равно должно вмешаться. «В Китае, Турции и других странах производителям одежды помогает государство. Оно дает компаниям кредиты на покупку нового оборудования и материалов», - поясняет глава информационно-аналитического центра "Текстильэкспо" Наталья Шустикова. По ее мнению, в России нужно не только выделять средства на развитие отрасли, но и разработать механизмы функционирования рынка и борьбы с контрафактом.

Юрий Яблоков, напротив, считает, что предприятия сами могут позаботиться о себе: «При составлении наших бизнес-планов мы учитываем такого крупного игрока, как Китай, и то, что он сильно демпингует, подавляя российских производителей низкими ценами». Выходом для крупных текстильных компаний, по словам Яблокова, может стать попытка занять узкую нишу - например, производить только постельное белье или спецодежду. «И конечно, надо повышать качество товаров так, чтобы на цену заказчик уже не обращал внимания», - замечает Яблоков.
Коммерческий директор Объединения отечественных производителей одежды Галина Банкова предполагает, что, хотя ситуация сложная, у российского текстиля есть будущее: «Качество нашей одежды значительно лучше, чем у Китая. Постепенно российский потребитель поймет, что нужно покупать наше, а не китайское».
«Газета» 26.08.2005

Едем в Польшу

С 1 мая 2004 года Польша стала полноправным членом Европейского союза. А это значит, что существенным образом поменялись таможенные правила для тех, кто пересекает ее границу, въезжая из стран, не являющихся членами ЕС, в том числе и из России.

Как и во многих других странах, от уплаты таможенных пошлин и платежей освобождаются товары, ввозимые в личном багаже путешественника при условии, что они предназначены для личного употребления и не будут использованы для извлечения коммерческой прибыли.

Под личным багажом в Польше понимают багаж, который путешественник может лично предъявить таможеннику на границе или позже при условии доказательств, что данный багаж он зарегистрировал в день убытия из своей страны. Кстати, канистры, содержащие автомобильное топливо, не рассматриваются как личный багаж.

Гражданин, прибывающий из государства, не являющегося членом ЕС, имеет возможность беспрепятственно и беспошлинно провезти в Польшу не более 200 сигарет или не более 100 сигарилл (сигар, максимальным весом 3 г каждая), или не более 50 сигар, или не более 250 г курительного табака.

Алкогольных напитков без уплаты пошлин и налогов можно также провезти ограниченное количество: 1 л крепких спиртных напитков (водка, коньяк, виски), 2 л коктейлей, аперитивов на винной основе, саке или других подобных напитков крепостью не более 22 градусов, игристых и ликерных вин, 2 л виноградных вин (исключая игристые и ликерные).

Нормы беспошлинного ввоза табака и алкоголя не распространяются на граждан, не достигших 17 лет. Иными словами, если в Польшу въезжает семья: мама, папа и 15-летний сын, то ввезти можно только 400, а не 600 сигарет, 4 литра вина, а не 6 литров.

Не стоит увлекаться и парфюмерией. Беспошлинно можно провезти 50 г духов и 250 г туалетной воды. Лекарства следует везти лишь в тех количествах, которые необходимы для поддержания здоровья во время пребывания в стране.

Что касается остальных товаров, в том числе пива, подарков, личных вещей, то их можно ввезти беспошлинно, если их стоимость не превышает 175 евро, для не достигших 15 лет - 90 евро. (Для сравнения: в России норма беспошлинного ввоза - 65 тысяч рублей, или более 2 тысяч долларов.)
Особые "усеченные" нормы беспошлинного ввоза существуют для проживающих в приграничных с Польшей странах, не членах ЕС. То есть для России, Украины и Белоруссии. При этом приграничной считается 15-километровая зона проживания вдоль границы. Вступление Польши в ЕС положило предел существовавшему долгие годы "приграничному бизнесу", когда в Польшу стекались реки бензина, а из Польши - "вытекали" тонны одежды. Сегодня жители приграничных областей освобождаются от уплаты таможенных платежей только на ввоз 0,5 л крепкого алкоголя, 1 л столового вина, 20 сигарет, 15 сигарилл, 5 сигар или 20 г курительного табака, 25 мл духов и 100 мл туалетной воды. А стоимость вещей, перевозимых в личном багаже, не должна превышать 80 евро. Допускается для этих категорий граждан и беспошлинный ввоз автомобильного топлива в топливном баке автомобиля (не более 200 л) и не более 10 л в канистре.
«Российская газета» 26.08.2005.

Если бы не «КП», чиновники раздавили бы меня как букашку!

Пассажирка Галина Марьянова, прожившая в самарском аэропорту две недели, прекратила голодовку.

Жительница Нижневартовска Галина Марьянова, которая почти две недели протестовала против действий самарских таможенников, намерена судиться со «стражами границы».

Напомним, что, прилетев в столицу губернии рейсом «Нижневартовск - Самара - Киев», женщина не смогла пройти таможенный контроль (см. «КП» от 24 августа). Галина Тимофеевна была задержана, потому что чистосердечно призналась, что везет деньги, вырученные от продажи дома на севере - $11 000 и 100 тысяч рублей. Работники таможни изъяли всю сумму. Оставшись без копейки в кармане, женщина объявила голодовку, которая продолжалась 12 дней.
- Уже тот факт, что деньги мне вернули, говорит о том, что никаких законов я не нарушала, - говорит Галина Марьянова. - Вот только извиниться так никто и не соизволил... И новый билет на самолет мне придется покупать самой. Представители таможни сказали, что никогда никому билетов не оплачивали и сейчас не собираются!

Теперь общаться с таможенными чиновниками женщина намерена в зале суда. По словам Галины Тимофеевны, она намерена подать иск на возмещение морального и материального ущерба.

Поскольку провести 12 дней в Самаре ей пришлось совсем недобровольно, да и здоровье за это время она подорвала.
- Если бы не местные средства массовой информации, если бы не вышел материал в «Комсомолке», чиновники раздавили бы меня как букашку! - сетует Галина Марьянова. - Я хочу сказать вам огромное спасибо! Мои дочери, которые сейчас на Украине, плакали, когда узнали, что все завершилось благополучно. Но теперь мне очень хочется, чтобы те, кто виноват в моих злоключениях, ответили по закону.
«Комсомольская правда-Самара» 26.08.2005.

 

 

 


Интернет - проект "BSM-pravo"

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.bsmpravo2005
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное