Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Скорая правовая помощь

  Все выпуски  

"Серые" телефоны


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылка "Скорая правовая помощь"

 

 

Интернет - проект "BSM-pravo"
 
Данная рассылка позволит Вам решить Ваши проблемы в области права (получение гражданства, таможенное оформление товаров, получение наследства, урегулирование семейных споров, возмещение ущерба от ДТП и многое другое). Ведение рубрики «Вопросы-Ответы». Бесплатное предоставление текстов правовых актов.
Cтатьи по проблемам права.
У Вас возникли вопросы?

 

В настоящей рассылке Вашему вниманию предлагаются следующие материалы

 

новости >>> news >>> новости >>> news >>> новости >>> news >>>



 

Телефонизация Шереметьевской таможни

Крупномасштабные операции МВД по борьбе с «серыми» телефонами привели к кадровым перестановкам в Федеральной таможенной службе (ФТС). Начальник Шереметьевской таможни Игорь Волков отстранен от исполнения служебных обязанностей, и он, возможно, не последний: комиссия ФТС продолжает проверку.

В четверг стало известно, что министр экономического развития и торговли Герман Греф, в ведении которого находится Федеральная таможенная служба (ФТС), накануне подписал указ об отстранении от должности начальника Шереметьевской таможни Игоря Волкова. Поводом для этого решения послужили августовские операции МВД по борьбе с контрабандой «серых» мобильных телефонов. 16 августа 2005 года в ходе операции в аэропорту Шереметьево милиционеры задержали около 300 тонн контрабандных мобильных телефонов – десять автофургонов – на сумму свыше $10 млн.

Следственный комитет МВД возбудил уголовное дело по факту контрабанды, в рамках которого через неделю, 24 августа, была проведена еще одна операция. Улов составил 55 тонн нелегальных мобильников, и снова в центре внимания оказалась Шереметьевская таможня. Около 200 тыс. контрабандных трубок были обнаружены в грузовом терминале аэропорта Шереметьево. Предполагается, что владельцы обоих арестованных грузов снабжали товаром большинство крупных розничных сетей, таких, как «Евросеть», DIXIS, «Связной», «Беталинк», «Цифроград», «Телефон.ru» и других.

ФТС была вынуждена сформировать служебную комиссию и начать расследование. Проверка будет длиться еще месяц – формально именно на этот срок Игорь Волков и отстранен от должности. «Это пока не увольнение», – подчеркнули «Газете.Ru» в Минэкономразвития.

Сейчас исполняющим обязанности начальника Шереметьевской таможни назначен Владимир Саркисов, сообщил источник в министерстве: «Сегодня Саркисова уже представят коллективу таможни, но считать, что он автоматически получит эту должность спустя месяц, не стоит». «Пока расследование не закончилось, говорить об увольнении Волкова и о кандидатах на пост начальника Шереметьевской таможни рано», – говорит источник в Минэкономразвития.

Но в самой ФТС на то, что Волков будет восстановлен, уже не рассчитывают. «Игорь Волков отстранен от должности уже по результатам проверки, которая проводится служебной комиссией ФТС. Поводом для проверки послужили нарушения, выявленные в ходе операций МВД в аэропорту. Это действительно пока не увольнение. Но формулировка звучит однозначно: «отстранен за нарушение должностной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей»», – сказали «Газете.Ru» в пресс-службе ФТС. Там подтвердили, что расследование еще не закончено.

Оправдательного вердикта комиссии, считают в пресс-службе ФТС ожидать трудно. Напротив, там не исключили, что дальнейшее служебное расследование может привести к тому, что «будут сделаны выводы относительно других сотрудников Шереметьевской таможни».

Между тем чистка Шереметьевской таможни никак не поможет решить проблему контрабанды телефонов, полагают участники рынка. Масштабы нелегального ввоза огромны. По данным ФТС, в 2004 году в Россию было завезено всего 2,8 млн штук «передающей аппаратуры для радиотелефонной и радиотелеграфной связи, радиовещания и телевидения», под определение которой попадают мобильные телефоны.

Независимые экспертные оценки ввоза в разы превышают официальные. По подсчетам исследовательской компании Mobile Research Group, в 2004 году в Россию было поставлено 24,3 млн телефонов (и еще около 1,4 млн «серых» телефонов, не предназначенных для продажи в России). «Контрабанда телефонов – это глобальная проблема, и кадровыми перестановками внутри таможенной службы ее не решить. Не думаю, что увольнения на Шереметьевской таможне как-то изменят ситуацию даже в самом аэропорту Шереметьево», – говорит «Газете.Ru» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

По его мнению, для решения проблемы нужны более серьезные меры – в том числе «другое законодательство, которое сделало бы работу таможенных органов и саму процедуру ввоза продукции более прозрачными».

Но, как заверили «Газету.Ru» в Минэкономразвития, ничего такого в ближайшем будущем не намечается: «То, что происходит на Шереметьевской таможне, – это нормальная практика по борьбе с должностными нарушениями. Не надо ожидать, что это повлечет какие-то серьезные реорганизационные меры в работе всей таможни в целом».
«Газета.ru» 19.09.2005.

Таможня вытесняет серых импортеров

В ближайшие несколько месяцев бытовая техника подорожает минимум на 10-15%.

До 1 октября производители иностранной бытовой техники должны предоставить Федеральной таможенной службе (ФТС) прайс-листы с оптовыми ценами на свою продукцию (ранее таможенная стоимость бытовой техники исчислялась исходя из минимальной цены производителя).

Предполагается, что эта информация будет использоваться для сравнения с заявляемой другими импортерами таможенной стоимостью товаров.

Ранее таможенники уже заявляли об аналогичном применении сведений о ценах на мобильные телефоны, ввозимые по белым схемам компанией Dixis.

По мнению ФТС России, подобные меры способствуют оздоровлению и легализации рынка бытовой техники, вытеснению с него серых импортеров, созданию здоровой конкурентной среды.

Китайское нашествие

Участники рынка уверены, что подобные меры приведут к повышению цен на бытовую технику, а также к выходу на российский рынок дешевых китайских и корейских брендов.

"Рост цен на импортную бытовую технику уже в ближайшем будущем составит 10-15%. Европейские производители не смогут дать низкую цену на продукцию, а это скажется на таможенных пошлинах. Кроме того, всегда остается возможность нелегально возить бытовую технику, -- считает коммерческий директор ООО "Комерческо-производственная фирма "Альтернатива Синицы" Сергей Черемихин. -- Скорее всего, на рынке Петербурга появится большое количество китайской и корейской бытовой техники под еще не раскрученными брендами, в рекламу которых деньги не вкладывались. В этом смысле европейские известные бренды пострадают гораздо больше".

Неверный подход Коммерческий директор сети магазинов "Техношок" Сергей Луканин уверен, что такой подход к установлению таможенных пошлин является ошибкой.

"У маленьких и крупных компаний различные объемы поставок, было бы неправильно устанавливать для них одинаковые таможенные пошлины.

Логично установить таможенную ставку на единицу ввозимой продукции вне зависимости от ее стоимости, -- считает он. -- В итоге все упирается в то, какими будут новые таможенные ставки и как они будут работать. Сейчас они высоки, причем для европейской бытовой техники они намного выше, чем для китайской".

Коммерческий директор сети магазинов "Техношок" Сергей Луканин уверен, что когда таможенные ставки устанавливаются под каждый бренд, возникают возможности для махинаций.

цифры


$1 млрд в год -- емкость петербургского рынка иностранной бытовой техники.

Около 50% ее ввозится нелегально
«Деловой Петербург» 20.09.2005

Ситуация с ввозом мобильных телефонов остается напряженной

После ареста крупной партии контрабандных мобильных телефонов ситуация с их ввозом в Россию остается напряженной, а в салонах сотовой связи наблюдается явный дефицит. В конце августа о "прямом" ввозе телефонов объявила "Евросеть", а в начале сентября Dixis устроила из прибытия товара на таможню настоящее шоу: до этого компании пользовались услугами таможенных брокеров. В "Беталинке" молчали до последнего - неделю назад компания ввезла первую партию "белых" трубок, но публично призналась в этом лишь вчера. Однако аналитики сомневаются, что мобильный рынок станет "белым".

"Мы пошли на этот шаг в расчете на то, что все крупные игроки рынка будут находиться в равных условиях, теперь разницы в цене быть не должно",- заявил "Бизнесу" директор по маркетингу "Беталинка" Антон Володькин. Он пояснил, что компания не может ждать, пока посредники, у которых компания раньше закупала телефоны, будут перестраивать свою логистику.

Любопытно, что партия "белых" мобильных телефонов была ввезена "Беталинком" еще на прошлой неделе, однако объявить об этом компания решилась только вчера.

По словам Володькина, это была довольно крупная партия из нескольких десятков тысяч телефонов, однако назвать конкретную цифру он отказался.
"Это логичный шаг, и рано или поздно так сделают все дилеры мобильных телефонов,- прокомментировал ситуацию аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.- После выхода письма ФТС с новой тарифной сеткой по ввозу телефонов завозить большие партии мобильников другими способами невозможно". По его мнению, оставшиеся дилеры объявят об этом в ближайшие недели.

В "Евросети" "Бизнесу" сообщили, что ожидали подобного хода от "Беталинка". ""Беталинк" и Dixis - небольшие компании, они могут начать ввозить "по-белому" сразу после объявления о начале внешнеэкономической деятельности (ВЭД),- пояснил президент "Евросети" Элдар Разроев.- Мы должны подготовиться к ввозу крупных партий, поэтому начнем импорт только в октябре". Тем не менее немногие эксперты верят, что все ввозимые мобильники станут по-настоящему "белыми". Как сообщил "Бизнесу" на условиях анонимности один из аналитиков, большую часть телефоновдилеры будут по-прежнему ввозить в небольших машинах через границу, а показывать на таможне маленькие партии "белых" аппаратов.
«Бизнес» 20.09.2005

Конец "серого" импорта?

В выходные пробежался по рынкам, торгующим бытовой электроникой.

Народ разбирает все так, словно завтра на границе опять, как в советские времена, опустится «железный занавес» и импортная техника станет доступна только для избранных. А продавцы еще и стращают нерешительных покупателей: «Берите сейчас, скоро все подорожает, таможня закручивает гайки, вон, смотрите, что с мобильными телефонами творится!»

С мобильниками действительно беда: резко сократился ассортимент, полки, ранее забитые «трубками», отданы под цифровые фотоаппараты, плейеры и разнообразные аксессуары. Оно и понятно - все-таки миллион мобильников, арестованных на таможне, породил дефицит. А теперь, похоже, наступает черед и для прочей бытовой техники.

Таможенная служба намерена запросить у всех крупнейших производителей прайс-листы и списки официальных импортеров. Подобная операция уже была проделана с автомобильными производителями, и она принесла свои плоды - сейчас почти все новые автомобили завозятся официальными дилерами. В результате «серым» дилерам станет гораздо труднее занижать таможенную стоимость товара. Придется платить реальные пошлины или рисковать немалыми суммами денег, вложенными в телевизоры, холодильники и микроволновые печки. Цена на импортную бытовую технику в любом случае вырастет.

Выиграют от этого те фирмы, которые завозят импорт «по-белому», то есть с уплатой всех положенных пошлин и сборов. А также отечественные производители, которые с таможней вообще не пересекаются. Раньше им было очень трудно конкурировать с дешевой контрабандной продукцией известных фирм. Но если таможня перекроет каналы «серого» импорта, то отечественные товары окажутся существенно дешевле импортных. Более того, некоторые российские производители, маскирующиеся под западные фирмы, вполне могут под шумок поднять цены и на свою продукцию.

Как бы то ни было, а рынок бытовой электроники постепенно становится «белым», легальным. На первый взгляд это не очень выгодно нам, потребителям, - «серый» импорт нам обходился подешевле. Но, с другой стороны, таможенные пошлины идут в бюджет государства, из которого получают зарплату миллионы людей. Да и отечественные производители, которым станет чуть полегче дышать, создают немало рабочих мест и платят налоги. И вообще: должны же мы когда-нибудь становиться цивилизованной страной, соблюдающей законы?

Мне вот только одно непонятно: если «серый» импорт так легко можно прихлопнуть, то почему это не было сделано раньше?
«Комсомольская правда» 20.09.2005


Импортерам заклеят горлышко

Импортеры и производители иностранного алкоголя считают, что с 1 января 2006 года поставки импортного шампанского, коньяка и прочего спиртного могут прекратиться. По новым правилам ввоза алкоголя, вступающим в силу с нового года, наклейка акцизных марок должна осуществляться только в России. Пострадает от недоимок и бюджет, процедура принятия которого стартует завтра в Госдуме. Слово за депутатами.

Акцизные марки на иностранный алкоголь пока наклеивают за границей, непосредственно на поточных линиях, а приобретаются в конце каждого календарного года. Весной Госдума приняла закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". С 1 января, согласно закону, процедура оклеивания акцизных марок должна производиться исключительно на территории РФ и только на специальных складах Федеральной таможенной службы (ФТС). А таковых в России всего 20! И, разумеется, ни о каких специальных линиях речи там не идет.

Импортеры в панике. Как решится вопрос в Думе (приняты ли будут поправки об отсрочке новых правил ввоза алкоголя сейчас или вопрос растянется во времени), почти не важно. Акцизные марки на следующий год все равно не приобретены. Представитель компании DP.Trade, импортера алкоголя, сказал: "Потери пока трудно подсчитать. Очень может быть, что вообще весь рынок накроется медным тазом".

Сейчас на иностранных линиях наклеивают 20 тыс. российских акцизных марок в час. На складах ФТС эта процедура будет минимум в десять раз длиннее - таможенникам еще потребуется время на вскрытие фабричной упаковки бутылок. Это вообще отдельная тема для претензий поставщиков, ведь производитель отвечает за качество своего продукта, только если он упакован по всем правилам.

Как ни странно, меньше всего ответов у самих таможенников. Ведь МЭРТ, которому они подчиняются, просто забыл их предупредить о новой "нагрузке", а депутаты ни разу не приглашали их в Думу для обсуждения технической стороны воплощения их законодательных инициатив. На заседании экспертного совета по алкогольной продукции, состоявшемся месяц назад в ФТС, замначальника Главного управления федеральных таможенных доходов Алексей Сорвачев прямо заявил, что его ведомство не участвовало в разработке закона. И чтобы этот закон заработал, понадобится еще как минимум шесть постановлений правительства, на что тоже потребуется время.

Еще 8 августа иностранные производители, входящие в комитет производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России (Bacardi-Martni, Diageo, Hennessy, Maxxium, и Pernod Ricard), написали письмо Михаилу Фрадкову с просьбой отсрочить вступление в силу импортной части закона на год. В письме выражалась тревога по поводу того, что новый закон может "не только осложнить импорт алкогольной продукции на территорию России, но и заблокировать его на неопределенный срок". Опасения импортеров и таможни не разделяют в Госдуме. Так, председатель комитета по экономической политике Валерий Драганов в комментарии "Известиям" назвал их "мягко говоря, натянутыми".

Правда, признал, что технические проблемы возникнуть могут, но решать.
«Известия» 20.09.2005

Где клеить акцизные марки

Стоит ли России идти по пути Доминиканской Республики

13 июля 2005 года Совет Федерации одобрил поправки к Закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который вступает в силу с января 2006 года. По мнению экспертов, не обошлось без несуразицы: закон требует наклеивать акцизные марки на импортную алкогольную продукцию на территории России.

Это требование представляется специалистам более чем странным.

Эксперты алкогольного рынка считают, что оно противоречит не только здравому смыслу, но и многим правовым документам. Раньше товар поступал на таможню с уже наклеенными марками. Теперь в связи с поправками к закону ситуация полностью перевернулась.

Согласно новому закону, импортная алкогольная продукция должна поступать на таможенные склады временного хранения, где будет производиться оклейка. Специалисты считают, что количество существующих складов и их вместимость не рассчитаны на объем поставляемого в Россию алкоголя, что неминуемо вызовет колоссальные очереди. Требование о выпуске продукции со склада в течение 3 дней будет при этом грубо нарушено: по подсчетам, ручная оклейка средней партии алкогольной продукции займет две недели.

«Для компаний, наклеивающих марки вручную, все осталось, как прежде: только марки теперь наклеивают не в стране-производителе, а в России. Но для компаний, поставляющих в Россию большие партии алкоголя и использующих линии машинной оклейки, закон буквально «перекрывает кислород», – прокомментировал ситуацию директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Александр Романов. На складах временного хранения установить линию машинной оклейки будет невозможно, и оклеивать многотысячные партии нужно будет вручную.

По данным зарубежных производителей, при переходе с поточного оклеивания на ручное расходы компаний возрастают в 10 раз, что вызовет значительное увеличение стоимости продукции. Спрос на товар с такими ценами неминуемо упадет – купить ее не сможет даже средний класс.

Соответственно уменьшится сбор налогов, меньше денег поступит в региональные и федеральный бюджеты, сократится количество рабочих мест и т.д. «Если правительство не примет меры, в 2006 году импорт алкоголя в Россию прекратится», – утверждает Александр Романов.
Осман Парагульгов, президент НО «СУАР», выступая на конференции, посвященной введению поправок, высказал опасение, что существенное повышение цен на импортную алкогольную продукцию подхлестнет оборот нелегального, некачественного алкоголя.

В Доминиканской Республике был подобный прецедент с импортом сигарет. Правительство приняло закон о наклейке акцизных марок на импортные сигареты только на территории своей страны. Ситуация абсолютно повторяла то, что происходит сейчас в России. Она разрешилась тем, что

Комиссия по спорам ВТО признала закон неправомерным и нарушающим требования ВТО. Теперь Россия идет по пути Доминиканской Республики. Может, не стоит? И дело тут не в Доминиканской Республике, Гондурасе или США – для ВТО все страны равны, и все страны, вступившие в ВТО, обязаны выполнять условия этой организации. Случай с Доминиканской Республикой может звучать как несущественный, но он прецедентный, а значит, принятые по нему решения ВТО обязательны для всех стран-участниц. «Совершенно ясно, что эти требования нужно снимать, если мы хотим вступать в ВТО», – говорит Александр Романов.

Сейчас, когда Россия готовится к вступлению в ВТО, принятие закона, противоречащего принципам этой организации, выглядит по меньшей мере глупостью. Или кому-то в Думе на руку, чтобы Россия не вступила в ВТО? В любом случае очень сомнительно, что «депутатский подарок» порадует российских переговорщиков по ВТО, да и министра экономического развития Германа Грефа.

Вызывают недоуменные вопросы и другие статьи закона. Например, по мнению юристов алкогольного рынка, требование об обязательной предоплате при закупке алкоголя прямо противоречит Гражданскому кодексу, так как представляет собой вмешательство в законные взаимоотношения двух легальных хозяйствующих субъектов. А запрет продажи алкогольной продукции на транспортных узлах при его буквальной трактовке подразумевает закрытие магазинов duty-free и запрет продажи алкоголя на международных авиарейсах, чего нет даже в странах с «сухим законом». Депутаты требуют чуть ли не введения единой пробки для всей алкогольной продукции. Все это отбрасывает Россию на 20 лет назад, к закрытой экономике, отсутствию выбора и регрессу качества продукции.
«Независимая Газета» 20.09.2005


Минэкономразвития за полную отмену таможенных пошлин на западные самолеты

Минэкономразвития РФ предлагает полностью отменить ввозные таможенные пошлины на самолеты западного производства, сообщил журналистам глава министерства Герман Греф в субботу в Южно-Сахалинске.

"Мы выступаем за полную отмену пошлин на западные самолеты", - сказал Г.Греф.

Он пояснил, что речь идет об отмене пошлин на те типы самолетов, которые не производятся в России, пишет "Интерфакс". В частности, речь идет о региональных самолетах вместимостью до 30 человек.

Министр сообщил, что обоснование необходимости отмены пошлин должно подготовить Минпромэнерго. Он не уточнил возможный срок отмены пошлин.
В настоящее время ввозные пошлины на западные самолеты составляют до 40% от стоимости самолета.
«Труд» 19.09.2005

Правительство утвердило ставку экспортной пошлины на нефть

Правительство России утвердило ставку экспортной пошлины на сырую нефть в размере 179,9 долл. за тонну. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Михаил Фрадков. Это постановление вступает в силу с 1 октября 2005 года.

Средняя цена на нефть марки Urals за период мониторинга июль-август 2005 г. составила 56,77 $/барр. Таким образом, исходя из действующей формулы, пошлина с 1 октября установлена на уровне $179,9 за тонну. Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле опросным методом рассмотрела вопрос повышения пошлины.

Пошлина на светлые нефтепродукты, согласно действующим формулам, с 20-х чисел октября может быть установлена на уровне $133,5 за тонну, на темные - $71,9 за тонну (новые пошлины на нефтепродукты вступают в силу через месяц после опубликования соответствующего постановления правительства).

Заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина РФ Александр Сакович, говорил, что, несмотря на то, что пошлина будет установлена на новом рекордном уровне, это не нанесет ущерб нефтяникам, так как цены на нефть растут, нефтяники получают дополнительную прибыль в $100 за тонну. Кроме того, имеется разрыв между проведением мониторинга и вступлением в силу новых ставок пошлин.
«Труд» 20.09.2005

Сотовые телефоны дешеветь не будут

После августовского кризиса на рынке сотовых телефонов большинство крупных ритейлеров и производителей заявили о том, что переходят на прямой импорт продукции. Однако ряд экспертов полагают, что полного отказа от "серого" импорта не произойдет, зато возрастут риски импортеров.

Поэтому не стоит ожидать и снижения цен на сотовые телефоны -- они останутся на посткризисном уровне.

Прерванный звонок

Кризис на рынке сотовых телефонов начался неожиданно и развивался стремительно.

В августе управление "К" МВД и следственный комитет при министерстве сообщили о задержании гигантской партии сотовых телефонов -- 355 тонн, или почти миллион аппаратов. Столько трубок продается на всем российском рынке за две недели. Арестованная партия ориентировочной стоимостью $150 млн предназначалась фактически всему сотовому рынку: в сообщениях силовых структур упоминались крупнейшие розничные торговцы, такие как "Евросеть", "Связной", Dixis, "Беталинк", Divizion.

Столь крупное изъятие трубок привело к серьезному дефициту в сотовой рознице, а цены на телефоны немедленно поползли вверх. Сначала торговцы говорили о повышении цен на 10-15%, потом прогноз был скорректирован до 20-30% на отдельные модели к концу сентября. Прогноз полностью оправдался, причем цены на сотовые телефоны до сих пор держатся на послекризисном уровне. Вслед за арестом крупной партии сотовых телефонов власти предприняли еще один значительный шаг по реструктуризации сотового рынка. 14 сентября Федеральная таможенная служба (ФТС) объявила крупнейшим производителям сотовых телефонов, что с 1 октября они будут обязаны предоставить ФТС полные прайс-листы на всю свою продукцию. Одновременно производителям предложено составить списки официальных импортеров, которые смогут проходить упрощенную процедуру таможенного досмотра. Этой мерой ФТС надеется полностью искоренить "серый" импорт мобильных телефонов -- по замыслу таможенников, использовать "серые" схемы в этом случае будет уже не выгодно.

Формально сотовые ритейлеры поддержали инициативу таможни -- все крупные компании объявили о том, что готовы перейти на прямой импорт, став участниками внешнеэкономической деятельности (пока о получении статуса участника ВЭД официально заявили только компании Dixis и "Беталинк"). Однако некоторые аналитики рынка полагают, что шаг в сторону прямого импорта со стороны ритейлеров не означает отказ от использования "серых" схем поставок товара в Россию.

"Сотовые ритейлеры будут теперь изо всех сил показывать государству, насколько они хорошо соблюдают закон, привозя партии телефонов по схемам прямого импорта,-- говорит аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.-- Однако на деле большую часть товара они будут провозить не то что по 'серым' схемам с занижением истинной стоимости телефона и частичным уходом от налогообложения, они примутся возить сотовые телефоны 'по-черному', как шарики от пинг-понга.

Причин тому две -- официально существующих 'белых' каналов в ближайшее время не хватит на покрытие потребностей и трети рынка. Поэтому отказаться от 'серых' поставок просто невозможно -- в результате неизбежно придется снижать объемы закупок, на что при растущем рынке ни один ритейлер не пойдет. Кроме того, риск завозить телефон, регистрируя его как другую товарную группу, теперь сопоставим с риском искажения истинной стоимости телефона, потому что на руках у таможенников есть полные прайс-листы на всю продукцию производителей сотовых телефонов". Мнение господина Муртазина открыто не поддерживает ни один сотовый ритейлер.

Однако неофициально они признают, что полный переход на прямой импорт в ближайшее время вряд ли возможен. "На 'белый' импорт перейти невозможно, потому что для этого требуется полностью изменить принципы работы таможни,-- говорит один из участников сотового рынка.--

Представьте, что весь сотовый рынок в один момент переключается на 'белые' поставки. Где тогда остается интерес конкретного таможенного чиновника, если схема импорта совершенно прозрачна? Очевидно, таможенные органы так же не заинтересованы в прямом импорте, как и участники рынка". По мнению анонимного собеседника Ъ, уровень "серого" импорта в результате августовского кризиса все же незначительно снизится -- с 90% до 85%.

Зато возрастут риски, связанные с поставками товара, которые будут переложены на покупателя. К тому же на рынке не могут не возникать диспропорции в ценах на одну и ту же модель телефонов, но ввезенную по разным схемам. Официально ритейлеры также согласны с тем, что падения цен на телефоны не произойдет. "Цены на сотовые телефоны в ближайшее время останутся на уровне кризисных, а если последует их снижение, то оно будет незначительным -- 7-10%,-- говорит директор по маркетингу сети салонов связи 'Беталинк' Антон Володькин.-- С нашей точки зрения, снижение цен будет связано в основном с насыщением ассортимента у продавцов, устареванием текущих моделей и предновогодним всплеском конкуренции". "Отпускные цены на телефоны вырастут, ведь сотовым ритейлерам придется платить налоги,-- поддерживает мнение господина Володькина президент группы компаний 'Связной' Максим Ноготков.-- Однако большая часть этих платежей приведет к простому росту розничных цен на телефоны".

Производственная необходимость


При переходе на новые правила импорта с проблемами могут столкнуться и производители телефонов. "Производители сотовых телефонов часто меняют не только индексы своих товаров, они еще и постоянно меняют цены на трубки, поэтому каждое обновление своих прайс-листов на таможню они отправлять не смогут, а если даже это им и удастся, то таможня будет просто завалена бумажной работой,-- говорит эксперт Ъ, директор по маркетингу компании Rolsen Леонид Осипов.-- Постоянное изменение цен и индексов -- часть маркетинговой стратегии любого производителя и залог того, что он вовремя успеет избавиться от старых моделей или комплектующих и не столкнется с затовариванием склада, а следовательно, и с финансовыми потерями".

Официально производители сотовых телефонов эту версию опровергают. "Наши маркетинговые шаги планируются заранее, с тем чтобы мы успели предоставить таможенным органам всю необходимую информацию,-- говорит координатор по связям с общественностью Nokia в СНГ Сергей Сидоров.-- Поэтому требованиям таможни мы будем полностью соответствовать". Однако эксперты отмечают, что уже сейчас производители начали сталкиваться с затовариванием складов. "Структура складских запасов вне страны в результате кризиса увеличилась,-- комментирует Эльдар Муртазин из Mobile Research Group.-- Если ранее она составляла 90 к 10 в пользу того, что находится в стране, то сейчас это соотношение составляет 60 к 40".

Кроме того, если производители не будут успевать уведомлять таможню об изменениях в ценах или таможня не будет справляться с бумажной работой, новые партии телефонов будут задерживаться на границе. В результате маркетинговые усилия производителей по продвижению новинок не принесут ожидаемых прибылей.

"Для производителей принципиальное значение имеет регулярная поставка новых моделей телефонов на рынок,-- говорит Оксана Панкратова из iKS-Consulting.-- Из-за острой конкуренции производители стараются вывести новинки на рынок почти одновременно, и малейшая задержка приведет к тому, что задержавшаяся компания просто потеряет долю рынка. Когда новинки только выходят, они стоят очень дорого -- производитель снимает сливки с тех покупателей, которые готовы заплатить за новый телефон практически любые деньги. Продажа новинки уже через месяц по такой высокой цене будет невозможна".
«Коммерсант» 21.09.2005

Теперь "чемоданный ввоз" будет только расти

Элдар Разроев президент компании "Евросеть"

-- Как августовский кризис повлиял на рынок сотовых телефонов?

-- То, что произошло на сотовом рынке в августе этого года, я бы не стал называть кризисом. Кризис -- это когда на рынке происходят какие-то драматические события. В данном случае их не было. В результате августовских событий рынок трансформировался. Я не буду говорить за других участников рынка, но конкретно в нашем случае трансформации были благоприятными. Мы проанализировали данные августа, и наша прибыль как абсолютно, так и относительно выросла в сопоставлении с предыдущими месяцами.

-- На сколько именно?

-- Не скажу, коммерческая тайна. Однако в результате августовских событий мы только выиграли. Во многом поэтому некоторые игроки сотового рынка заговорили о том, что арест сотовых телефонов заказан "Евросетью". Это бредовые заявления. Мы просто хорошо сориентировались в критической ситуации.

-- Как именно? Начали массовую скупку телефонов у других игроков рынка в розницу?

-- Наша тактика на рынке -- это тоже коммерческая тайна. А по поводу того, что якобы менеджерам салонов "Евросети" было дано указание в розницу скупать телефоны у других игроков рынка, могу сказать, что мы покупали телефоны на внутреннем рынке и до сих пор это делаем, однако закупаем оптовыми партиями. В свою очередь наши конкуренты покупают телефоны у нас.

-- Какой в этом смысл, если телефоны просто циркулируют по внутреннему рынку?

-- Это только кажется, что в этом нет смысла. Дело в том, что у разных компаний в одно и то же время может быть разный ассортимент. У нас может быть дефицит определенных моделей телефонов, в то время как к другим продавцам партия именно этих моделей только поступила и реализовать всю партию одна сеть в короткий срок не может. Телефоны нужно "размазывать" по рынку. Поэтому у всех сотовых ритейлеров периодически возникает необходимость покупать товар где-то на стороне. В нашем случае это значит покупать у тех компаний, которые обычно не являются нашими поставщиками.

-- Согласитесь, что августовские закупки проходили в нетрадиционных условиях...

-- Согласен. Однако от этого, как я уже говорил, мы только выиграли: кто первым встал, того и тапки.

-- Кто же тогда проиграл в результате августовских событий? Некоторые эксперты, например, говорили, что кризис должен был больно ударить по маленьким сетям, по продавцам на рынках вроде "Горбушки"...

-- Нет, это не так. Рынки вроде Митинского и "Горбушки" сидят на "сером" ввозе, а если кто-то везет партию телефонов в чемодане, это гораздо труднее пресечь на таможне. А потому мелкие импортеры от августовской ситуации только выиграли. Этой весной мы уже прижали мелких торговцев, и они эти самые чемоданы уже было начали собирать, чтобы покинуть рынок. Однако теперь "чемоданный ввоз" будет только расти. Он приблизится к уровню 10% от всех поставок телефонов на российский рынок. Однако мелкие продавцы лицо рынка не определяют. А проиграли в этой ситуации те, кто не успел сориентироваться, и прежде всего оптовики. Очень многие заметные игроки на рынке поддались истерике, из-за чего цены взлетели вверх, но на самом деле телефонов на рынке было в августе еще достаточно и дефицит был во многом искусственным.

-- Тогда и рост цен на рынке был искусственным?

-- Нет. Изменилась закупочная цена на телефоны на внутреннем рынке, поэтому в том числе и мы подняли розничные цены. Мы не благотворительная организация. Рост цен составил до 30%.

-- Что будет с ценами дальше?

-- Рынок в целом трансформировался, и эта трансформация свидетельствует о зрелости государства, о желании государства сделать рынок прозрачным. Это не разовое мероприятие, а потому цены сохранятся на прежнем уровне. Вне зависимости от сезонных колебаний.

-- Согласно новым правилам игры, статус участников внешнеэкономической деятельности должны получить все участники сотового рынка, однако, насколько мне известно, пока это сделала только компания Dixis...

-- Статус участника внешнеэкономической деятельности получается в результате заключения первой сделки, в рамках которой партию телефонов непосредственно импортирует сам ритейлер. Мы такой сделки еще не заключили и пока закупаем телефоны на внутреннем рынке, однако к получению этого статуса мы целенаправленно идем. Ориентировочно в четвертом квартале этого года компания планировала начать внешнеэкономическую деятельность, и эти планы мы выполним. Однако в один момент изменить договоры с более чем десятком вендоров, изменить логистику, изменить внутренние финансовые схемы невозможно. Когда у компании месячный оборот свыше $200 млн, нужно иметь больше здравомыслия. Мы перейдем на новые принципы работы ориентировочно в октябре.

-- Следовательно, на подготовку вам потребовалось около двух месяцев?

-- Вообще-то решение о начале внешнеэкономической деятельности мы приняли еще в марте этого года.

-- Однако все думают, что к переходу на прямой импорт сотовых ритейлеров подтолкнули именно августовские события...

-- Можете не верить, но наши аналитики предполагали, что на рынке произойдет такая трансформация. Правда, мы считали, что она произойдет ближе к концу года, и такой удар мог быть действительно болезненным для рынка. Достаточно сказать, что под Новый год розница продает во много раз больше, чем в обычные дни. А что же касается наших планов, то тут у меня есть простой аргумент. Вы заметили, что уже в сентябре на телевидении была запущена наша реклама, в которой говорилось о том, что мы начинаем сами ввозить телефоны? Любая рекламная кампания должна готовиться не менее чем за два-три месяца. Надо для нее время в эфире заказать, а это делается заранее. Впрочем, мы планировали переход на ноябрь, ближе к новогоднему буму. Расчет был таков, что нам потребуется дополнительно $50-70 млн из оборотных затрат на такую перестройку, а их за один день не найдешь.

-- Эксперты говорят, что часть проблем с импортом ляжет на плечи производителей. Например, известно о рекомендации таможенных органов производителям предоставлять таможенникам прайс-листы по всей своей продукции, чтобы по этим прайс-листам таможня могла правильно рассчитать налоговые пошлины. У экспертов есть опасения, что производители могут не успевать с подачей таких документов на таможню, и поставка груза в розничные сети будет задерживаться. -- Это не наша проблема. Тот производитель, который не успеет подать все необходимые документы на таможню, просто исчезнет с наших полок.
«Коммерсант» 21.09.2005

Ночной кошмар поставщиков электроники

Борьба таможни с "серым" импортом оказала неожиданное влияние на процесс консолидации розничного рынка бытовой электроники. Как стало известно "Бизнесу", две крупнейшие российские сети "Эльдорадо" и "М.Видео" ведут переговоры об объединении закупок. В случае успеха переговоров на рынке фактически образуется один крупнейший игрок, контролирующий более трети сегмента. В этом случае, опасаются вендоры, сети смогут диктовать производителям практически любые условия.

О том, что "Эльдорадо" и "М.Видео" ведут переговоры об объединении системы закупок, "Бизнесу" рассказал знакомый с ситуацией источник в одной из розничных сетей. По его словам, сейчас решается вопрос о том, как будут функционировать интегрированные отделы закупок. "Много вопросов остается нерешенными, однако общая договоренность у компаний есть",- заявил собеседник "Бизнеса".

Факт переговоров "Эльдорадо" и "М.Видео" об объединении закупок "Бизнесу" подтвердил и президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Пляцевой. "Мы позитивно оцениваем это намерение, оно повысит конкурентоспособность обеих компаний",- говорит Пляцевой.

Заместитель генерального директора "Эльдорадо" Евгений Михеев отказался подтверждать "Бизнесу" эту информацию. Однако пресс-секретарь "М.Видео" Надежда Киселева передала, что сети действительно ведут переговоры о совместных закупках непосредственно у прямых поставщиков.

"Это делается с целью предотвращения "серого" импорта",- пояснила она.

Два крупнейших российских "электронных" ритейлера всегда представляли две разные концепции. В то время как "Эльдорадо" позиционируется как жесткий дискаунтер, "М.Видео" всегда был ближе к премиум-сегменту. И, по словам топ-менеджера одной из западных компанийвендоров, главным побудительным мотивом их возможного объединения может быть только общая опасность - "в данном случае проблемы с таможней". С ним соглашается менеджер одной из корейских компаний. "Последние десять дней ритейлеры даже не представляют себе, во сколько им может обойтись растаможка товара.

В связи с этим импортеры вполне могли бы объединиться в альянс, чтобы попытаться добиться ясности от ФТС",- говорит собеседник "Бизнеса".
Напомним, на прошлой неделе ФТС обязала иностранных производителей электроники предоставить реальные прайс-листы, по которым техника будет проходить таможенную очистку. Пока производители не определили свою позицию, однако утверждают, что новая система недоработана и до назначенного ФТС срока (1 октября 2005 года) перейти на новую систему им не удастся.

По оценкам Александра Пляцевого, вместе "М.Видео" и "Эльдорадо" контролируют порядка 30% рынка бытовой электроники. И если переговоры между сетями увенчаются успехом, на российском рынке будет создан крупнейший закупочный альянс, обладающий беспрецедентной возможностью давления на поставщиков.

Сами производители пока скупы на комментарии. "Мы уже некоторое время наблюдаем тенденцию к консолидации рынка и вытеснения мелких игроков,- говорит руководитель отдела развития бизнеса российского представительства Sony Михаил Фандеев.- Возможно, объединение закупок " Эльдорадо" и " М.Видео" - логический шаг в этом направлении. И если рынок адекватно воспримет появление игрока с долей, существенно превышающей долю любого другого игрока, мы будем готовы с ним сотрудничать". Но, по словам его коллеги из другой японской компании, для многих брэндов, в продажах которых на две сети может приходиться 50% и более, это событие может стать "просто ночным кошмаром".

"Когда приходит такой " мегаклиент" и начинает командовать на том основании, что делает поставщику большую часть оборота,- это худшее, что может случиться",- рассуждает собеседник "Бизнеса". С ним согласен президент компании "Голдер электроникс" (торговая марка Vitek) Андрей Деревянченко. "Например, в " М.Видео" уже со следующего года вступают в силу новые правила работы с поставщиками, по которым сильно увеличится отсрочка платежей. Если они объединят закупки, возможность их давления на поставщиков вплотную приблизится к возможностям западных сетей",- рассуждает он. В этом случае они смогут диктовать свои условия очень многим, констатируетДеревянченко.

А по мнению генерального директора сети "Эксперт-ритейл" (принадлежит крупному оптовому дилеру "Корсотрейдинг" и представляет собой закупочный альянс небольших сетей), партнерство "Эльдорадо" и "М.Видео" может иметь для рынка и другие последствия. "Поставщикам не понравится эта ситуация, и они могут начать искать альтернативные каналы сбыта",- не исключает он.
«Бизнес» 21.09.2005


Внешнеторговый оборот России вырос за год на 35,2%

Внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса в августе 2005г. составил (в фактически действовавших ценах) 32,0 млрд долл. (919,5 млрд руб.). Такие данные содержатся в оперативном докладе Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат).

По сравнению с июлем 2005г., внешнеторговый оборот вырос в августе с.г. на 7,4%, а по сравнению с августом 2004г. - увеличился на 35,2%. Сальдо торгового баланса в августе 2005г. сложилось положительное - 10,9 млрд долл. (в августе 2004г. оно было также положительным, в размере 7,2 млрд долл.).

Экспорт РФ вырос в августе 2005г. по сравнению с августом минувшего года на 39,1% - до 21,5 млрд долл. (616,0 млрд руб.). По сравнению с предыдущим месяцем текущего года экспорт вырос на 8,7%. Объем российского импорта составил за месяц 10,6 млрд долл. (303,5 млрд руб.), увеличившись на 28,0% по сравнению с августом 2004г. По сравнению с июлем 2005г. импорт вырос на 4,9%.

В целом за январь-август 2005г. внешнеторговый оборот РФ составил 198 млрд 126 млн долл., что на 35,2% больше соответствующего периода 2004г.

В том числе экспорт составил 133 млрд 458 млн долл. (рост на 39,1%), импорт - 64 млрд 668 млн долл. (рост на 27,7%). Сальдо торгового баланса за 8 месяцев с.г. сложилось положительным в размере 68 млрд 790 млн долл.

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот в августе 2005г. составил 29,9 млрд долл. Экспорт составил 21,1 млрд долл., в том числе в страны вне СНГ - 18,3 млрд долл., в государства - участники СНГ - 2,8 млрд долл. Импорт составил 8,8 млрд долл., в том числе из стран вне СНГ - 7,2 млрд долл., из государств - участников СНГ - 1,6 млрд долл.
«РБК» 21.09.2005.

Особые зоны не для скупых
Их создадут в регионах, которые обеспечат лучшее финансирование

Минэкономразвития приступило к приему заявок регионов на размещение особых экономических зон (ОЭЗ). В течение пяти лет их будет создано не больше 20, но почти каждый губернатор считает, что как минимум одна зона должна быть в его регионе. Поэтому предпочтение отдадут регионам, которые готовы вложить в создание ОЭЗ больше средств.

В июле Владимир Путин подписал закон об ОЭЗ, который предусматривает создание зон двух типов. Производственно-промышленные предназначены для выпуска высокотехнологичной продукции. Технико-внедренческие по замыслу чиновников станут оазисом для инноваций. В бюджете-2006 предусмотрено 8 млрд руб. на создание инфраструктуры зон. Федеральные деньги будут выделяться при условии софинансирования региональным бюджетом. В понедельник Минэкономразвития начало сбор заявок регионов, желающих разместить на своей территории ОЭЗ. Он продлится 45 дней.

Председателем обеих комиссий по проведению конкурсов стал министр экономики Герман Греф. Последние несколько дней министр объезжал Дальний Восток, чтобы лично обсудить перспективы ОЭЗ с местными губернаторами.

Региональные власти эти перспективы интересуют очень сильно. Министр экономики Бурятии Татьяна Думнова предлагает создать на Байкале особую зону рекреационного типа, хотя готова оформить заявку на технико-внедренческую зону. А у губернатора Приморья Сергея Дарькина практически готовы две заявки. Технико-внедренческая — на основе торгового комплекса “Пограничный”, чтобы отработать здесь технологию легализации торговли с Китаем. Промышленную Дарькин предлагает организовать на территории порта Восточный. А когда Дума узаконит еще и туристические зоны, Приморье представит заявку на создание рекреационной территории на острове Русский.

Впрочем, губернатора Сахалина Ивана Малахова ни один из типов зон не устраивает: для технико-внедренческих не хватает научной базы, а промышленные не проходят по нормативу площади. “У нас перспективна рыбная отрасль, но сфера промысла и переработки [не 20 км, а] весь остров”, — говорит Малахов. Поэтому он предложил чиновникам Минэкономразвития по образцу Калининграда написать отдельный закон об ОЭЗ для Сахалина.

Положение о проведении конкурсов предполагает, что регион, реально претендующий на создание ОЭЗ, должен иметь стабильную экономику, успешный опыт реализации крупных инвестпроектов и бизнес-план, убедительно доказывающий прорывной характер проекта. Руководитель Федерального агентства по ОЭЗ Юрий Жданов сказал, что еще на этапе подготовки нормативных документов 49 регионов заверили его, что подадут заявки на тендер. По его словам, две трети желают организовать технико-внедренческие зоны. Привлекательно, на взгляд Жданова, выглядят проекты в области нанотехнологий, ряд ядерных центров предлагает технологии мирного использования атома, а среди претендентов на организацию промышленных зон интересно смотрятся проекты по выпуску станков, оборудования, стройматериалов и автокомпонентов.

Жданов полагает, что сито отбора ОЭЗ пройдут не больше 8-10 проектов по обоим типам зон. Следующий конкурс, вероятно, состоится не раньше чем через пять лет — этот срок чиновник считает достаточным, чтобы понять, состоялись ли ОЭЗ в России. А Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства, выигравшей тендер на сопровождение проектов создания ОЭЗ, говорит, что “чем больше вложений региона, чем сильнее он готов рисковать своими деньгами, тем выше должны быть его шансы [на ОЭЗ]”.
«Ведомости» 21.09.2005.

"Железный занавес" для алкоголя

В Госдуме намечается скандал вокруг нового порядка ввоза импортного алкоголя на территориюРФ

В Государственной думе разгорается скандал вокруг нового порядка ввоза импортного алкоголя на территорию РФ, вступающего в силу с 1 января 2006 года. Летом текущего года в закон о госрегулировании алкогольной отрасли была внесена поправка, которая обязала импортеров маркировать алкогольную продукцию акцизными марками на территории России, тогда как ранее акцизные марки наносились прямо на заводах. Эта поправка очевидно ухудшает положение импортеров - в пользу отечественных производителей.

В ближайшие дни лоббисты постараются решить вопрос о приостановлении до 1 января 2007 года положений закона о регулировании алкогольной отрасли.

Одиссея принятого летом текущего года закона о госрегулировании алкогольной отрасли продолжается. На днях Государственная дума рассмотрит проект бюджета на 2006 год, которым, в частности, приостанавливается до 1 января 2007 года действие положений, касающихся маркировки импортной алкогольной продукции.

Напомним, что старый порядок маркировки, действующий сейчас, позволяет зарубежным производителям наносить акцизные марки в стране, где производится алкоголь. Большинство производителей маркируют свой товар прямо на заводских поточных линиях. В Россию уже завозится алкоголь с уплаченным акцизным сбором. Новый механизм маркировки обязывает производителя наносить акцизную марку на территории России.

Однако техническая сторона реализации этого процесса совершенно не продумана и уже вызвала нарекания не только российских импортеров, но и мирового сообщества. Так, свое недовольство новым механизмом работы алкогольных импортеров уже высказала Европейская комиссия, которая посчитала обязательную маркировку импортного алкоголя "немотивированным торговым препятствием", которое входит в противоречие с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ). Ведь закон ни в одной из стран ВТО не заставляет импортеров спиртного маркировать свой продукт на территории страны, в которую ввозится товар.

Более того, что для государства оказалось технически невозможно к 1 января 2006 года реализовать на практике прописанный в алкогольном законе новый механизм ввоза. Например, где именно на территории России будет проходить процедура маркировки, не знают ни таможенники, ни чиновники, ни сами импортеры. Закон лишь упоминает о загадочных "зонах таможенного хранения".

"Очевидно, под этим понятием подразумеваются склады импортеров, над созданием которых им еще надо потрудиться, - говорит директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в РФ Александр Романов. - Но ведь если создается склад, на котором происходит маркировка, то этот склад превращается в режимный, то есть акцизный". Получается, что новый закон продукцию российских производителей выводит из-под режима акцизного склада, а импорт туда загоняет.

Кроме того, закон предусматривает, что маркировка будет производиться вручную. Между тем вопрос о том, кто будет заниматься наклеиванием акцизных марок на бутылки, также остается загадкой. "Крупнейшие иностранные компании завозят в Россию по 7 миллионов бутылок в месяц, - говорит генеральный директор Bodegas Valdepablo Neva Александр Табачков. - На сегодняшний день нет ни помещений, ни людей, чтобы оклеивать такое количество бутылок".

Как прокомментировали ситуацию в Минсельхозе, для исполнения закона и нанесения акцизных марок на импортную продукцию "будут созданы специальные рабочие места". Однако сроки создания этих мест в министерстве не уточнили. "Переход с поточной маркировки на ручную удорожает процесс в 10 раз, и эта разница, конечно, отразится на розничной цене алкоголя", - говорит президент НП "СУАР" Осман Парагульгов. По мнению специалистов, скачок цен в рознице будет существенный. К примеру, бутылка импортного виски, которая сегодня стоит 500-600 рублей, будет стоить 700-800 рублей. Наконец, с нового года все импортное спиртное должно маркироваться акцизной маркой нового образца, на печать которых Минфин еще даже не выделил денег.

Упирая именно на непродуманность вопроса реализации новых поправок, крупнейшие импортеры обратились к Михаилу Фрадкову с просьбой отложить вступление в силу новых правил. Правительство пошло бизнесу навстречу и внесло в законопроект

"О Федеральном бюджете на 2006 год" статью 118, которая откладывает введение в действие новых правил до 2007 года. Госдума должна рассмотреть этот закон 22 сентября.

Впрочем, откладывание проблемы - это не ее решение. Понятно, что появление поправки, дискриминирующей иностранных производителей, появилась усилиями каких-то лоббистов - возможно, представляющих интересы отечественных производителей. Последние, кстати, наотрез отказались комментировать эту тему. Между тем за них это сделал глава комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов. По его словам, правительству нужно до нового года подготовить 10 постановлений, необходимых для работы закона.

Введение маркировки импортного алкоголя на территории России он объясняет введением с нового года Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), которая будет собирать сведения о производстве и движении алкоголя по территории РФ. "Эта система позволит контролировать каждую каплю спирта в стране", - утверждает Драганов.
«Газета» 21.09.2005

Трубный скандал

Фонд развития трубной промышленности России (ФРТП), представляющий интересы крупнейших российских производителей труб, обвиняет Министерство экономики Украины в блокировании переговоров о заключении всеобъемлющего соглашения о торговле трубами между Украиной и Россией. Этот скандал совпал с появлением в прессе информации о кандидатуре нового министра экономики…

В письмах ФРТП, направленных государственному секретарю Украины Олегу Рыбачуку и исполняющему обязанности премьер-министра Юрию Еханурову, сказано, что Минэкономики Украины отказалось от достигнутых ранее договоренностей и поддержало предложения объединения "Укртрубопром" о нецелесообразности подписания всеобъемлющего соглашения о торговле трубами. Что, по мнению российского трубного лобби, блокирует дальнейшие переговоры по данной проблеме. ФРТП также отмечает, что ущерб российской трубной отрасли из-за неконтролируемого импорта труб из Украины за 8 месяцев 2005 года превысил $250 млн., из-за чего Фонд выходит из переговорного процесса.

Кроме обращения к украинским должностным лицам, директор ФРТП Александр Дейнеко 15 сентября направил письмо министру экономического развития и торговли России Герману Грефу, в котором от имени российских трубников потребовал в кратчайшие сроки ввести антидемпинговые пошлины в отношении украинских труб малого и среднего диаметра.

Надо заметить, что МЭРТ РФ уже более 13 месяцев проводит расследование по фактам демпингового импорта из Украины труб среднего и малого диаметра, и уже около 7 месяцев занимается специальным расследованием в связи с резко возросшим импортом на таможенную территорию РФ стратегических труб большого диаметра. Планировалось, что антидемпинговые расследования в отношении труб малого и среднего диаметра будут завершены до октября. Однако Греф своим приказом от 20 июля продлил его до 20 ноября 2005 года.

Беспокойство российских трубников вполне объяснимо. 31 декабря 2004 года закончился срок действия предыдущего соглашения, подписанного Россией и Украиной в 2001 году, и оно до сих пор не продлено, из-за чего Украина формально имеет возможность поставлять трубы в Россию без изъятий и ограничений.

Правда, на практике ограничения есть. Минэкономразвития РФ и Минэкономики Украины 13 января 2005 года подписали соглашение в рамках антидемпингового расследования, ограничивающее поставки в Россию труб пяти украинских заводов – Никопольской трубной компании, Никопольского завода бесшовных труб, Нижнеднепровского трубопрокатного завода, Никопольского завода нержавеющих труб и Новомосковского трубного завода.

Этим предприятиям выделяется квота на текущий год в размере 395 тыс. тонн на поставки изделий, в отношении которых велось расследование (обсадные трубы, котельные трубы, насосно-компрессорные, нефтегазопроводные и горячедеформированные трубы общего назначения, подшипниковые трубы), а также бурильных труб (по предложению самих украинских заводов) с последующим увеличением квоты на 2% в год.

Соглашение действует до 31 декабря 2009 года.

В июле 2005 года Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, Никопольский завод стальных труб ЮТИСТ, Днепропетровский трубный завод и Харцызский трубный завод решили самоограничиться в поставках своих труб в Россию в рамках указанного расследования. Вместо благодарности, российские лоббисты отреагировали на джентльменский ход конкурентов заявлением о том, что соглашения о самоограничении с отдельными украинскими производителями трубной продукции неэффективны, так как на практике это не ограничивает демпинговые поставки труб на российский рынок.

То, что разногласия между российским и украинским экономическим ведомствами весьма существенны, становится понятно из сравнительного анализа предложения сторон. Минэкономики Украины предлагало российским коллегам подписать соглашение о торговле трубами на 2005-2007 годы, которое не будет ограничивать импорт стальных труб из Украины диаметром более 820 мм. Сергей Терехин не раз высказывал надежду на подписание соглашения о свободной торговле трубами с Россией (без изъятий и ограничений).

Дословно его спич звучал так: "Когда мы показали, какие основания были для ограничений по трубам, он (Греф) сказал: "Ну, ерунда какая-то". Мы дали задачу нашим подчиненным в течение недели в Москве посмотреть, были там причины ...демпинг или субсидирование. Если причин не было – отменить любые ограничения".

Интересно, что при этом импорт украинских труб диаметром менее 820 мм Украина предложила ограничить лимитом 485 тыс. тонн в 2005 году и увеличивать этот лимит на 5% в год в 2006-2007 годах.

Вместе с тем российский проект соглашения предусматривает заметное ограничение импорта украинских труб лимитом 715 тыс. тонн в 2005 году (аналогично квоте-2004), в том числе 230 тыс. тонн труб диаметром 1420 мм, с увеличением лимита на 3% в год в 2006-2007 годах.

В целом подписать всеобъемлющее соглашение о торговле трубами планировалось во время переговоров Грефа в Киеве с министром экономики Украины Сергеем Терехиным 18-19 августа, однако этого не произошло. Выждав месяц, российские трубники "наехали" на Терехина, обвинив его в саботаже договоренностей.

Практически одновременно с заявлением "трубных лоббистов" появилась информация, что министром экономики в новом правительстве, возможно, будет назначен Арсений Яценюк – бывший министр экономики Крыма, бывший первый зампред НБУ и и.о. главы Нацбанка на время отпуска Сергея Тигипко, возглавлявшего избирательный штаб Виктора Януковича, а теперь – заместитель главы обладминистрации Одесской области. Арсения Яценюка считают человеком, одинаково близким к Сергею Тигипко и некоторым бизнес-структурам.

Его уход из Нацбанка злые языки связывали с выдачей крупных стабилизационных кредитов некоторым банкам во время прошлогоднего финансового кризиса. Василий Цушко предложил Яценюку должность своего заместителя спонтанно, из чего следует, что трудоустройством банкира политических групп всерьез не занимался. Почему он вновь засветился в перечне возможных кандидатур, пока сказать трудно. Как и ответить на вопрос о достоверности информации на счет возможного назначения.

Впрочем, смена министра в экономическом ведомстве произойдет в любом случае: отставка Сергея Терехина считается вопросом практически решенным. Другое дело – насколько продвинет оказавшийся в тупике переговорный процесс с россиянами назначение нового министра? Тем более что до нового года уже рукой подать…
«Версии» 21.09.2005

Нет экономических причин для переноса производства в Россию

Генеральный директор российского отделения Siemens VDO Automotive Дмитрий Азаров рассказал корреспонденту "Бизнеса" Алану Хурумову о перспективах прихода иностранных производителей автокомпонентов на российский рынок.

- Когда можно ожидать экспансии в Россию иностранных производителей автокомпонентов?

- Это зависит от того, на каком этапе локализации находится автопроизводитель. К примеру, Ford обязался локализовать в России производство электронных автокомпонентов на втором этапе развития, в 2006 году. Соответственно, чтобы не потерять льготный режим, российский Ford просит, чтобы Siemens, обеспечивающий потребности компании в электронных блоках управления двигателем, наладил их производство в России. Сейчас Ford импортирует их из Кельна, но мы ведем переговоры о поставках с российских предприятий Siemens VDO.

- Производители будут строить в России собственные заводы или создавать СП?

- Все зависит от бизнес-кейса компании, от характера продукции, которую она собирается производить. С одной стороны, СП - это худшая форма ведения бизнеса, которая только может существовать: она сродни кухне с двумя хозяйками, которые не могут поделить территорию. С другой стороны, строить в России мощности для производства 25 тыс. изделий в год - безумие. Строить собственный завод имеет смысл лишь в том случае, когда потребность в компонентах действительно велика и необходимо наладить выпуск продукции в промышленных объемах.

- Какие инвестиции требуются для налаживания в России производства?

- Все зависит от типа производства. Есть производства недорогие, а есть, напротив, затратные, как, например, производство автомобильной электроники. Минимальная сумма инвестиций - от $5-10 млн.

- Оправдывает ли себя с финансовой точки зрения перенос производства компонентов в Россию?

- Никаких экономических причин для этого сегодня нет: таможенные пошлины на их ввоз минимальны, а оплата труда перестала серьезно влиять на себестоимость изделий, поскольку все процессы автоматизированы. В результате себестоимость комплектующих одинакова как за границей, так и в России. Тем не менее иностранные производители приходят в Россию. Происходит это в двух случаях: когда объемы поставок в Россию настолько велики, что резко возрастают транспортные расходы, и когда компании не хватает имеющихся мощностей. В этом смысле для нас постановление правительства о снижении пошлин на автокомпоненты в некотором смысле невыгодно. И до его выхода у нас в России были все необходимые мощности, и мы производили здесь те продукты, которые конкуренты были вынуждены импортировать.
«Бизнес» 21.09.2005.

Philip Morris обсчитали
Компания требует от ИФНС вернуть переплаченные налоги

Крупнейшие мировые производители сигарет продолжают судиться с российскими налоговиками. Но в отличие от JTI, от которой налоговая служба требует доплатить $80 млн, американская компания Philip Morris сама требует от налоговиков вернуть переплаченные $14 млн налогов.
Компания Philip Morris International - крупнейший производитель сигарет в мире. В нашей стране компания владеет двумя фабриками: "Филип Моррис Кубань" (Краснодар) и "Филип Моррис Ижора". По оценкам участников рынка, оборот компании в 2005 г. в России составит $2 млрд. По данным самой компании, "Филип Моррис Ижора" в 2004 г. перечислила в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды РФ свыше 12, 9 млрд руб. налоговых и таможенных платежей, в том числе в бюджет Ленинградской области - 1, 5 млрд руб.

Инспекция Федеральной налоговой службы (ИФНС) по Ломоносовскому району Ленинградской области оспаривает в суде предоставленные ЗАО "Филип Моррис Ижора" льготы по налогу на прибыль, сообщило вчера агентство "Интерфакс" со ссылкой на источник в арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кассационная жалоба налоговой инспекции на решения судов нижестоящих инстанций будет рассматриваться в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа 19 октября текущего года.

Представители ФПС по Ленобласти вчера отказались комментировать ситуацию. Правда, пресс-секретарь арбитражного суда по Петербургу и Ленобласти Александр Марков подтвердил наличие иска налоговиков к Philip Morris, однако от более подробных комментариев воздержался.

По словам управляющего Philip Morris по корпоративным вопросам северного региона Марины Балабановой, в июне этого года в арбитражном суде по Петербургу и Ленобласти Philip Morris оспорила решение ИМНС о невозврате компании в 2004 г. переплаты налога на прибыль.

После этого налоговики подали жалобу в апелляционную инстанцию, однако в августе суд признал правоту решения суда первой инстанции. По словам Балабановой, сейчас налоговая инспекция подала кассационную жалобу на решение апелляционного суда в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.

По словам источника, знакомого с делом Philip Morris, претензии ИМНС связаны с непризнанием принципа длящихся правоотношений. "В 2004 г. были внесены изменения в Налоговый кодекс, отменяющие льготы по налогу на прибыль, - говорит собеседник "Ведомостей", - однако льготы предприятию были предоставлены до того, как были внесены эти изменения.

Это означает, что изменение законодательства не должно затрагивать компанию, и суд в первых двух инстанциях это подтвердил".

"Такие споры сейчас периодически возникают из-за частых изменений в законодательстве. Однако существующая судебная практика показывает, что закон на стороне налогоплательщиков, для которых правила не должны меняться", - считает управляющий партнер петербургского офиса DLA Piper Rudnick Gray Cary Ольга Литвинова.

Philip Morris - не первая крупная компания, у которой возникли проблемы с налоговыми льготами. В схожем положении оказалась российский завод компании Ford (Ленинградская обл). Когда правительство подписывало с Ford инвестиционное соглашение, автоконцерн получил налоговые привилегии. Специально под Ford чиновники придумали режим свободного таможенного склада, позволяющий беспошлинно ввозить комплектующие в обмен на обязательства по локализации производства. Областные власти также дали инвестору льготу по региональной части налога на прибыль. Эта льгота и сыграла с "Фордом" злую шутку, рассказал чиновник правительства Ленинградской области. В областном законе, действующем с 1997 г., объяснил он, для инвесторов ставка налога была снижена не на всю прибыль, а на "приведенную", т. е. на ту ее часть, которая была получена от производства в области. В прошлом году эта норма была оспорена в областном суде местной прокуратурой. Чиновники поправили закон, как требовала прокуратура, только в июне 2005 г. А до того местный закон был недействительным, посчитали налоговики и потребовали доплатить налог на прибыль в областной бюджет - 300 млн руб. Однако доказать свою правоту компании удалось и в арбитраже, и в апелляционной инстанции. Только и в этом деле налоговики не согласны с решением суда и подали жалобу в кассационную инстанцию.
«Ведомости» 21.09.2005.


 

 


Интернет - проект "BSM-pravo"

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.bsmpravo2005
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное