[pc] Проект как творческая самореализация ребенка
Приветствую, коллеги!
Проект как творческая самореализация ребенка
Теги: детская психология, психология образования
Статья предоставлена номинантами Национального психологического конкурса
<<Золотая Психея>> по итогам 2015 года
Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. Способность к
продуктивной самореализации формируется в детстве и зависит от
взаимоотношений со взрослыми (родители, воспитатели, педагоги, психологи),
которые способствуют или блокируют творческую активность ребенка.
Исследователи в области творчества (А.М.Матюшкин, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков
и др.) выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших
школьника как сензитивный период для развития творческого потенциала.
Введение ФГОС требует педагога, психолога иного уровня квалификации,
способного к работе с различными категориями детей (детьми с особыми
образовательными потребностями, одаренными детьми, детьми - представителями
различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными
нормами развития на основе системно- деятельностного подхода.
Для успешного развития творческих способностей ребенку нужно обеспечить зону
творческого развития, позволяющую ему на каждом этапе создавать собственную
образовательную продукцию.
Реализованность творческого потенциала, т. е. реализация собственных идей,
приводит к развитию творческой устремленности личности - появление ее новых
форм: стремления к новизне, стремления к усмотрению и разрешению
противоречий, стремления к созиданию ради самопознания и стремления к
созиданию ради самотрансляции.
Нереализованность творческого потенциала оказывает деструктивное воздействие
на личность и является одной из причин школьной дезадаптации. В связи с этим
назрела объективная необходимость в поиске оптимальных условий для развития
интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их
свободного времени.
Современное дополнительное образование (внеурочная деятельность) позволяет
создать общекультурную, эмоционально - значимую, практико-ориентируемую
среду, способствующую формированию и развитию самостоятельной творческой и
мыслительной деятельности. Одним из эффективных методов организации
творческой самостоятельной работы детей является метод проектов. Слово
<<проект>> толкуется в словарях как <<план, замысел, текст или чертеж чего -
либо, предваряющий его создание>>.
В основе проектного метода лежит творческий подход, умение ориентироваться в
информационном пространстве, умение работать как самостоятельно, так и в
коллективе, критически оценивать свои результаты и результаты своих друзей.
В проектной деятельности создается ситуация взаимодействия взрослого
(психолога, педагога) и ребенка, которая является одним из способов
активизации саморазвития и самоактуализации ребенка.
Задача педагога, психолога - создать каждому ребенку ситуацию успеха, помочь
обрести уверенность в собственных силах, получить возможность
самореализации, чтобы у ребенка пробудился его творческий потенциал,
познавательный интерес к изучаемому предмету, тогда будет происходить
саморазвитие личности.
Создание проектов с младшими школьниками ориентировано на развитие
исследовательской, творческой активности детей.
Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью:
исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему
существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения
современного знания.
Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и
способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка в сферу его интересов.
В процессе работы над исследовательским проектом обогащаются знания детей,
они начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт.
Если исследовательская деятельность, как правило, носит индивидуальный
характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно. При
выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею
проекта, но для реализации выбирается только одна.
При осуществлении творческого проекта создаются предпосылки для формирования
у детей активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса,
образного мышления, пространственного воображения.
Проектирование как технология деятельностного типа - это творческий процесс,
и не секрет, что одним из важнейших моментов, определяющих успех конечного
результата, является процесс рождения идеи, формирования замысла; когда
возникает необходимость выйти за пределы привычного, создать в своем
воображении новый образ предметного мира. Все этапы проектирования требуют
индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки,
поиска материалов, инструментов, технологического выполнения.
Методическая сторона работы может быть условно поделена на четыре
относительно самостоятельных этапа: выбор темы; сбор материала; подготовка
проекта; защита проекта.
Выбор темы - первый этап работы. По содержанию и характеру темы могут быть
самыми разными: и подчеркнуто фантастическими, нереальными с точки зрения
сегодняшнего дня, и сугубо практическими - требующими вполне реальных
эмпирических исследований. Выбор темы во многом определяет полученные в
итоге результаты и зависит от интересов конкретных детей и их возможностей,
от оригинальности и быстроты выбора, от конкретной пользы участникам при ее
решении.
В ходе обсуждения темы развиваются коммуникативные способности детей, они
приобретают необходимые социальные навыки (становятся внимательнее друг к
другу).
Одна их главных задач, которую призван решить педагог, психолог на этом
этапе - это увлечь детей темой, побуждая их к разговору и пока не пропал
интерес, начать ее разработку. При этом у детей должно остаться ощущение,
что тему они выбрали сами.
Сбор материала. На данном подготовительном этапе проводится сбор и анализ
всей информации, относящейся к данной тематике проекта. Вся собранная
информация систематизируется в целях наиболее удобного ее обозрения.
Источники для сбора материала во многом зависят от того, какая избрана тема.
В настоящее время издается большое количество иллюстрированных энциклопедий,
справочников, детских книг, посвященных разным сферам жизни и деятельности
человека, различным отраслям техники, научным открытиям и др.
Стремление вникнуть в проблему, дойти до самой сути, создает прекрасную
почву для развития познавательных способностей ребенка.
На этом этапе педагог, психолог должен создать проблемную ситуацию для
привлечения ребенка, на основе его собственных потребностей, к работе с
самыми разными источниками информации.
Подготовка проекта. Этот этап заключается в выработке и воплощении
первоначальных творческих идей. Естественно, что способы решения во многом
зависят от выбранной темы и профессиональных интересов педагога, психолога.
Результатом поиска наилучшего варианта организации процесса выступают
эскизно - графическое и объемное решение технической задачи, важно, чтобы
представленные материалы отвечали не только содержанию, но и эстетическим
требованиям.
Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение
фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его
реализации, следовать задуманному плану, что в итоге приводит к развитию
регулятивных способностей. К тому же ребенок приобретает навык творческой
самореализации.
На этом этапе от педагога, психолога требуется с одной стороны поддержка
активности детей, побуждающая их к успешной реализации проекта, а с другой,
ограничение стремления предлагать им собственные варианты решения.
Защита проекта - венец всей работы. Это публичное представление работы, в
ходе которой ребенок учится излагать добытую информацию, доказывать свою
точку зрения, таким образом, он приобретает навык публичного изложения своих
мыслей. Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного
взаимодействия и понимает, что проект должен представлять ценность не только
для него, но и для других.
Задача педагога, психолога помочь ребенку настроиться на выступление,
породить чувство уверенности в собственных силах, морально поддержать во
время выступления. Это будет придавать уверенность ребенку, веру в себя,
поможет ему стать более раскованным.
После выступления не следует скупиться на похвалы. Поощрения очень важны для
ребенка, он должен испытать внутреннее удовлетворение от проделанной работы.
А это и есть путь к творческой самореализации.
Проектная деятельность оказывает положительное влияние на развитие общих
способностей детей (познавательных, коммуникативных, регулятивных). Только
вкладывая сердце в то, что делаешь, можно достичь чувства полного
удовлетворения и самореализации.
Список литературы:
1. Максимова С. В. Творчество: созидание или деструкция?/ - М.,
Академический Проект , 2006, 224с. (Психологические технологии).
2. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / - М.,
Педагогическое общество России, 1999, 220с.
3. Система психологического сопровождения образовательного процесса в
условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и
отчетность / сост. И.В, Возняк [и др.].- Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е.,
2014.- 235с.
Васильев Сергей Николаевич - педагог дополнительного образования МБУ ДО
<<Центр развития личности>>,
Спиглазова Надежда Ивановна - педагог-психолог МБОУ <<Лицей No34>>, г.
Новокузнецк
Спиглазова Надежда Ивановна
педагог-психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
<<Лицей No34>>
Васильев Сергей Николаевич
Отличник народного просвещения, педагог- дополнительного образования, МБУ
ДО"Центр развития личности"
Редакция <<Психологической газеты>>08.01.2016
всем здравия и хорошего настроения!
ОБЯЗАННОСТИ ЖЕНЩИНЫ
Сейчас много говориться об обязанностях мужчин и женщин. И если с
обязанностями мужчин женщинам все понятно - они должны зарабатывать
деньги, принимать ответственные решения, защищать свою женщину от нее
самой и от внешнего мира, должны реализовать свой потенциал в обществе,
а также привести всю семью к Богу, то с женскими обязанностями часто
бывает полный затык.
Результат действий мужчины, его роста виден невооруженным глазом -
деньги, его дело, его успех и слава, его положение в обществе, уважение
к нему других людей.
Но как увидеть и понять результат женщины?
Бесполое воспитание, отсутствие культуры отношений в обществе,
непонимание женщиной своей ценности и природы приводит к тому, что мы
оказываемся в полной растерянности, когда слышим о том, что должна
делать женщина.
Мы привыкли у мужскому мышлению.
Мы привыкли к поиску схем, конкретных действий, которые дадут результат.
Нам понятны советы - <<постирать и погладить мужу рубашки>>, <<убрать в
но мы часто оказываемся в тупике, слыша:
- женщина должна вдохновлять мужа;
- женщина должна быть послушна;
- женщина должна служить мужу;
- женщина доверяет мужу всю себя и детей;
- женщина зависима от мужа;
- женщина влияет на мужа с помощью тонкой энергии, энергии своего ума,
своей мысли, а не действиями и поступками;
- женщина может легко созидать или разрушать мужа мыслями о нем;
- женщина должна открывать сердце мужу;
- женщина должна вести себя по-женски;
- женщина создает в семье Пространство Любви;
- женщина любит.
Это все тонкие вещи. Их нельзя увидеть, их нельзя пощупать, нарисовать,
объяснить, сделать схематичными, алгоритмизировать, в общем, сделать с
ними то, что мы привыкли делать со всем остальным. Их можно только
прочувствовать. На практике. В отношениях с мужем.
В этом выпуске вы тоже не получите конкретных схем, которые можно
автоматически применить ОДИН РАЗ в своей семьи и получить результат на
всю жизнь, мы с вами только поразмышляем о том, как женщина исполняет
свои обязанности, и на какие грабли мы натыкаемся, пытаясь им следовать.
Дорогие женщины, наши обязанности - это не борщ, секс и чистые носки мужа.
Неужели вы думаете, что мужчина настолько глуп, чтобы принимать за
Любовь то, что ею не является и никогда не являлось?
Неужели вы думаете, что в ответ на порядок в доме, выстиранное и
выглаженное белье, горячий ужин, готовность заниматься сексом по первому
его требованию, вы получите его искреннюю и чистую любовь?
Неужели любовь когда-то покупалась, да еще и так дешево?
Загляните в свое сердце.
Если вокруг вас чистота, но внутри кипят многолетние обиды на мужа, если
в сердце вашем грязь претензий и требований к <<этому>>, если в нем нет
уже давно ни капли уважения и благодарности, почему же вы до сих пор
ожидаете, что ваше сердце, наполненное этим мусором, в вашем муже
пробудит самые высокие чувства, желание заботиться о вас, помогать вам,
ценить и быть благодарным?
Женщина, которая с желанием исполняет свои обязанности, которая
обучается науке отношений ради того, чтобы в семье царила любовь, а не
для того, чтобы найти кнопки у мужа для получения желаемого, ВСЕГДА
получить в ответ любовь и благодарность мужа.
О самых важных обязанностях и хочу поговорить сегодня.
ПЕРВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ЖЕНЩИНЫ. ПОСЛУШАНИЕ
Когда женщина послушна мужу, когда она принимает его авторитет, когда
она позволяет ему принимать решения в семье, мужчина становится
ответственным.
И вот тут начинается целый шквал возмущений от женщин - <<а если муж
принимает идиотские решения>>, <<а если он совершает ошибку, а я это
что его уважать>>, <<если я отдам ему бразды правления, он же все
разрушит>>, <<если я буду слушаться во всем мужа, у меня совсем не будет
своей жизни, мне придется пожертвовать всем, что у меня уже есть>>, <<это
не работает, я мужа слушаюсь, а он мне просто на голову садится>>.
Давайте с этим разберемся по порядку.
Во-первых, если вы считаете своего мужа идиотом, а его решения глупыми,
то, простите, а зачем вы вышли замуж за такого человека? Или он стал
идиотом рядом с вами? Тогда каким образом вы сделали из нормального
человека, которого полюбили, идиота?
Во-вторых, ЕСТЕСТВЕННО, если долгое время в семье верховодили вы, а
потом решили передать бразды правления мужу, услышав, что жена должна
быть послушна, он будет совершать ошибки, принимать неверные решения.
Потому что для него эта сфера новая. Так же как и для вас ваша сфера
Женственности новая. Вы не можете мгновенно научиться любви, терпению,
смирению, вы тоже будете брыкаться, контролировать, совершать ошибки в
течение нескольких лет, пока на конкретных ситуациях не прочувствуете,
как все это работает, как находить подход к мужу, и как действительно
отдать ему власть.
В-третьих, слушаясь мужа, вы не превращаетесь в бессловесное животное,
которым хозяин может понукать по своему усмотрению. Это как плохо нужно
думать о муже, чтобы предположить, что, если вы отдадите ему бразды
правления, он просто начнет издеваться на вами, лишая вас всего, что вы
любите, а вам придется это терпеть.
Откуда это в нас, дорогие женщины?
Да, не всегда решения мужа будут вам приятны, не всегда они будут верны,
и у вас есть право голоса, вы всегда можете сказать о том, что его
решения вызывают у вас бурю протеста или причиняют вам боль, или
вызывают у вас гнев и сопротивление.
Неужели вы думаете, что ваш муж спит и видит сны о том, как своими
решениями сделать вас несчастной? Просто он не всегда это чувствует, и
для того, чтобы муж понимал вас, вам дан язык, Бог дал вам сладкую речь,
с помощью которой, обращаясь уважительно к супругу, вы сможете объяснить
ему, что с вами происходит, когда он принимает те или иные решения.
Тогда он сможет научиться корректировать их и принимать с учетом вашего
мнения.
Это целое искусство - говорить об этом мужу, и легче признать его
идиотом, чем научиться говорить о том, как важны для вас ваши желания,
как плохо вам от некоторых его решений.
Женщина, которая любит мужа, никогда не позволит ему издеваться на ней,
она найдет способ донести свои чувства и желания, показать мужу на
последствия его решений так, чтобы не ущемить его роль главы семьи, не
оскорбить его и не унизить, а подчеркнуть его ответственность и разумность.
Мужчина, любящий женщину, НИКОГДА не примет решения, которое сделает
женщину несчастной.
Это взаимно, поймите, пожалуйста.
Если вы любите своего мужа, вы будете чувствовать и любовь, которая
исходит от него.
Если же этой любви от мужа вы не ощущаете, то не в муже дело. Дело в
вас. Закрыт источник вашей любви. Вам только кажется, что вы любите
мужа, и если вы заглянете в свое сердце, вы увидите, что там полно обид,
претензий, требований, ожиданий, контроля, страхов в отношении вашего
мужа, а они к любви не имеют никакого отношения.
Какой посыл идет от вас, такой вы получаете и в ответ от других людей -
<<на зеркало нечего пенять...>>.
В-четвертых, если ваш муж садится вам на голову, значит, вы его туда
посадили.
Когда терпели его свинство, когда позволяли ему издеваться над вами.
Когда молчали о своих желаниях.
Когда не открыли ему свои чувства.
Когда не дали ему обратной связи на его решения.
Когда позволили втоптать себя в грязь.
Когда ждали, что он сам догадается о том, что происходит у вас на душе.
Когда накапливали обиды вместо того, чтобы учиться открывать свое сердце.
Когда подавляли свой гнев вместо того, чтобы рассказать о том, как вам
плохо.
Когда вместо созиданий отношений с мужем, обучения быть Женой и женщиной
сбегали в карьеру.
Рабовладелец может быть только у раба. Хозяин может быть только у
крепостного. Тиран может быть только у жертвы. У Королевы рядом может
быть только Король.
Несложно догадаться, рядом с кем окажется идиот, не так ли?
Кем вы считаете своего мужа?
А теперь смотрим на себя - не вас ли он отражает?
Невозможно понять, что такое послушание, если просто об этом читать,
если не проникнуться глубоко этой идеей и не начать практиковать ее в
своей семье до тех пор, пока вы не ощутите всей силы этого аспекта, пока
вы не почувствуете себя действительно ЗА МУЖЕМ, как за каменной стеной.
Я проходила через все это в своей семье, и долгое время мне хотелось
перекроить все по своему сценарию, научить мужа уму-разуму, направить
его на путь истинный. Естественно, все это прикрывалось благими
намерениями - я искренне считала, что поступаю верно, <<помогая>> ему
править нашим королевством. Что в итоге?
Я получала агрессию, сопротивление, замкнутость и нежелание мужа иметь
со мной никаких дел, и искренне недоумевала, почему же он, такой
неблагодарный, не внемлет мне совсем.
Все изменилось очень сильно, когда я стала практиковать ведические
знания в своей семье, и заткнула свое эго за пояс, желая создать оазис
любви, а не царство Меня и Моих желаний.
Конечно, было нелегко, и я совершала много ошибок, норовя вернуться к
старым привычкам, но я упорно продолжала отдавать бразды правления
дальше мужу.
К чему это привело через несколько лет?
- я могу спокойно и расслабленно заниматься своими делами, которые мне
нравятся, зная, что я в надежных руках;
- все мои желания исполняются, иногда не сразу, но все, что для меня
важно и значимо, о чем я прошу - все это муж готов исполнить для меня,
часто он просто читает мои мысли и делает для меня то, о чем я только
успела подумать;
- мой муж - мой лучший друг, Наставник, Мудрец, я всегда могу
обратиться к нему и получить МУДРЫЙ СОВЕТ и руководство к действию. Это
пришло не сразу, мы росли вместе, каждый в своей сфере.
- я защищена и я действительно ощущаю себя за ним, как за каменной
стеной - он может выслушать меня, утешить в моих эмоциях, помочь, когда
я в гневе, подхватить то, что мне не под силу.
- он прислушивается к моему мнению и советуется со мной, но решения
принимает сам и несет за них ответственность, он ценит мои усилия по
созданию Пространства Любви в семье, и благодарен мне за них.
Этот список можно продолжать долго, и за его привлекательностью стоит
огромный труд, который я начинала сама, а потом мы прошли вместе - Школу
Семейных Отношений, в котором мы шлифовали характер друг друга, убирая
свой эгоизм, обращая внимание на свое сердце, разбирая каждый конфликт,
каждую ситуацию, которая вызывала непонимание.
Я не получила готового мужа, исполняющего свои обязанности.
Он стал наградой за исполнение мной моих обязанностей.
Татьяна Плотникова