Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2016-01-15

[pc] Проект как творческая самореализация ребенка

Приветствую, коллеги!
Проект как творческая самореализация ребенка
Теги: детская психология, психология образования

Статья предоставлена номинантами Национального психологического конкурса
<<Золотая Психея>> по итогам 2015 года

Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. Способность к
продуктивной самореализации формируется в детстве и зависит от
взаимоотношений со взрослыми (родители, воспитатели, педагоги, психологи),
которые способствуют или блокируют творческую активность ребенка.
Исследователи в области творчества (А.М.Матюшкин, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков
и др.) выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших
школьника как сензитивный период для развития творческого потенциала.

Введение ФГОС требует педагога, психолога иного уровня квалификации,
способного к работе с различными категориями детей (детьми с особыми
образовательными потребностями, одаренными детьми, детьми - представителями
различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными
нормами развития на основе системно- деятельностного подхода.

Для успешного развития творческих способностей ребенку нужно обеспечить зону
творческого развития, позволяющую ему на каждом этапе создавать собственную
образовательную продукцию.

Реализованность творческого потенциала, т. е. реализация собственных идей,
приводит к развитию творческой устремленности личности - появление ее новых
форм: стремления к новизне, стремления к усмотрению и разрешению
противоречий, стремления к созиданию ради самопознания и стремления к
созиданию ради самотрансляции.

Нереализованность творческого потенциала оказывает деструктивное воздействие
на личность и является одной из причин школьной дезадаптации. В связи с этим
назрела объективная необходимость в поиске оптимальных условий для развития
интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их
свободного времени.

Современное дополнительное образование (внеурочная деятельность) позволяет
создать общекультурную, эмоционально - значимую, практико-ориентируемую
среду, способствующую формированию и развитию самостоятельной творческой и
мыслительной деятельности. Одним из эффективных методов организации
творческой самостоятельной работы детей является метод проектов. Слово
<<проект>> толкуется в словарях как <<план, замысел, текст или чертеж чего -
либо, предваряющий его создание>>.

В основе проектного метода лежит творческий подход, умение ориентироваться в
информационном пространстве, умение работать как самостоятельно, так и в
коллективе, критически оценивать свои результаты и результаты своих друзей.

В проектной деятельности создается ситуация взаимодействия взрослого
(психолога, педагога) и ребенка, которая является одним из способов
активизации саморазвития и самоактуализации ребенка.

Задача педагога, психолога - создать каждому ребенку ситуацию успеха, помочь
обрести уверенность в собственных силах, получить возможность
самореализации, чтобы у ребенка пробудился его творческий потенциал,
познавательный интерес к изучаемому предмету, тогда будет происходить
саморазвитие личности.

Создание проектов с младшими школьниками ориентировано на развитие
исследовательской, творческой активности детей.

Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью:
исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему
существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения
современного знания.

Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и
способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка в сферу его интересов.
В процессе работы над исследовательским проектом обогащаются знания детей,
они начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.

В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт.
Если исследовательская деятельность, как правило, носит индивидуальный
характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно. При
выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею
проекта, но для реализации выбирается только одна.

При осуществлении творческого проекта создаются предпосылки для формирования
у детей активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса,
образного мышления, пространственного воображения.

Проектирование как технология деятельностного типа - это творческий процесс,
и не секрет, что одним из важнейших моментов, определяющих успех конечного
результата, является процесс рождения идеи, формирования замысла; когда
возникает необходимость выйти за пределы привычного, создать в своем
воображении новый образ предметного мира. Все этапы проектирования требуют
индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки,
поиска материалов, инструментов, технологического выполнения.

Методическая сторона работы может быть условно поделена на четыре
относительно самостоятельных этапа: выбор темы; сбор материала; подготовка
проекта; защита проекта.

Выбор темы - первый этап работы. По содержанию и характеру темы могут быть
самыми разными: и подчеркнуто фантастическими, нереальными с точки зрения
сегодняшнего дня, и сугубо практическими - требующими вполне реальных
эмпирических исследований. Выбор темы во многом определяет полученные в
итоге результаты и зависит от интересов конкретных детей и их возможностей,
от оригинальности и быстроты выбора, от конкретной пользы участникам при ее
решении.

В ходе обсуждения темы развиваются коммуникативные способности детей, они
приобретают необходимые социальные навыки (становятся внимательнее друг к
другу).

Одна их главных задач, которую призван решить педагог, психолог на этом
этапе - это увлечь детей темой, побуждая их к разговору и пока не пропал
интерес, начать ее разработку. При этом у детей должно остаться ощущение,
что тему они выбрали сами.

Сбор материала. На данном подготовительном этапе проводится сбор и анализ
всей информации, относящейся к данной тематике проекта. Вся собранная
информация систематизируется в целях наиболее удобного ее обозрения.
Источники для сбора материала во многом зависят от того, какая избрана тема.
В настоящее время издается большое количество иллюстрированных энциклопедий,
справочников, детских книг, посвященных разным сферам жизни и деятельности
человека, различным отраслям техники, научным открытиям и др.

Стремление вникнуть в проблему, дойти до самой сути, создает прекрасную
почву для развития познавательных способностей ребенка.

На этом этапе педагог, психолог должен создать проблемную ситуацию для
привлечения ребенка, на основе его собственных потребностей, к работе с
самыми разными источниками информации.

Подготовка проекта. Этот этап заключается в выработке и воплощении
первоначальных творческих идей. Естественно, что способы решения во многом
зависят от выбранной темы и профессиональных интересов педагога, психолога.

Результатом поиска наилучшего варианта организации процесса выступают
эскизно - графическое и объемное решение технической задачи, важно, чтобы
представленные материалы отвечали не только содержанию, но и эстетическим
требованиям.

Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение
фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его
реализации, следовать задуманному плану, что в итоге приводит к развитию
регулятивных способностей. К тому же ребенок приобретает навык творческой
самореализации.

На этом этапе от педагога, психолога требуется с одной стороны поддержка
активности детей, побуждающая их к успешной реализации проекта, а с другой,
ограничение стремления предлагать им собственные варианты решения.

Защита проекта - венец всей работы. Это публичное представление работы, в
ходе которой ребенок учится излагать добытую информацию, доказывать свою
точку зрения, таким образом, он приобретает навык публичного изложения своих
мыслей. Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного
взаимодействия и понимает, что проект должен представлять ценность не только
для него, но и для других.

Задача педагога, психолога помочь ребенку настроиться на выступление,
породить чувство уверенности в собственных силах, морально поддержать во
время выступления. Это будет придавать уверенность ребенку, веру в себя,
поможет ему стать более раскованным.

После выступления не следует скупиться на похвалы. Поощрения очень важны для
ребенка, он должен испытать внутреннее удовлетворение от проделанной работы.
А это и есть путь к творческой самореализации.

Проектная деятельность оказывает положительное влияние на развитие общих
способностей детей (познавательных, коммуникативных, регулятивных). Только
вкладывая сердце в то, что делаешь, можно достичь чувства полного
удовлетворения и самореализации.

Список литературы:

1. Максимова С. В. Творчество: созидание или деструкция?/ - М.,
Академический Проект , 2006, 224с. (Психологические технологии).

2. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / - М.,
Педагогическое общество России, 1999, 220с.

3. Система психологического сопровождения образовательного процесса в
условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и
отчетность / сост. И.В, Возняк [и др.].- Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е.,
2014.- 235с.

Васильев Сергей Николаевич - педагог дополнительного образования МБУ ДО
<<Центр развития личности>>,

Спиглазова Надежда Ивановна - педагог-психолог МБОУ <<Лицей No34>>, г.
Новокузнецк

Спиглазова Надежда Ивановна
педагог-психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
<<Лицей No34>>

Васильев Сергей Николаевич

Отличник народного просвещения, педагог- дополнительного образования, МБУ
ДО"Центр развития личности"

Редакция <<Психологической газеты>>08.01.2016

   2016-01-15 23:11:05 (#3357647)

[pc] Настройте эмоциональные зеркала

Всем приятной пятницы! ;)
Настройте эмоциональные зеркала

Вы, наверняка, слышали, что все мы являемся зеркалами друг друга, то есть
отражаемся в других людях. И если хотим узнать себя, нам стоит посмотреть на
других. Дети - отражения родителей, возлюбленные - тоже копии своих
партнеров, друзья - повторения наших мыслей, поступков и эмоций. И если мы
зеркала, то в силах настроить изображение в нужном нам русле, чтобы отражать
только хорошее.

В какой-то степени это действительно так. То, что у тебя внутри, отражается
и проявляется внешне. То, что ты замечаешь в других, есть в тебе. И для тебя
это важный сигнал: я что-то делаю не так или я поступаю совершенно
правильно. С помощью отражений мы можем не только выбрать наиболее
оптимальный наряд, красиво одеться и сделать прекрасную прическу. С помощью
людей, отражающих нас, мы можем скорректировать свое поведение и стать
лучше.

Что такое зеркальные нейроны?

Джакомо Ризолатти, нейробиолог из Италии, изучая человеческий мозг, еще в
1992 году сделал величайшее открытие. Н обнаружил, что у каждого из нас в
мозгу присутствуют особые клетки - зеркальные нейроны. Зеркала в мозгу? Да,
именно так.

Что же это за клетки и в чем их основная особенность? Дело в том, что
зеркальные нейроны способны реагировать на происходящее с другим человеком
или животным так, как будто это происходит с хозяином нейронов. Иными
словами, наблюдая за тем, как кто-то смеется или плачет, пугается или
получает удовольствие, мы невольно мысленно повторяем за ним его действия.
Если мы видим, как кто-то двигает рукой и ногой, в нашей голове
активизируются нейроны, которые отвечают за те же движения. Наш мозг
отражает не только моторику, ощущения, но и пойманные эмоции.

У кого зеркальных нейронов больше? Ученым было доказано, что количество
зеркальных нейронов у разных людей отличается. В этом плане существует
разница в женском и мужском строении мозга. У женщин зеркальных нейронов
значительно больше. Это объясняется природой. Женщина, предназначение
которой связано с рождением ребенка и последующим его обучением, адаптацией
к человеческому обществу, должна обладать большим количеством зеркальных
нейронов, чтобы чувствовать своего малыша. Она должна его защитить,
адекватно реагировать на него, помогать ему правильно действовать в мире.
Недаром женщины обладают просто феноменальной приспособляемостью и способны
передать эти таланты своим детям.

В какой-то степени, женщина - универсальное зеркало для всех, кто ее
окружает. Ей намного легче понять состояние другого человека, она
эмоциональна, более открыта, эмпатична.

С мужчинами все обстоит сложнее. Имея гораздо меньшее количество зеркальных
нейронов, они тяжело воспроизводят эмоции, им трудно понять состояния
другого человека, они часто могут ошибаться в людях, их легко обвести вокруг
пальца, обмануть, используя логические выкладки. Тогда, когда женщина не
слушая многочисленных доводов логики, уже чувствует и знает, что ее вводят в
заблуждение. Она видит выражение лица, мелкую моторику конечностей,
мимическую игру мышц и зеркально отражает это в своем мозгу, безошибочно
угадывая, почему человек поступает так или иначе.

Как вы думаете, почему женщины очень часто перебивают собеседника, не давая
ему до конца высказать свою мысль? Они прочитали информацию не по словам, а
с помощью зеркальных нейронов своего мозга.

Почему среди зрителей в театре или на музыкальном концерте всегда будет
больше женщин? Вы никогда об этом не задумывались? Это тоже связано с
наличием в их мозгу большого количества зеркальных нейронов, способных
воспроизводить чужие эмоции и переживать их как свои.

По поведению животных тоже можно определить, у кого из них больше зеркальных
нейронов. Лидерами являются обезьяны и собаки. А вот у кошек, которые гуляют
сами по себе, их меньше. По реакции на окружающий мир крокодила или слона
можно узнать о том, сколько у кого этих зеркальных клеток.

Скорей всего, их недостаточно у людей неэмоциональных, равнодушных,
холодных. Хотя с людьми дело обстоит намного сложнее, ведь в их реакции
вмешивается воспитание, традиции, социальная роль, притворство и прочие
сопутствующие моменты.

Отсутствие этих клеток в мозгу наблюдается у аутистов. Эти люди не способны
воспроизвести внутри себя наблюдаемые им чужие эмоции и действия, поэтому
понимание окружающего мира для них чрезвычайно затруднено. Они предпочитают
замкнуться в себе.

Как использовать эмоциональные зеркала? Знание о наличие зеркальных нейронов
может эффективно использоваться в реабилитационной терапии. Так, люди,
утратившие способность двигаться, успешно и быстро учатся ходить,
просматривая ролики с движущимися людьми. Движения здоровых людей отражаются
в их мозгу на уровне нейронов, будто это они сами передвигаются. И это
помогает им восстановиться намного быстрее.

Но самая важная социальная функция зеркальных нейронов заключается все-таки
в способности отражать эмоции.

Раз уж природа наделила женщин таким удивительным даром как зеркальные
нейроны, не стоит ли нам использовать их с максимальной отдачей и с пользой
для себя и окружающих? Какие преимущества нам это дает?

Sb Эмоциональная отзывчивость позволяет контролировать ситуации и
предотвращать конфликты.

Sb Способность зеркального отражения действительности помогает на нее
влиять. То есть изменять ее по своему желанию. Лучше, конечно, в
положительную сторону.

Sb Если женщина, читающая эмоцию невербальным способом, озвучивает ее, она
помогает ребенку, мужчине ее осознать. То есть направляет в правильное русло
их смешанные неосознанные чувства, с которыми им бывает трудно справиться.

Sb Женщины могут научить мужчин быть более эмоционально отзывчивыми и
понимать то, что не высказывается словами, но известно на уровне чувств, то,
что проявляется не только вербальными способами.

Понимая эту свою особенность и некоторое эмоциональное отставание
представителей сильного пола, женщинам не стоит слишком обижаться на
непонятливых мужчин. Им, действительно, некоторые вещи просто недоступны
сразу. Но это не значит, что они не способны чувствовать и переживать
эмоции. Иногда они у них просто зашкаливают. Просто они не умеют их
отражать. С другой стороны, мужчины буквально с ума сходят от перепадов
женского настроения, не понимая того, что это всего лишь побочное действие
зеркальных нейронов.

Но будьте осторожны. Иногда зеркальные нейроны водят нас за нос, вовлекая в
эмоции и действия, вредные и губительные для нас и нашей психики. Особенно
это касается массовой агрессии, пропаганды, основанной на умелых
манипуляциях нашими эмоциями, вовлечения в нежелательные сообщества, секты и
т.п. Зеркальные нейроны могут легко превращать людей в ведомых и
контролируемых. Поэтому нам стоит помнить, что:

Sb В жизни встречаются кривые зеркала.

Sb Кривые зеркала отражают не нас, а чужие эмоции.

Sb Зеркала можно настраивать на отражение позитива.

Желаю вам смотреть только в чистые зеркала и отражать только светлые
позитивные изображения поступков и эмоций. Вот как сказал б этом профессор
Джакомо Ризолатти: <<Если вы общаетесь с позитивным, жизнерадостным
человеком или смотрите фильм с таким героем, то в вашем мозге возникают
такие же эмоции. А если вы сами хотите поднять настроение кому-то, то выше
шансы сделать это не с трагически-сочувствующим выражением лица, а с
доброжелательной легкой улыбкой>>.

   2016-01-15 23:08:04 (#3357646)