Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Размышления по поводу казни Саддама Хусейна

Считается, что государство – аппарат насилия одних людей над другими. Та или иная группа людей устанавливает свою власть и принуждает других ей подчиняться, применяя различные виды насилия (казнь, тюрьма, суд, налоговики, всевозможные силовики). Существенно – для чего создается государство и осуществляется насилие, учитывая легкое перерождение людей греха и распространенное оборотничество заявленных целей. Основы учения о государстве заложены в соответствующих диалогах Платона, я же рассмотрю две противоположности – государство как шествие Бога в мире и государство как инструмент шкурности-мародерства.

Вот в фильме Мела Гибсона «Апокалипсис» изображено государство индейцев майя, которое практиковало массовые жертвоприношения. Это преступление против человечности или долг перед Богом? Вот Моисей, который всячески заботился о своем древнееврейском народе и вывел его из египетского пленения и вел в Землю Обетованную, отлучился ненадолго на гору Синай для общения с Богом, а народ тут же устроил пляски и халявы и поклонился идолу Золотого Тельца, и Моисей, спустившись в стан со скрижалями Божьих заветов, в том числе с заповедью «Не убий!», вынужден был устроить своим соплеменникам холокост и приказал правоверным левитам рубить всех евреев подряд (Исход 32). Значит, Моисея надо отдать под Нюрнбергский трибунал?

Может быть, и Господа Бога схватить за бороду и приволочь в человеческое судилище (типа Гаагского трибунала) за то, что Он истребил допотопное человечество потопом – «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил» (Бытие 6:5-7). Явное преступление против человечности!

Если государство есть шествие Бога в мире, то оно руководствуется отнюдь не человеческим законом, а высшим долгом. Если же государство есть орудие шкурного грабежа-произвола, лицемерно прикрываемого фиговыми листочками «законов» (как цинично выразился Франко – «для друзей всё, а врагам закон»), то его преступления против человечности подпадают под юрисдикцию международно-признанного человеческого суда. Каждому человеку важно для себя решить, является тот или иной режим надшкурным или шкурным. Вот он – водораздел!

Учтем, что любое государство осуществляет насилие и проливает кровь, ибо такова природа человека и первородный грех общества, и утопичны надежды анархистов создать общество (не только государство, но и общество!) без насилия, ибо это оксюморон, такое невозможно. Да, в каждом человеке мерцает искорка субъектности-равнобожия, но одновременно каждый человек несет в себе первородный грех и бросает вызов Богу и другому человеку, и следует наущениям Дьявола, и в подавляющем большинстве случаев не избегает подавления другого.

Поэтому любое даже надшкурное государство и соответственно его руководители запачканы пролитой кровью и могут быть осуждены человеческим судом, исходящим из безусловного признания субъектности-равнобожия человека. Человеческий суд судит не первородный грех человека, который ему присущ и неустраним, а только нарушения прав и свобод человека (его субъектности) в отношениях человека с другими людьми и с обществом - в «земной» лишь ипостаси. Между тем надшкурное государство выше ницшеанского «человеческого, слишком человеческого» и только «земного», которое часто рассматривается им лишь как средство, а нацелено на некую «потустороннюю» цель, которая, ввиду греховности человека, может из «райской» оборотиться в «адскую».

Таким образом, среди надшкурных режимов надо различать, во-первых, пусть прибегающие к насилию, но признающие и уважающие субъектность-равнобожие человека, а во-вторых, оборотнические режимы, которые отрицают человечность-субъектность каких-то групп людей и репрессируют их. Фазы человечности и бесчеловечности могут в таких надшкурных режимах чередоваться, и нередко надшкурный режим оборачивается шкурным (но не наоборот) – и все эти фазы проходятся на протяжении нескольких десятилетий.

Безусловно, Господь Бог, Моисей и правители таких теократических государств, как майя или Испания времен инквизиции, - не подпадают под юрисдикцию человеческого суда. Но ведь есть всякие промежуточные и переходные фазы. Очень непросто отделить шкурное от надшкурного. И безусловно, деятели шкурного режима, совершившие преступления против человечности, должны быть осуждены и даже иногда казнены без истечения срока давности. Как правило, приговор истории выносится обычно после смерти шкурного деятеля, а кара при жизни может наступить после устранения от власти (революция, военное поражение).

Интереснее вопрос об ответственности руководителей формально надшкурных режимов. Они ведь обычно провозглашают благие намерения, двигают свою страну. Кто-то сопротивляется их планам и целям и подвергаются репрессиям со стороны режима. Но когда надшкурные руководители участвуют в военном конфликте, то автоматически подпадают под обвинения в нарушениях прав человека и в преступлениях против человечности и даже в геноциде и в случае захвата в плен могут быть осуждены и казнены. Как говорится, горе побежденным!

Американского президента Джорджа Буша-младшего тоже можно осудить за преступления против человечности, поводов найдется достаточно, но только лишь в том случае, если США потерпят поражение, а их руководители попадут в плен и предстанут перед трибуналом.

Соратники Гитлера осуждены Нюрнбергским трибуналом, потому что проиграли войну и попали в плен. Турецкие руководители, ответственные за геноцид армян, избегли наказания, потому что Турция не была оккупирована, а «с Дона выдачи нет». Сталин и его соратники и Мао Цзэдун с его соратниками почитаются во всем мире – победителей не судят! В СССР для отмывки после смерти Сталина казнили Берию, а в КНР после смерти Мао Цзэдуна осудили «банду четырех», и надшкурность идеала реабилитировалась, несмотря даже на Тяньаньмэнь. А вот проигравшим югославским руководителям пришлось испить горькую чашу возмездия за свою слабину - Милошевича выдали в Гаагу, Шешель поехал сам. Ясно, обвинительный приговор им был предрешен. И Саддаму Хусейну – тоже. Ведь он проиграл, и не покончил с собой, и не спрятался так надежно, как Усама бин Ладен. Кроме того, шкурное в Саддаме Хусейне превалировало над надшкурным. Лакмусовой бумажкой здесь служит возведение статуй при жизни или зарубежный банковский счет. Если при жизни того или иного вождя торчит его статуя – я прежде всего подозреваю этого деятеля в шкурности, потому что этим самым земным идолом умаляется Отец Небесный (хотя сохраняю беспристрастность в оценках конкретных деяний).

Сложнее случай Пиночета. Шкурный он был или надшкурный? Ведь он – редкое исключение среди мириадов шкурных латиноамериканских мачо-«сомос», ибо добровольно передал власть классу самодостаточных низовых собственников-предпринимателей, которых сам взрастил за 17 лет правления. И в то же время, говорят, хранил груды золота в Гонконге. Подозрительно. Но под суд Пиночет так и не попал, потому что вовремя умер.

Казнь Саддама Хусейна – это политическое решение президента Буша. Признаться, мне его мотивы не очень понятны. Хочет он развязать гражданскую войну в Ираке с последующим вовлечением в неё Ирана и Сирии и нанесением удара по Тегерану? Слишком хитроумно. В самом деле, зачем США новые приключения себе на голову, тем более что в Иране маятник качнулся после недавних муниципальных выборов в сторону умеренных, с которыми можно договориться. А может быть, просто желание убрать с арены известного лидера, к которому могли обращаться надежды разгромленной партии БААС (Арабского социалистического возрождения)? А может быть, одна из очередных дуростей Буша?

Особого значения казнь Саддама Хусейна не имеет, но репутационный и иной вред для США она уже нанесла.


В избранное