Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Вечер Василия Розанова на семинаре Русская Философия

Вечером 28 декабря 2006 года в Библиотеке-Фонде "Русское Зарубежье" насладился миниконференцией "Кто Вы, Василий Васильевич? К 150-летию В.В. Розанова", которую организовал семинар "Русская философия (традиция и современность)". Выступали профессионалы высочайшего уровня, сообщили много новой для меня информации, высказали несколько интересных концепций. Жаль, не взял диктофон. Надо учиться у знатоков и дотягиваться до их уровня эрудиции и интерпретации.

Никто не претендовал на исчерпывающее понимание Розанова, ибо он слишком широк и глубок и парадоксален. Это - феерия мысли. Я читаю его с благоговением. Многие мысли выводят на Правую Веру. Пусть они разрозненные, в то время как Правая Вера весьма систематизирована, тем не менее Розанов с его вывертами и прозрениями - в её русле.

В Большом зале собрались более сотни ценителей отечественных интеллектуальных сокровищ. Неплохо пообщался с организаторами семинара на последующем новогоднем фуршете. Обменялись новостями, я рассказал о политических нюансах, поскольку перед этим побывал в Государственной Думе РФ и окунулся в кухню интриг и коалиций. Собралась почти вся значимая философская общественность, почти всех знаю со времен Университета Молодого Марксиста. Содержательнейшие доклады сделали Джимбинов Станислав Бемович (он сжато и энергично повторил свои соображения, с которыми выступил в апреле у нас на заседании Русского Исторического Общества там же в БФРЗ, только в Малом зале), другой мой старый знакомый Петр Васильевич Палиевский, отец Михаил Першин, Иванова Евгения Викторовна, Сукач Виктор Григорьевич, Паршин Алексей Николаевич, Резниченко Анна Игоревна, Козырев Алексей Павлович.

Не буду пересказывать все весьма содержательные сообщения, ибо, как заверил Сергей Михайлович Половинкин, будет издаваться сборник. Отмечу все же выступление Виктора Григорьевича Сукача, который подчеркнул "детскость" Розанова и указал, что "мир детства" - это совершенно другой мир, чем мир взрослого. В частности, дитя как бы идет вперед задом наперед. Он идет раком не понимая, куда идет, но кем-то ведомый - Неведомым Богом. Сам Василий Васильевич Розанов признавался - "что бы я ни писал, я писал только о Боге". И этот Бог вел его "как кобылицу с норовом коня" к какому-то таинственному апокалиптическому перевороту-повороту.

Согласно же Правой Вере, онтогенез повторяет филогенез, и дитя человеческое повторяет детство человечества, когда оно жило в раю, а время тогда текло в другом направлении по сравнению с теперешним. Этот поворот времени с прямого на обратный отразился в мифе о конце "золотого века", когда юный Зевс (= Юпитер, Индра) сверг своего отца старого Кроноса-Хроноса (= Время), а Платон в диалоге "Политик" сопрягал происхождение самосознания именно со сменой направления времени - "Бог то направляет движение Вселенной, сообщая ей круговращение сам, то предоставляет ей свободу, когда кругообороты Вселенной достигают подобающей соразмерности во времени; потом это движение самопроизвольно обращается вспять... Вращательное движение Вселенной направлено то в одну сторону, как теперь, то в противоположную" (268е-275с). Я в ряде заметок поясняю, что вращение вселенной "в противоположную сторону" на языке современной релятивистской космологии означает смену расширения Вселенной на её сжатие, что произошло несколько тысячелетий назад и поэтому из-за конечности скорости света и местных флюктуаций галактических и звездных скоростей не может быть обнаружено в оптические телескопы. Известный отечественный этнограф Владимир Германович Тан-Богораз в книге "Эйнштейн и религия" (1923) указал, что корень некоторых наших сновидений, в которых время течет вспять, уходит в палеолит, когда наши предки жили в ещё расширяющемся космосе. На это же обращает внимание английский астрофизик Джеральд Уитроу в переведенной мной более сорока лет назад книге "Естественная философия времени".

На семинаре напомнили, что разница между "передним" и "задним" временем отмечается и в "Слове о полку Игореве" - "Нъ рекосте: "Мужаим?ся сами: преднюю славу сами похитимъ, а заднюю ся сами под?лимъ". Эти слова относятся к Игорю и Всеволоду. Д. С. Лихачев, комментируя их, пишет: "Слово передняя в древнерусском относилось к прошлому, когда речь шла о времени, точнее к началу какого-то определенного промежутка времени, задняя же - к недавно случившемуся, ко времени последних событий, к завершению какой-то цепи событий, иногда к будущему. Значения наших слов прошлое и настоящее лишь условно, с большим приближением, могут быть здесь применены... Смысл этих слов в том, что Игорь и Всеволод своим походом на половцев собирались "похитить" славу прежних чужих походов на половцев и поделить между собой славу своего нового совместного, последнего похода на половцев… О том, что слово похитить уместнее к прошлому, чем к будущему, показывают следующие сходные места "Слова": "притрепа славу д?ду своему Всеславу", "уже бо выскочисте изъ д?дней слав?", и "разшибе славу Ярославу". "Притрепать", "расшибить", "похитить" (последнее в особенности) можно лишь чужую славу, славу уже приобретенную кем-то, но не будущую" (Д.С. Лихачев. Из наблюдений над лексикой "Слова о полку Игореве". - ИОЛЯ, 1949, т. 8, вып. 6, стр. 552-553). Н.А. Мещерский предложил убедительное толкование слова похытити как "поддержать" (Н.А. Мещерский. К изучению лексики и фразеологии "Слова о полку Игореве". - ТОДРЛ, т. 14, Москва - Ленинград, 1958, стр. 45): "прошлую славу сами поддержим, новую славу сами разделим" (http://feb-web.ru/feb/slovo/trans/s67/S67-461-.htm).

Сергей Половинкин показал подаренную ему книгу - Смирнова Татьяна Васильевна. Усадьба Ахтырка и семья Трубецких. Сергиев Посад: ООО "Всё для Вас Сергиев Посад", 2006, 100 стр. Масса редкостных фотографий, захватывающие нюансы. Татьяна Васильевна живет в Хотьково. Я взял адрес, буду приглашать её выступить у нас в РИО (Русское Историческое Общество). Виктор Троицкий из Дома-библиотеки Алексея Федоровича Лосева отправляется отдыхать в Грецию и постигать там дух античности. Алик Соболев просил сообщать ему о заседаниях РИО - ему у нас тоже понравилось. Поздравил всех знакомых философов-коллег с наступающим Новым Годом. Кстати, перед заседанием семинара "Русская философия" плотно побеседовал с директором издательства "Русская панорама" Игорем Настенко о делах РИО, выработали с ним план действий.

Из типографии привезли два тиража газеты "Народный фронт" (2006, № 6 и № 7) по 5 тысяч экземпляров. В Библиотеке иностранной литературы взял книги о Хайдеггере на дом изучать в новогодние праздники. Полцентнера книг подарили в редакции журнала "Новый мир". Есть чем заняться, и надо доделывать начатое, не хватает времени, надежда на выходные дни.


В избранное