Много новой информации считываю с Ленты друзей в Живом Журнале. Правда, у меня получился перекос в сторону сообществ. В результате мало друзей-персон. Да и за ними не за всеми уследишь. Тем не менее много тем – от них. Например, интересно пишет Тео И. Тапир-Тапириани ( tapirr). О себе он сообщает – «Родился во второй половине 20 века, в селе Дивногорское Семипалатинской области в обрусевшей семье грузинских греков. По-видимому, не только крайняя бедность, неустроенность семьи, но и романтическая
натура заставили его ещё мальчиком покинуть отчий дом и отправиться в странствия по Сибири, Зауралью, Заиртышью. «С 14-ти лет,- вспоминал он впоследствии,- начал шляться. Был пять лет типографским наборщиком, церковным дьячком, матросом, курьером международной почты DHL, клоуном, факиром — (глотал шпаги, прокалывался булавками); ходил по Томску с шарманкой; актерствовал в ярмарочных балаганах, был куплетистом в цирках, даже борцом. С 2011 года участвовал в революции. После взятия персами Омска (был я тогда в
гвардии Вольного Юго-Востока), когда одношапочников моих перестреляли и перевешали, бежал в Голодную степь и, после смерти отца, дальше за Извекск, к Монголии. Ловили меня изрядно, потому что приходилось мне участвовать и в заговорах».
Материал Тапира о Сыне Человеческом решил откомментировать. Ведь сопринадлежность, взаимосоотносительность, синергия Бога и человека – ключевая проблема антропологии и теологии. Бог сотворил человека по образу и подобию своему, все мы – его сыновья, в каждом мерцает
искорка Божья, но когда говорим о Сыне Человеческом, то имеем в виду не каждого человека, а Того, Кто есть Сын Божий среди нас, Кто избран. Разумеется, Сыном Человеческим является Иисус Христос, а также пророки, принесшие людям Слово Божие.
Итак, основываясь в основном на известных толкованиях Евангелий, которые весьма дельно составила профессор Валентина Николаевна Кузнецова, прежде всего на её книге «Евангелие от Марка. Комментарии» (Москва: Общедоступный православный университет, основанный протоиереем
Александром Менем, 2000.- 320 стр.), уважаемый Тапир отмечает в материале «Сын человеческий» (http://tapirr.livejournal.com/454550.html#cutid3):
«Сын человеческий (арамейский язык бар-наш/`а/, сын человека; еврейский язык бен-ад`ам) – в греческом и в русском языках это буквальный перевод – «сын человека», то есть «человек». В семитической среде это выражение было широко распространено.
В Ветхом Завете это словосочетание
часто встречается в значении «человек, смертный, смертное существо» и противопоставляется могущественному бессмертному Богу. У Иезекииля Бог постоянно обращается к пророку со словами «сын человеческий» (2:3, 6, 8; 3:1 и др.). В Псаломе 8:4-5 говорится: «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?».
Но в Книге Даниила мы читаем о какой-то возвышенной и таинственной личности,
которая названа «как бы Сыном человеческим»:
«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, и дошёл до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (7.13-14).
Он представляет народ Божий, в отличие от зверей, которые олицетворяют мировые империи.
/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Сказано: «Эти
большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков» (Даниил 7:17-18). Здесь предвещен Сплот Правоверных/
Ещё величественнее предстаёт Сын человеческий в 1 Книге Еноха {она не вошла в канон Священного Писания, то есть в Библию, но была широко распространена и почитаема в I в. н.э.}. В так называемых Притчах Еноха (гл. 37 – 71) переплелись три традиции, в основе которых лежат такие тексты,
как Книга пророка Даниила (7), Книга пророка Исаии (11) и Псалтирь (Псалом Давида 2), Книга пророка Исаии (42; 49; 52-53). Автор создал некую составную личность, соединяющую в себе черты данииловского Сына человеческого, Царя из рода Давида и Служителя Яхве.
/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Вышеприведенные свидетельства Священного Писания сами по себе красноречивы и убедительны – они соответствуют Правой Вере/
Он – праведник, Божий избранник и служитель. Он – небесный Человек, имя которого произнесено
Богом изначально, до сотворения светил, но он сокрыт, а в конце времен воссядет на престол славы и будет пребывать перед лицом Бога, и Ему будет дана власть судить живых и мёртвых. В самом конце Притч Бог, названный Господом духов, сообщает Еноху, что Енох и есть это таинственное существо, Сын человеческий, рожденный для праведности.
К сожалению, дата написания этих глав, в которых содержатся тексты о Сыне человеческом, неизвестна, и многие ученые считают, что они появились на свет гораздо позже,
после разрушения Храма в 70 г., или же подверглись серьезной христианской переработке.}
Кроме того, в арамейском языке словосочетание «сын человека» означало также «некто, некий человек» и употреблялось в тех случаях, когда человек из скромности или из нежелания говорить о предстоящих ему страданиях или смерти вместо «я» говорил о себе в третьем лице как о «некоем человеке» (сравни 2-е послание Коринфянам 12:2-5, где апостол Павел, повествуя о видениях, данных Ему Богом, из скромности говорит, что
знает «одного человека», имея в виду себя.
В Евангелиях Иисус почти всегда говорит о себе в третьем лице, называя себя Сыном человеческим. Его никогда не называют так другие люди: ни Его ученики, ни Его противники. Речения о Нем в Евангелиях можно разделить на три группы:
1) о Его земной жизни; 2) о предстоящих Ему страданиях и смерти; 3) о том, что Ему предстоит судить мир, и о Его грядущей славе.
Во второй группе это словосочетание, вероятно, ближе всего к арамейскому
словоупотреблению. В третьей группе речений прослеживается их близкая связь с видениями Сына человеческого у пророка Даниила, хотя и здесь Сын человеческий может означать «я».
В Евангелии от Марка это словосочетание употребляется четырнадцать раз (два раза до исповедания Петра 2:10,28, и оба раза они имеют отношение к земной жизни Иисуса, а остальные – после исповедания и относятся к двум другим группам – 8:31, 38; 9:9, 12, 31; 10:33, 45; 13:26; 14:21 дважды, 41:62). Почти все речения, обращенные
к широкой аудитории, находятся в полемическом контексте, но речения о предстоящих Сыну человеческому страданиях и смерти обращены только к ученикам.
Апостол Павел ни разу не употребил этот арамеизм, но он противопоставляет «небесного» и «земного» человека, «первого» и «второго», «первого Адама» и «последнего Адама» (смотри 1-е послание к Коринфянам 15:45-47 и Послание к Римлянам 5.14-21). В раввинистической литературе появляются представления о Небесном Адаме, или Адаме-Кадмоне.
Как воспринимали
слова «Сын человеческий» слушатели Иисуса? В арамейской языковой среде люди, вероятно, понимали его как «Я». Может быть, у них появлялись также какие-то реминисценции, связанные с образом Сына человеческого у Даниила. Но когда христианство перешагнуло пределы Палестины, в эллинистической среде этот семитический оборот начинает терять библейское наполнение и приобретает собственную жизнь. В начале II века Игнатий Антиохийский, говоря о двойственной природе Иисуса, который был одновременно Сыном человека и Сыном
Бога, тем самым заложил основу нарождающейся христологии двух природ: Иисус - полностью Бог, и полностью человек. С того времени это трудное и таинственное выражение теряет свой первоначальный смысл, что свидетельствует о поразительном разрыве в мышлении и словоупотреблении между I и II веками.
/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: В системе Правой Веры две природы Иисуса Христа, как и Сплота Правоверных, - естественны и единственно возможны. Наоборот, иначе не понять смысл Богосаможертвоприношения, столь наглядно явленного
на Голгофе/
Очень трудно определить, в каком значении употреблено это словосочетание в группе речений о земной жизни Иисуса, каким является и речение «Так знайте же, что у Сына Человеческого есть власть прощать грехи на земле» (Евангелие от Марка 2:10). Синтаксис этого предложения довольно неуклюж, потому что в нем есть только придаточное и нет главного, его приходится реконструировать, и поэтому в переводах возможны незначительные вариации: «Сейчас вы увидите, что…», «Это было для того, чтобы вы
убедились в том, что…»
Труднее быть уверенным в точном смысле тех слов, которые есть в тексте. Если Сын человеческий здесь означает просто человека, то можно было бы сделать вывод, что всякий человек, способный исцелять, обладает правом прощения грехов, ведь болезнь, по всеобщим представлениям того времени, была следствием греха. Слова из Евангелия от Матфея: «Народ, увидев это, ужаснулся и стал славить Бога, давшего такую власть людям» (9:8), казалось бы, подтверждают такое понимание. И всё же вернее
будет понять, что Иисус в данном случае говорит лишь о Своей власти, а не о власти людей вообще. Будучи послан Отцом, Он имеет власть действовать от имени Бога и обладает теми же правами. Так и в Книге пророка Даниила (7:14). Сын человеческий наделен властью, которую дарует Ему Бог.
Здесь важно помнить, что сила как исцеления, так и прощения в конечном счете принадлежит Богу и что Иисус действует Божьей силой и во имя Своего Отца. Когда еврейские учителя говорили о прощении, они имели в виду прощение
во время грядущего Суда. Иисусу же эта власть принадлежит уже здесь, на земле, а не только после Его воскресения и прославления. Но слова «на земле» могут относиться и к слову «грехи» и тогда будут поняты как «земные грехи».
И тогда Сын человеческий, у которого есть власть прощать грехи на земле, делает это прощение видимым, исцеляя больного властным повелением: «Встань, возьми свою постель и ступай домой» (Марк 2:11).
Исцеление парализованного происходит мгновенно, это полное восстановление
и здоровья, и физических сил: бывший парализованный самостоятельно уходит домой и сам же несет циновку, на которой его принесли к Иисусу. «Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда такого мы не видали» (Мапк 2:12). Итак, многочисленные свидетели были изумлены и прославляли Бога. Тем самым евангелист подчеркивает необоснованность обвинений против Иисуса: Он не объявляет себя Богом, и люди понимают это и прославляют Того, кто даровал Иисусу Свою
силу. Их восторг и изумление относятся, скорее всего, к чуду исцеления, а не к прощению грехов».
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: В иудаизме, в Ветхом Завете глубоко постигнута богоизбранность пророков, этих предвестников Сплота Правоверных. В сущности, скорое явление в истории на Земле этого Сплота Правоверных являет Второе Пришествие Иисуса Христа, или Махди. Сплот Правоверных – это собор пророков как приходивших, так и пришедших-приходящих. После конца мира Они предстают Богом-Творцом нового мира – Элохим=Аллах
(буквально «множество высших сил»). И Сын Человеческий или Адам-Кадмон Небесный восседает в этом Великом Переходе = Богосаможертвоприношении по правую руку от Бога-Отца. «Отныне, - говорит Иисус Христос, - узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Евангелие от Матфея 26:64). И Дух Святой, то есть Архе-Программа или Слово или Логос творения, исходит от обоих – от Начала до Середины от Отца и Сына, а после того, как Бог создает Адама Земного по образу и подобию Своему,
Дух Божий исходит от Середины до Конца – от Отца через Сына. Через Сына Человеческого!