Посмотрел очередную программу Виталия Третьякова «Что делать?» (телеканал «Культура») на тему о национализме и поразился не просто надстроечности суждений (к этому уже давно привык), а узости исторического кругозора, профессиональной несостоятельности. Слушал ла-ла-ла – ничего не зацепило, не запомнил. Татьяна Соловей, Егор Холмогоров, Виталий Аверьянов, Дмитрий Андреев – в пролете. Лишь Андрей Ильич Фурсов из Российского Государственного Гуманитарного Университета отметил очевидное –
нации возникли в Новое Время в ходе развития низовой субъектизации, становления третьего сословия, буржуазии. Нация, как коммерческая компания или политическая партия, - это форма самоорганизации экономически-самодостаточных и тем самым политически-субъектных граждан (гражданин от русского корня «град» = буржуй от западного корня «бург»). У нас в России пока не сложилась нация, поскольку режим душит низовую субъектность.
Как обычно у нас, национализм путают с этничностью и почти не предпринимают усилий
развести эти понятия, дабы диагностировать свои болячки. Кажется, Дмитрий Андреев поставил вопрос о возможности существования нации вне этничности и привел в пример США. Но тут же оговорился, что этот пример – уникальный. А Егор Холмогоров вообще отождествил нацию и этнос и возвел начало национализма к заре человеческой истории.
Дилетантство и западоцентризм довлеют над умами русских интеллектуалов. Между тем становление современных государств и национализмов на Востоке отличается от западной модели
в силу своей вторичности. Более того, восточные общества скорее могут выйти на уровень модернизированного многоэтнического национального государства, применяя апробированную технологию nation-building. Пример – не только многоэтнические США, но и трехэтническая Швейцария или двухэтнические Люксембург или Финляндия, где тоже не слыхать о межэтнических или межконфессиональных конфликтах. Основа основ построения стабильного многоэтнического государства – взращивание «критической массы» низовой субъектности в каждой
этнической общине. Американская общенациональная «программа аффирмативных действий» оказалась весьма эффективной, когда в 1960-1980-х годах в США потребовалось снять межрасовые и межэтнические конфликты. Подтянули самых активных членов фрустрированных общин к уровню WASPов (белых англо-саксонских протестантов) – и конфликтов не стало, хотя и остались издержки политкорректности. Как видим, во многом воспользовались американцы рецептами «ленинской национальной политики».
Аналогично строятся многоэтнические
национальные государства в постиндустриализирующейся Азии. Самые разительные примеры – трехэтнически-трехконфессиональные соседи Сингапур и Малайзия. В обоих доминирующие позиции в экономике занимали пришлые китайцы, но благодаря мудрым лидерам этих стран – китайца Ли Куан Ю в Сингапуре и мусульманина малайца Мохамада Махатхира в Малайзии – технология nation-building сработала, малайская и индийская общины подтянулись к китайской и все три ринулись в постиндустриальный прорыв – и прежние кровавые межэтнические
выяснения отношений ушли в прошлое. Так надо строить современное многоэтническое государство, в котором выковывается нация самодостаточных граждан!
Вслед за программой Третьякова, сейчас отсмотрел телепрограмму «Русский взгляд» (3-ий телеканал). Сюжет стандартный – в калужскую деревню Зудня и поселок Октябрьский перебрался дагестанец Магомед Салихов, его избрали депутатом Калужского областного законодательного собрания, и к нему подтянулись родственники и земляки, и увидели рассыпанность и беззащитность
русских аборигенов, и стали относиться к ним как к рабам, и осенью 1997 года безнаказанно изнасиловали первую несовершеннолетнюю русскую девочку, и пошло-поехало, таких сюжетов миллион в нынешней самопредательской жалкой России. Из-за шкурности-рассыпанности русские овцы неспособны сплотиться и дать отпор, а кавказским волкам грех не попользоваться столь легкой добычей. И вот якобы появились протесты, кто-то из затерроризированных русских стал возмущаться. Но это – не желанный для многих «русский национализм»,
а элементарный русский этнозоологизм.
Моё отношение к кондопогам я давно сформулировал – «Дарвина никто не отменял, и если, русский, хочешь выжить, то сплачивайся и вставай поперек волков, не будь овцой!».
Старшие поколения, предавшие Родину и самих себя, к схватке с предателями и волками за своё достоинство и просто спасение не готовы, они за скобками борьбы. А вот некоторая часть русской молодежи все же проявила витальность и пошла на физический отпор, и это очень хорошо, меня обнадеживает,
а то я уже приходил в отчаяние, наблюдая бесславный уход своих соплеменников, падших ниц перед Золотым Тельцом, - из истории. Поживем – увидим, не предсмертная ли это агония, а вот если отпор будет наращиваться, то появляется проблеск надежды на наше русское выживание, в ходе национально-освободительной борьбы можно выйти на исходный рубеж рывка к историческому успеху, к новому взлету России.
Основа основ, предпосылка нашего возрождения – форсированное взращивание критической массы русского низового
предпринимательства, русской низовой субъектности как лона русской демократии, обновленной русской государственности, современной русской нации.