Современные цирковые шоу стараются включать в свои представления мультимедийные элементы, которые в то же время удивительно сочетаются со старыми цирковыми жанрами. Перед вами шесть цирков и цирковых трупп, на представлениях которых можно снова почувствовать себя ребёнком.
Shanghai Circus World (Китай)
Адрес: 2266, New Gonghe Road, Шанхай
Цена: 80-580 юаней ($13-92)
В Шанхае на площади 22 500 кв. м расположился комплекс под названием Shanghai Circus World. Здесь есть арена для выступлений цирковых трупп, здание для репетиций, павильон с животными и даже выставочное пространство, где проходят различные цирковые семинары, конференции и конкурсы. На сцене Circus World выступают как китайские труппы, так и гастролирующие цирки. Сейчас здесь регулярно идут два представления: дневное «Счастливый цирк» и вечернее «ЭРА. Пересечение времени». Эти представления сочетают в себе традиционную китайскую школу акробатики и современные мультимедийные технологии. В противоположность европейским семейным циркам и цирковым династиям в Китае организованы специальные цирковые школы, где дети учатся с трех лет. Тренировки китайских артистов сильно отличаются от тренировок, например, российской или канадской цирковых школ. Невероятная гибкость и ловкость жонглеров и акробатов — визитная карточка китайских циркачей. Кроме того, в китайском цирке всегда надо искать подтекст: ведь фигуры, которые строят из своих тел гимнасты, оказываются попыткой повторить иероглифы, обозначающие те или иные слова или понятия.
История Cirque d’Hiver Bouglione цирка началась в 1852 году. Именно на арене этого цирка в 1859 году впервые в истории французский гимнаст Жюль Леотар представил акробатический номер на трапеции, назвав его «Гонки на трапециях» (La Course aux Trapèzes). В свое время на репетиции труппы приходил знаменитый художник Анри де Тулуз-Лотрек в поисках вдохновения для своих работ. А в 1955 году легендарный фотограф Ричард Аведон снял здесь известную модель Довиму в платье Dior вместе со слонами. Сегодня в этом цирке проходят не только представления (с октября 2010 года — шоу Prestige), но еще модные показы и фестивали. При цирке есть музей, в котором выставлены многочисленные костюмы, скульптуры, реквизит с представлений, афиши и фотографии.
Адрес: HoofbeatZ Pavilion in the Dubai Polo & Equestrian Club, Дубай
Цена: от 325 дирхам ($88)
На Среднем Востоке традиции цирка базируются на мастерстве наездников и самых лучших арабских скакунах. В представлении цирка «Тысяча и одна лошадиная история» (Al Saheel: A Thousand and One Horse Tales) участвуют 44 специально обученных лошади разных пород и 30 наездников. Шоу, которое было выпущено два года назад, состоит из 25 различных номеров: среди них не только классическая испанская выездка, американское родео и номера с огнем, но и юмористические интермедии с пони в главной роли. Зал, где проходит шоу, рассчитан на 400 зрителей, а само шоу длится 90 минут. Первое шоу «С точки зрения лошади» (Al Saheel: The Voice of the Horse) регулярно занимало первое место по продаже билетов в Дубае. Организаторы делают акцент на том, что их шоу понравится не только фанатам лошадей, но и просто любителям восточной экзотики. Можно купить специальный билет, в который входит поход за кулисы до представления, лучшие места, напитки и закуски во время самого шоу.
Адрес и цена: зависят от графика гастролей в конкретной стране
Во французской труппе Le Cirque Invisible всего два артиста — семейная пара Жан-Батист Тьере и Виктория Чаплин, младшая дочь Чарли Чаплина. На сцене они составляют неповторимый дуэт. Премьера первой программы «Здравствуй, цирк» (Le cirque bonjour) состоялась еще 40 лет назад в Авиньоне. Сегодня цирковой дуэт изредка показывает свое шоу «Невидимый цирк» (Le cirque invisible), название которого он носит с 1990 года. Смесь романтики старого цирка сочетается в спектакле с удивительными превращениями в духе Кафки. В России артисты выступали в 2009 году в рамках Чеховского фестиваля. Жан-Батисту уже за семьдесят, его жене — шестьдесят. Они оба загадочные и неприступные для общественности персонажи. Так, последнее интервью Жан-Батист дал в 1972 году. Но за них говорят их спектакли, а также дети, пошедшие по цирковым стопам родителей.
Адрес: Mira Gaon, Mira Road (East), Dist.Thane Mumbai, Maharashtra state, Pin 401104, Мумбаи
Цена билета: 40-150 рупий ($0,8-3)
Цирк Gemini Circus, знаменитый своим участием во множестве болливудских фильмов, основан в 1951 году воздушным акробатом Муркотом Ванжаканди Шаркараном через четрые года после того, как Индия перестала быть британской колонией. Семье Шаркарана принадлежат еще несколько цирков, в том числе Rajkamal Circus и Jumbo Circus. Именно труппа Gemini Circus в 1964 году представляла индийский цирк на Международном цирковом фестивале в СССР. Они выступали в Москве, Сочи и Ялте. В программе Gemini Circus артисты демонстрируют чудеса эквилибристики на велосипеде, сложные акробатические номера на трапеции, танцы с обручами, а также мастерство дрессуры самых разных животных.
Адрес и цена: зависят от графика гастролей в конкретной стране
Канадский Cirque du Soleil сложно назвать просто цирком — это скорее целая цирковая корпорация. Она основана в 1984 году цирковым артистом Ги Лалиберте. В труппе Cirque du Soleil около 5000 артистов, поэтому шоу могут идти в нескольких странах мира одновременно. Кстати, Вячеслав Полунин в свое время больше года принимал участие в шоу Allegria и проложил дорогу в Cirque du Soleil российским циркачам и спортсменам-гимнастам. В каждом шоу, которых с момента создания вышло около тридцати, рассказывается история со сказочным сюжетом. Некоторые из спектаклей регулярно гастролируют по миру. В Россию приезжали шоу Varekai, Corteo, Saltimbanco и совсем недавно — Zarkana. Какие-то шоу идут стационарно, как, например, в казино Лас-Вегаса. В Cirque du Soleil нет животных, поскольку основатели цирка хотели возродить традиции европейского цирка, родившегося в Средневековье во Франции. Тогда на городских площадях разыгрывалось представление, в котором цирковые трюки являлись частью пьесы.
Свою историю легендарные эрмитажные коты ведут со времен Елизаветы Петровны. Они знали и фавору, и опалу, помнят штурм Зимнего и блокаду Ленинграда. Сегодня в Эрмитаже служат десятки котов. Каждый из них имеет паспорт с фотографией и считается высококвалифицированным специалистом по очистке музейных подвалов от грызунов.
Масяня и Вася на страже искусства
«Масяня! Масяня, иди сюда! Персик! Барсик! Ириска, идите есть!» – каждый день в два часа дня из большого кошачьего подвала разносится по всему кухонному двору голос, созывающий мохнатую охрану на обед. Мало кто из петербуржцев знает, что «кухонный двор» – это название одного из двориков Эрмитажа, а «большой кошачий подвал» – место дислокации самого большого отряда музейных кошек.
Этих названий нет в туристических справочниках, сюда не заглядывают экскурсии.
- Эрмитаж, который вы сейчас увидите, известен только нашим друзьям, родственникам и знакомым, – говорит Татьяна Данилова, заместитель начальника отдела музейных смотрителей, и толкает металлическую дверь, ведущую в подвал.
Подвалы Эрмитажа – это место, где проходят коммуникации, инженерные сети и обитают коты, охраняющие музей от крыс и мышей. Здесь сухо, тепло и светло. Все двери оборудованы специальными дверками в нижней части – чтобы кошки могли попасть домой в любое время суток.
Мохнатые стражи ведут себя свободно, людей не боятся, а некоторые охотно дают себя погладить и даже идут на руки. А вот двери музейных залов для кошек закрыты – их туда не пускают и тщательно следят за тем, чтобы усатые и полосатые (кстати, это наиболее распространенная масть среди котов Эрмитажа) не проникали на верхние этажи.
Хотя исключения бывают. Например, Вася, всеобщий любимец и универсальная фотомодель, грешит заходами в павильонный зал. Туда он попадал несколько раз, причем вполне цивилизованным способом – по винтовой лестнице, которая находится недалеко от его места обитания.
- Если Вася пропал, значит, пошел в музей, – говорит Татьяна Данилова. – Обычно мы успеваем его поймать перед самой дверью. Василию прощается все, ведь он самый известный из эрмитажных котов – его фотографии украшают все публикации на эту тему. Причина – в покладистом характере Василия, с другими котами договориться о съемках гораздо сложнее.
Журналистам часто рассказывают еще один случай, который уже стал хрестоматийным. Одна мохнатая любительница прекрасного пробралась в вентиляционную систему и там застряла. Нашли кошку через два дня, когда услышали в зале Ван Дейка жалобное мяуканье, которое она издавала за стенкой. Ее благополучно вытащили и назвали в честь спасения Ван Дейком.
От подобных ситуаций в музее пытаются застраховаться. Внезапное исчезновение кошки здесь расценивается не как забавное происшествие, а приравнивается к экстренной ситуации. Устройство всей вентиляционной системы Эрмитажа неизвестно, чертежи были утрачены еще два века назад, поэтому случись кошке погибнуть в лабиринте инженерных сетей, музей пришлось бы закрывать и организовывать поиски трупа животного. Поэтому все трубы, которые выходят в подвал, оснащены мелкой решеткой, закрывающей вход.
Котенок ценой в полторы буханки хлеба
В сотрудниках дворца кошки числятся давно. Традиция эта сложилась в те времена, когда нынешний Эрмитаж еще не был построен.
Сначала коты появились в старом Зимнем дворце, где жила императрица Елизавета, страдающая от полчищ крыс и мышей. По одной из легенд, первый отряд состоял из полутора десятков отборных крысоловов, присланных ко двору из Казани в качестве подарка. Другая легенда гласит, что потомственные мохнатые охранники картинных галерей были заказаны аж в Голландии.
Как бы то ни было, коты прижились и при Екатерине Второй освоили территорию нового дворца. При ней кошки делились на надворных и комнатных, причем среди последних преобладали русские голубые. И все же Екатерина отдавала предпочтение собакам, а в XIX столетии собаки вообще вытеснили котов, и охотники за мышами спустились в подвалы.
В XX веке коты по-прежнему служили дворцу, к тому времени ставшему музеем, но вряд ли кто-то из них выжил в годы блокады. В военное время в городе, буквально зараженном грызунами, котенок на черном рынке стоил безумно дорого – полторы буханки хлеба. Справиться с крысами без мурок и васек было невозможно, поэтому после войны в Ленинград пришли два вагона с кошками. Возможно, именно из тех котов в Эрмитаже сформировался новый, послевоенный отряд.
В конце 1960-х пришел черед другой крайности – кошек стало слишком много. Люди, которые не хотели или не могли держать их у себя дома, подбрасывали бывших любимцев в музей. Причем расселялись домашние коты отнюдь не по подвалам, а по залам и коридорам.
Проблему решили быстро – в один момент сотрудники хозяйственной части отловили большую часть котов и вывезли на специальном транспорте. Правда, через некоторое время о кошках вспомнили – когда в хранилищах снова появились крысы.
Видимо, этот урок пошел на пользу, и с тех пор о котах и кошках Эрмитажа заботятся. Кошек кормят, лечат, но главное – уважают за добросовестный труд и помощь. А несколько лет назад в музее даже был создан специальный Фонд друзей котов Эрмитажа. Этот фонд собирает средства на разные кошачьи нужды, организует всяческие акции и выставки.
Со своей лапой в чужой подвал не лезь
Эрмитажные коты – особые животные. У каждого есть свой паспорт с фотографией и отметками ветеринарного врача.
Коты делятся на четыре отряда. Каждый имеет строго отведенную территорию. Мохнатая охрана в чужой подвал не лезет – там можно схлопотать по морде, причем серьезно.
Самый многочисленный отряд живет в кухонном дворе. Сюда каждый день приходят на работу три женщины, которые убирают, готовят на плите кошачьи обеды и кормят животных.
Кошек узнают в лицо, со спины и даже с хвоста все сотрудники музея. Но дают имена именно те женщины, которые их кормят. Они знают историю каждого в подробностях.
Вот Тишка, у него есть подружка Стешка. Они жили на Апрашке, их там не кормили, чтоб они мышей лучше ловили. Издевались, даже в морозильную камеру прятали.
Персик, красивый кот действительно персикового окраса, был спасен от живодеров и принесен сюда сотрудником музея.
Масяня – неприветливая кошечка, в которой, как утверждают, есть кровь норвежской лесной, попала сюда после смерти хозяина – родственники не смогли приютить животное из-за аллергии на шерсть.
Местных жителей, которые родились в здешних подвалах, мало, потому что музейных животных стерилизуют. Не только для того, чтобы контролировать численность кошачьих отрядов, но и из соображений безопасности.
- Сначала мы стерилизовали только кошек, котов не трогали, – рассказывает Татьяна Данилова. – Так они, подлецы, стали через Миллионную улицу ходить к девочкам в архив! А их машинами сбивали.
Единственный некастрированный кот – Тимур. Огромный бело-рыжий красавец, у которого даже не морда, а настоящее лицо. Он попал сюда с открытым переломом передней лапы. Со временем у него образовался ложный сустав, и кот ходит, прихрамывая, осторожно опираясь на пострадавшую конечность. При этом Тимур настоящий боец и знатный крысолов. Не кастрируют его потому, что понимают – после операции кот неизбежно начнет набирать вес и передвигаться с таким увечьем ему будет сложно.
Музейные коты редко доживают до старости, все-таки условия здесь не домашние – часто животные гибнут под колесами машин, которые приезжают по хозяйственным нуждам. Особенно много машин сейчас, когда идет ремонт и отделка дворов Эрмитажа. Если сотрудники находят труп животного, начинается настоящее расследование, и первым делом пишется служебная записка на имя Михаила Пиотровского, директора музея.
- Существует правило: на территории музея скорость не больше 4 километров в час, – говорит Татьяна Данилова. – Но не все его соблюдают. Поэтому в музее сделали специальные таблички – на белом фоне нарисован силуэт кошечки и надпись: «Осторожно, кошки!». Таблички крепят не к стенам (Эрмитаж – памятник архитектуры), а на специальные стойки-штативы, которые расставляют во дворах…
Мы мирно разговаривали, и в этот момент из-за поворота внезапно вынырнул и понесся на нас грузовик. Изменившись в лице, Татьяна Николаевна кинулась ему наперерез, замахала руками. Водитель притормозил, высунулся из кабины, улыбаясь. Получив выговор, он уже не так радостно, зато на низкой скорости заехал в кухонный двор. Представитель службы безопасности, который сопровождал нас, записал номер машины и название предприятия. Значит, будет еще и штраф.
Привилегии, заслуженные в боях с крысами
В рассказах о кошках и их достоинствах особенно подчеркивается умение ловить крыс и мышей. Никто из опрошенных мной сотрудников ни разу не видел здесь грызуна.
- Для этого у нас и живет целый отряд кошек! – отвечали мне.
Чтобы прокормить эту ораву, работники Эрмитажа вполне легально сдают деньги, на которые закупается сухой корм, каша. У кошек есть мисочки, туалеты и корзинки, где можно поваляться. Поскольку живут они коммунами, индивидуализм в отношении имущества не приветствуется.
Не приветствуется он и во время приема пищи – ссоры и драки, которые возникают из-за куска, люди тут же гасят, потому что дерутся коты на полном серьезе, иногда забивают друг друга насмерть. Внутри отрядов иерархия вряд ли существует, но новеньких не принимают с распростертыми объятиями – некоторые сидят на трубах и отбиваются от старожилов по несколько дней.
И все-таки в том, чтобы быть эрмитажным котом, есть что-то волшебное. Например, если случается принести кота в дежурную ветлечебницу, где ждет очередь, и сказать, что кот музейный, – его сразу же вежливо пропускают вперед, да и врачи с особым вниманием относятся к пациенту.
Летом излюбленными местами отдыха кошек становятся газоны во дворах. Зрелище это умильное, но для котов опасное. Года два назад, когда было особенно жаркое лето, две кошки дозагорались до того, что получили тепловой удар и инсульт. Выходить смогли только одну.
Отдельная песня – статуи во дворах. Металл на солнце прогревается и становится очень привлекательным для животных, которые занимают удобные для себя позиции, наплевав на все условности, – на головах, грудях или выдающихся задах изваяний. Такие прелести домашнему коту вряд ли доступны.
Очень редко, но случается, что обитателей музейных подвалов становится больше, чем требуется для охраны народного достояния. И тогда сотрудники Эрмитажа проводят специальную акцию – раздают петербуржцам часть своих легендарных котов.
Однако стать обладателем эрмитажного кота совсем непросто – сотрудники музея изучают кандидатуры потенциальных хозяев и отдают животных только в надежные руки. Но если вы действительно любите котов и умеете за ними ухаживать, то вполне можете попытать счастья. Все условия акции можно узнать по телефону в Санкт-Петербурге 8(812)110-96-04.
Ещё об «эрмиках», как называют котов Эрмитажа сотрудники музея, можно почитать не менее увлекательную статью здесь.
«И швец, и жнец и на дуде игрец», или же «мастер на все руки» – традиционные характеристики талантливых людей. Особенно, если они одинаково хорошо владеют всеми своими талантами. Эта характеристика относится и к сингапурской художнице Иззияне Сухайми (Izziyana Suhaimi), которая не только рисует нежные fashion-акварели, но и декорирует их вязанием и вышивкой! В итоге моду, которую она демонстрирует на нарисованных моделях, можно не только увидеть, но и потрогать.
Художница открыла для себя эту гибридную технику ещё в школе, когда работала над проектом по анатомии и должна была приложить к ней ряд тематических иллюстраций. После небольшого эксперимента с рисунком и вышивкой, который, надо признать, пришёлся по душе художнице, она стала использовать этот приём в большинстве своих работ.
«Красота искусства в его многообразии и разнообразии. Его границы становятся размытыми, иногда стираются напрочь, и это здорово, поскольку тогда художника уже не сдерживают никакие ограничения», такого мнения придерживается Иззияна Сухайми
Разрушая, стирая границы между современным и традиционным искусством, Иззияна Сухайми сочетает рисунок карандашом и вышивку, акварель и вязание, создавая совершенно новый формат искусства mixed media.
Так, нарисованные девушки на её картинах носят реальные вязаные шапочки, платья с настоящим вышитым узором, а мальчики – сорочки, декорированные оригинальным орнаментом из разноцветных ниток. Кроме того, вышивка дополняет рисунки художницы, делая их объёмными, выгодно отличая от творчества других художников, которые также работают в технике акварельной живописи и предпочитают создавать иллюстрации в стиле fashion.
Необычные работы сингапурской художницы часто участвуют в международных выставках, но больше всего они знамениты в странах Азии. В частности, Иззияну Сухайми знают и любят в её родном Сингапуре, а также на Филиппинах, в Японии, Китае и Тайване.
Удаление нежелательных волос вряд ли когда-либо станет приятным времяпрепровождением. Однако в наших силах сделать эту процедуру вполне терпимой или, по крайней мере, менее болезненной, чем обычно.
Несмотря на постоянное развитие beauty-индустрии и разработку все новых технологий удаления волос, восковая эпиляция не сдает позиций. Если вы не готовы к радикальным методам избавления от волос (лазерная или фото-эпиляция) и предпочитаете «по старинке» регулярную восковую эпиляцию, наши советы не будут лишними.
1. Эпиляцию в зоне бикини планируйте на середину цикла. Многократно доказано: в этот период порог боли существенно выше.
2. Не стесняйтесь обидеть косметолога выплесками эмоций. Иными словами, пищите на здоровье. Чем меньше вы себя сдерживаете, тем больше расслабляетесь. А это во время данной процедуры очень важно.
3. Совет для новичков: если восковую эпиляцию бикини вы еще не делали, начинайте с классического варианта, чтобы понять, как это происходит. Стартовать с бразильского варианта (полное удаление волос в этой деликатной области) не стоит.
4. Поддерживайте разговор. Лучше провести время за беседой, чем молча терпеть не самые приятные ощущения.
5. Выбирайте процедуру с твердым воском. Он вызывает менее болезненные ощущения, чем мягкий.
6. Накануне дня эпиляции подготовьте кожу, обработав ее скрабом. Удаление с поверхности мертвых клеток сделает процедуру менее болезненной.
7. За час до эпиляции примите обезболивающий препарат. Одна таблетка — а ощущения будут не такими острыми.
8. Задерживайте дыхание. Глубокий вдох снижает боль, выдох помогает расслабиться после снятия восковой полоски.
9. Знайте о более чувствительных участках кожи заранее. Как ни удивительно, удаление волос с нижней части живота гораздо менее приятно, чем работа в зоне глубокого бикини.
10. Кашляйте! Можете не верить, но это работает. Такой совет часто дают азиатские мастерицы эпиляции, а им стоит верить. Во всяком случае, отвлекает отлично.
Евгений Динев (Evgeni Dinev) начал заниматься фотографированием пять лет тому назад, сконцентрировавшись на весьма разнообразной природе родной страны. Благо, ландшафты Болгарии позволяют охватить практически все возможные виды пейзажей.
Судите сами, существенная часть страны покрыта Балканскими горами, есть равнинные местности, и выход к морю – буквально, мечта любого фотографа или художника-пейзажиста.
Возможно, у Евгения Динева есть варианты смены гражданства или просто возможность отправиться в путешествие заграницу. Но он уверен, что найти замечательные кадры пока еще реально и в Болгарии, а дальше – время покажет. Тем временем, болгарин продолжает демонстрировать свое умение оказываться в нужном месте в нужное время и делится своими открытиями родной природы с каждым желающим.