Янтарь – это ископаемая окаменевшая смола древних вымерших хвойных деревьев, сохранившая в прибрежных песчанистых осадках чистоту, прозрачность и яркую окраску. Янтарь с его лечебными и электростатическими свойствами, красивым цветом и магическим блеском, с включениями насекомых, пауков, ящериц в различных, часто трагических позах, с древних времен считался волшебным камнем. Поговорим о нем подробнее.
Сосна, из живицы которой образовался янтарь по-латыни называется «пинус сукцинифера». Отсюда и название наиболее часто встречающейся разновидности янтаря – сукцинит (98 % всего балтийского янтаря).
Единственное в мире промышленное предприятие по добыче янтаря (открытым способом в карьерах сильной водяной струёй размывают янтареносную т. н. «голубую землю») «Калининградский янтарный комбинат» находится в посёлке Янтарном Калининградской области России.
Залежи янтаря в Калининградской области составляют не менее 90 % от мировых. В 2002 году добыча комбината составила около 500 т. Второе место по промышленной добыче крупных партий янтаря занимает Доминиканская Республика (компании La Cumbre Inc. и La Toca amber mine Ltd.).
Встречается янтарь на Сицилии (там его называют симетитом), в Румынии (румэнит), Мьянме (бирмит), Канаде, в некоторых местах Атлантического побережья США, Доминиканской Республике, на Украине (Ровненская область), в незначительном количестве на побережье прибалтийских стран.
Самый древний способ добычи янтаря очень прост: выброшенные морем куски самоцвета собирали на морском побережье. Так и в наше время собирают янтарь местные жители на берегу Балтийского моря.
Название янтаря «ambre» заимствовано римлянами из арабского языка (арабы так называли благовоние, добываемое из кишечника кашалота).
Арабы считали янтарь затвердевшей росой, упавшей с небес. После трансформации в «amber» слово вошло во многие современные романские и англо-саксонские языки.
В Германии янтарь называли bernstein – от Brennenstein («бернштейн» – горячий камень): он легко воспламеняется и горит красивым пламенем, издавая приятный аромат. В русском и других славянских языках за янтарем сохранилось старое славянское название – «янтарь», возникшее, очевидно, от литовского наименования самоцвета gintaras. Сходно с ним и латышское название янтаря – «дзинтарс».
На Руси янтарь назывался илектр или Илектрон (от др.-греч. ἤλεκτρον, «янтарь»). В азбуковниках илектр описывается как «камень зело честен, един от драгих камней тако именуем, златовиден вкупе и сребровиден». Может быть, горючесть янтаря или илектра послужила поводом к появлению мифического «бел горюч камень Алатырь».
В древнерусский язык слово «янтарь» (в форме «ентарь») пришло в начале XVI века (упоминается в летописи 1562 г.). «Старо-русское, следовательно, славянское обозначение — Gentator, отсюда идёт литовское — Gintaras и русское — янтарь». На Украине янтарь называли «горiлий камінь», или «бурштин» (от нем. brennenstein).
Греки называли янтарь электроном или электриумом – по названию звезды из семейства Плеяд в созвездии Тельца. По внешнему виду янтарь такой же лучистый и теплый, как и звезда Электра.
Сведения о янтаре можно обнаружить в самых ранних литературных источниках. В «Одиссее» Гомера (VIII век до н.э.) янтарь упоминается трижды. Описывая убранство комнат царя Менелая, Гомер называет наряду с золотом, серебром и слоновой костью и электрон (янтарь). Заметим, что в те далекие времена в Греции еще ничего не знали о драгоценных камнях.
За 600 лет до н.э. знаменитый древнегреческий философ Фалес из Милета сообщал о свойстве янтаря притягивать мелкие тела после нагревания. Образно сказал о янтаре известный литовский поэт Э. Межелайтис: «Мы… смотрим на огонек янтаря и видим контуры архитектурных сооружений… А иногда народные умельцы вытачивают в куске янтаря свой сон, свою песню. Будто города на дне морском, будто миры, залитые потоком солнца».
У российского писателя Сергея Алексеева в его книге «Арвары» есть такой отрывок про янтарь: «Таинственная легкость, летучесть и способность варяжских хорсов ходить против ветра и стоять против всякой бури заключалась в этой живице. Ее варили древним, даже среди варягов мало кому известным способом из сосновой и кедровой смолы, камедей лиственных деревьев, добавляя множества разных солей земли, которые у арваров назывались веществами. Густая, малоподвижная и тяжелая мертвая живица заливалась на самое днище, таким образом утяжеляя его и создавая устойчивость корабля, а другую, пенно легкую, текуче чуткую ко всякому движению и стремительную, как мысль, живую живицу заливали сверху. Эти смолы никогда не смешивались, живая скользила по мертвой без малейшего трения, и если хорс раскачивало продольной волной, то внутренняя волна легкой живицы всегда шла ей наперекор, не позволяя судну заваливаться на борт, но ходовой, благодатной была поперечная качка. Стоило кораблю хотя бы чуть опустить нос между волн, как живая живица устремлялась следом и била по вогнутому препятствию, называемому челом, тем самым передавая толчок всему хорсу и двигая его вперед. Тем временем мертвая смола, выдавленная живой, успевала приподняться невысокой серповидной волной в кормовой части, и откатившаяся от чела, легкая живица мягко гасила о нее обратный удар, одновременно как бы переворачивала его силу, вновь направляя по ходу судна. Ладное сочетание этих двух внутренних волн в корабле настолько разгоняли хорс, что если б вдруг в одночасье море выгладилось, будто стекло, бег бы продолжался еще долго, пока не угасли последние колебания. Этот незримый внутренний двигатель назывался сердцем, поскольку действовал по подобию человеческого сердца, и когда оно стучало, создавалось впечатление, будто хорс летит по пенным гребням против ветра, лишь чуть покачиваясь с носа на корму, а в бурю, когда волны становятся горами, неведомым образом взбирается по их крутым склонам и потом скользит вниз.
Но все, что сотворено на земле разумом и рукою человека, было смертным, и потому сердце корабля имело короткий век: по истечении пяти лет оно начинало отвердевать, постепенно насыщаяясь морской солью, и дабы не застыло в чреве корабля, его выливали в море. Тяжелая мертвая живица опускалась на дно и обращалась в белый камень, напоминающий кость, с помощью которого потом чародеи делали живую воду.
А легкая смола превращалась в солнечный яр тар…»
Самый крупный в мире кусок янтаря – 12 кг – нашли на побережье Балтийского моря. За всю историю добычи янтаря учтено до десяти кусков тяжелее 5 кг. Прозрачность – ценнейшее свойство янтаря, обусловленное его способностью пропускать световые лучи. Янтари такого вида более всего пригодны для создания скульптурной миниатюры.
В древности янтарь ценили выше драгоценных камней. Финикийские купцы пускались за янтарем в длительные путешествия, которые стали и первыми торговыми дорогами янтаря. Балтийский янтарь украсил корону египетского фараона Тутанхамона.
В античном Риме больше всего в цене был золотистый прозрачный янтарь, менее ценным считался красноватый прозрачный. Белый и костяной янтари не слишком ценились, их использовали для курений. Плиний Старший упоминает в своих трудах, что в императорском Риме аристократы почитали янтарь столь высоко, что изображение человека, созданное из него, любого размера, превосходило по своей цене живого человека.
Янтарь ценили не за его художественные качества, а за приписываемые ему таинственные свойства. На мусульманском Востоке наряду с прозрачными и желтыми кусками высоко ценились облачные разновидности.
Янтарь с застывшими в нем насекомыми имел особую товарную ценность. В начале нашей эры за янтарь, содержавший муху, финикийские купцы платили 120 мечей и 60 кинжалов. В начале XIX века такие янтари были особенно модны во Франции и России.
В Китае и Японии отдавали предпочтение красноватым и прозрачным сортам. В наше время самоцвет лучшего качества должен иметь, лимонно-желтый цвет по всему куску, то есть просвечивать во всей массе. Очень ценятся крупные куски.
О лечебных свойствах янтаря писал еще Авиценна в 1019 году. Он считал янтарь лекарством от многих болезней: от перебоев сердца (порошок, размешанный в воде), кровохаркания и других заболеваний, вызванных «просачивающимися материями», от болей в желудке и животе, от обморока и лихорадки.
Янтарь связывает кровь, «из какого бы места она ни текла», останавливает носовое кровотечение, прекращает рвоту и не допускает «дурную материю в желудок», способствует заживлению трещин на ноге, помогает устранить худобу.
Церковный реформатор Мартин Лютер верил, что янтарь защищает от образования камней в почках, и всегда носил в кармане кусок окаменелой смолы. Одна из медицинских рекомендаций 1680 года гласила: «Полоскание, приготовленное из янтаря, помогает от закупорок в голове». Если смешать растёртый янтарь с медом и розовым маслом, получится эффективное средство от глазных болезней. В те времена, когда стекло ещё не умели делать достаточно прозрачным, из шлифованного янтаря изготавливали очки и лупы.
В молочно-белом и светло-желтом янтаре есть янтарная кислота. Именно такому янтарю приписывали целебные качества, и в виде порошка принимали как лекарство.
Янтарь использовался не только как амулет и талисман, ему при писывали свойство дарить своему хозяину жизненные блага. Ладанки, бусы, четки, сделанные из янтаря, носили многие люди, ведь янтарь, по поверьям, камень здоровья, силы, красоты.
Янтарь традиционно оправляют в серебро, и это неспроста. Являя собой симбиоз энергии природы и силы древности, сам по себе янтарь обладает сильными магическими свойствами, а холодное благородное серебро усиливает действие янтаря.
По традиции шах Ирана всегда носил при себе янтарную бусинку, дабы избежать покушения, хотя в сокровищнице свергнутого последнего шаха таковых бусинок не было найдено ни одной. Бирманские дети в XIX веке часто носили амулеты в виде лягушек из янтаря (бирмита) для защиты от дурного глаза.
В Шотландии считали, что ведьм и злых духов отгоняют янтарные бусинки, собранные непременно на красную нить. В старые времена в богатых домах России и Польши нянькам, мамкам-кормилицам обязательно надевали на шею тяжелое янтарное ожерелье. Считалось, что оно не только придает матовость и чистоту коже ребенка, но и защитит его «от сглазу» и нечистой силы, не пропустит ничего дурного от кормилицы к ребенку и принесет ему силу и здоровье.
Янтарь на Востоке издавна применялся как украшение для невест; на Руси также одним из элементов подвенечного образа невесты являлись янтарные бусы.
Носить янтарь можно всем знакам Зодиака, больше всего янтарь подходит Львам — он их очищает и укрепляет. А вот Тельцу янтарь лучше не иметь: ему не рекомендуются слишком активные и пробивные камни, так как внутренний потенциал развития у Тельца и так достаточно высок.
Часто ли вам встречались миниатюрные модели разнообразной пищи? Быть может. А часто ли вам приходилось видеть украшения в виде уменьшённой еды? Думаю, нет. А вот дизайнер со сладким именем Кэндис Вэр (Candice Ware) занимается разработкой и производством именно таких забавных и очень аппетитных изделий. Несмотря на всю реалистичность вида украшений, их совсем не рекомендуется есть или даже пробовать на вкус.
Кэндис Вэр — выпускница колледжа Seneca. Там она получила образование по специальности художник-аниматор. Потому совсем не удивительно, что все украшения молодого дизайнера так подчёркнуто «мультяшны». Кэндис начала изготавливать сладкие миниатюры еще в 2008 году, после чего создала свой небольшой онлайн-магазинчик с «говорящим» названием «CandiWare».
По словам самой Кэндис, изначально она не планировала заниматься производством «вкусных» украшений. Лишь после того, как многочисленные друзья и знакомые, увидев изделия на теле девушки, начали расспрашивать, где же можно приобрести такие же вещицы, еще начинающий дизайнер поняла, что подобным способом можно приносить и другим людям радость.
Неудивительно, что в основном украшения созданы в виде десертов, ведь Кендис заядлая сладкоежка. Но также можно увидеть и менее приторные модели, например, в форме суши. Главная особенность аксессуаров состоит в том, что все они имеют запах. Здесь можно почувствовать довольно большой спектр ароматов, начиная от шоколада с ванилью и заканчивая клубникой.
Все украшения дизайнер изготавливает вручную, добавляя в них также приправу из любви, а потому Кэндис может поручиться за качество продукта. Если вы вдруг захотите заказать такое изделие, то это можно осуществить через сайт etsy.com, с которым девушка работает. Все ваши товары придут в миленькой подарочной упаковке, также сделанной самой Кэндис.
Серьги, подвески, кольца и цепочки могут стать хорошим подарком для ваших друзей и близких, ведь помимо прекрасного аппетитного вида в добавку получаете ещё и приятный аромат. Стоимость украшений варьируется, но минимальная цена за одно изделие составляет 12 долларов.
Лето, с одной стороны, настраивает на длинные локоны, замысловатые укладки, косы и пучки. Но мода на короткие волосы, заданная еще во время весенне-летних показов для нынешнего сезона, казалось бы, не оставила шансов на разнообразие. К счастью, это заблуждение мы готовы развеять примерами, которые вдохновили миллионы девушек во всем мире расстаться с длинными волосами.
Anna Sui. Плавные волны
Игра в Веронику Лейк, оказывается, доступна и девушкам с короткими волосами. На показе Anna Sui упругие кудри Аризоны Мьюз стилист по волосам Гаррен уложил по сторонам бокового пробора, повторив стиль богемных 40-х с их тщательными и при этом все равно слегка небрежными укладками.
Prada. Пробор и заколка
Простота и лаконичность причесок в последнее время актуальны для показов Prada, и особенно это подчеркнуло весенне-летнее шоу, на котором все та же богемная стилистика была настолько упрощена Гвидо Палау, что читалась лишь на отдельных образах. Сам мастер по волосам назвал этот стиль «слегка небрежным», будто обладательница прически не успела сделать ее до конца.
Jil Sander. Роскошный объем
На другом показе, Jil Sander, все тот же Гвидо Палау, явно неравнодушный к прошлому, создал прическу девушки в стиле 50-х, с характерным начесом на зачесанных назад волосах с подкрученными концами. При этом Палау так и не смог определить ни возраст придуманной им героини, ни конкретную эпоху ее проживания: «Это может быть ретро, а может быть, наоборот, будущее. Главное, что прическа вписывается в ДНК бренда и отсылает нас к роскошной женщине, которая, независимо от возраста, выглядит почти совершенно.
Burberry Prorsum. Прямой пробор
На показе Burberry царили характерные для марки легкость и простота. Собственно, именно в простоте стилист Нейл Муди увидел ключевую тему для создания образов. Что ж, действительно, нет ничего проще, чем волосы длиной до плеч, слегка и небрежно завитые и уложенные на прямой пробор.
Chanel. Гладкость и жемчуг
На показах Chanel, в отличие от многих других, ординарности ждать не приходится. Казалось бы, что может быть проще приглаженных гелем и зачесанных назад волос? Тем не менее Сэму Макнайту удалось сделать так, чтобы мы как завороженные смотрели на гладкие блестящие укладки, украшенные жемчугом. По признанию самого Макнайта, именно жемчужная россыпь помогла ему соблюсти грань между унылой простотой и безграничным шиком.
Представляем вам подборку потрясающих пейзажных снимков от польских фотографов Марека Кедровского (Marek Kiedrowski) и Криштофа Бровко (Krzysztof Browko), запечатлевших удивительную красоту зеленых полей Моравии, живописного региона Чешской республики. Зеленые холмы формируют удивительные волны, которые с некоторых ракурсов похожи на огромное зеленое цунами вот-вот готовое захлестнуть эти безмятежные просторы.
Моравия – исторический регион Чешской республики, к востоку от Чехии. Это – край луговых лесов, виноградников и плодородных полей.
Этот край, носивший когда-то название Великой Моравии славится богатой историей и фольклорными традициями, а его визитной карточкой стали зеленые поля, уходящие за горизонт.
Неудивительно, что именно этот чудный край возделываемых виноградников, цветущих садов и плодородных полей стал объектом творчества польских фотографов – Марека Кедровского (Marek Kiedrowski) и Криштофа Бровко (Krzysztof Browko).
Эти польские фотографы – непревзойденные мастера пейзажной фотографии. Их нежные, умиротворяющие кадры не только радуют глаз но и оставляют ощущение спокойствия и прикосновения к нетронутой человеком природы.