Чаепитие очень развито в России. Казалось бы, чего мы можем не знать? Тем не менее, попав в культуру других стран из Китая, чай таит в себе секреты, которые должны знать все любители этого напитка.
В. Нестеренко. «Чаепитие»
Запрет первый – чай на пустой желудок. Когда пьешь чай на пустой желудок, холодная природа чая, проникая вовнутрь, может охладить селезенку и желудок, что подобно «проникновению волка в дом», в Китае издревле советовали «не пить чай на пустое сердце».
Н. Богданов-Бельский. «Новые хозяева (Чаепитие)»
Запрет второй – на обжигающий чай. Слишком горячий чай сильно раздражает горло, пищевод и желудок. Длительное употребление очень горячего чая может привести к болезненным изменениям этих органов. По данным зарубежных исследований, частое употребление чая температурой выше 62 градусов ведет к повышенной ранимости стенок желудка и дает симптомы различных болезней желудка. Температура чая не должна превышать 56 градусов.
Б. Кустодиев. «Купчиха за чаем»
Запрет третий – на холодный чай. В то время, как теплый и горячий чай придают бодрость, делают ясным сознание и зрение, холодный чай дает побочные эффекты: застой холода и скопление мокроты.
В. Россохин. «Посиделки»
Запрет четвертый – на слишком крепкий чай. Высокое содержание кофеина и танина в крепком чае может стать причиной головной боли и бессонницы.
Светлана Бердник. «Чаепитие»
Запрет пятый – на долгое заваривание чая. Если чай заваривать слишком долго, чайные полифенолы и эфирные масла начинают самопроизвольно окисляться, что не только лишает чай прозрачности, вкусовых качеств и аромата, но и значительно снижает питательную ценность чая за счет окисления содержащихся в чайных листьях витаминов С и Р, аминокислот и других ценных веществ. Кроме того, настаиваясь, чай подвергается воздействию окружающей среды, если чай долго томится в тепле в нем значительно увеличивается содержание микроорганизмов (бактерий и грибков).
В. Стожаров. «У самовара»
Запрет шестой – на многократное заваривание. Обычно после третьей-четвертой заварки в чайных листьях уже мало что остается. Эксперименты показывают, что первый настой вытягивает приблизительно 50% полезных веществ из чайных листьев, второй – 30%, а третий всего лишь около 10%, четвертая заварка добавляет еще 1-3%. Если же продолжать заваривать чай дальше, то в настой могут выходить и вредные составляющие, поскольку вредные элементы, содержащиеся в очень небольшом количестве в чайных листьях, выходят в настой в последнюю очередь.
Анна Боганис. «Чаепитие»
Запрет седьмой – на чай перед едой. Большое количество чая, выпитое перед едой, ведет к разжижению слюны, пища начинает казаться безвкусной, кроме того, может временно снизиться усвоение протеина пищеварительными органами. Следовательно, пейте чай за 20-30 минут до еды.
Н. Богданов-Бельский. «День рождения в саду»
Запрет восьмой – на чай сразу после еды. Любое обильное питье сразу после еды приводит к значительному снижению концентрации желудочного сока, и это замедляет пищеварение и нарушает работу всех органов пищеварения. Если хотите попить чай после еды, подождите 20-30 минут.
В. Максимов. «Всё в прошлом»
Запрет девятый – на запивание чаем лекарств. Дубильные вещества, содержащиеся в чае, расщепляясь, образовывают танин, от которого многие лекарства дают осадок и плохо усваиваются. Поэтому китайцы говорят, что чай разрушает лекарства.
К. Коровин. «За чайным столом»
Запрет десятый – на вчерашний чай. Чай, постоявший сутки, не только теряет витамины, но также становится идеальной питательной средой для бактерий. Но если чай не испортился, его вполне можно использовать в лечебных целях, но только как наружное средство. Так, настоявшийся за сутки чай богат кислотами и фтором, которые препятствуют кровотечению из капилляров, поэтому вчерашний чай помогает при воспалениях полости рта, болях в языке, экземе, кровоточащих деснах, поверхностных повреждениях кожи, гнойниках. Промывание глаз вчерашним чаем помогает уменьшить неприятные ощущения при проявлении в белках кровеносных сосудов и после слез, а полоскание рта утром перед тем, как чистить зубы, и после еды не только оставляет ощущение свежести, но и укрепляет зубы.
В 80 километрах к северу от Парижа расположено живописное местечко Живерни (Giverny). Сюда совершают паломничество сотни тысяч туристов со всего мира, сотни тысяч людей, которые неравнодушны к прекрасному. Здесь в течение сорока трех лет жил и творил художник-импрессионист Клод Моне.
В 1883 художник купил в этой деревушке дом, где поселился всей своей многочисленной семьей. Моне боготворил природу. Увлекался садоводством, накупил книг, и с большим интересом занимался участком у своего нового дома.
Художник обменивался семенами с другими садоводами, вел активную переписку с питомниками Для местных крестьян «городские» были необычным зрелищем. Художник не гнушался никакой грязной работы в саду, местные его очень уважали.
Семья Моне на прогулке в саду (художник справа)
Эдуард Мане «Семья Моне в саду»
Моне в своем доме в Живерни
Поначалу дом и окружающая его земля занимали не больше 1 га. Но через 10 лет, когда финансовые дела Моне пошли хорошо, он докупил еще участок, который от старого отделяла железная дорога. Позже ее заменили на дорожное полотно для автомобилей, так что территория Моне так и осталась разделенной.
Благодаря художественному таланту и трудолюбию, то, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось, благодаря Моне в настоящий праздник цвета, света и красоты. Он засадил все разнообразными видами цветов и растений.
Художник настолько обожал растения, цветы (а значит, обилие красок во время их цветения!), что, когда в его руки попал объемный каталог цветочных семян, особо тратить время на его изучение он не стал и заказал всё! Розы, лилии, глицинии, тюльпаны, ромашки, посолнухи, гладиолусы, астры – всё это встречало представало взору семьи Моне и их гостей.
Но особенное внимание и трепет у посетителей вызывает вторая часть сада, за автомобильной магистралью. Это, так называемый, водный сад. Попасть туда можно через тоннель. Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим художником, узнавая сюжеты его всемирно известных картин.
Он осушил болотистую местность, сформировал пруды и каналы, умело направив в них воду реки Эпт.
Берега пруда украсили разнообразные растения – малина, остролист, японская сакура, анемоны, пионы и многие другие. Главной достопримечательностью сада является Японский мостик, увитый глицинией, который просто не смогут не узнать любитель творчества художника. И главное, Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда. В водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам – плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы.
Сад для Моне стал его музой и его основным занятием. Про кувшинки Клод Моне писал так :
«Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели».
Техника живописи этого художника отличается тем, что он не смешивал краски. А располагал их рядом или наслаивал одну на другую отдельными мазками. Излюбленная манера Моне работать сериями позволяла ему не оставить без внимания малейшие нюансы цвета, света – благо каждому оттенку состояния натуры можно было посвятить отдельный холст. Японский мостик? – 18 вариантов. Водоем с белыми кувшинками? – 13 картин. Водяные лилии? – 48 полотен. И список этот можно долго продолжать…
Клод Моне «Водяные лилии и японский мостик»
В 1916 году, когда ему было уже 76 лет, справа от главного дома он построил просторную студию, которая получила название «Студия водяных лилий». Здесь художник реализовал свой последний грандиозный замысел – создал панели с изображением водяных лилий, образовавшие круговую панораму около 70 м в окружности.
Эти картины он передал в дар Франции, и они были размещены в специально построенном павильоне, который находится на краю сада Тюильри, там, где он выходит на площадь Конкорд. Если смотреть на павильон сверху, то он похож на восьмёрку. В двух овальных залах, соединённых перемычкой, развешены картины, изображающие пруд в Живерни: шесть или восемь полотен. В сущности, это одна картина, передающая недоступные обычному взгляду изменения натуры по ходу дня.
Искусствоведы утверждают, что живопись здесь достигла такого совершенства, что стёрла грань между реализмом и абстрактным искусством. Клод Моне просто остановил мгновенье, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда – это ожидание следующего дня. Это был прижизненный триумф творчества Клода Моне.
Клод Моне «Водяные лилии (облака)»
Клод Моне «Пруд с водяными лилиями и ирисами»
Клод Моне черпал вдохновение в водном саду в течение 20 лет. Моне писал:
«…ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели».
Он сначала создавал картины в натуре, они давали отражения в водной глади пруда, а после художник переносил их на холсты. Вставая каждый день в пять утра, он приходил сюда и рисовал в любую погоду и любое время года. Здесь им было создано более сотни полотен. Это очень удивительно для гения, но Клод Моне был очень счастливым человеком. Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, занимался любимым делом.
«Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь.»
Клод Моне
Моне посвятил любимым сюжетам чуть ли не тридцать лет своей долгой жизни. Знаменитый импрессионист скончался в Живерни в 1926 году в возрасте 86 лет. После смерти в 1926 году художника, за домом ухаживала его дочь Бланш. Но во время Второй Мировой войны он пришел в запустение. Позже в 1966 году, сын Моне передал имение Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада.
Отреставрированный после долгого периода запустения благодаря щедрости американских ифранцузских меценатов, сад Клода Моне был широко известен уже в начале века. Жорж Клемансо, знавший художника еще со времен собраний в парижском кафе «Гербуа» и владевший одним из деревенских домов неподалеку от Живерни, был настолько поражен этим событием, что даже посвятил ему небольшую брошюру, в которой писал:
«Сад Клода Моне можно считать одним из его произведений, в нем художник чудесным образом реализовал идею преобразования природы по законам световой живописи. Его мастерская не была ограничена стенами, она выходила на пленэр, где повсюду были разбросаны цветовые палитры, тренирующие глаз и удовлетворяющие ненасытный аппетит сетчатки, готовой воспринимать малейшее трепетание жизни».
Сейчас Живерни посещает больше полумиллиона человек в год. Французы планирую подать заявку на внесение Дома-музея Клода Моне и Сада в Живерни в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Проезд в сад Моне:
Франция, Живерни (80 км. на север от Парижа по шоссе А13).
Сад открыт для посещения ежедневно, кроме понедельника с 9.30 до 18.00 (продажа билетов прекращается за полчаса до закрытия).
Стоимость входных билетов:
Взрослые: 9 евро
Дети от 7 лет и студенты: 5 евро
Дети до 7 лет: бесплатно
Инвалиды: 4 евро
Имейте в виду, что если вы хотите увидеть картины художника, то вам надо в музей Орсэ, музей Оранжери и сотню других музеев мира, так как здесь картин художника нет.