Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Программа <Время> скоро отметит 50-летие. Как все начиналось?

Программа <Время> скоро отметит 50-летие. Как все начиналось?

1 января 1968 года вышел в эфир первый выпуск программы <Время>. Уже полвека
это - главная информационная программа страны. Она неразрывно связана со
страной.
Сколько освещено событий, посчитать невозможно. Сколько первоклассных
журналистов, сколько выдающихся ведущих здесь работало. Мы сделали несколько
спецпроектов,
посвященных юбилею. Пять десятилетий - пять сюжетов каждое воскресенье. Как
жила страна и как программа <Время> рассказывала об этой жизни. Первый
выпуск
- 1968-1977.

К концу 60-х центральное телевидение транслирует уже четыре канала. Но о
событиях дня советским людям рассказывают только короткие телевизионные
новости
и еженедельная эстафета новостей.

Команду новой ежедневной программы собирают из лучших дикторов и журналистов
телецентра на Шаболовке. Название, по одной из легенд, заимствуют у
Маяковского:
<Время - начинаю про Ленина рассказ>.

<Для нас это был траурный период, когда нас сняли с эфира и нас заменили
журналисты>, - рассказывает диктор программы <Время> 1968-1989 гг. Игорь
Кириллов.

Первый эфир <Времени> 1 января 1968 года. Программу ведут не дикторы, а
репортеры корпунктов Гостелерадио со всего Союза и даже из-за границы.

Привычные для советского зрителя форму и содержание программа <Время>
получает только в начале 70-х, когда редакцию возглавляет создатель радио
<Маяк>
Юрий Летунов.

<Летунов ведь был человеком, верящим в прекрасный идеал коммунизма,
абсолютно искренне верящий, и хотел сделать передачу, которая была бы
посвящена родной
стране, как хорошо в стране советской жить. И погода - это тоже большая
политика. На погоде должны быть такие фотографии, которые просто человек
посмотрел
и захотел куда-то поехать, восхитился родной страной>, - рассказывает
шеф-редактор программы <Время> Ольга Иванова,

В программе <Время> - все, чем может гордиться страна. В 70-м - новый
советский автомобиль <Жигули>, ВАЗ-2101, в простонародье - <копейка>.

За десятилетие репортеры проведут, как бы сказали сейчас, тест-драйвы новых
<Москвичей>, ЗИЛов, первых опытных КамАЗов и <Нив>. Еще в 1971-м <Время>
покажет
стране первый советский электромобиль.

Равно как и этот прототип, опередив свое время на несколько десятилетий, в
70-е взлетает советский пассажирский сверхзвуковой самолет Ту-144. Первым
рейсом
из Москвы в Алма-Ату летят съемочная группа программы <Время>, десятки
высокопоставленных пассажиров и бесстрашная фрезеровщица машиностроительного
завода.

Билет на Ту-144 - 68 рублей, ползарплаты советского человека. Новый
телевизор - товар еще более дорогой и дефицитный - 2-3 зарплаты.

В первую десятилетку <Времени> - разгар космической гонки между СССР и США.
На Луну сперва высаживаются американские астронавты, а после советский
луноход.
На орбиту летают уже не одной ракетой за раз, а двумя и даже тремя.
Советские космонавты - чуть ли не главные звезды в СССР. Их жизнь вне работы
показывают
на всю страну в 9 вечера по Москве. Вот, например, Павел Попович и Юрий
Артюхин на рыбалке. Самое интересное, впрочем, остается за кадром.

<Сижу я на Байконуре, и подходит ко мне врач экипажа. <Давай, - говорит, - в
магазин съездим>. Я говорю: <Ну, давайте съездим. А что такое?> - <Да,
завтра
<Прогресс> улетает на станцию, грузовой корабль, я, - говорит, - хочу им
коньячка отправить>. Садимся в машину, едим в ближайший гастроном, покупаем.
Я
до сих пор это все помню. Коньяк Азербайджанский, трехзвездочный, называется
<Апшерон>, - вспоминает корреспондент программы <Время> 1974-1999 гг.
Александр
Галкин.

В 69-м по кортежу с космонавтам стреляют рядом с Кремлем - оказывается
покушение на Брежнева. Стрелок перепутал генсека с командиром <Союза-3>
Георгием
Береговым.

<У Берегового брови такие же были густые и черные, как у Брежнева. Он пару
раз выстрелил>, - рассказывает Александр Галкин.

Информация о покушении засекречена КГБ. Но запуски ракет и встречи
космонавтов на родной Земле - на первом месте в программе <Время>.

В 75-м соревнование сверхдержав на мгновение остановит космическое
рукопожатие - советско-американский полет <Союз> - <Апполон>. Событие в духе
времени.
В отношения между СССР и США с конца 60-х - разрядка. Брежнев встречается с
американскими президентами Картером, Никсоном. С последним - дважды: в
Москве
и в Вашингтоне. Идея визита приветствуется в самых широких слоях
американского общества.

В эфире программы <Время> вся страна следит за судом над чернокожей
американской коммунисткой Анджелой Девис. Из ее пистолета убит человек,
Дэвис не стреляла,
но по американским законам как владелец оружия признана соучастницей и
отправлена за решетку. Советские люди убеждены, что она арестована за
симпатии к
коммунистам. В 1972 году Анджелу Дэвис оправдают, и она прилетит в Москву.

<Когда присяжные огласили вердикт: <Не виновна>, они выразили волю десятков
миллионов людей по всему миру, всех невинно осужденных и репрессированных
варварскими
силами империализма>, - заявила Анджела Дэвис.

Во внутренней политике СССР это потом назовут эпохой застоя. Страна отмечает
50-летие Советского Союза, 60-летие Октябрьской революции, 70-летие Брежнева
и столетие Ленина. В канун круглых дат коммунисты предприятий рапортуют о
выполнении повешенных социалистических обязательств.

В 1971 году Леонид Брежнев начинает традицию новогодних телеобращений. В
эфире программы <Время> - репортажи о главной елке страны. Вечером 31
декабря
у советских людей настоящий праздник с настоящими подарками. Сколь ни
радостны приметы 1977 года, однако они не освободят Японию от экономических
бед,
которые присущи капитализму.

В Стране Советов - пик развитого социализма. К концу 70-х из 260 миллионов
граждан 18 миллионов - чиновники. Поименное перечисление фамилий членов и
секретарей
ЦК КПСС сотрудники программы <Время> между собой называют поминальником.

События с участием генерального секретаря, или как тогда шутили, главного
зрителя, снимать поручают главному режиссеру программы <Время> Калерии
Кисловой.
Кроме Брежнева на ней все парады, первомаи и съезды. Но у нее одной во всей
редакции допуск 1-й формы, то есть к гостайне.

<Часто говорят, что вот программа <Время> была такая сухая, что там был
только Брежнев и немножко о погоде. Это не так, потому что всегда были
сюжеты и
про науку, и про культуру>, - отмечает главный режиссер программы <Время>
1977-2003 гг. Калерия Кислова.

И, конечно, про спорт - некоторые телезрители вообще только ради одной этой
рубрики смотрели <Время>.

Петля Корбут на Олимпиаде в 72-м задает новые международные стандарты
спортивной гимнастики. Операторы гастролируют с юной Ольгой Корбут по США,
где ее
называют <чудом с косичками>. В штатах такой культ спортивного таланта
советской девочки, что с Корбут встречается президент Никсон.

В 73-м в программе <Время> репортаж под заголовком <Лучшая спортсменка года>
о Родниной. Во время выступления россиян на чемпионате мира по фигурному
катанию
в Чехословакии местный техник нарочно выключает музыку. Ирина Роднина и
Александр Зайцев без единой ошибки докатывают программу под аплодисменты
тысяч
зрителей.

В 72-м впервые за четверть века чемпион мира по шахматам не из СССР. Бориса
Спасского обыграл Роберт Фишер. В 75-м - советский реванш. Звание шахматной
сверхдержавы Стране Советов возвращает 24-летний Анатолий Карпов.

Уникальные кадры яркого, живого Леонида Брежнева сохранились в архиве. В
эфире их не было - по указанию руководства Гостелепрадио редакторы вырезали
все
неформальные детали.

<Ему вешает орден Ленина и говорит: <Добротно делает монетный двор наше

программы <Время>
1969-2004 гг. Геннадий Свищенков.

Генсек - страстный фанат хоккея. К концу первого десятилетия <Времени>
игроки сборной СССР в 14-й раз чемпионы мира. Команду называют <Красной
машиной>.
Дома встречают, примерно как космонавтов - женщины, цветы, телекамеры.

<Было несколько случаев, по крайней мере, на моей памяти, когда по решению
Лапина, мы начинали программу <Время> не в 21:00, а со сдвигом на 10-15
минут.
Потому что Брежнев звонил ему и говорил: <Сережа, дай досмотреть хоккейный

Виктор
Любовцев.

Хоккей, как и Брежнева, снимают лучшие операторы программы <Время>. Типичная
камера первого десятилетия программы <Время> снимает на 16-миллиметровую
кинопленку.
На рядовой репортаж операторам выдают пленку из расчета два к одному, то
есть из двух минут записанного материала одна обязательно должна быть в
эфире.
Повышенные нормы на съемки спорта, детей, животных, руководителей партии и
правительства. Последних Гостелерадио снимает вообще без лимита.

А звук, кстати, записывается отдельно - на так называемую <Нагру>. И
главное, до тех пор, пока кинопленку не проявят и не сведут с аудиолентой на
монтаже,
никто не решался сказать наверняка, удалась ли съемка. Тогда как теперь
технология гарантирует, что видно в камере - то и в программе <Время>.

Даже в свои самые первые годы <Время> не обходило стороной советскую моду. В
начале 70-х до СССР, наконец, дошли женские шляпки-таблетки, которые еще в
начале 60-х сделала классикой Жаклин Кеннеди. Через железный занавес
просочились мини-юбки, но, кажется, не все еще с этим смирились.

Собкорры в капиталистических странах каждый год снимают гастроли Большого
театра. Если летит Плисецкая - билет на балет не достать. В программе
<Время>
советский цирк покоряет Америку. На арене свои премьеры - Никулин, Карандаш,
молодой Куклачев.

В июле 75-го в программе <Время> впервые на советском телевидении Пугачева.
В Болгарии на конкурсе <Золотой Орфей> интервью берет корреспондент Герман
Седов. Будущую Примадонну записывают еще до ее выступления в финале - пленку
ведь надо успеть доставить самолетом в Москву к 9 вечера, то есть к эфиру.

<Папа даже мне показывал когда-то в детстве этот репортаж. Он говорил: <Вот
сейчас непосредственно рядом со мной находится юное дарование - молодая,
никому
не известная певица, которая наверняка в очень скором будущем будет известна
всем, - Алла Пугачева>, - вспоминает дочь корреспондента программы <Время>
Германа Седова Екатерина Седова.

Репортеры <Времени> сопровождают в Москве Софи Лорен и Марию Каллас. Колесят
по СССР с Дином Ридом. В неофициальной культуре еще с конца 60-х страшно
популярны
барды. Высоцкого протащить во <Время> за спиной у руководства Гостелерадио
не удается. Визбора получается, ответственность на себя берет главный
редактор.

<Космонавт Саша Иванченков взял на борт гитару и там спел свою любимую песню
<Лыжи у печки стоят. Гаснет закат за горой>. И я вопреки запрету Лапина дал
кусочек этой песни в эфир. И спасло меня только то, что Лапин в этот вечер
был в театре, не смотрел программу <Время>, - рассказывает главный редактор
программы <Время> в 1977-1983 гг. Виктор Любовцев.

Тогда же в 70-е Андрей Золотов, первый на советских телеэкранах журналист с
густой окладистой бородой ставит в эфире мелодию, без которой сегодня
программу
<Время> уже невозможно представить.

<В первых выпусках программы <Время> была некая электронная заставка. Я
решил, что надо что-то другое и отмонтировал фрагмент из музыки Свиридова
<Время
вперед>, который олицетворял в моем понимании, и движение, и напряжение, и
какой-то ход светил, понимаете? И так это стало заставкой программы <Время>,
- рассказывает корреспондент программы <Время> в 1968-1971 гг. Андрей
Золотов.

Позывные, как сейчас говорят тайм-слот 21:00 и название <Время> - знакомая
каждому триада главной информационной программы страны появилась еще в ее
первом
десятилетии с 1968 по 1977 год.
Константин Панюшкин

https://www.1tv.ru/news/2017-11-26/336881-programma_vremya_skoro_otmetit_50_letie_kak_vse_nachinalos
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Sun, 26 Nov 2017 23:42:44 +0300 (#3532130)