[свободная трибуна] У <<Аэрофлота>> накипел ЦУП. Компания недовольна работой автоматизированной системы в Шереметьево

У <<Аэрофлота>> накипел ЦУП. Компания недовольна работой автоматизированной
системы в Шереметьево
Работа нового центра управления полетами над Москвой вызвала первые
нарекания. Руководство <<Аэрофлота>> пожаловалось в Росавиацию на рост в 2,5
раза числа
задержанных рейсов, прибывающих в Шереметьево. В <<Аэрофлоте>> считают, что
новая автоматизированная система так и не смогла сбалансировать потоки
прилета
и вылета самолетов. Однако во ФГУП <<Госкорпорация по ОрВД>> указывают, что
проблемы не в новой системе, а в инфраструктурных ограничениях аэропорта
Шереметьево,
а также непунктуальности и несоблюдении слотовой дисциплины со стороны
самого <<Аэрофлота>>.
<<Аэрофлот>> попросил главу Росавиации Александра Нерадько устранить
замечания к новой автоматизированной системе (АС) управления воздушным
движением <<Синтез-АР4>>,
следует из письма замгендиректора авиакомпании по работе с клиентами Вадима
Зингмана (есть у <<Ъ>>).
Как отмечает он в письме, с 10 по 23 октября количество задержанных рейсов
<<Аэрофлота>> на подлете к Шереметьево выросло более чем в 2,5 раза.
В качестве причины задержек называются <<ограничения управления воздушным
движением в зоне аэропорта>>, связанные с векторением (указание пилоту
конкретного
курса, чтобы судно выдерживало необходимую линию пути) и скоплением
самолетов.
АС обеспечивает управление воздушным движением в московской зоне и над
центром европейской части России. Она установлена в новом центре управления
полетами
(ЦУП) московской воздушной зоны, который был введен в эксплуатацию 10
октября. Обслуживанием воздушного движения занимается ФГУП <<Госкорпорация
по ОрВД>>
(ГК по ОрВД). На прошлой неделе ТАСС сообщил, что АС с 10 по 27 октября
дважды давала сбой и прерывала работу на несколько часов. <<Аэрофлот>>
вместе с аэропортом
Внуково и Boeing готовят свои предложения по оптимизации управления
воздушным движением над Москвой, в середине ноября их должны обсудить у
вице-премьера
Аркадия Дворковича.
Новая АС и ЦУП <<должны были позволить применять новые процедуры при
обслуживании воздушного движения и внедрять бесконфликтную структуру
воздушного пространства,
что ранее сдерживало увеличение пропускной способности>>, напоминает
господин Зингман. Но, по его словам, с вводом новой АС <<так и не были
решены вопросы
сбалансированности потоков прилета и вылета и назначаемости расчетного
времени взлета и посадки>>.
В ГК по ОрВД <<Ъ>> подтвердили факт получения письма, ответ на него
подготовлен и направлен в Росавиацию (отказались от комментариев) для
предоставления
авиакомпании. Ситуация, о которой идет речь в письме, не имеет отношения к
работе АС в новом ЦУПе, подчеркивают в госкорпорации: задержки обусловлены
инфраструктурными ограничениями аэропорта Шереметьево.
Также там считают, что значительное влияние на задержки рейсов оказывают
непунктуальность прибытия и несоблюдение <<Аэрофлотом>> слотовой дисциплины:
так,
11--23 октября 87% рейсов прибыли в границы Московского узлового
диспетчерского района с задержкой, 9% -- с опережением и только 5% -- по
плану. Кроме того,
выборочные проверки госкорпорации показали, что экипажи <<Аэрофлота>>
зачастую не соблюдают норматив освобождения взлетно-посадочной полосы (ВПП)
после посадки,
говорят во ФГУПе.
Сейчас новая АС в ЦУПе функционирует надежно, нештатные ситуации на
начальном этапе ее эксплуатации не могли повлиять на безопасность полетов и
пропускную
способность, утверждают в ГК по ОрВД. Новый ЦУП с введенной АС способен
увеличить пропускную способность в московской воздушной зоне более чем в
полтора
раза после введения новой структуры воздушного пространства, говорят там.
В Шереметьево <<Ъ>> сообщили, что этот вопрос находится в исключительной
компетенции ГК по ОрВД.
В <<Аэрофлоте>> <<Ъ>> сообщили, что после ввода в строй нового московского
ЦУПа качественного улучшения в организации воздушного движения нет. Разница
между
расчетом командира воздушного судна (вход в московскую воздушную зону) и
фактической посадкой до ввода нового ЦУПа составляла 2,4%, а после ввода --
7,7%,
а среднее время нахождения в зоне ожидания -- 25 минут, подчеркивают в
<<Аэрофлоте>>. В зарубежных аэропортах с параллельными ВПП, как в
Шереметьево, находящихся
в схожих климатических условиях, количество взлетно-посадочных операций
(ВПО) существенно выше, подчеркивают в <<Аэрофлоте>>, например в аэропорту
Детройта
на пике осуществляется 94 ВПО, в аэропорту Иллинойса -- 186, а в Шереметьево
-- всего 62 в час. Источник <<Ъ>> в авиакомпании сообщил, что замечания не
были
устранены и самолеты до сих пор задерживаются.
В Домодедово <<Ъ>> сообщили, что никаких изменений с началом работы нового
ЦУПа не зафиксировано. Связаться с Жуковским вчера не удалось, во Внуково,
равно
как и в авиакомпаниях, на запрос <<Ъ>> не ответили.
Источник <<Ъ>>, близкий к ситуации, отмечает, что аналогичная проблема
существовали и при старой АС. <<Но в техзадании к новой АС не была прописана
допустимая
максимальная погрешность изменения времени для заходящих на посадку
самолетов, -- говорит он.-- Предполагалось, что функционал позволит
выстраивать очередность
захода на посадку за 250 км до аэродрома, исключая тем самым зоны ожидания.
Но для этого необходима высокая точность работы, а погрешность изменения
времени
прилета за 250 км до аэродрома должна достигать не более 20 секунд>>. Сейчас
погрешность составляет 5-27 минут, что приводит к неточному расчету
очередности
захода на посадку, заключает собеседник <<Ъ>>.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ
ВШЭ Федор Борисов говорит, что сбои при внедрении новой системы были
<<вполне
ожидаемыми>>. Именно поэтому для ее ввода был выбран низкий сезон. Критика
со стороны авиакомпании объяснима, говорит эксперт. Но основное решение этих
проблем лежит в области внедрения в ближайшие годы новой структуры
воздушного пространства.
Елизавета Кузнецова, Анастасия Веденеева
https://news.mail.ru/economics/31628779/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников