[свободная трибуна] <Война - это зло>, хотел сказать школьник Николай Десятниченко в своем выступлении в Бундестаге
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/16596440.png)
<Война - это зло>, хотел сказать школьник Николай Десятниченко в своем
выступлении в Бундестаге
Тема памяти о войне сегодня вышла на первый план в российском интернете и
местами за его пределами. Школьник из Нового Уренгоя выступил в парламенте
Германии.
И кое-что из сказанного будут обсуждать еще долго.
Мероприятие в Бундестаге проходило в таком формате, который в принципе не
предполагает скандала - фактически оно траурное. Всенародный День скорби,
или
День памяти жертв войн, немцы отмечают каждый год. Президент произносит
речь, все слушают оркестр и хор. В этом году впервые пригласили выступить
школьников
- по трое немцев и россиян из городов-побратимов Новый Уренгой и Кассель. С
совершенно благой целью.
<То, что это стало возможно в здании Рейхстага, в 75-ю годовщину советского
контрнаступления под Сталинградом, дает нам надежду, что наша общая память,
поминовение, терпимость и стремление к миру станут для нас нравственными
критериями и требованиями достойного совместного будущего>, - сказал
президент
Народного союза Германии по уходу за военными могилами Вольфганг Шнайдерхан.
Каждый из школьников заранее изучил и кратко рассказал историю одного
солдата. Немцы рассказывали о наших, наши - о немцах. Цитировали дневники.
Чтобы
подчеркнуть: война - это зло для всех. И смерть не разбирает национальности.
Валерия Агеева, ученица гимназии г. Новый Уренгой: <Война в представлении
Юлиуса - это абсолютная бессмыслица, ставшая тяжелейшим испытанием для всех.
<Очень надеюсь, что этот бред скоро закончится и мы сможем вернуться
обратно, в Рейх, потому что с нас уже хватит>.
Йонас Ваупель, школьник из Касселя: <Чем больше мы узнавали Ивана Андреевича
Гусева, тем больше сопереживали ему. Он был чувствителен, образован,
поэтичен.
У нас, юношей и девушек, есть цели и надежды на будущее. Мы надеемся на
лучшую жизнь, которой Иван Андреевич Гусев был насильно лишен>.
Дальше очередь дошла до Николая Десятниченко. В интервью Первому каналу он
чуть раньше говорил о том, что любит историю, изучал документы о
Сталинградской
битве. И вспоминал рассказы своего прадеда.
<Мой прадедушка участвовал в войне, рассказывал про ужасные трудности войны,
про то, как взял языка, рассказывал детально, я немного помню. И как
разрывной
пулей его тяжело ранило в голень ноги. Он всегда ходил с тростью, я помню,
уже после этого>, - рассказывал ученик гимназии г. Новый Уренгой Николай
Десятниченко.
В Бундестаге Николай рассказал о немецком ефрейторе, который попал в
окружение <в так называемом Сталинградском котле> и умер <от тяжелых условий
Затем Николай поделился впечатлениями от поездки к месту захоронения солдат
Вермахта.
<Это чрезвычайно огорчило меня, поскольку я увидел могилы невинно погибших
людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать. Они
испытывали
невероятные трудности во время войны, о которых мне рассказывал мой
прадедушка, участник войны, который был командиром стрелковой роты>, -
сказал Николай
Десятниченко.
При том, что общий посыл речи вполне соответствовал всем остальным,
некоторые формулировки вызвали недоумение: уж очень чувствительной остается
тема войны
спустя столько лет после ее окончания. Конечно, не все солдаты Вермахта
воевали на нашей земле за идею и по своей воле. Но ведь они ступили на нее с
оружием
в руках и, пусть по приказу, но убивали. Какие же они невинные?
<Невинные жертвы> сопротивлялись до последнего в этом Сталинградском котле.
Воевали за Гитлера. Как их можно называть невинными жертвами? То есть по
факту
мы черное перемешиваем с белым>, - отмечает научный директор Российского
военно-исторического общества Михаил Мягков.
Отрывок из выступления мальчика быстро полетел по интернету. Комитет Совета
Федерации по международным делам призвал проверить учебную программу
гимназии
в Новом Уренгое. В адрес властей полетели петиции пресечь искажение истории
войны. Искажения нет, возражают педагоги.
<Нужно смотреть на суть. На тот посыл, который был заложен в его фразах. Для
каждого учителя совершенно очевидно, что смысл, который ребенком был вложен
в эту фразу, был следующим: он говорил, что для участников войны с обеих
сторон война - это всегда огромная трагедия, война - это всегда жертвы,
война
- это неприемлемо. Он говорил о неприемлемости насилия>, - поясняет
победитель конкурса <Учитель года-2017> Илья Демаков.
Мама Николая в интервью RT рассказала, что речь они готовили долго и
тщательно. Но уже в Берлине ее попросили сократить. Что мальчик и сделал,
как смог.
<Выяснилось, что регламент требует сократить речь до двух минут. И сын
сократил выступление сам, без моего участия. В итоге остались одни обрывки.
Мне
самой теперь страшно читать, что получилось. Я так понимаю, что он не понял,
что смысл речи изменился. Мой ребенок отлично знает, кто победил в этой
войне.
Он изучает историю и знает, как расставлены приоритеты>, - рассказала мама
школьника Оксана Десятниченко.
Николай закончил свое выступление в Бундестаге фразой: <Надеюсь, что на
Земле восторжествует здравый смысл, и мир больше никогда не увидит войн>. Но
те,
кто вешают ярлыки в интернете, редко дочитывают тексты до конца и вникают в
суть. В адрес юноши понеслись проклятия.
<Реакция, конечно, страшнее даже, чем выступление. <Сжечь его>,
<уничтожить>, <предатель> и так далее - это возгонка ненависти. А нам бы
все-таки нужно
быть поаккуратнее с этим>, - подчеркивает, председатель Общественного совета
при Министерстве образования и науки РФ, заслуженный учитель России Евгений
Ямбург.
Мальчик, конечно, сморозил чушь, говорят педагоги. И ему, конечно, нужно
объяснить, в чем ошибка, но только делать это должны профессиональные
учителя,
а не диванные эксперты. И принимая во внимание всю историю целиком, а не
пару фраз, лишенных контекста.
Павел Матвеев
Источник:
https://www.1tv.ru/news/2017-11-20/336520-voyna_eto_zlo_hotel_skazat_shkolnik_nikolay_desyatnichenko_v_svoem_vystuplenii_v_bundestage
С уважением, Эдуард Фурников