[свободная трибуна] Открывается железная дорога Баку - Тбилиси - Карс

Открывается железная дорога Баку - Тбилиси - Карс
30 октября 2017, 13:28
Текст: Дмитрий Александров, Тбилиси
Церемония открытия железной дороги Баку - Тбилиси - Карс (БТК), которая
связывает Азербайджан, Грузию и Турцию, началась в понедельник в 70 км от
Баку
в поселке Алят с участием президентов этой страны и Турции, а также
премьер-министров Грузии, Узбекистана и Казахстана, передает корреспондент
газеты ВЗГЛЯД
в Тбилиси.
Этот проект поддерживается Западом.
Посол США в Азербайджане Роберт Секута заявил, что открытие этого пути - это
<очередной важный шаг в создании более крепких торговых, коммерческих и
транспортных
связей через всю Евразию. Настоящий проект является критически важным
компонентом проекта <Великий Шелковый путь>. Он отметил, что в данной связи
необходимо
учитывать важность географического расположения Азербайджана и Грузии.
Общая протяженность БТК составляет 826 километров. Осуществление проекта
началось 10 лет назад. Первоначально стоимость проекта составляла 422 млн
долларов,
однако позднее стоимость была пересмотрена в сторону увеличения. Как
сообщают СМИ Азербайджана, на конец 2008 года общая стоимость проекта по
различным
оценкам превышала 600 млн долларов. Позже сумма еще увеличилась и
официальные структуры перестали называть цифры.
Турция сама финансировала свой участок. Азербайджан предоставил Грузии
льготный кредит на строительство участка от Ахалкалаки к границе с Турцией.
На начальной
стадии по дороге планируется перевозить до 6,5 млн тонн грузов, с дальнейшем
увеличением грузопотоков до 17 млн тонн в ближайшей перспективе.
Этот проект также является частью более грандиозного проекта по соединению
железных дорог южного Кавказа с Европой через Турцию. По программе развития
железных дорог Турции построен подводный железнодорожный тоннель Мармарай
под проливом Босфор в Стамбуле, что обеспечивает прямую связь с
общеевропейской
сетью железных дорог.
Максимальная скорость движения поездов по БТК будет достигать 120 км в час.
После открытия железной дороги Баку - Тбилиси - Карс время в пути грузовых
поездов составит 16-18 часов. Пассажироперевозки по Баку - Тбилиси - Карс
будут осуществляться уже со следующего года. В данном случае время в пути
увеличится
на один-два часа.
Открытие БТК позволит осуществлять прямые железнодорожные перевозки из Китая
до Лондона, только через Каспий составы будут перевозиться по парому. Это
станет альтернативой перевозкам по океану и позволит сократить время
товаров в пути более чем в два раза - до 12-15 дней. Эксперты в Баку
говорят, что
БТК будет способствовать не только развитию коридора Восток-Запад, но и Юг
(Индия-Иран) -Запад.
Помимо экономической, очевидна политическая основа проекта, говорят
эксперты. Он не выгоден Ирану и Армении в регионе, но выгоден Грузии,
Азербайджану
и Турции.
Касаясь вопроса открытия железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, президент
Турции Реджеп Таййп Эрдоган отметил, что этот проект позволит улучшить
мирную
обстановку, безопасность, стабильность и социальное процветание в регионе.
<Сегодня отправляется первый поезд по железной дороге Баку - Тбилиси - Карс,
обладающей стратегическим значением для региона Турции, Азербайджана и
Грузии.
Таким образом, мы объявляем о создании прямого железнодорожного соединения
между Лондоном и Китаем>, - сказал он.
<Европейский союз поддерживает новый железнодорожный коридор. Эти
инвестиции, совершенствование инфраструктуры и координация логистики будут
способствовать
к более лучшему налаживанию коммуникаций, созданию новых возможностей для
бизнеса и росту торговли, - говорится в заявлении ЕС по поводу открытия
железной
дороги БТК, сообщают СМИ Азербайджана.
Источник:
https://vz.ru/news/2017/10/30/893034.html
С уважением, Эдуард Фурников
PS Есть комментарии в сети, из которых явствует, что это так называемый
политический проект так как та ветка идёт в обход России и Армении, зато ЕС,
Азербайджану, Грузии и Турции она выгодна, не лучше ли было бы восстановить
сообщение с Турцией через Армению (ветка от Гюмри через Ахурян и Карс
существует) и если уж надо, возобновить железнодорожное сообщение в Грузию
через Абхазию, тогда бы устраивало бы всех так как не было бы вложений в
крупненькую сумму, а то получается, что Грузии выгодна железнодорожная
изоляция России, Азербайджану выгодна изоляция Армении и в общем-то весь
сказ.