[свободная трибуна] У России может закончиться нефть

У России может закончиться нефть
Минэнерго разработало и направило в декабре на межведомственное согласование
генеральную схему развития нефтяной отрасли России до 2035 г. (копия есть
у <<Ведомостей>>). Источник в Минэнерго подтвердил подлинность документа.
Генсхема должна заменить действующую генсхему до 2020 г. (принята в 2011
г.). Базой
для анализа выбран 2014 год, цена на нефть Urals в $80 за баррель к 2020 г.
и $97,5 за баррель к 2030 г.
Уже разрабатываемые месторождения способны обеспечить до 2035 г. менее
половины добычи, остальное должно быть получено за счет прироста доказанных
запасов
в результате геолого-разведочных работ, говорится в генсхеме. В ней
рассматривается четыре сценария: умеренно-благоприятный (благоприятная
ценовая конъюнктура,
отмена санкций не позднее 2016 г., оптимизация налоговой нагрузки и т. д.),
базовый, минимальный (низкие цены на нефть и сохранение санкций) и <<планы
компании>>
(учитывает добычу на действующих и вводимых до 2022 г. месторождениях). Ни
один из них не предусматривает роста добычи нефти (без газового конденсата)
по сравнению с 2015 г.
Краткосрочный рост -- лишь до 2020 г. -- Минэнерго ожидает только в первом и
последнем сценариях. Но через 20 лет Россию ожидает снижение добычи нефти --
от 1,2% в наилучшем варианте и на 46% в наихудшем.
Незначительно увеличится добыча только у небольших компаний -- <<Славнефти>>
и <<Русснефти>>, а у лидеров рынка из-за истощения действующих месторождений
и неблагоприятных
налоговых условий она упадет на 39-261%.
Представители нефтяных компаний не ответили на запросы <<Ведомостей>>.
Нефтяники не заинтересованы показывать значительный рост добычи, говорит
аналитик
<<Сбербанк CIB>> Валерий Нестеров: <<Всегда лучше показывать меньше, чтобы
иметь возможность лоббировать свои интересы, в том числе фискальные>>.
Зато добыча газового конденсата вырастет к 2035 г. в трех сценариях -- от
37% (до 33,6 млн т) до 74% (до 42,6 млн т).
До 2035 г. внешний спрос на российскую нефть будет в целом превышать
возможности ее экспорта, сказано в генсхеме. Но будет высокая конкуренция за
потребителя,
добавляет Нестеров. Возможности нарастить экспорт есть у стран ОПЕК, а
теперь на рынок выходят и США.
При сохранении действующей таможенно-тарифной системы спрос на российскую
нефть в Европе до 2020 г. будет снижаться, но расти -- поставки российского
мазута
и дизтоплива, а затем (с введением 100%-ной пошлины на мазут в 2017 г.)
поставки снова вырастут и к 2035 г. могут увеличиться на 10-214% по
отношению к 2014 г.
до 160-2165 млн т в год, говорится в генсхеме. Страны АТР, главным образом
Китай, увеличат импорт российской нефти к 2035 г. в 1,8-22,2 раза до 90-2110
млн
т по отношению к 2014 г., но спрос на российские нефтепродукты останется на
текущем уровне -- 9-210 млн т.
Для нефтепереработки Минэнерго подготовило два сценария -- максимальный и
сбалансированный. Последний исходит из целесообразности снижения переработки
с обеспечением
внутреннего спроса, сдерживания неэффективного экспорта и не предполагает
строительства новых НПЗ. Но и он предусматривает к 2035 г. существенный
профицит
дизтоплива (54,8 млн т) и минимальный -- бензина (5,9 млн т). Максимальный
же предусматривает профицит бензина и дизтоплива в 28,5 млн и 105,6 млн т
соответственно.
Модернизация российских НПЗ шла по дизельному сценарию -- рост выхода
светлых нефтепродуктов планировался за счет дизтоплива, а не бензина,
объясняет старший
аналитик <<Атона>> Александр Корнилов. Массово экспортировать излишки
дизтоплива будет тяжело из-за конкуренции, добавляет он. Экспортная ниша для
российского
дизтоплива на европейском рынке до 2020 г. составит 35-242 млн т. А затем
она, вероятно, будет сокращаться, так как нарастят поставки американские и
ближневосточные
производители, говорится в генсхеме. Это может существенно снизить цену на
топливо, что повлияет на маржу переработки в России и Европе.
Чтобы противостоять снижению добычи нефти, Минэнерго предлагает предоставить
частным компаниям право доступа на шельф, смягчить налоговый режим,
законодательно
закрепить статус малых и средних независимых компаний и оказывать им
поддержку. Министерство также предлагает стимулировать переработку
высокосернистой
и сверхвязкой нефти, например, путем введения льготных ставок акцизов на
топливо, полученное из такой нефти.
Важным пунктом генсхемы Нестеров называет поддержку прямых российских
инвестиций за рубежом на условиях соблюдения первоочередности инвестиций в
российскую
отрасль. <<Сейчас средства, которые могли бы быть вложены в Россию, часто
неэффективно тратятся за рубежом>>, -- отмечает он. Новая генсхема честно
написана,
резюмирует он, хотя и готов поспорить с некоторыми ее положениями. Например,
Минэнерго предлагает отказаться от института соглашения о разделе продукции
(СРП; за исключением уже действующих). Но именно предприятия, работающие на
условиях СРП, не подпали под санкции и продолжают стабильно работать,
поэтому
от СРП рано отказываться, заключает Нестеров.
Нужно предусмотреть и стресс-сценарий, говорится в отзыве замминистра
экономического развития Николая Подгузова (есть у <<Ведомостей>>) -- $30-240
за баррель
нефти до 2020 г. Представитель Минэнерго от комментариев отказался, Минфина
-- не ответил на запрос <<Ведомостей>>.
Источник:
https://news.mail.ru/economics/25066857/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников