Новые подробности появляются в скандале между Украиной и Хорватией
По вине Киева фактически лишилась истребительной авиации. По
многомиллионному контракту украинская сторона должна была отремонтировать
МиГи и передать
ещё несколько подержанных самолётов. Но в итоге Загреб получил обратно то,
что даже не может подняться в небо.
Для Хорватии - удар по обороноспособности, для Украины - очередной удар по
имиджу: скандал на международном уровне - коррупция на экспорт. Согласно
договору,
Украина должна была отремонтировать семь истребителей МиГ-21 ВВС Хорватии
плюс продать еще пять подержанных самолетов, предварительно так же
отремонтировав
их. После капремонта оказалось, что летать могут лишь три самолета. Скандал
- на самом высоком уровне.
"Мы следим за развитием ситуации, и мы ждем результатов расследования. Но, я
хочу сказать, что я обеспокоена теми сообщениями, что я получаю", -
призналась
президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович.
"Все находится в руках государственной прокуратуры, которая обладает полной
информацией и всеми документами. Если выяснится, что кто-то виноват в том,
что произошло, они не уйдут от ответственности. Мы приведем в исполнение
долгосрочный план развития хорватских вооруженных сил. К концу этого года мы
постараемся
определиться со способом защиты нашего воздушного пространства", - сообщил
министр обороны Хорватии Йосип Булевич.
Конечно, и президент Хорватии, и министр обороны комментируют сдержанно.
Ведь это история о том, как мигом не стало всей истребительной авиации
Хорватии.
Пресса балканской страны пестрит заголовками "Наши МиГи фальшивые!".
"Наша авиация была уничтожена!" В статье приводятся подробности того, как
Украина должна была повысить обороноспособность одной из стран-членов НАТО,
на
деле же проданные машины оказались, по сути, покрашенной грудой металлолома.
"Расследование военной полиции показывает, что самолеты могли быть собраны
из деталей, купленных в различных странах мира. Так, есть серьезные
основания
полагать, что фюзеляжи самолетов из Болгарии, крылья - из Алжира. Наши
источники утверждают, что корпуса машин из Болгарии могут принадлежать
самолетам,
об уничтожении которых София отчиталась перед НАТО. Теперь вопрос в том, по
каким каналам они прибыли на Украину?" - пишет хорватская пресса.
То есть, судя по всему, то, что было списано, и по документам уничтожено в
Болгарии, купила Украина, немного подделала, в том числе и документы, и
продала
уже Хорватии. Такой вот круговорот старых советских МиГов между странами
НАТО при посредничестве их важного союзника - Украины. Как выясняется, на
самолетах
были перебиты серийные номера. Номера запчастей не соответствуют
документации. Некоторые ремонтные работы вообще не выполнены.
В ВВС Хорватии теперь говорят, неладное можно было заподозрить еще раньше.
По контракту перед приемкой самолеты в Одессе должен был облетать хорватский
пилот, но украинская сторона не дала этого сделать под разными предлогами -
сперва ссылались на погоду, потом сообщили, что, мол, на Украине идут боевые
действия, поэтому летать небезопасно. По этой причине и в Хорватию
истребители отправились не своим ходом, как предполагалось, - их привезли по
частям
на грузовике.
С виду и в правду как новенькие. Но проблемы с истребителями начались сразу
после сборки: протекали топливные баки, не работали радары, самолеты
постоянно
ломались. Теперь правоохранители пытаются выяснить, как так вышло, что
деньги улетели, а МиГи приехали. Бывший министр обороны Хорватии, при
котором и
был подписан контракт, настаивает: все было прозрачно.
"У нас было два варианта проведения капитального ремонта: в Украине и в
Румынии. Наш комитет - группа экспертов из инженеров, техников и офицеров
решил,
что лучший выбор - это Украина, где уже работали над МиГами для другой
страны", - поясняет экс-министр обороны Хорватии Анте Котроманович.
Как выясняется, предложение было так же и от Израиля, но Минобороны Хорватии
его рассматривать уже не стал.
Теперь военная полиция Хорватии, говоря о ремонте МиГов на Украине, все чаще
употребляет слово "взятка", выясняют, кому в Минобороны заплатили за
контракт,
который с появлением новых деталей все больше напоминает мошенничество.
На Украине, говоря о скандале, тоже ищут чужих среди своих. И как всегда
первое, что бросается в глаза, - дела семейные: один из топ-менеджеров
предприятия
Укрспецэкспорт, которое и занималось ремонтом хорватских самолетов -
24-летний Антон Пашинский, сын народного депутата Сергея Пашинского, он, в
свою очередь,
в Раде возглавляет комитет по обороне. Сохранить лицо украинской оборонки
теперь пытается посол в Хорватии.
"Мы говорим о МиГ, а не о старой машине, которая находится на ярмарке в
Боснии и Герцеговине в ожидании продажи. Я вас умоляю, это же военный
самолет.
Эта история не должна получить огласку, пока все не будет полностью
проверено и исследовано", - считает посол Украины в Хорватии Александр
Левченко.
Украина настаивает: самолеты хорошие, Хорватия парирует: не летают. В обеих
странах ждут окончания расследования.
Источник:
http://www.1tv.ru/news/world/304954
С уважением, Эдуард Фурников