[свободная трибуна] Каждая четвертая российская компания приготовилась сокращать персонал
Каждая четвертая российская компания приготовилась сокращать персонал
2016 год окажется сложнее предыдущего, уверены 54% работодателей, принявших
участие в исследовании проекта <<Банк данных заработных плат>> HeadHunter.
Каждая четвертая (23%) из опрошенных компаний планирует в этом году
сокращать персонал. Эти тенденции особенно характерны для крупных компаний с
численностью
работников более 5 тыс. человек: 63% из них уверены, что год будет сложным,
40% собираются оптимизировать штат. В онлайн-опросе, проведенном в конце
января --
феврале этого года, приняли участие 514 компаний-работодателей, входящих в
<<Банк данных заработных плат>>, 86% из них -- российские, 44% работают в
Москве.
Сокращать численность в первую очередь будут компании в автомобильном
бизнесе (60%), добыче и переработке полезных ископаемых (48%) и розничной
торговле
(36%), говорится в обзоре HeadHunter. В число самых пессимистично
настроенных попали компании из секторов добычи полезных ископаемых, медиа и
строительства:
76, 64 и 62% таких фирм, соответственно, негативно оценивают перспективы
этого года.
Ранее министр труда и социальной защиты Максим Топилин говорил, что сейчас
увольнение угрожает примерно полумиллиону россиян. Из них 300 тыс. трудятся
в режиме неполной занятости -- чаще всего это характерно для предприятий
автопрома. Заявлены к увольнению, по словам министра, чуть менее 200 тыс.
человек.
В зоне риска -- представители финансового банковского сектора, а также
работники сферы государственного и муниципального управления.
<<Рядовой бэк-офис>> и московские планы
Сокращения прежде всего коснутся рядового административного персонала. Об
этом сообщили 85% тех участников исследования HeadHunter, которые планируют
оптимизировать
штат.
<<Под удар попадают сотрудники, от которых не зависит напрямую приход денег
в компанию>>, -- объясняет партнер хедхантинговой компании Cornerstone Ольга
Ворошилова.
<<Если раньше в инвестиционной компании на отдел могло приходиться два
ассистента команды, то при оптимизации расходов одного человека убирают,
увеличивая
нагрузку второго>>, -- рассказывает она.
<<Среди компаний, которые будут сокращать сотрудников, каждая четвертая --
московская>>, -- говорится в обзоре <<Банка данных заработных плат>>.
В то же время авторы ранее опубликованного мониторинга HeadHunter за февраль
2016 года отмечали, что показатели московского рынка труда лучше, чем годом
ранее: спрос на сотрудников за год вырос на 14%, пусть и с учетом низкой
базы; в начале 2016 года часть компаний стала снова набирать ранее
сокращенный
персонал; <<впервые за последние пять месяцев динамика падения спроса
замедлилась>>.
В московских данных нет противоречия, объясняет Наталья Данина, руководитель
проекта <<Банк данных заработных плат>> HeadHunter.
Например, может происходить сокращение непрофильных департаментов при
усилении тех подразделений, которые приносят больший доход, -- на общем
числе сотрудников
это не отразится. Компании могут контролировать результаты сотрудников по
KPI (ключевым показателям эффективности) и заменять <<неэффективных>>
работников.
Наконец, речь может идти о найме на конкретные позиции менее дорогих
сотрудников. <<В целом это миф: не бывает такого, что у вас есть отличный
дорогой специалист,
а вы наймете дешевого, и он будет показывать те же результаты. Но на
некоторых ролях это срабатывает, например, с административным персоналом>>,
-- говорит
Данина.
Зарплаты и соцпакеты
Сокращения -- лишь один из способов снизить издержки.
13% опрошенных компаний собираются урезать соцпакеты, среди крупных компаний
таких 19%. В основном к этой мере прибегнут банки и финансовые организации
--
об этом сообщили 36% из них. Те, кто намерен использовать этот метод
экономии, в первую очередь будут урезать расходы на корпоративы (об этом
сообщили
89% из них), внешнее обучение сотрудников (59%), бонусы для их семей (45%).
Реже всего будут экономить на внутреннем обучении и оплате питания.
Чаще соцпакетом готовы жертвовать российские компании: среди них об этом
сообщили 14%, среди компаний нероссийского происхождения -- лишь 2%.
Иностранные компании реже могут позволить себе урезать медицинскую
страховку, приводит пример Ворошилова: есть стандарты, которые компания
обеспечивает
сотрудникам по всему миру -- а <<российские игроки в этом вопросе более
гибкие>>.
Крайняя мера -- сокращение зарплат, свидетельствуют результаты опроса. На
нее готовы пойти только 4% опрошенных, среди крупных компаний -- 15%. В
основном
об этом упоминали представители медиа -- таких 25%. Значительно реже -- но
чаще, чем в целом по рынку -- зарплаты будут снижаться в сфере добычи и
переработки
полезных ископаемых (12%) и строительстве (11%). <<Менеджмент и
производственное направление -- две главные категории, в которых
работодатели планируют сокращать
фонд оплаты труда>>, -- говорится в обзоре HeadHunter.
<<Мы оцениваем, что если где-то будут сокращения заработных плат, то это
3-25%, не более того>>, -- говорит управляющий партнер хедхантинговой
компании <<Агентство
Контакт>>. При этом есть и позиции, где заработные платы растут, потому что
компании стремятся удержать сотрудников, объясняет эксперт.
Розничные планы
<<Мы полагали, что основная волна сокращений, начавшись в конце 2014 года,
закончилась в 2015 году. Однако сейчас все больше компаний присматриваются к
плану
B, а то и С: кризис 2008 года научил составлять несколько альтернативных
планов действий для HR-отдела в разных ситуациях>>, -- признается Ольга
Ворошилова.
Однако она не совсем согласна с данными по розничному сектору: по ее словам,
российские сети, имеющие подушку безопасности, не просто не сокращаются, а
строят
планы по развитию и захвату большей доли рынка.
С ней согласна Марина Тарнопольская: такие компании, как X5 Retail Group (с
брендами <<Пятерочка>>, <<Перекресток>> и <<Карусель>>), <<Магнит>> со всеми
своими
направлениями бизнеса, Leroy Merlin, OBI, <<Ашан>> продолжают активно
развиваться, говорит она.
В автобизнесе уже сократили всех, кого можно было сократить, уверена
Тарнопольская. То же касается соцпакетов: динамики по дальнейшему их
урезанию в <<Агентстве
Контакт>> не ожидают. <<Если компания стабильная и у нее есть планы
развития, я всем советую не покидать эту компанию и стараться строить там
карьеру, даже
если вам сократили соцпакет или убрали какие-то бонусы, -- говорит
Тарнопольская. -- Возможность расти со временем окупится>>.
Источник:
https://news.mail.ru/economics/25018784/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников