[свободная трибуна] Статья: Время Сибирской руси.
[свободная трибуна] Статья: Время Сибирской руси.
приветствует Вас!
Время Сибирской Руси
Сергей Морозов
13 сентября 2013 3
Многие помнят хрестоматийные ломоносовские слова о прирастании России Сибирью.
Слова оказались пророческими.
Потому что без напряженно работающих сибирских тылов в Великую Отечественную,
без сибиряков-панфиловцев под Москвой могло бы и не быть русского государства.
Без пареньков в кирзовых сапогах, ехавших с Алтая, без байкальских талантов,
драматургических и прозаических, вряд ли можно представить русскую литературу,
русскую культуру XX века.
Напротив, Москва - столица, сердце Родины, как раньше любили говорить, последние
полстолетия не Россия во всех смыслах этого слова. Плоховато в последние десятилетия
с сердцем, разгоняющем по стране одну черную кровь.
Москва живет в ином измерении - за пределами русского народа, русской культуры,
русского государства. Она вся истончилась, оевропеилась, попостиндустриальнела
в желании не отстать от мод современной цивилизации.
Это - аксиома для тех, кто живет за пределами Центрального федерального округа.
Но из сибирского далека теперь уже и вся центральная часть России видится чем-то
замершим и отпадающим не политически, а сущностно, духовно от России. Содом и
Гоморра, Москва и Петербург, всосавшие все жизненные соки, а вкруг них покойницкая
- умирающие города и села, застывшие предприятия, заброшенные земли, разлагающаяся
культура и быт.
Иван Карамазов у Достоевского собирался ехать в Европу, говоря о дорогих покойниках
там лежавших. Ныне то же думается о России европейской. Пантеон, мавзолей, музей
- кладбище старых смыслов. Все исхожено и заезженно, нет порыва, нет движения,
нет и для него никакого смысла.
Не несется русская тройка вскачь. Потому что незачем и некуда. Потому что не
надо <вперед!>, не надо в авангарде, как призывал Гоголь, а надо как все, нет,
более того, надо за всеми.
Хотя казалось бы почему некуда? Почему неуместно вперед?
Вон сколько места за Уралом, есть где разгуляться для быстрой и русской езды
в цивилизационной гонке народов.
Об этом чуть вспомнили в последние две недели, вновь заговорив о проблеме развития
Сибири Дальнего Востока. Но, похоже, как не раз уж это было в последние годы,
дело одними воспоминаниями и ограничится. Да и вспомнили опять в смысле узком,
политическом, экономическом, вспомнили, как о московской кладовке с запасом на
черный день, при том слишком большой и громоздкой для привыкшей к европейским
миниатюрным размерам столицы.
А Сибирь - это не только политическое и экономическое, это метафизическое спасение
России.
Мы много говорим о том, что все это загнивание и отпадение от основ дело последних
десятилетий, плод неумелого хозяйствования, не той ориентации.
Все так, с этим трудно не согласиться.
Но за этим кризисом и обвалом различимо и другое. Видна логика и вектор развития
русского лада, виден последний час Московской Руси.
Русь все время уходила на Восток, дальше от разложения, к лесу, к чистым рекам,
к привольным местам, предпочитая духоте европейской истонченности, спертости
европейской цивилизации дичь, приволье и ширь простора.
Была Русь Киевская, была Владимирская, есть Московская, отчего бы не быть Сибирской?
Мы живем на сломе эпох, когда Русь вновь должна прийти в движение. Мы наблюдаем
конец Москвы, подобно тому как наши пращуры наблюдали конец Киева. Мы свидетели
того, как кончается Третий Рим - эта великая ложь Филофея.
Глубинные и чистые потоки русской истории выносят нас из помрака западнической
апокалиптики конца Третьего Рима как конца России к вечному русскому воскресению
в образе новой Руси - Руси Сибирской.
Но грядущий исход из Московской Руси нужен не для того, чтоб, как писал Солоневич,
просто эмигрировать, скрыться в Сибири как в скиту от Запада, а для того, чтоб
обрести силу и вернуть себе, Руси, ныне на время потерянную духовно Москву, для
того, чтобы встретить Запад сильными и обновленными.
С уважением
Нина.