[свободная трибуна] Статья: Спасать нужно не только редких животных
[свободная трибуна] Статья: Спасать нужно не только редких животных
приветствует Вас!
Владимир Хотиненко: <Спасать нужно не только редких животных, но и народ>
Автор: Юлия Шигарева
Режиссёр Владимир Хотиненко - о поисках смысла и слепоте цивилизации
<Мы боремся за спасение леопардов, панд. А на самом-то деле нас - народ - спасать
<Бесы> - навсегда
Юлия Шигарева, <АиФ>: Ну что, Владимир Иванович, вас можно поздравить с началом
съёмок <Бесов> по Ф. Достоевскому?
Владимир Хотиненко: С поздравлениями тут сложно (смеётся). Это всё равно что
сказать: <Поздравляю вас с началом очень тяжёлой работы, результат которой неизвестен>.
А так - да, механизм запущен, и это хорошо. Я же сам для себя это выбрал!
ДОСЬЕ
Владимир Хотиненко, режиссёр, сценарист, завкафедрой режиссуры во ВГИКе. Родился
в 1952 г. в г. Славгороде (Алтайский край). Снял фильмы <Мусульманин>, <72 метра>,
<Гибель империи>, <Достоевский> и др.
Ю.Ш. <АиФ>: А ведь Ленин в своё время хотел запретить <Бесов> как крайне вредное
для умов молодёжи произведение.
В.Х.: В общем-то, он думал правильно. Потому что роман этот показывал анамнез
бунта, революции. <Бесы> - это навсегда, к сожалению. По прозорливости это нечто
совершенно невероятное. В убийстве студента Иванова, которое осуществил в самом
конце 1860-х революционный кружок Нечаева, Достоевский увидел <сперматозоид>
будущих революционных событий в России. Хорошо, роман пытались признать идеологически
вредным. Но вы откройте <Катехизис революционера>, написанный Нечаевым. Это ужас!
Ю.Ш. <АиФ>: Почему?
В.Х.: Нечаев призывает к отказу от всего - от дружбы, от любви. Потому что ничего
не может быть выше идеи. И можно предать кого угодно ради идеи. Убить кого угодно
во имя высшей справедливости. Причём эти античеловеческие вещи, был уверен Нечаев,
человечеству пойдут во благо.
Недавно я у Кафки вычитал гениальную цитату: <Один из самых действенных соблазнов
зла - призыв к борьбе>. Когда у большинства молодых людей (особенно сегодня)
идей в голове нет никаких, эта идея борьбы <во благо> становится весьма соблазнительной.
Она придаёт жизни смысл. Пусть ложный, но смысл.
У нас ведь перед большинством молодых людей какая цель стоит? Деньги и слава.
Больше ничего не осталось. Поэтому все рвутся туда, на эту гору, на Олимп, к
богам, на которой очень мало места и очень много жертв на пути к ней. На мой
взгляд, отсутствие целей - беда не одной только России. Сегодня вся наша цивилизация
движется к закату.
Ю.Ш. <АиФ>: В связи с законами, которые принимает Европа (узаконивает однополые
браки, решает проблемы мигрантов), невольно возникает вопрос: <А в себе ли эти
В.Х.: Мне кажется, что не в себе. Хотя бы один из европейцев, принимавших или
поддерживавших эти законы о <зелёном коридоре> для мигрантов, пусть спросит самого
себя: а ты способен выйти на улицу и первому встречному сказать: <Приходи в мой
дом! Живи, делай в нём что хочешь. Я за всё заплачу>? Возможно, пара таких подвижников
и найдётся. Но большинство скажет: <Вы что, с ума сошли? Это же мой дом!> Но
ведь и страна - это тоже дом, со своими устоями!
Вырастить: душу
Ю.Ш. <АиФ>: Сегодня всё чаще слышится выражение <Надо укреплять властную вертикаль>.
А может, эта вертикаль не стоит не потому, что власть - неумеха, а потому что
этой вертикали просто опереться не на что, ей опоры нормальной не найти?
В.Х.: Мне порой становится больно за нашу страну. Когда вижу, как Путину приходится
руководить в режиме ручного управления, в среде, где очень мало людей, которые
реально переживали бы за Россию и хотели бы решить её проблемы - сложнейшие проблемы
огромной страны, - как переживал за страну и пытался проводить реформы ей во
благо в начале ХХ в. тот же Столыпин. Было ли в России так всегда? Возможно.
И казнокрадство, воровство стали у нас уже особенностями национального характера:
Ю.Ш. <АиФ>: Мне кажется, что всё-таки не всегда. И в ХIХ в. и в большей части
ХХ в. базис страны составлял класс созидателей - да тот же пролетариат! А сегодня
кто? Офисный планктон? Класс потребителей?
В.Х.: Я бы сказал так: в России всё держалось на трёх точках (может, закончу
<Бесов> и сниму документальный триптих на эту тему) - пролетариат, крестьянство,
интеллигенция. Каждый из них был классом созидателей. И самое печальное в нашей
сегодняшней жизни - это исчезновение всех трёх классов. А ведь у каждого из них
была своя уникальная культура. Вспомните фильм <Юность Максима> - о люмпене,
пробившемся в люди: И это (напевает): <Крутится, вертится шар голубой:> Ты буквально
кожей ощущал эту жизнь низов, с их жаждой революционной романтики. А это (снова
поёт): <Не кочегары мы, не плотники:> И вся страна какое-то время жила этим фильмом,
этой романтикой монтажников-высотников. И фильмы, и песни вызывали интерес у
молодёжи: может, в эту профессию пойти? Я уж не говорю о Распутине, Астафьеве,
Белове, Шукшине - какой мощнейший пласт деревенской прозы! А песни, нормальные,
хорошие песни, которые были одной из таких связующих страну нитей?!
Коллаж Андрея Дорофеева
Мы сейчас много говорим о губительной роли революции. Но гораздо более разрушительным
стало новое время. Оно оказалось безыдейным. Идея, которую на знамёнах перестройки
принесли в новую Россию, была изрядно потрачена временем - идея денег, накопительства.
Могли бы сперва <Подростка> Достоевского прочитать - там всё про это написано:
что не в деньгах счастье. Но забыли и про Достоевского, и про предупреждения
других умных людей. И вот сейчас мы получили поколение молодых людей, у которых
нет даже бледных корешков, которые бы связывали их с тем местом, где они живут.
Они плохо образованны (я убедился в этом на вступительных экзаменах во ВГИКе),
им ничего не нужно, кроме возможности потреблять. Вот мы боремся за сохранение
редких видов животных - леопардов или панд. Нужно это? Нужно! Но дело-то в том,
что мы сами уже на краю гибели! И не только леопардов - нас спасать надо! Потому
что масштаб бедствия огромен!
Ю.Ш. <АиФ>: Да уж, мы тут недавно по Калининградской области проехали: заросшие
бурьяном поля, борщевик по обочинам - выше человеческого роста:
В.Х.: Я несколько картин снимал в Беларуси. Конечно, там свои проблемы: Но в
республике все заняты делом, поля ухоженные. Я сейчас не говорю о том, что перестройка
ничего не дала: Просто хочу, чтобы мы сели и спокойно проанализировали: что мы,
проведя все эти преобразования, потеряли и что приобрели. И пока у приобретённого
нет никаких шансов перевесить утраченное.
А вообще (задумывается): Умным людям неплохо было бы чуть-чуть заглянуть в будущее
и подумать: а что такое технический прогресс? Да, это очевидно: машины придут
на место людей. А люди-то чем будут заниматься?! Ведь работа - это не только
деньги. Чтобы пройти тот путь, что отмерен ему на Земле, человек должен вызреть.
Воспитывается, вызревает он, пока работает. Почему сегодня на дачах все снова
ринулись к грядкам? Потому что работа на земле даёт возможность ощутить реальные
плоды своего труда. У меня в детстве был такой опыт. Мы тогда жили в Славгороде
на Алтае. И мне, десятилетнему мальчишке, захотелось самому вырастить хлеб. Мама
выделила на огороде небольшую деляночку, я засеял её пшеницей. Она вызрела, мне
удалось её перемолоть. И мама мне испекла лепёшку - корявенькую, небольшую. Но
это была моя лепёшка! И я теперь знаю, что такое - труд земледельца.
Понимаю: молодёжь никто не заставляет в офисах сидеть. И многим реально интересны
компьютеры с их возможностями. А меня не оставляет вопрос: что будет со всей
нашей компьютерной цивилизацией, если выключат свет? А ведь это может произойти
в любую минуту. И тогда любой мегаполис превратится в ад! Перестанет работать
канализация. Самолётам некуда будет приземляться, поездам не на чем ехать: Или
попробуй вскарабкаться без лифта в свой офис с шикарным панорамным видом на пятьдесят
каком-то этаже!.. Это всё говорит о близорукости нашей цивилизации. Кстати, как-то
прочитал у Тарковского: <Технический прогресс, по существу, создаёт протезы -
он удлиняет наши руки, позволяет передвигаться быстрее, но мы не стали от этого
счастливее: Наше духовное развитие настолько отстало, что мы становимся жертвами
этого прогресса>.
Ю.Ш. <АиФ>: И выход где?
В.Х.: Я не призываю вернуться к лучинам, но если говорить серьёзно, то не думать
об этом нельзя.
Равно как и о том, в чём смысл жизни? Рано или поздно он встаёт перед каждым.
Потому что это основной вопрос: что я делаю на этой земле? У человека верующего
есть ответ, а у человека неверующего внутри оказывается пустота. Чем эту пустоту
заполнить? Кто-то может ответить: <Человек рождён для того, чтобы получать наслаждение>.
Но это может продолжаться ровно столько, сколько позволит здоровье. Есть идея
борьбы - но это тоже подмена, потому что она не направлена на вызревание человека.
Вот и приходим мы к простой вещи - смысл жизни может быть в воспитании себя.
Не образования, нет! Воспитания. Только оно позволит ответить на вопрос, для
чего ты - Коля, Вася, Юля, Петя - пришёл на этот свет. И учителей в этом направлении
надо готовить. И тогда человеку было бы легче найти своё место в жизни. Он бы
понял, что быть столяром-краснодеревщиком, ощущать запах стружки, видеть радость
людей, для которых ты сделал этот стул или стол, не менее престижно, чем просиживать
часы в офисе. А главное - понимать, что, когда человек что-то создаёт (пусть
даже морковку на огороде выращивает), он вызревает. И не упадёт на землю недозрелым
плодом.
С уважением
Нина.