Студия Paramount и CBS FIlms решили объяснить всему миру разницу между фан-фильмами и независимым кино и подали в суд на создателей картины «Аксанар*» — авторским спин-оффом франшизы «Стартрек», — средства на которую собирались при помощи краудфандинга.
Изначально «Аксанар» был обычной короткометражкой, которых сотни, но затем ее продюсеры во главе с Алеком Питерсом решили сделать кино студийного уровня и запустили сразу две кампании по сбору средств — на Kickstarter и Indiegogo. В описании было сказано следующее:
— Кто-то, возможно, назовет это фан-фильмом, поскольку лицензии CBS у нас нет, но в кадре и за кадром фильма будет работать команда настоящих профессионалов, многие из которых участвовали в создании собственно «Стартрека». Благодаря им «Аксанар» по своему качеству не будет уступать оригиналу, ведь фанаты ждут именно этого.
И вот как на это отреагировали Paramount и CBS:
— В «Аксанаре» обнаружены многочисленные нарушения прав истцов в виде защищенных авторским правом элементов вселенной «Стартрека», включая сеттинг, персонажей, тем, а также инопланетных рас и иных существ.
«Аксанар» стал одним из крупнейших кинопроектов в истории платформы Kickstarter и развивался с бешеной скоростью; говорят, в его создании даже принял участие Джордж Такей, один из актеров, снимавшихся в оригинальном сериале. Фильм должен был стать приквелом того самого «Стартрека»Джина Родденберри, выходившего в 1960-е годы: история разворачивается за 21 год до первого эпизода с участием капитана Кирка, во времена Четырехлетней Войны с клингонами, едва не уничтожившую Федерацию. Главным героем является Гарт из Изара, легендарный капитан Звездного флота, которого Кирк считал своим кумиром. Победа Гарта при Аксанаре укрепила позиции Федерации, и только благодаря ей стал возможным мир, в котором существовал капитан Кирк и его экипаж. Судя по описанию, события фильма разворачиваются аккурат в последний год войны — в 2245 году по земному летоисчислению.
Еще в августе продюсер «Аксанара» на все вопросы касательно возможного судебного иска отвечал, что опасаться нечего, даже рассказывал о своем визите в CBS, где объяснил всем заинтересованным лицам, что фильм не будет коммерческим проектом, не будет приносить прибыль и, судя по всему, его ответы правообладателей вполне удовлетворили, особенно в свете того, что CBS всегда поддерживали фан-фильмы.
Трудно сказать, какая муха укусила Paramount и CBS, но их юристы спустили на «Аксанар» всех собак, заявляя о бесчисленным прямых и косвенных нарушениях авторских прав, несмотря на то, что никакие иные фан-фильмы, видео с участием косплееров и тому подобные вещи их никогда не волновали. Судя по всему, нахмурились хозяева «Стартрека» именно потому, что в процессе создания «Аксанара» зашуршали живые, хоть и собранные на добровольных началах, деньги и появились профессионалы из киномира.
— Конечно, мы были к этому готовы и будем защищаться, — говорит Алекс Питерс, продюсер «Аксанара». — Для фан-фильма такая ситуация не нова, фан-фильмы снимают уже более тридцати лет, и некоторые из них делались за немалые деньги.
Будучи юристом, Питерс уже получал одобрение CBS по другим поводам. Когда дело коснулось «Аксанара», он спросил у правообладателей официально подписанного разрешения, похожего на те, которые в Lucasfilm выдавали тем, кто снимал фан-фильмы по «Звездным войнам», однако CBS и Paramount отказались — по мнению Питерса, потому, что боялись таким образом случайно передать ему часть прав на «Стартрек».
Так или иначе, думается нам, зря Питерс и его команда указали в описании, что они делают не просто фан-фильм, а глубоко профессиональный фан-фильм. Прояви они скромность, и никаких проблем, скорее всего, просто бы не было.
Мы входим в год Российского кино — кинематографисты поднажали и весь год будут каждый месяц давать отечественным зрителям новую надежду на возрождение индустрии. В отечественной глубинке откроются сотни новых кинозалов, борьба с торрентами будет выиграна (хотя бы на бумаге), но зритель все равно будет находить и смотреть то кино, которое для него и есть то самое — настоящее.
В прошлые годы жизнь сравнивали с кинопленкой, но пленка умерла, а кино и жизнь продолжаются, находя новые формы, смыслы и содержание. И пускай наступающий год будет хорошим, а если что-то пойдет не так — потом экранизируют.
С верой в Настоящее кино,
Ваша редакция Filmz.ru Борис Новиков, Илья Кувшинов, Сергей Великосельский, Максим Марков, Анатолий Ющенко, Николай Мотин, Александр Голубчиков
Снова много субъективизма. Агностики, например, говорят, что истинную суть вещей невозможно познать, так как не существует абсолютной истины. Все правила и закономерности диктуются нам извне либо самим обществом, либо определенными группами. Хочу сказать, что мне не то, чтобы плевать на общепризнанное мнение, хотя это воистину так, просто со временем понимаешь, что у каждого человека как своя истина, так и свое кино. Сюда в блог я пишу только для того, чтобы иметь на руках четкую и не теряющуюся запись, как это было в прошлом году. И если я все-таки своим списком кого-то смогу подстегнуть к просмотру хорошего фильма, то так и быть - плюс невидимой кармы к моей деятельности.
Топ у меня получился такой:
10 место. Драйвер на ночь
О том, что хорошее кино можно сделать из ничего, поставив любого героя в рамки времени. Так и в жизни, наверное. А еще за сцену, где за главным героем гоняются негры по центру Лос-Анджелеса, можно простить этому веселому выкидышу даже пресловутую Джессику Альбу.
9 место. Жертвуя Пешкой
О том, что Тоби Магуайер - спектр презабавнейших гримасс. А еще здесь даже увлекательно обставили игру в нудные шахматы, не говоря уже об интереснейшей экранизации Холодной войны за последние несколько лет. Пусть зануда и динозавр Спилберг поучится, как можно снять увлекательное шпионское кино, не прибегая к данной терминологии и не зазывая к себе Тома Хэнкса.
8 место. Крид
О том, что некоторые франшизы можно и нужно возрождать. Может "Крид" и не похвастается оригинальностью, но это хотя бы не претенциозный фильм про бокс, в отличие от пресловутого "Левши", который уже после выхода из зала забывается.
7 место. Окружение
О том, что некоторые сериалы можно умело возрождать в виде полнометражных фильмов, при этом окончательно поставив точки там, где в телевизионном варианте этого сделать по каким-либо причинам не удалось. А еще здесь Черепаха трахнул Ронду Роузи, Винс снял крутой фильм, а Драма Золотой Глобус получил! Но фаната сериала не понять.
6 место. Потерянная река
О том, что хорошее кино может снять хороший актер, вроде Райана Гослинга. То есть товарищ Гослинг явно многое хотел сказать, что вышло ему боком, но попытка все равно зачтена. А за Мэтта Смита, его трон, качественный визуальный ряд и крутую операторскую работу я вообще ставлю это недооцененное чудо выше большинства. Недооцененных тоже кто-то ведь должен ценить, так?
5 место. Сикарио
О том, что с каждым новым фильмом можно делать лучше и лучше - и Дэни Вильневу это удалось. Это кино вообще обо всем. И так получается, что миленькая Эмили Блант второй год подряд попадает в мой топ, хотя ее героиня лишь лучик света в темном царстве насилия, пыток, отрубленных голов и Бенисио Дель-Торро.
4 место. Безумный Макс: Дорога Фуриосы
О том, что экшен как жанр точно такое же искусство.
3 место. Безродные звери
О том, что творится в Африке без морализаторства и назиданий со стороны цивилизованного и демократичного Западного общества.
2 место. Омерзительная восьмерка
Все о том же Тарантино: насилие можно эстетизировать, историю об огромном черном члене Сэма Джексена во рту у белого можно слушать часами, прокручивать ее, а почти три часа хронометража не заставляют ни на минуту заскучать, хоть действие и происходит в одном помещении.
1 место. Конец тура
Для меня этот фильм обо всем и сразу. В него я и влюбился по-настоящему в этом году.
1-го января 2041-го года в рамках всероссийского празднования 30-летия народной франшизы «Ёлки» в прокат вышел ремейк самого первого альманаха, получивший «юбилейное» название «Ёлки-30». Художественным руководителем картины, как и прежде, выступил продюсер Тимур Бекмамбетов.
1-го января 2047-го года в Берлине родился актёр Питер Кеслер, уже в юные годы прославившийся ролью беззаботного Джо в культовом сериале «Семеро сбоку» (2054-2063). Показал себя острохарактерным артистом в фильмах «Наши ребята» (2068), «Первая цель» (2072, номинация на премию Европейской киноакадемии), «Впереди ещё долгая дорога» (2077, приз Каннского кинофестиваля). Погиб в автокатастрофе 3-го июля 2080-го года.
Джоунси, Генри, Пит и Бивер. Двадцать лет назад они были просто мальчишками, проживающими в одном небольшом городке штата Мэн, — детьми, нашедшими в себе достаточно мужества, чтобы героически ответить на детскую жестокость. Награда за спасение странноватого мальчика по имени Даддитс совершенно неожиданно пришла к ним в виде сверхъестественных сил, связавших всех пятерых крепчайшими узами братства.
Но когда на ежегодной охоте друзья собираются вместе в лесной хижине, то вместо ожидаемой теплой веселой атмосферы над ними начинает сгущаться абсолютное зло, приносящее гибель. Сначала к ним попадает незнакомец — затерявшийся в лесу охотник, которому и невдомек, что его организм поражен смертельной заразой. А вслед за ним возникает неистовствующий снежный буран, вместе с которым приходят пришельцы из космоса.
Несмотря на шаблонное название, сюжет игнорирует жанровые клише зомби-историй. Скорее, это реалистичный взгляд на мир, переживающий апокалипсис. В центре истории оказывается группа людей, вынужденных выживать и приспосабливаться к новым условиям.
Когда амбициозный молодой юрист берется за большое дело против влиятельного и безжалостного исполнительного директора крупной фармацевтической компании, он оказывается втянут в мир шантажа и коррупции.
18 февраля 1952 года на побережье Новой Англии обрушился сильнейший ураган, затопивший города вдоль всего восточного побережья и разрушивший судна, застигнутые в открытом море. Танкер «Пендлтон», направлявшийся в Бостон, был буквально разорван на две части и тридцать два моряка оказались пойманными в ловушку на тонущем судне. Старший ассистент инженера Рэй Сайберт взял в свои руки управление напуганными до смерти товарищами и убедил их начать работать сообща, чтобы перенести удар стихии и добраться живыми до берега. Тем временем сообщения о крушении танкера поступили на станцию Береговой Охраны США в г. Чатаме, штат Массачусетс. Офицер Дэниэл Клафф принял решение начать рискованную операцию по спасению команды «Пендлтона». Четверо спасателей во главе с капитаном Берни Вебером на деревянной шлюпке со слабым двигателем и почти без средств навигации, должны будут дать отпор гигантским волнам и ураганному ветру, чтобы спасти терпящих бедствие моряков…
История о двух женщинах-репортерах, которые решают изучить изнутри патриархальный мир афганской журналистики, из-за чего, собственно, и отправляются в Афганистан.
Наш так давно анонсируемый проект по «Левиафану» на подступах к публикации слегка изменил название, но главное - встал, наконец, на рельсы и покатил к народу: первая глава опубликована.
Цели и задачи, а также все предпосылки, были уже подробно описаны в предыдущих записях этого блога, так что теперь – сразу читаем. После чего вы наверняка скажете: «Маловато будет!» Я соглашусь, но постараюсь мотивировать.
Текст разбился на главы сам по себе, сообразуясь с логикой фильма. Одна глава – один событийный блок в самом «Левиафане». Например, суд (до которого, впрочем, ещё далеко) или завтрак.
Первая глава вышла в этом плане исключением, потому что всё-таки затянулось вступление: проговорив с режиссёром добрых два часа, мы даже не дошли в обсуждении до первой брошенной героями реплики! Такая простейшая, казалось бы, вещь как увертюра – «иксы», как их называли в группе – оказалась совсем не такой простой, как можно было бы подумать.
Что сразу показало: в «Левиафане» имеет значение всё, каждый кадр, каждая мелочь. Здесь нет ничего «проходного», как много раз отметил автор картины за те тридцать (!!!) часов, что длилась наша встреча (имеется в виду, естественно, содержательная часть, не включающая перерывы).
А дальше вмешалось соображение «технического» толка. Исходя из которого вступительную главу про воду и твердь пришлось разделить на две части: интернет, конечно, безразмерный, но следовало принять во внимание и то, как было бы удобнее этот обширнейший материал читать. Так и получилось, что нынешняя первая глава ограничивается только одним первым кадром – но так даже «концептуальнее».
В планах редакции публиковать по новой главе каждую следующую неделю, а здесь мы будем складывать в копилочку открывающиеся нам интересные и полезные факты о съёмках картины. Вот что открылось миру в первой главе:
- Не имея возможности отмахнуться от навязанных ему заставок вроде «Года культуры», режиссёр отсчитывает фильм с беззвучной заставки «Non-Stop Production», которая создаёт «паузу перед началом музыки самого фильма».
- Шрифт титров «Левиафана» - тот же, что и на «Изгнании» и «Елене»: «Такое начертание букв кириллицы входит в резонанс с самим строем фильма».
- Сперва режиссёр хотел обойтись без вступительных титров, начав «картину сразу с изображения». Но «Эхнатон» Филипа Гласса продиктовал необходимость подобного пролога: титры дали возможность музыке вступить гораздо раньше – чтобы прозвучать в итоге в полной мере.
- Андрей Звягинцев также рассматривал возможность использования в «Левиафане» музыки Арво Пярта.
- Натура для фильма была выбрана за год на начала съёмочного периода.
- «Левиафан» снимался на плёнку.
- Описание вступительных планов отсутствовало в литературном сценарии. Чтобы не множить нумерацию сцен, летние пейзажи назывались «иксами», а зимние – «зэтами».
- Обычное для Звягинцева время съёмки статичного плана – двадцать секунд.
- План, ставший первым (с бьющей волной), был снят двумя дублями, один из которых длился десять минут.
- Первые кадры фильма подчинены идее «создать ощущение мира ещё до рождения человека, мира первозданного, только-только сотворённого». Океан в данном случае – и «родина человека», и «стихия, в которой зарождалась жизнь». Человеческое присутствие должно было проявиться постепенно, от плана к плану.
- Все «иксы» снимались в режимном состоянии. Но следует учесть, что в условиях Крайнего Севера режим длился несколько часов.
Ну вот. А теперь нам нужны ваши комментарии, ваше мнение и, разумеется, поддержка.
P.S. ООО «Нон-Стоп Продакшн» особо просит указать на то, что сделанные мною скриншоты могут использоваться только в рамках настоящего проекта.
Сэм Доусон, страдающий задержкой психического развития, самостоятельно растит свою дочь Люси. Однако когда ей исполняется семь лет, Люси оказывается в детском приюте. Сэм обращается за помощью к адвокату Рите Уильямс, но та проигрывает первый суд, и Люси отдают в приемную семью. Однако Сэм не намерен сдаваться, переезжая в дом по соседству...