Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Матфей 23; Марк 12:38-44; Лука 20:45-21:4 / 18.XI.21 чт


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 18 ноября 2021 года, четверг.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/sss134-35.htm.

Продолжаем серию выпусков, в которой библейские тексты идут не подряд, а в соответствии с реконструированной библеистами последовательностью евангельских событий. Такие хронологии называют "согласованием", "синопсисом", "гармонией". Здесь возможны различные варианты, мы берем за основу "согласование", опубликованное в качестве приложения в т.наз. "Брюссельском" издании Библии. Но мы возьмем только синоптические Евангелия (т.е. Мф., Мк., Лк.).
Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").
В этом выпуске – фрагменты 134-135
(Матфей 23; Марк 12:38-44; Лука 20:45–21:4;  по этим ссылкам можно найти комментарии и др. переводы фрагментов).

23 Потом Иисус обратился к народу и к Своим ученикам:

—  Учителя́ Закона и фарисеи по праву сели на Моисеево место. (3) Поэтому слушайтесь их и во всем поступайте так, как они вам велят, но делам их не подражайте, потому что сами они не исполняют того, чему учат. (4) Они громоздят ношу на ношу и взваливают их на плечи людей, а сами и палец о палец не ударят. (5) А если что и делают, то лишь для того, чтобы это видели люди. Потому-то они, когда молятся, надевают на лоб и на руку коробочки шире, чем у других, и кисти на одежде у них длиннее. (6) Они любят на пиру сидеть на почетных местах и в первом ряду в синагогах (7) и чтобы их почтительно приветствовали на площадях, а люди звали их: "Учитель".

8 А вас пусть не зовут "учитель",
   потому что вы все братья друг другу
   и у вас один лишь Учитель.
9 И "отцом" никого на земле не зовите  —
   у вас лишь один Небесный Отец.
10 И пусть не зовут вас "наставниками",
   потому что у вас один лишь Наставник  —
   Помазанник Божий.
11 А кто из вас самый главный,
   пусть будет слугой вам.
12 Всякий, кто возвышает себя,
   будет унижен,
а кто принижает себя,
   тот возвысится.

13 Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы запираете от людей Царство Небес
   и сами не вхо́дите,
      и тех, кто хочет войти, не впускаете. (14)

15 Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы пересекаете моря́ и су́шу,
   чтобы добыть одного обращенного,
      а обратив, делаете из него человека
      вдвое больше достойного ада, чем сами.

16 Го́ре вам, слепые поводыри!
Вы у́чите:
   "Если кто поклянется Храмом,
      тот клятвой не связан,
   а кто поклянется золотом Храма,
      тот обязан исполнить".
17 Слепые глупцы!
   Что важнее:
      золото или Храм, освящающий золото?

18 И еще говорите:
   "Кто поклянется жертвенником,
      тот клятвой не связан,
   но кто поклянется даром на жертвеннике,
      тот обязан исполнить клятву".
19 Слепцы!
   Что важнее:
      дар или жертвенник, освящающий дар?!
20 Тот, кто клянется жертвенником,
   клянется и тем, что на нём.
21 И тот, кто клянется Храмом,
   клянется и Тем, кто живет в нём.
22 И тот, кто клянется небом,
   клянется престолом Бога
   и Тем, кто на нем восседает.

23 Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи!
    Святоши!
Вы пла́тите десятину с мяты, укропа и тмина,
   а самое важное в Законе:
   справедливость, милосердие и верность —
      отбрасываете!
   А делать надо это, и о другом не забывая!

24 Слепые поводыри!
Вы отцеживаете комара,
   но проглатываете верблюда!

25 Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы чистите снаружи чашу и блюдо,
   а внутри они наполнены тем,
      что вы в своей алчности награбили!
26 Слепой фарисей!
   Вычисти сначала внутренность чаши,
      тогда и снаружи она будет чиста!

27 Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы как побеленные гробницы:
   снаружи они кажутся красивыми,
   а внутри полны мертвых костей
      и всяческой мерзости!
28 Так и вы:
   снаружи вы кажетесь людям праведниками,
   а внутри полны лицемерия и порока.

29 Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи!
   Святоши!
Вы строите гробницы для пророков
   и украшаете надгробия праведников.
30 Вы говорите:
    "Если бы мы жили во времена наших отцов,
      мы не были бы повинны в крови пророков".
31 Вы сами свидетельствуете против себя:
   вы  —  сыновья тех, кто убивал пророков.
32 Так завершайте то, что начали ваши отцы!
33 Вы, зме́и и отродье змеиное!
   Не избежать вам осуждения и ада!
34 Слушайте!
   Я посылаю к вам пророков, мудрецов и учителей.
   Одних вы убьете и распнете,
   других будете бичевать в синагогах
      и гнать из города в город.
35 Так вот, на вас падет кара
   за кровь всех праведников,
      пролитую на земле от сотворения мира:
от невинного Авеля
до Захарии, сына Берахии,
   которого вы убили между жертвенником
      и святилищем.
36 Да, говорю вам:
   на это поколение падет кара за всё!

37 Иерусалим! Иерусалим,
   убивающий пророков и побивающий камнями
      тех, кто послан к нему!
Сколько раз Мне хотелось собрать
   весь народ твой вокруг себя,
   как собирает наседка выводок под крылья,
      но вы не захотели!
38 И вот "ваш Дом оставлен и пуст!"
39 Говорю вам, вы не увидите Меня до тех пор,
   пока не скажете:
      "Благословен Идущий во имя Господа!"

38 Иисус учил народ и говорил:

– Остерегайтесь учителей Закона, которые любят расхаживать в длинных одеждах и чтобы их почтительно приветствовали на площадях; 39 в синагогах они стремятся сидеть в первом ряду и на пиру – на почетных местах. 40 Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся! Этих ждет самый суровый приговор!

45 В то время, когда весь народ слушал Его, Иисус сказал Своим ученикам:

46 — Остерегайтесь учителей Закона, которые расхаживают в длинных одеждах; любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях; любят сидеть в синагогах в первом ряду и на почетных местах — на пиру. 47 Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся. Этих ждет самый суровый приговор.

41 Иисус, сев возле сокровищницы, смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богачи клали помногу. 42 А потом подошла одна бедная вдова и положила две медные монетки – один квадрант. Иисус подозвал учеников и сказал им:

43  – Верно вам говорю: эта бедная вдова положила больше всех остальных. 44 Все, кто клал деньги в сокровищницу, клали излишек, она же, такая нищая, положила всё, что у нее было, всё, на что жила.

21Иисус, взглянув, увидел богачей, клавших дары в сокровищницу. Он увидел и нищую вдову, опускавшую туда две медные монетки, и сказал:

  — Верно вам говорю, эта бедная вдова больше всех положила. Все клали в дар излишек, а она, такая нищая, положила всё, на что жила.

[См. также: Ин.12:20-50.]


Мф.:

6.2 Святоши  — буквально: "лицемеры"; в данном контексте это слово означает людей, целью которых было не угодить Богу, а привлечь к себе внимание людей. По субботам пожертвования собирались в синагогах; тот, кто дал больше всех, получал право сидеть на возвышении.

23.2 сели на Моисеево место — т.е. являются последователями Моисея и имеют право учить. Кроме того, здесь возможен намекна специальное сиденье в синагогах, которое называлось "Моисеевым местом" и с которого произносилась проповедь, по крайней мере, в позднейшие времена.
23.4 Ноша фарисеев была тяжела потому, что они обязывали людей в повседневной жизни соблюдать законы ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников; они не принимали в расчет справедливость, милосердие и верность (см. 23.23) и не помогали людям, в отличие от Иисуса (11.30 и 28.20), нести эту ношу. Палец о палец не ударят — их слова расходятся с делами. Эти слова можно понять и по-другому: они не помогают другим нести эту ношу (ср. Гал 6.2).
23.5 В знак исполнения заповеди (Исх 13.9) евреи во время молитвы надевали на лоб и на левую руку маленькие кожаные коробочки, которые по-еврейски назывались "тефилли́м", а по-гречески "филакте́рии". Они содержали в себе отрывки из Книги Исхода и Второзакония. Кроме того, благочестивые люди должны были нашивать на края верхней одежды кисти. Фарисеи, вероятно, увеличивали размеры этих коробочек и носили их весь день, а не только во время молитвы, а также имели более длинные, чем у остальных, кисти на одежде.
23.6 Места в первом ряду были расположены на возвышении, люди сидели на них лицом к собранию.
23.9 Возможен также перевод: "И "отцом" никого из вас на земле не зовите". Традиционно отцами назывались наиболее уважаемые учителя Закона.
23.13 Святоши — см. прим. к 6.2. Не впускаете — возлагая на них слишком тяжелые бремена (23.4) или препятствуя христианам нести Радостную Весть о Христе.
23.(14) В некоторых рукописях имеется ст. 14: "Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пожираете дома́ вдов, а потом напоказ долго молитесь! Вас ждет самое суровое наказание!"
23.15 Обращенный — язычник, уверовавший в единого Бога и соблюдавший Закон Моисея.
23.16-22 Типичный пример казуистики. Об отношении Иисуса к клятвам см. 5.33-37.
23.19 Слепцы — в некоторых рукописях: "Глупые и слепые люди".
23.23 Разрешалось есть лишь ту пищу, с которой была уплачена десятина. В Законе Моисея не упомянуты пряные травы, что говорит о сверхщепетильности фарисеев.
23.24 Комар и верблюд считались нечистыми.
23.25 в своей алчности — в некоторых рукописях: "в грехе" или "в неправедности".
23.26 чаши — в некоторых рукописях: "чаши и блюда".
23.27 Гробницы обычно белили, чтобы люди могли их заметить и случайно к ним не прикоснуться, потому что прикосновение к трупу или к гробнице делало человека ритуально нечистым.
23.35 Бытие, первая книга Священного Писания ВЗ, повествует об убийстве Авеля — первом убийстве на земле, а в книге, которая в еврейской Библии считается последней, т.е. 2 Паралипоменон, рассказывается об убийстве пророка Захарии.
23.38 Домом назывался иерусалимский Храм. Дом оставлен и пуст — в некоторых рукописях: "Дом вам оставлен пустым".

Мк.:
12.38 в длинных одеждах – имеются в виду талифы – длинные шали, которыми благочестивые евреи накрывают во время молитвы голову.
12.41 в сокровищницу – во Дворе женщин стояли тринадцать больших сосудов, по форме напоминавших рог, куда опускались пожертвования на Храм.
12.42 две медные монетки – дословно: "две лепты"; лепта – самая мелкая монета, 1/128 денария.

Лк.:
20.46 в длинных одеждах — имеются в виду талифы — длинные шали, которыми благочестивые евреи накрывают во время молитвы голову. Талифы фарисеев были, вероятно, длиннее, чем у других.
21.1 в сокровищницу — во Дворе язычников стояли тринадцать больших сосудов, по форме напоминавших рог, куда опускались пожертвования на Храм.
21.2 две медные монетки — дословно "две лепты"; лепта — самая мелкая монета, 1/128 денария, составлявшего среднюю плату за один рабочий день.
21.4 клали в дар — некоторые рукописи добавляют: "Богу"..

Мф.:
23.1-7 Мк 12.38-40; Лк 11.43, 46; 20.45-46    23.5 Мф 6.1; Втор 6.8; Числ 15.38    23.11 Мф 20.26-27; Мк 9.35; 10.43-44; Лк 22.26
23.12 Лк 14.11; 18.14    23.13 Лк 11.52    23.(14) Мк 12.40; Лк 20.47    23.22 Ис 66.1; Мф 5.34    23.23 Лев 27.30
23.25-26 Лк 11.39-41    23.27-28 Лк 11.44    23.27 Деян 23.3    23.29-32 Лк 11.47-48    23.33 Мф 3.7; 12.34; Лк 3.7
23.34-36 Лк 11.49-51    23.35 Быт 4.8; 2Пар 24.20-21    23.37-39 Лк 13.34-35    23.38 Иер 22.5    23.39 Пс 118 (117).26

Мк.:
12.37-40 Мф 23.1-7,14; Лк 20.45-47   12.41-44 Лк 21.1-4

Лк.:
20.45-47 Мф 23.1-7,14; Мк 12.37-40
21.1-4 Мк 12.41-44

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: ???.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

 

Сайт "Христианское просвещение" –> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное