23
Потом Иисус обратился к народу и к Своим
ученикам:
2 —
Учителя́ Закона и фарисеи по праву сели на Моисеево место.
(3) Поэтому слушайтесь их и во всем
поступайте так, как они вам велят, но делам их не подражайте, потому
что сами они не исполняют того, чему учат. (4) Они громоздят
ношу на ношу и взваливают их на плечи людей, а сами и палец
о палец не ударят. (5) А если
что и делают, то лишь для того, чтобы это видели люди. Потому-то они,
когда молятся, надевают на лоб и на руку коробочки шире, чем у других,
и кисти на одежде у них длиннее. (6) Они
любят на пиру сидеть на почетных местах и в первом ряду в синагогах
(7) и чтобы их почтительно приветствовали
на площадях, а люди звали их: "Учитель".
8
А вас пусть не зовут "учитель", потому
что вы все братья друг другу и у вас один лишь
Учитель. 9 И "отцом"
никого на земле не зовите — у вас
лишь один Небесный Отец. 10 И пусть не зовут
вас "наставниками", потому что у вас один
лишь Наставник — Помазанник Божий. 11 А кто из вас самый главный, пусть
будет слугой вам. 12 Всякий, кто возвышает
себя, будет унижен, а кто принижает себя,
тот возвысится.
13
Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
Вы запираете от людей Царство Небес и сами не вхо́дите,
и тех, кто хочет войти, не впускаете.
(14)
15
Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
Вы пересекаете моря́ и су́шу, чтобы
добыть одного обращенного, а обратив,
делаете из него человека вдвое больше
достойного ада, чем сами.
16
Го́ре вам, слепые поводыри! Вы у́чите: "Если
кто поклянется Храмом, тот клятвой не связан,
а кто поклянется золотом Храма, тот
обязан исполнить". 17 Слепые глупцы!
Что важнее: золото
или Храм, освящающий золото?
18
И еще говорите: "Кто поклянется жертвенником,
тот клятвой не связан, но кто
поклянется даром на жертвеннике, тот
обязан исполнить клятву". 19
Слепцы! Что важнее: дар
или жертвенник, освящающий дар?! 20 Тот, кто
клянется жертвенником, клянется и тем, что на нём. 21 И тот, кто клянется Храмом, клянется
и Тем, кто живет в нём. 22 И тот,
кто клянется небом, клянется престолом Бога и Тем,
кто на нем восседает.
23
Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
Вы пла́тите десятину с мяты, укропа и тмина, а самое
важное в Законе: справедливость, милосердие и верность
— отбрасываете! А делать
надо это, и о другом не забывая!
24
Слепые поводыри! Вы отцеживаете комара, но проглатываете
верблюда!
25
Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
Вы чистите снаружи чашу и блюдо, а внутри они
наполнены тем, что вы в своей алчности
награбили! 26 Слепой фарисей!
Вычисти сначала внутренность чаши, тогда
и снаружи она будет чиста!
27
Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
Вы как побеленные гробницы: снаружи они кажутся красивыми,
а внутри полны мертвых костей и всяческой
мерзости! 28 Так и вы: снаружи
вы кажетесь людям праведниками, а внутри полны лицемерия
и порока.
29
Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
Вы строите гробницы для пророков и украшаете надгробия
праведников. 30 Вы говорите:
"Если бы мы жили во времена наших отцов, мы
не были бы повинны в крови пророков". 31
Вы сами свидетельствуете против себя: вы —
сыновья тех, кто убивал пророков. 32 Так завершайте
то, что начали ваши отцы! 33 Вы, зме́и и отродье
змеиное! Не избежать вам осуждения и ада! 34 Слушайте! Я посылаю
к вам пророков, мудрецов и учителей. Одних вы
убьете и распнете, других будете бичевать в синагогах
и гнать из города в город. 35 Так вот, на вас падет
кара за кровь всех праведников, пролитую
на земле от сотворения мира: от невинного Авеля до Захарии,
сына Берахии, которого вы убили между жертвенником
и святилищем. 36
Да, говорю вам: на это поколение падет кара за всё!
37
Иерусалим! Иерусалим, убивающий пророков и побивающий
камнями тех, кто послан к нему!
Сколько раз Мне хотелось собрать весь народ твой
вокруг себя, как собирает наседка выводок под крылья,
но вы не захотели! 38
И вот "ваш Дом оставлен и пуст!" 39
Говорю вам, вы не увидите Меня до тех пор, пока
не скажете: "Благословен
Идущий во имя Господа!"
Остерегайтесь
учителей Закона, которые любят расхаживать в длинных одеждах и чтобы
их почтительно приветствовали на площадях; 39 в синагогах
они стремятся сидеть в первом ряду и на пиру на почетных
местах. 40 Они пожирают имущество вдов, а потом
напоказ долго молятся! Этих ждет самый суровый приговор!
45 В то время,
когда весь народ слушал Его, Иисус сказал Своим ученикам:
46 — Остерегайтесь
учителей Закона, которые расхаживают в длинных одеждах; любят, чтобы их почтительно
приветствовали на площадях; любят сидеть в синагогах в первом ряду
и на почетных местах — на пиру. 47 Они пожирают
имущество вдов, а потом напоказ долго молятся. Этих ждет самый суровый
приговор.
41Иисус,
сев возле сокровищницы, смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу.
Многие богачи клали помногу. 42А потом
подошла одна бедная вдова и положила две медные монетки один
квадрант. Иисус подозвал учеников и сказал им:
43
Верно вам говорю: эта бедная вдова положила больше всех остальных. 44 Все,
кто клал деньги в сокровищницу, клали излишек, она же, такая нищая,
положила всё, что у нее было, всё, на что жила.
211 Иисус,
взглянув, увидел богачей, клавших дары в сокровищницу. 2 Он увидел
и нищую вдову, опускавшую туда две медные монетки, 3 и сказал:
—
Верно вам говорю, эта бедная вдова больше всех положила. 4 Все клали
в дар излишек, а она, такая нищая, положила всё, на что жила.
6.2Святоши — буквально: "лицемеры"; в данном
контексте это слово означает людей, целью которых было не угодить Богу, а привлечь
к себе внимание людей. По субботам пожертвования собирались в синагогах;
тот, кто дал больше всех, получал право сидеть на возвышении.
23.2сели на Моисеево место — т.е. являются последователями
Моисея и имеют право учить. Кроме того, здесь возможен намекна специальное
сиденье в синагогах, которое называлось "Моисеевым местом" и с которого
произносилась проповедь, по крайней мере, в позднейшие времена. 23.4
Ноша фарисеев была тяжела потому, что они обязывали людей в повседневной
жизни соблюдать законы ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников;
они не принимали в расчет справедливость, милосердие и верность
(см. 23.23) и не помогали людям, в отличие
от Иисуса (11.30
и 28.20), нести
эту ношу. Палец о палец не ударят — их слова
расходятся с делами. Эти слова можно понять и по-другому: они не помогают
другим нести эту ношу (ср. Гал
6.2). 23.5
В знак исполнения заповеди (Исх 13.9) евреи во время молитвы надевали
на лоб и на левую руку маленькие кожаные коробочки, которые
по-еврейски назывались "тефилли́м", а по-гречески "филакте́рии".
Они содержали в себе отрывки из Книги Исхода и Второзакония.
Кроме того, благочестивые люди должны были нашивать на края верхней одежды
кисти. Фарисеи, вероятно, увеличивали размеры этих коробочек и носили
их весь день, а не только во время молитвы, а также имели
более длинные, чем у остальных, кисти на одежде. 23.6
Места в первом ряду были расположены на возвышении, люди сидели
на них лицом к собранию. 23.9
Возможен также перевод: "И "отцом" никого из вас на земле
не зовите". Традиционно отцами назывались наиболее уважаемые учителя
Закона. 23.13Святоши — см. прим. к 6.2. Не впускаете —
возлагая на них слишком тяжелые бремена (23.4) или препятствуя
христианам нести Радостную Весть о Христе. 23.(14)
В некоторых рукописях имеется ст. 14: "Горе вам, учителя Закона и фарисеи!
Святоши! Вы пожираете дома́ вдов, а потом напоказ долго молитесь!
Вас ждет самое суровое наказание!" 23.15Обращенный — язычник, уверовавший в единого Бога и соблюдавший
Закон Моисея. 23.16-22
Типичный пример казуистики. Об отношении Иисуса к клятвам см. 5.33-37. 23.19Слепцы — в некоторых рукописях: "Глупые и слепые
люди". 23.23
Разрешалось есть лишь ту пищу, с которой была уплачена десятина. В Законе
Моисея не упомянуты пряные травы, что говорит о сверхщепетильности
фарисеев. 23.24Комар и верблюд считались нечистыми. 23.25в своей алчности — в некоторых рукописях: "в грехе"
или "в неправедности". 23.26чаши — в некоторых рукописях: "чаши и блюда". 23.27Гробницы обычно белили, чтобы люди могли их заметить и случайно
к ним не прикоснуться, потому что прикосновение к трупу или к гробнице
делало человека ритуально нечистым. 23.35
Бытие, первая книга Священного Писания ВЗ, повествует об убийстве Авеля —
первом убийстве на земле, а в книге, которая в еврейской Библии
считается последней, т.е. 2 Паралипоменон, рассказывается об убийстве
пророка Захарии. 23.38Домом назывался иерусалимский Храм. Дом оставлен и пуст —
в некоторых рукописях: "Дом вам оставлен пустым".
Мк.: 12.38в длинных одеждах имеются в виду талифы
длинные шали, которыми благочестивые евреи накрывают во время молитвы голову. 12.41в сокровищницу во Дворе женщин стояли тринадцать больших
сосудов, по форме напоминавших рог, куда опускались пожертвования на Храм. 12.42две медные монетки дословно: "две лепты"; лепта
самая мелкая монета, 1/128 денария.
Лк.: 20.46в длинных одеждах — имеются в виду талифы —
длинные шали, которыми благочестивые евреи накрывают во время молитвы голову.
Талифы фарисеев были, вероятно, длиннее, чем у других. 21.1в сокровищницу — во Дворе язычников стояли тринадцать
больших сосудов, по форме напоминавших рог, куда опускались пожертвования
на Храм. 21.2две медные
монетки — дословно "две лепты"; лепта —
самая мелкая монета, 1/128 денария, составлявшего среднюю плату за один
рабочий день. 21.4клали
в дар — некоторые рукописи добавляют: "Богу"..