14
Когда они вернулись к толпе, к Нему приблизился человек и, упав
перед Ним на колени, (15) сказал:
Господин мой, сжалься над моим сыном! У него падучая, он ужасно
мучается: то в огонь часто падает, то в воду. (16) Я привел
его к Твоим ученикам, но они не смогли его вылечить.
17
О люди, неверующие и развращенные!
сказал Иисус. Долго ли Мне еще с вами быть?! Долго ли
еще вас терпеть?! Ведите его сюда ко Мне!
18
Иисус приказал бесу выйти, и бес вышел, а мальчик в тот же
миг выздоровел. (19) Когда ученики остались
с Иисусом одни, они подошли к Нему и спросили:
Почему мы не смогли его изгнать?
20
Потому что у вас мало веры, ответил
Он. Говорю вам, если бы у вас была вера хоть с горчичное
зерно и если бы вы сказали этой горе: "Передвинься оттуда
сюда", она бы передвинулась. И не было бы для вас
ничего невозможного. [21]
14Когда
они вернулись к ученикам, то увидели, что вокруг них собралась
большая толпа и с ними спорят учителя́ Закона. 15 Увидев
Иисуса, изумленная толпа тут же побежала Его приветствовать.
16 Иисус
спросил учеников:
О чём вы с ними спорите?
17 Один
человек ответил из толпы:
Учитель, я привел к Тебе своего сына: он немой, в нём нечистый
дух. 18 Когда бес нападает на него,
он валит его на землю, на губах у мальчика выступает пена, он скрипит
зубами, а потом всё тело цепенеет. Я просил Твоих учеников изгнать беса,
но они не смогли.
19
О люди без веры! сказал им тогда Иисус. Долго
ли Мне еще с вами быть?! Долго ли еще вас терпеть?! Ведите его ко Мне!
20 Его
привели к Иисусу. Бес, увидев Иисуса, тотчас затряс мальчика, и тот
упал и стал кататься по земле с пеной на губах.
21
И давно это с ним случилось? спросил Иисус отца.
С детства, ответил тот. 22 Много
раз хотел бес его погубить: то в огонь бросал, то в воду.
Но если Ты можешь что-нибудь сделать, сжалься над нами, помоги!
23
Что значит "если можешь"? сказал ему Иисус.
Всё может тот, у кого есть вера.
25 Иисус,
видя, что сбегается народ, приказал нечистому духу:
Дух немоты и глухоты, Я приказываю тебе: выйди из него и больше
не входи!
26 Бес,
сильно сотрясая тело мальчика, с воплем вышел. Тот лежал как мертвый;
многие даже говорили, что он умер. 27 Но Иисус,
взяв его за руку, поднял и тот встал.
28 Когда
Иисус вошел в дом, ученики, оставшись с Ним наедине, спросили:
А почему мы не смогли его изгнать?
29
Таких бесов можно изгнать только молитвой, ответил Иисус.
37 На следующий
день, когда они спускались с горы, Иисуса встречала большая толпа. 38 Вдруг
из толпы один человек закричал:
—
Учитель, умоляю, взгляни на моего сына! Он у меня единственный! 39 На него
нападает дух: он вдруг начинает кричать, весь бьется в судорогах
от беса, на губах пена, а бес всё мучит его и никак не уходит.
40 Я просил Твоих учеников изгнать
беса, но они не смогли.
41 —
О люди, неверующие и испорченные! Сколько еще Мне с вами быть?
Сколько еще вас терпеть? Веди сюда своего сына!
42 Когда
мальчик подходил, бес повалил его на землю в припадке. Но Иисус
усмирил нечистого духа, исцелил мальчика и отдал его отцу. 43 И все поражались
дивному величию Бога.
22
Когда они возвращались в Галилею, Иисус
сказал им:
Сына человеческого скоро предадут в руки людей
(23) и убьют, но на третий
день Бог поднимет Его из мертвых.
Они
сильно опечалились.
30 Они
ушли оттуда и теперь шли по Галилее. Иисус не хотел, чтобы об этом
знали, 31потому что
Он наставлял Своих учеников. Он говорил им:
Сына человеческого скоро предадут в руки людей и убьют. Он умрет, но через
три дня воскреснет.
32 Они
не понимали сказанного Им, но спросить Его боялись.
В то время
как все дивились делам, которые делал Иисус, Он сказал ученикам:
44 —
Выслушайте и запомните то, что Я вам скажу: Сына человеческого отдадут
в руки людей.
45 Но они
не знали, что значат эти слова: смысл их был от них скрыт
и они не могли понять, а спросить Его о том, что Он сказал,
боялись.
24
Когда они пришли в Капернаум, к Петру подошли сборщики храмовой
подати в две драхмы.
Ваш учитель платит подать, не так ли? спросили
они.
Симон, как ты думаешь? спросил Он.
С кого земные цари взимают подати и сборы? Со своих или с чужеземцев?
26
С чужеземцев, ответил Петр.
27
Тогда свои свободны, сказал Иисус.
Но не будем смущать их. Ступай к морю, закинь удочку и возьми
первую рыбу, которая попадется на крючок, открой ей рот,
и там ты найдешь монету в четыре драхмы. Возьми ее и отдай
им за нас обоих.
18
В это время пришли к Иисусу ученики.
— Кто
больше всех в Царстве Небес? — спросили они.
2
Иисус, подозвав ребенка, поставил его перед ними (3) и сказал:
— Верно
вам говорю, пока не изме́нитесь и не станете
такими, как дети, не войдете в Царство Небес. 4
Кто умалит себя и станет таким, как этот ребенок,
тот больше всех в Царстве Небес. 5
И кто примет одного такого ребенка ради Меня, тот Меня
примет. 6 А для того
человека, кто толкает на грех хотя б одного из этих
людей — простых и малых, верящих в Меня, —
было бы лучше, если бы мельничный жернов
на шею ему повесили и бросили в пучину морскую! 7 Го́ре миру, здесь неизбежно много такого,
что приводит к греху! Но го́ре
тому человеку, кто стал причиной греха! 8 Если рука твоя или нога тебя вводит в грех,
отруби ее и отбрось! Лучше тебе войти в Жизнь
одноруким или хромым, чем с обеими руками и обеими
ногами быть брошенным в вечный огонь. 9 Если твой глаз тебя вводит
в грех, вырви его и отбрось! Лучше тебе одноглазым
войти в Жизнь, чем с обоими глазами быть
брошенным в адский огонь.
10
Смотри́те, не презирайте ни одного из простых и малых.
Верно вам говорю, их ангелы всегда стоя́т рядом с Моим
Небесным Отцом. [11]
12
Как вы считаете? Если есть у человека сто овец и одна из них
заблудилась, разве не оставит он девяносто девять в горах и не пойдет
искать заблудившуюся? (13) А когда найдет,
верно вам говорю, будет радоваться ей больше, чем девяноста девяти незаблудившимся.
14Так и ваш Небесный Отец: Он не хочет, чтобы погиб хоть один из самых
малых.
15Если твой брат провинится перед тобой, ступай к нему и упрекни его
с глазу на глаз. Если он тебя послушается, ты вернул себе
брата. (16) А если не послушается,
возьми с собой еще одного или двух человек, потому что "всякое
дело должно разбираться при двух или трехсвидетелях".(17) Если и их не послушается,
скажи общине. Если и общины не послушается, пусть он будет для тебя
всё равно что язычник или сборщик податей.
18
Верно вам говорю: то, что вы запретите на земле, запретят на небе
и то, что вы разрешите на земле, разрешат и на небе.
(19) И снова повторяю: если двое из вас
вместе попросят о чём-либо, Мой Небесный Отец даст им всё, о чём
они ни попросят, (20) потому
что где хотя бы двое или трое соберутся ради Меня, там буду и Я.
21
Тогда подошел к Нему Петр и спросил:
Господь,
сколько раз должен я прощать брата, если он передо мной провинится? Семь раз?
22
Нет, не семь, а семьдесят раз по семь, отвечает
ему Иисус. (23) Ведь Царство
Небес вот с чем можно сравнить. Вот представьте
себе: некий царь решил потребовать отчета от своих слуг. (24) Когда
начались денежные расчеты, к нему привели одного человека, который был должен
ему много миллионов серебряных монет. (25) Так как
вернуть эти деньги он не мог, то господин приказал продать в рабство
для уплаты долга и его самого, и его жену, и детей,
и всё имущество. (26) Слуга,
простершись перед ним ниц, говорил: "Потерпи с моим долгом! Я всё
тебе верну!" (27) Господин сжалился над слугой,
отпустил его и простил ему долг. (28) Слуга,
уйдя, встретил одного из своих собратьев, который был должен ему всего-навсего
сто серебряных монет. Он схватил его за горло
и стал душить, приговаривая: "Верни мне долг!" (29) Тот,
упав на колени, молил его: "Потерпи, я верну!" (30) Но он
не согласился, а бросил его в тюрьму до тех
пор, пока не вернет долг. (31) Другие
слу́ги, увидев это, были вне себя, они пошли
и доложили обо всём, что произошло, своему господину. (32) Тогда господин,
призвав его, говорит: "Негодный раб! Ты просил меня, и я простил
тебе весь твой долг. (33) Разве не должен
был и ты проявить милосердие к собрату, как я проявил к тебе?"
(34) И разгневанный господин велел пытать
его до тех пор, пока тот не отдаст весь свой долг.
35
Так и Мой Небесный Отец поступит с вами, если не простите брата
от всего сердца́.
33 Они
вернулись в Капернаум. Дома Иисус спросил их:
О чём вы спорили по дороге?
34 Они
молчали, потому что по дороге спорили о том, кто из них главнее.
35 Иисус сел, подозвал к себе двенадцать
учеников и сказал им:
Тот, кто хочет быть первым, пусть станет последним и служит всем.
36 Он
взял ребенка и поставил его перед ними. Обняв его, Он сказал ученикам:
37
Кто одного из таких детей примет ради Меня, тот примет Меня.
А кто примет Меня, тот не только Меня примет, но и Того,
кто Меня послал.
38
Учитель, сказал Ему Иоанн, мы видели одного человека,
который Твоим именем изгонял бесов, и мы ему запретили, раз он с нами
не ходит.
39 Иисус
ответил:
Не мешайте
ему! Кто совершит чудо, призвав Мое имя, не сможет
сразу же начать Меня чернить. 40 Кто
не против нас, тот за нас!
41 Кто
вас кружкой воды напоит, потому что вы ученики Помазанника,
верьте Мне: не останется он без награды! 42А для того
человека, кто поколеблет веру у одного из этих простых
и малых, было бы лучше, если бы мельничный жернов на шею
ему надели и бросили в море. 43Если
рука твоя тебя вводит в грех, отруби ее! Лучше тебе войти
одноруким в Жизнь, чем с обеими руками войти в геенну,
в неугасимый огонь! [44] 45Если нога твоя вводит
тебя в грех, отруби ее! Лучше тебе войти в Жизнь
одноногим, чем с обеими ногами оказаться в геенне. [46] 47Если твой глаз тебя
вводит в грех, вырви его! Лучше тебе одноглазым войти
в Царство Бога, чем с обоими глазами оказаться в геенне, 48 "где непрестанно точит червь и где
огонь не гаснет". 49Каждый
будет очищен огнем, словно жертва солью. 50 Соль
хорошая вещь. Но если соль несоленой станет, чем вы вернете
ей вкус? Имейте в себе соль! И будьте в мире
друг с другом.
46 Среди
учеников произошел спор, кто из них больше. 47 Иисус
зная, о чём они про себя думают, взял ребенка, поставил рядом с собой
48 и сказал им:
—
Кто примет этого ребенка ради Меня, тот принимает
Меня, а кто примет Меня, принимает и Того,
кто послал Меня. Ведь тот из вас, кто меньше всех,
больше всех.
49 Тогда
Иоанн сказал Иисусу:
—
Наставник, мы видели одного человека, который Твоим именем изгоняет бесов,
но мы ему запретили, раз он с нами не ходит.
50 —
Не запрещайте. Кто не против вас, тот за вас, — ответил
ему Иисус.
Мф.:
5.3что бедны ради Господа дословно: "что бедны
духом, или в Духе, или ради, по причине Духа". Ср. Лк 6.20:
"Как счастливы бедные!" Возможно, текст Лк первоначален, а Мф
добавляет слово "Дух или (человеческий) дух", чтобы подчеркнуть
религиозное значение этих слов и указать не только на внешние условия
жизни человека, но и на его внутренний настрой. Этим не исключается
материальная бедность, но уточняется смысл слов и из экономической
переводится в религиозную сферу. Бедные это прежде всего
те, кто слаб, угнетен, лишен средств к существованию и поэтому
особенно нуждается в помощи Божьей. В отличие от большинства богачей,
они кротки, не заносчивы, понимают свою слабость и незначительность,
поэтому возлагают все свои надежды только на Бога (см. Ис 61.1).
Слово "духом" может быть понято также, как "добровольно".
В междузаветный период "бедняками Божьими" называли себя люди,
сознательно отказывавшиеся от богатства ради Бога.
5.22Геенна так первоначально называлось место в долине
Гинном, где сжигали мусор; позже слово стало означать место окончательного
наказания грешников.
5.46Сборщики податей были, как правило, из евреев; они собирали
подати для римских властей, и их ненавидели, считая предателями
своего народа, людьми, нарушающими правила ритуальной чистоты, и грешниками,
потому что они по долгу своей профессии общались с разными людьми, в том
числе и с нечистыми.
11.25простым и малым — буквально: "детям", т.е. тем,
кто приняли весть Иисуса о прощении (грешникам, сборщикам податей и т.д.),
и стали Его учениками.
17.15
Вероятно, мальчик был болен эпилепсией. 17.16
О маловерии учеников говорится также в 14.16-17,26-31;
15.16,23,33;
16.5-7,22;
17.4. 17.17
Ср. Втор 32.5; Деян 2.40;
Флп 2.15. Эти слова
обращены не только к ученикам, но и ко всей толпе. 17.20мало веры в некоторых рукописях: "нет веры". 17.(21)
В ряде позднейших рукописей есть ст. 21: "Такого рода бесов можно
изгнать только молитвой и постом". 17.22возвращались в Галилею в некоторых рукописях: "находились
в Галилее". 17.24храмовая подать специальный налог на содержание Храма
в две драхмы, или полшекеля, что приблизительно составляло
плату за два рабочих дня, платился раз в год всеми взрослыми евреями
мужского пола, жившими как в Палестине, так и за ее пределами. 17.25Со своих или с чужеземцев? возможно иное понимание:
"С сыновей или с посторонних?" 17.27монету в четыре драхмы буквально: "один стате́р",
это греческая монета достоинством в четыре драхмы. 18.2-5
Последователи Иисуса, вместо того чтобы утверждать свое первенство, должны добровольно
уподобиться детям, которые в древности не обладали никакими правами
и не владели собственностью (ср. также "бедные", прим.
к 5.3). Ребенок становится символом истинного христианина, не потому
что он свят и невинен, а потому что не ставит себя выше других. 18.5ради Меня — дословно: "во имя Мое". 18.6простых и малых — буквально: "малых". Вероятно,
имеются в виду не дети, о которых шла речь выше, а ученики
Иисуса (см. также прим. к 11.25). Мельничный
жернов — т.е. жернов, который приводился в движение ослом;
он был очень большим и неподъемным — так велик и грех
человека, помешавшего другим поверить. Евреи боялись моря, поэтому смерть через
утопление казалась им особенно ужасной. Но лучше такая смерть, потому что
она губит только тело, чем Божий приговор (ср. 10.28). 18.9войти в Жизнь — т.е. обрести спасение и вечную жизнь;
здесь то же, что "Царство Бога". В адский огонь —
дословно: "в геенну огня"; см. прим. к 5.22. 18.10их ангелы — евреи верили, что у людей есть ангелы-хранители,
имевшие ту же внешность, что и люди, которых они охраняли (см. Деян 12.15;
ср. Быт 48.16). Стоят рядом — т.е. у них всегда
есть доступ к Богу и они могут обратиться к Нему с просьбами. 18.(11)
В некоторых рукописях имеются слова: "Ведь Сын человеческий пришел
спасти то, что пропало" и "Ведь Сын человеческий пришел
разыскать и спасти то, что пропало". 18.14ваш Небесный Отец — в рукописях разночтения: "наш Небесный
Отец", "Мой Небесный Отец". 18.15
Слово брат употребляется в широком смысле; здесь "брат во Христе",
т.е. христианин. 18.17сборщик податей — см. прим. к 5.46. 18.20
Ср. слова из Пирке Авот 3.3: "Когда двое сидят и есть между
ними слова Торы, то Шехина́ (т.е. Божья Слава) пребывает с ними". 18.22семьдесят раз по семь возможен иной перевод: "семьдесят
семь раз". Вне зависимости от перевода смысл ответа в том,
что последователи Иисуса никогда не должны переставать прощать. 18.24много миллионов серебряных монет дословно: "десять тысяч
талантов". Это сумма фантастическая по размеру, равнявшаяся примерно
260 тоннам золота, и никто не смог бы ее уплатить. 18.26говорил в некоторых рукописях: "говорил: "Господин"".
Мк.: 9.14увидели
в некоторых рукописях: "Он увидел". 9.23Что значит "если можешь"? в некоторых рукописях:
"Если можешь поверить". 9.24воскликнул в некоторых рукописях: "воскликнул со слезами". 9.29молитвой в некоторых рукописях: "молитвой и постом". 9.31через три дня в некоторых рукописях: "на третий
день". 9.42простых и малых см. прим.
к Мф 18.6. 9.43 войти
... в Жизнь см. прим. к Мф 18.9.
Геенна [(евр. ге-хинно́м, долина Гинном) долина
недалеко от Иерусалима, где сжигали мусор и отходы; позже слово
стало означать место окончательного наказания грешников]. 9.(44,46)
В ряде рукописей имеются ст. 44 и 46: "где непрестанно точит
червь и где огонь не гаснет". 9.45в геенне [см. прим. к 9.43]
в некоторых рукописях: "в геенне, в неугасимом огне". 9.47в геенне в некоторых рукописях: "в огненной
геенне". 9.49очищен
огнем дословно: "посолен огнем". В этом стихе много
разночтений: "Каждый будет очищен огнем, и каждая жертва будет очищена
солью", "Каждая жертва будет посолена солью" и т. д.