3
К Нему пришли фарисеи и, желая испытать Его, спросили:
Может ли по Закону мужчина развестись с женой по любой причине?
4
А разве вы не читали, что Творец в самом начале "создал
мужчину и женщину? ответил Иисус.
(5) Поэтому оставит человек отца и мать
и привяжется к жене, и станут двое одной
плотью".(6) Итак,
их уже не два человека, а одно существо. То, что соединил
Бог, пусть человек не разлучает.
7
А как же тогда Моисей велел, "разводясь с женой,
дать ей разводное свидетельство"?
говорят они.
8
Моисей позволил вам разводиться с женами из-за вашей тупости и упрямства,
говорит им Иисус. А вначале было не так.
(9) Я говорю вам:
тот, кто разведется с женой по любой причине, кроме ее измены,
и женится на другой, согрешит, нарушив верность.
10
Если мужчина должен так относиться к женитьбе, тогда лучше не жениться!
говорят Ему ученики.
11
Не все могут принять то, что Я сказал, а только те, кому
это дано, ответил Он. (12) Есть
разные причины, по которым люди не могут жениться: одни такими родились,
других, как, например, евнухов, такими сделали люди, а есть и такие,
которые не женятся ради Царства Небес. Тот, кто может
принять, пусть примет!ы
2 И вот
пришли к Нему фарисеи и задали вопрос, желая испытать Его:
Может ли по Закону мужчина развестись с женой?
3
А что вам заповедал Моисей? спросил Иисус.
4
Моисей позволил развестись с женою, дав ей разводное свидетельство,
ответили они.
5
Моисей написал вам такую заповедь, потому что сердца́ у вас черствы
и упрямы, возразил Иисус. 6 Но с самого
начала, со времен сотворения мира, Бог "создал мужчину и женщину.7 Поэтому оставит человек отца и мать
и привяжется к жене,8 и станут
двое одной плотью". Итак, их уже не два человека, а одно
существо. 9То, что соединил
Бог, пусть человек не разлучает.
10 А в доме
ученики спросили Его о том же.
11
Кто разведется с женой и женится на другой, тот согрешит,
нарушив супружескую верность, ответил Иисус. 12И если
женщина разведется с мужем и выйдет за другого, то она совершит
тот же грех.
18 Всякий,
кто разводится с женой и женится на другой, грешит, нарушая верность.
И тот, кто женится на разведенной, совершает тот же грех.
13
В то время к Иисусу принесли детей, чтобы Он возложил на них
руки и помолился. А ученики их бранили.
14
Пусть дети приходят ко Мне, не мешайте им!
сказал им Иисус. Царство Небес принадлежит таким,
как они.
—
Учитель, что я должен сделать доброго, чтобы получить вечную жизнь?
17 —
Что ты спрашиваешь Меня о добром? Один Бог добр, — ответил
ему Иисус. — А если хочешь войти в Жизнь, соблюдай заповеди.
18 —
Какие? — спрашивает тот.
—
"Не убивай, не нарушай супружескую верность, не кради, не давай
ложных показаний", (19) "почитай
отца и мать" и "люби ближнего, как самого себя".
20— Я все их исполняю, — отвечает юноша. —
Чего мне еще недостает?
21 —
Если хочешь быть совершенным, ступай, продай всё свое имущество и раздай
бедным. Тогда богатство будет у тебя на небе. А потом приходи
и следуй за Мной, — сказал Иисус.
22
Юноша, услышав эти слова, ушел опечаленный: он был очень богат.
23
А Иисус сказал Своим ученикам:
—
Верно вам говорю, трудно богатому войти в Царство Небес. (24) Повторяю,
легче
верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем в Царство
Бога войти богачу.
—
Для человека это невозможно, но для Бога всё возможно.
27
Тогда обратился к Иисусу Петр.
—
А вот мы оставили всё и последовали за Тобой, —
сказал он. — Что нам будет за это?
28 —
Верно вам говорю, — ответил Иисус, — в новом Веке,
когда Сын человеческий воссядет на престоле Небесной славы, тогда и вы,
последовавшие за Мной, сядете на двенадцати престолах, чтобы править
двенадцатью племенами Израиля. (29) Всякий,
кто оставит дома́, братьев, сестер, отца, мать, детей или поля
ради Меня, получит во сто крат больше и обретет вечную жизнь.
30
Но многие, кто сейчас первые, станут последними, а последние —
первыми.
13К Иисусу
приносили детей, чтобы Он к ним прикоснулся. А ученики их бранили.
14 Иисус, увидев это, возмутился и сказал
им:
Пусть дети приходят ко Мне, не мешайте им. Ведь Царство Бога принадлежит
таким, как они. 15 Верно вам говорю,
кто не примет Царства Бога, как ребенок, тот не войдет туда.
16 И,
обняв детей, Иисус возложил на них руки и благословил.
17 Когда
Иисус отправлялся в путь, к Нему подбежал человек и, упав перед Ним
на колени, спросил:
Добрый Учитель, что мне делать, чтобы получить вечную жизнь?
18
Почему ты называешь Меня добрым? сказал Иисус. Один Бог
добр. 19 Ты знаешь Его заповеди: не убивай,
не нарушай супружескую верность, не кради, не давай ложных показаний,
не обманывай, почитай отца и мать.
20
Учитель, я с юных лет соблюдаю всё это, ответил тот
Иисусу.
21Иисус
взглянул на него, и он сразу Ему полюбился. Иисус сказал:
Одного тебе не хватает. Иди, продай всё, что есть у тебя, и раздай
бедным. Тогда богатство будет у тебя на небе. А потом приходи и следуй
за Мной.
22 Но тот
помрачнел от этих слов и ушел печальный: он был очень богат.
Дети мои, как трудно войти в Царство Бога! 25 Легче
верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем в Царство Бога войти богачу.
26 Они
были так поражены, что между собой говорили:
Кто же тогда может спастись?
27 Иисус,
посмотрев на них, сказал:
Для людей это невозможно, но не для Бога. Для Бога
всё возможно.
28 Тогда
заговорил Петр:
А вот мы оставили всё и пошли за Тобой.
29
Верно вам говорю, сказал Иисус, всякий, кто оставил
дом, братьев, сестер, мать, отца, детей, поля ради Меня и ради Радостной
Вести, 30 получит теперь, в этом веке,
во сто раз больше домов, братьев, сестер, матерей, детей, полей, но и преследований
тоже, а в Веке будущем вечную жизнь. 31 Но многие
из тех, кто сейчас первые, станут последними, а последние
первыми.
15 К Иисусу
принесли маленьких детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Но ученики, увидев
это, стали их бранить. 16 Иисус подозвал
детей к себе и сказал:
—
Пусть приходят ко Мне дети, не мешайте им. Царство Бога принадлежит
таким, как они. 17 Говорю вам, кто не примет
Царства Бога, как ребенок, не войдет в него.
18 Один
из видных людей спросил Иисуса:
—
Добрый учитель, что мне надо сделать, чтобы получить вечную жизнь?
19 —
Что ты называешь Меня добрым? — спросил Иисус. — Никто не добр,
один только Бог. 20 Его заповеди
ты знаешь: не нарушай супружескую верность, не убивай, не кради,
не давай ложных показаний, почитай отца и мать.
21 —
Я с юных лет соблюдаю всё это, — ответил тот Иисусу.
22 Иисус,
услышав это, сказал:
—
Тебе одного не хватает. Всё, что есть у тебя, продай и раздай
бедным. Тогда богатство будет у тебя на небесах. А потом следуй
за Мной.
23 Но тот,
услышав это, сильно опечалился: он был очень богат. 24 Иисус,
увидев, что он опечалился, сказал:
25 —
Как трудно людям зажиточным войти в Царство Бога! Легче верблюду пройти
сквозь игольное ушко, чем в Царство Бога войти богачу.
26 —
Кто же тогда может спастись? — спросили Иисуса слушатели.
27 —
То, что невозможно для людей, возможно для Бога, — ответил
Иисус.
28 —
А вот мы оставили всё свое и пошли за Тобой, — сказал
тогда Петр.
29 —
Верно вам говорю, — сказал Иисус, — всякий, кто оставил
дом, или жену, или братьев, или родителей, или детей ради
Царства Бога, 30 получит во много раз
больше в этом веке, а в будущем Веке — вечную жизнь.
20
Ведь Царство Небес можно сравнить вот с чем: один хозяин пошел рано утром
нанимать работников в свой виноградник. (2) Сговорившись
с работниками о том, что он заплатит им за день одну серебряную
монету, он послал их в виноградник. (3) Придя
в девять часов утра на рыночную площадь, он увидел, что там стоя́т
еще люди без дела. (4) Он сказал
им: "Ступайте и вы в виноградник. Я заплачу вам, что будет
причитаться". (5) Они пошли. И в двенадцать
часов, и в три часа дня он делал то же самое. (6) И уже
около пяти часов он еще раз пришел на площадь, увидел стоявших там людей
и говорит им: "Что вы стои́те весь день без дела?" —
(7) "Никто нас не нанял", —
отвечают они. Он говорит им: "Ступайте и вы в виноградник".
(8) Когда настал вечер, хозяин говорит своему
управляющему: "Созови работников и расплатись с ними. Начни с тех,
кого наняли последними, и закончи первыми". (9) Пришли
нанятые в пять часов вечера, и каждый получил по серебряной монете.
(10) Первые, придя, решили, что они получат
больше. Но и они получили по денарию. (11) И,
получив, стали негодовать на хозяина: (12) "Эти последние
час один проработали, ты же приравнял их к нам, а мы ведь
целый день надрывались под палящим солнцем". (13) Но он ответил
одному из них: "Я тебя не обидел, приятель.
Разве ты сговорился со мной не за один
денарий? (14) Получай
свое и уходи. А я хочу и этому, последнему, дать столько же,
сколько тебе. (15) Разве я не вправе
поступать со своими деньгами, как хочу? Или тебе завидно, что я щедр?"
16
Так последние станут первыми, а первые — последними.
17
Иисус, направляясь в Иерусалим, отвел в пути двенадцать учеников в сторону
и сказал им одним:
18
Вот мы идем в Иерусалим. Сына человеческого выдадут старшим священникам
и учителям Закона. Его приговорят к смерти (19)и отдадут
язычникам на глумление, бичевание и распятие, но на третий
день Бог поднимет Его из мертвых.
32 Теперь
они держали путь в Иерусалим. Впереди шел Иисус. Ученики были в тревоге,
а их спутникам было страшно. Иисус отвел в сторону двенадцать учеников
и стал им говорить, что с Ним будет:
33
Вот мы идем в Иерусалим. Сына человеческого отдадут в руки старших священников
и учителей Закона. Они осудят Его на смерть и отдадут в руки
язычников. 34И те
будут над Ним глумиться, будут плевать в Него, бичевать и убьют.
Но через три дня Он воскреснет.
31 Отведя
Двенадцать в сторону, Иисус сказал им:
—
Вот мы идем в Иерусалим, и там исполнится всё, что написано пророками
о Сыне человеческом. 32 Его отдадут
в руки язычников, над Ним будут глумиться, оскорблять, плевать в Него,
33 будут бичевать, а потом убьют. Но на
третий день Он воскреснет.
34 Но они
ничего из этого не поняли. Смысл Его слов оставался скрытым для них,
и они не понимали, о чём говорит Иисус.
Мф.:
5.31
У евреев право на развод имел только муж. Закон Моисея, обязывая мужа
дать жене свидетельство о разводе, защищал права жены, которая в таком
случае могла получить часть имущества, а также снова вступить в брак,
что не считалось грехом. 5.32
Под изменой понимались различные сексуальные грехи, а также,
возможно, запрещенные браки, о которых говорится в Лев 18.6-18.
Совершает тот же грех по древним представлениям,
только жена нарушала супружескую верность. Муж, вступая в связь с другой
женщиной, не совершал греха против своей жены.
18.2-5
Последователи Иисуса, вместо того чтобы утверждать свое первенство, должны добровольно
уподобиться детям, которые в древности не обладали никакими правами
и не владели собственностью. Ребенок становится символом истинного христианина,
не потому что он свят и невинен, а потому что не ставит
себя выше других.
19.3
Закон Моисея разрешал развод, но среди учителей Закона шли споры о причине,
делавшей развод возможным. Консервативная школа Шаммая считала, что развод
допустим лишь в случае, если жена нарушила супружескую верность, а школа
Гиллеля утверждала, что муж имеет право развестись с женой по любой
причине. Ср. Мк 10.3,
где слова "по любой причине" отсутствуют. 19.6человек т.е. муж, так как брак и развод в древних
обществах были чисто семейными установлениями, не нуждавшимися в религиозном
освящении. 19.7
Право на развод имел только муж. См. прим. к 5.31. 19.9согрешит, нарушив верность слова Иисуса звучали неслыханно
ново, так как считалось, что муж может быть виноват лишь перед другим мужчиной,
если вступит в связь с его женой, но он не нарушал супружескую
верность, изменяя собственной жене. Ср. Мк 10.11,
где слова "по любой причине, кроме ее измены"
отсутствуют. В некоторых рукописях стих заканчивается словами: "и кто женится
на разведенной, нарушает верность". См. также прим.
к 5.32. 19.11кому это дано дар безбрачия дается Богом, но не всем,
а только некоторым (ср. 1Кор
7.7). 19.13-14
См. прим. к 18.2-5. 19.16Учитель — в некоторых рукописях: "Добрый Учитель".
Получить вечную жизнь — то же, что "войти в Царство
Бога". 19.17Что ты спрашиваешь Меня о добром? — в некоторых
рукописях: "Что ты называешь Меня добрым?" Кроме того,
в ряде рукописей есть также слова: "Никто не добр, кроме одного
только Бога". 19.20
Очень многие были уверены, что люди способны исполнять Закон Моисея,
не нарушая его даже в мелочах (см. Лк 1.6;
Флп 3.6). В ответе
юноши нет гордыни, так как он сам не удовлетворен и чувствует,
что для спасения ему необходимо еще что-то. Исполняю —
в некоторых рукописях: "исполняю с юности". 19.24легче верблюду... — верблюд — самое крупное животное
на Ближнем Востоке. Вероятно, это пословичное выражение; в Вавилонском
Талмуде сохранилось похожее выражение, но там говорится о слоне. 19.25
Удивление учеников вызвано столь резким отношением к богатству, в котором
обычно видели доказательство Божьего благоволения к человеку. 19.29мать — в некоторых рукописях: "мать, жену". 20.2одну серебряную монету — дословно:
"один денарий". Такова была средняя плата за один рабочий день. 20.16
В некоторых рукописях имеются также слова: "Ведь много званых, но мало
избранных". 20.19
Под язычниками имеются в виду римляне, правившие тогда Иудеей.
Мк.: 9.31через три дня в некоторых рукописях: "на третий
день".
10.9человек
см. прим. к Мф 19.6. \
10.11нарушив супружескую верность
см. прим. к Мф 5.32. [10.12Совершает тот же грех см. прим. к Мф
5.32.] 10.13их
в некоторых рукописях: "приносивших". 10.21следуй за Мной в некоторых рукописях: "следуй за
Мной, взяв крест". 10.24 как
трудно в некоторых рукописях: "как трудно надеющимся
на богатство". 10.33язычников см. прим. к Мф 20.19. \
10.34через три дня см. прим. к 9.31.
Лк.: 16.18
По древним представлениям, только жена могла нарушить супружескую верность.
Муж, вступая в связь с другой женщиной, не совершал греха против
своей жены. Иисус указывает на ответственность мужа, что было неслыханным
для того времени.
18.15Дети, как и женщины, не были полноправными членами религиозной общины. 18.19
Смысл этих слов не совсем ясен. Вероятнее всего, Иисус хочет сказать, что Он ничего
не говорит и не делает от себя, собственной властью, а лишь
исполняет то, что велит Ему Отец. 18.25Легче верблюду... — верблюд — самое
крупное животное на Ближнем Востоке. Вероятно, это пословичное выражение;
в Вавилонском Талмуде сохранилось похожее выражение, но там говорится
о слоне. 18.32в руки
язычников — имеются в виду римляне, правившие тогда Иудеей.