51 Поскольку
уже приближалось для Иисуса время, когда Бог возьмет Его на небо,
Он решил идти в Иерусалим. 52 Он выслал
вперед Своих посланцев. Те пришли в самарянскую деревню, чтобы приготовить
для Него всё необходимое. 53 Но Иисуса
там не приняли: по Нему было видно, что Он направляется в Иерусалим.
54 Его ученики Иаков
и Иоанн, увидев это, сказали:
—
Господь, хочешь, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и уничтожил
их?
55Но Иисус,
обернувшись, запретил им. 56 И тогда они пошли
в другую деревню.
19
1 Когда Иисус закончил Свою речь, Он ушел
из Галилеи и направился в земли Иудеи за Иорданом.
10
1Оттуда Иисус направляется
в Иудею и в земли за Иорданом.
101 Затем
Господь избрал еще семьдесят двух человек и разослал их по двое
впереди себя по всем городам и селениям, где намеревался и сам побывать.
2 Он сказал им:
—
Велика жатва, а работников мало. Так проси́те
Хозяина жатвы, пусть пришлет еще работников на жатву!
3 Ступайте!
Вот, Я посылаю вас, как ягнят в волчью стаю. 4 Не берите
с собой ни кошелька, ни котомки, ни обуви и ни с кем
по дороге не здоровайтесь. 5 Когда придете
в чей-нибудь дом, сначала скажите: "Мир этому дому!" 6 И если
там живет человек, достойный мира, мир ваш останется с ним, а если
нет — вернется к вам. 7 И в этом
доме оставайтесь, ешьте и пейте всё, что у них есть, потому что работник
заслуживает платы. Не переходите из дома в дом. 8 Если
вы пришли в какой-нибудь город и там вас приняли, ешьте всё,
что дадут вам, 9 исцеляйте
их больных и говорите: "Царство Бога уже рядом с вами!"
10 А если придете в город, а там
вас не примут, пройдите по его улицам со словами: 11 "Даже
пыль, которая пристала к нашим ногам в вашем городе, мы, отряхнув, возвращаем
вам. И всё же знайте: Царство Бога уже рядом!" 12 Говорю
вам, Содому в тот День будет легче, чем тому городу!
13 Го́ре
тебе, Хоразин! Го́ре тебе, Вифсаида! Если бы
в Тире и Сидоне свершились те чудеса, какие
свершились у вас, они давно, сидя в рубище и пепле, раскаялись
бы. 14 И потому
Тиру и Сидону будет легче на Суде, чем вам! 15 И ты,
Капернаум, думаешь, до небес тебя превознесут?
Нет, до недр земных низвергнут! 16 Тот,
кто слушает вас, слушает Меня, кто отвергает
вас, отвергает Меня. А кто Меня отвергает, отвергает
Того, кто послал Меня.
20 Затем Иисус стал укорять города,
где было совершено большинство Его чудес, за то, что они не отвратились
от грехов:
21 Го́ре тебе, Хорази́н!
Го́ре тебе, Вифсаи́да! Если бы в Тире и в Сидо́не свершились те чудеса, какие
свершились у вас, они давно бы, в рубище и пепле,
отвратились от грехов. 22 И потому, говорю вам, Тиру
и Сидону будет легче в День Суда, чем вам! 23И ты, Капернаум, думаешь,
до небес тебя превознесут? Нет, до недр земных низвергнут!
Если бы в Содоме свершились те чудеса, какие
свершились у вас, он бы стоял и поныне. 24 И потому, говорю вам,
земле содомской будет легче в День Суда, чем тебе!
—
Господь, — говорили они, — даже бесы нам подчиняются,
когда мы им приказываем Твоим именем!
18 —
Я видел: Сатана пал молнией с небес, — сказал им Иисус. —
19 Вот, Я дал вам
власть наступать на змей и скорпионов и власть над всей силой
врага — и ничто не вредит вам. 20 Но не тому
радуйтесь, что духи вам подчиняются, а радуйтесь тому, что имена
ваши записаны на небесах!
21 И в тот же
миг Святой Дух исполнил Иисуса ликованием, и Он сказал:
—
Отец, Владыка неба и земли! Благодарю Тебя за то,
что Ты открыл простым и малым сокрытое от мудрых
и разумных! Да, Отец, такова была Твоя благая воля! 22 Мой Отец
всё вверил Мне. Никто не знает, кто Сын, кроме Отца,
и кто Отец, кроме Сына и того, кому Сын пожелает
открыть.
23 И,
повернувшись к ученикам, Иисус сказал им одним:
—
Счастливы глаза, видящие то, что вы видите. 24 Поверьте
Мне, много пророков и царей хотели увидеть то, что вы видите,
но не увидели, и услышать то, что вы слышите,
но не услышали.
Отец, Владыка неба и земли́! Благодарю Тебя за то,
что Ты открыл простым и малым сокрытое
от мудрых и разумных! 26 Да, Отец, такова была Твоя
благая воля! 27 Мой Отец всё вверил Мне. Никто не знает
Сына, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме
Сына и того, кому Сын пожелает открыть. 28Придите все ко Мне, измученные тяжкою
ношей! Я дам вам отдых! 29Наденьте на себя ярмо Моих заповедей
и у Меня учи́тесь: потому что Я мягок
и кроток сердцем, и вы наконец отдохнете, 30 ведь заповеди Мои просты и ноша
Моя легка!
25 Появился
некий учитель Закона, который, желая испытать Иисуса, спросил Его:
—
Учитель, что я должен делать, чтобы получить вечную жизнь?
26 —
А что об этом говорится в Законе? — спросил его Иисус. —
Что ты там читаешь?
27 —
"Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой, всеми силами
и всеми своими помыслами". И "люби ближнего, как самого
себя", — ответил тот.
28 —
Ты правильно ответил, — сказал Иисус. — Поступай так
и будешь жить.
—
Шел человек из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников.
Они его ограбили, избили и ушли, бросив полумертвым. 31 И случилось
так, что шел той же дорогой священник, но, увидев его, перешел на другую
сторону. 32 Так же
поступил и левит: дойдя до того места и увидев раненого, он перешел
на другую сторону. 33 А самарянин,
который тоже путешествовал той же дорогой, натолкнулся на него и, увидев,
пожалел, 34 подошел к нему
и, омыв вином и смазав оливковым маслом его раны, перевязал их, посадил
его на собственного мула, привез в гостиницу и там за ним
ухаживал. 35 А на следующий
день, уезжая, он дал хозяину гостиницы две серебряных монеты и сказал:
"Позаботься о нём, а если истратишь сверх того, на обратном
пути я тебе отдам".
36 Кто
из троих, по-твоему, оказался ближним пострадавшему от разбойников?
37 —
Тот, кто проявил к нему милосердие, — ответил тот.
—
Иди и поступай так же, — сказал Иисус.
Лк.: 9.53
Между евреями и самарянами существовала давняя историческая вражда. 9.54и уничтожил их? — некоторые рукописи добавляют: "как сделал
и Илья". 9.55запретил им некоторые рукописи добавляют: «и сказал:
"Вы не знаете, какому духу вы принадлежите. Ведь Сын человеческий
пришел не погубить жизнь людей, а спасти"».
10.1семьдесят два — во многих рукописях: "семьдесят".
Согласно Книге Бытия, на земле было семьдесят народов (в греческом переводе
Ветхого Завета вместо "семидесяти" стоит "семьдесят два").
Возможно, Господь Иисус выбрал такое количество учеников, чтобы показать,
что Его Радостная Весть обращена ко всем народам земли. 10.2
Под жатвой понимается окончательное, эсхатологическое собирание Божьего
народа (см. Ис 27.12), обычно это дело ангелов или Сына человеческого.
Но задача эта столь велика, что в ней должны участвовать и ученики.
Хозяин жатвы — Бог. 10.3-4
Хотя учеников могут ожидать опасности и лишения, но они должны довериться
Богу, который сумеет снабдить их всем необходимым. Ни с кем
по дороге не здоровайтесь — в древности, особенно
на Востоке, обмен приветствиями был очень продолжительным и занимал
много времени, а поручение, с которым Иисус посылает учеников,
не терпит промедления. 10.5"Мир этому дому!" — традиционное приветствие на Востоке. 10.7
Ученики вправе получать необходимую материальную помощь в виде крова и пищи
от тех, кому они приносят духовные дары. Но им запрещается
искать изобилия и материальных выгод. 10.9"Царство Бога уже рядом с вами!" — возможно
иное понимание: "Царство Бога уже здесь!" 10.11Даже пыль... — см. прим.
к 9.5. [Когда евреи возвращались из-за границы, они отряхивали
пыль, приставшую к их одежде и обуви, в знак того, что очищались
от скверны язычников. Жест этот стал выражать крайнее отвращение
и существует до сих пор в странах Востока.] 10.12Содом — во времена Авраама Бог разрушил
города Содом и Гоморру за отвратительные грехи их жителей, наслав
на них дождь с огнем и серой. Если нет надежды для Содома,
то тем меньше для тех, кто отвергает Весть Бога о прощении грешников. 10.13Хоразин и Вифсаида — города неподалеку от Капернаума.
Тир и Сидон — ветхозаветные пророки гневно обличали жителей
этих городов за то, что они отвергали Бога и Его волю.
В рубище и пепле — в знак раскаяния и сокрушения
о своих грехах люди надевали темную одежду из грубой шерсти или мешковины
и посыпали голову пеплом. 10.15И ты, Капернаум... — жителям этого города не надо
рассчитывать на то, что они взойдут на небо только потому, что Господь
Иисус избрал их город Своим местопребыванием и совершил здесь много
чудес. Суд Божий беспристрастен, он судит людей по делам. Если Капернаум
не раскается, его ждет судьба Вавилона (см. Ис 14.13-15). 10.17Семьдесят два — см. прим. к 10.1. 10.18Сатана (арам. "противник, обвинитель") — первоначально
так назывался один из слуг Божьих — ангел, который должен
был испытывать людей (см. Иов 12), но позже так стали
называть главу враждебных Богу духовных сил, целью которого было разорвать связь
между Богом и людьми. Пал с небес — по древним
представлениям, силы зла обитали в нижней сфере небес, помещавшейся под небесным
сводом (ср. Еф 2.2).
Иисус сразился с Сатаной, изгоняя бесов, исцеляя больных и воскрешая
мертвых, и победил его, вынудив покинуть небо. 10.19Змеи и скорпионы здесь символизируют злых духов, слуг врага,
т.е. Сатаны. 10.20
Люди верили, что на небесах есть книга, в которой записываются имена
праведников, а также все добрые и злые дела, сотворенные людьми. 10.21Святой Дух — в некоторых рукописях отсутствует слово "Дух".
Под мудрыми и разумными понимаются религиозные вожди народа,
которые в силу своих знаний и учености должны были бы первыми постичь
Божью волю и принять Его Сына. Парадоксальным образом это смогли
сделать лишь простые и малые (дословно: "дети, не умеющие
говорить"), т.е. ученики Иисуса. 10.22
Некоторые рукописи начинают стих словами: "И, повернувшись к ученикам,
Он сказал". 10.25что я должен делать...? — это был излюбленный вопрос,
который задавался уважаемым учителям. 10.29желая оправдаться — учитель Закона чувствует
себя сконфуженным, потому что он понял, что Иисус хотел сказать ему:
"Зачем ты спрашиваешь меня о вечной жизни? Ведь ты учитель
и знаешь ответ. От тебя требуется лишь исполнять то, чему ты сам
учишь". Теперь он хочет снова взять инициативу в свои руки. 10.31-32Священник, вероятно, возвращается в Иерихон, город, в котором
жило много священников, после того, как закончилась его время служения
в иерусалимском Храме (см. прим.
к слову "смена" в 1.5. [Священники
делились на 24 смены, каждая из которых состояла из 49 семейств.
Каждая смена служила два раза в году по одной неделе.]).
Левит значит "человек из племени Левия". Люди из этого
племени были служителями при Храме, помогавшими священникам. Священник
и левит, вероятно, сочли человека мертвым и побоялись ритуального
осквернения, так как прикосновение к трупу сделало бы их нечистыми
(Числ 19.11-13). 10.33Самарянин — см. прим.
к 9.53. [Между евреями и самарянами существовала
давняя историческая вражда.] Отношения между евреями и самарянами
к этому времени окончательно испортились. 10.34
В древности вино и оливковое масло использовались как лекарства:
вином дезинфицировали раны, а масло служило для их смягчения. 10.35две серебряные монеты — дословно: "два денария".
День проживания в гостинице стоил около 1/12 денария, это означало,
что самарянин оплатил несколько дней проживания раненого, включая пищу и уход. 10.36
Иисус сознательно изменяет вопрос учителя Закона ("А кто мне ближний?")
и сам задает ему вопрос, на который предполагается ответ: "Нельзя
дать определение, кто человеку ближний, можно лишь самому быть ближним"
(H.Greeven).
Мф.:
10.15Содом и Гоморра во времена Авраама Бог разрушил
эти города за отвратительные грехи их жителей, наслав на них
дождь с огнем и серой.
11.21Хоразин и Вифсаида города неподалеку от Капернаума.
Тир и Сидон ветхозаветные пророки гневно обличали жителей
этих городов за то, что они отвергали Бога и Его волю. В рубище
и пепле в знак раскаяния и сокрушения о своих
грехах люди надевали темную одежду из грубой шерсти или мешковины и посыпали
голову пеплом. 11.23И ты, Капернаум... жителям этого города не надо рассчитывать
на то, что они взойдут на небо благодаря тому, что Иисус избрал
их город Своим местопребыванием и совершил здесь много чудес. Суд Божий
беспристрастен, он судит людей по делам. Если Капернаум не раскается,
его ждет судьба Вавилона (см. Ис 14.12-15). Содом
см. прим. к 10.15. Если для Содома нет надежды,
еще меньше ее для тех, кто из гордости и упрямства отвергает Весть
Бога о прощении грешников. 11.25простым и малым буквально: "детям", т.е. тем,
кто приняли весть Иисуса о прощении (грешникам, сборщикам податей и т.д.),
и стали Его учениками. Мудрые и разумные это фарисеи
и религиозная верхушка, отказавшиеся принять волю Бога (ср. Ис 29.14
и 1Кор 1.19). 11.28Я дам вам отдых субботний отдых, предписанный Законом
Моисея, понимался как предварение вечного отдохновения в мессианском
Царстве (см. Евр 3.11;
4.1-11; Откр
14.13). 11.29
Ярмо надевалось на шею рабочему скоту; в переносном же значении оно является
символом покорности и тяжелого труда. Но у евреев также широко
употреблялись выражения: "надеть на себя ярмо заповедей, ярмо Закона,
ярмо Царства, ярмо мудрости". В отличие от Закона Моисея ярмо
"нового закона" Христа легко (Рим 13.9).
19.1за Иорданом эта область называлась Переей, через
нее обычно шли в Иерусалим паломники, не желавшие проходить через Самарию.
Мк.: 10.1в Иудею и в земли
за Иорданом в некоторых рукописях: "в земли Иудеи
за Иорданом".