22 И вот
они прибыли в Вифсаиду. К Нему приводят слепого и просят прикоснуться
к нему. 23 Иисус, взяв слепого за руку,
вывел его за деревню, смочил ему глаза слюной, возложил на него
руки и спросил:
Видишь что-нибудь?
24 Тот,
посмотрев, сказал:
Вижу людей, вижу, ходят... как будто деревья...
25 Тогда
снова приложил Иисус руки к его глазам, и тот выздоровел, стал видеть
и видел всё отчетливо. 26Иисус
отослал его домой, сказав:
Смотри, не заходи в деревню.
27Иисус
пошел с учениками в селения близ Кесарии Филипповой. По дороге
Он спросил учеников:
Кем считают Меня люди?
28
Одни говорят, что Ты Иоанн Креститель, другие что Илья,
а некоторые что один из пророков, ответили
они.
30 Иисус
строго наказал им никому о Нём не говорить.
18 Однажды,
когда Иисус молился в одиночестве, к Нему пришли ученики. Иисус спросил
их:
—
Кем считают Меня в народе?
19 —
Одни говорят, что Ты — Иоанн Креститель, другие — что Илья,
а некоторые говорят, что это встал из мертвых один из древних
пророков, — ответили они.
20 —
А вы кем считаете Меня? — спросил Он.
—
Ты — Помазанник Божий, — ответил Петр.
21 Но Иисус,
строго наказав им никому об этом не говорить,
13Придя в земли Кесарии Филипповой, Иисус спросил Своих учеников:
Кем считают люди Сына человеческого?
14
— Одни говорят, что Ты Иоанн Креститель, другие
что Илья, а некоторые что Иеремия
или один из пророков, ответили они.
15
— А вы кем считаете Меня? спрашивает их Он.
16
— Ты Помазанник, Сын Живого Бога, ответил Симон
Петр.
17
— Ты счастливый человек, Симон, сын Ионы, сказал Он,
потому что тебе открыли это не люди, а Мой Небесный Отец. (18) Поэтому
Я говорю тебе:
ты
Скала, и на этой скале Я возведу Мою Церковь,
и даже силам преисподней ее не одолеть. 19
Я дам тебе ключи от Царства Небес, и то,
что ты запретишь на земле, запретят
на небесах, а что разрешишь на земле,
разрешат на небесах.
20
А потом Он строго наказал ученикам никому не говорить о том,
что Он Помазанник Божий.
31И Он
начал учить их, что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий, и что
старейшины, старшие священники и учителя Закона отвергнут Его, и что
Его убьют, но через три дня Он воскреснет. 32 Он
говорил об этом открыто.
Тогда
Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить. 33 Но Он,
обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра:
Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!
Кто хочет следовать за Мной, пусть забудет о себе,
возьмет свой крест и тогда следует за Мной. 35Кто хочет спасти свою
жизнь, тот ее потеряет. А кто свою жизнь потеряет ради
Меня и Радостной Вести, тот ее спасет. 36 Что
пользы человеку, если он приобретет весь мир, а жизни своей повредит? 37Разве не всё отдал
бы он, лишь бы вернуть себе жизнь?! 38 А кто
постыдится признать Меня и Мои слова перед этим безбожным
и грешным поколением, того и Сын человеческий постыдится признать,
когда придет облеченный в славу Отца Своего с Божьими ангелами.
9
1 Иисус сказал:
Верно вам говорю, есть среди стоящих здесь люди, которые не успеют узнать
смерти, как увидят, что Царство Бога явилось в полной силе.
—
Сын человеческий должен претерпеть много страданий, Его отвергнут старейшины,
первосвященники и учителя Закона, Его убьют, но на третий
день Он встанет из мертвых.
—
Кто хочет следовать за Мной, пусть забудет о себе
и каждый день несет свой крест — тогда
он будет следовать за Мной. 24 Потому
что тот, кто хочет спасти свою жизнь, ее потеряет,
а кто свою жизнь потеряет ради Меня, тот ее спасет. 25 Что пользы человеку,
если он, приобретя весь мир, сам погибнет иль покалечится? 26 А кто постыдится Меня и Моих
слов, того и Сын человеческий постыдится признать,
когда придет в сиянии Своей славы, славы Отца и Божьих
ангелов.
27 Верно
вам говорю, есть среди стоящих здесь люди, которые не успеют узнать смерти,
как увидят Царство Бога.
21
С тех пор Иисус стал открыто говорить Своим ученикам, что Он должен
идти в Иерусалим и претерпеть там много страданий от рук старейшин,
старших священников и учителей Закона и что там Его убьют, но на третий
день Он встанет из мертвых.
22
Петр, отведя Его в сторону, стал Ему перечить:
—
Упаси Боже, чтобы с Тобой такое случилось, Господь!
— Кто
хочет следовать за Мной, пусть забудет о себе,
пусть возьмет свой крест — и тогда
следует за Мной. 25Кто хочет
спасти свою жизнь, тот ее потеряет. А кто
свою жизнь потеряет ради Меня, тот ее обретет. 26 Что пользы
человеку, если он приобретет весь мир, а жизни
своей повредит? Разве не всё отдал бы он, лишь
бы вернуть себе жизнь?! 27 Потому что Сын человеческий
придет в сиянии славы Отца Своего с Его
ангелами и воздаст каждому по делам его.
28
Говорю вам, есть среди стоящих здесь люди, которые не успеют узнать смерти,
как уже увидят Сына человеческого, пришедшего на Царство.
2 Через
шесть дней Иисус берет Петра, Иакова и Иоанна и ведет их на высокую
гору. Они были там одни. Вдруг Его облик изменился у них на глазах.
3 Одежда Его стала сверкающей, ослепительно
белой, как никто не смог бы отбелить на земле. 4 Явились
перед ними Илья с Моисеем и разговаривали с Иисусом.
Рабби! Как хорошо нам здесь! Давай мы сделаем три шалаша:
один Тебе, один Моисею и один Илье.
6 Ведь
он не знал даже что сказать так они были перепуганы. 7И тут
явилось облако, покрывшее их своей тенью, и из облака раздался
голос:
Это Мой любимый Сын. Его слушайте!
8 Они
вдруг оглянулись и видят: никого больше нет, с ними один Иисус.
9 Когда
они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали
о том, что видели, до тех пор, пока Сын человеческий не воскреснет
из мертвых. 10 Они это исполнили,
но между собой толковали: "Что значит "воскреснуть из мертвых"?"
11 Они
спросили Его:
Почему учителя Закона говорят, что сначала должен прийти Илья?
12
Действительно, Илья должен прийти первым и всё подготовить, ответил
Иисус. А почему в Писании говорится, что Сыну человеческому
предстоит много страданий и унижений? 13 Я вам
говорю: Илья уже пришел, и с ним поступили так, как им заблагорассудилось.
Так о нём говорит Писание.
28 Прошло
после этих слов дней восемь. Иисус, взяв Петра, Иоанна и Иакова, поднялся
на гору помолиться. 29 И во время
молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала ослепительно белой.
30 И два человека беседовали с Ним,
это были Моисей и Илья, 31 явившиеся
в сиянии небесной славы, и говорили они об исходе, который предстоит
Ему совершить в Иерусалиме.
32 Петр
и его спутники спали крепким сном, а проснувшись, увидели сияние Его славы
и двух человек, стоящих рядом с Ним. 33 И когда
те уже уходили от Него, Петр сказал Иисусу:
—
Наставник, как хорошо нам здесь! Давай мы сделаем три шалаша:
один Тебе, один Моисею и один Илье. Он и сам не знал, что говорил.
34 И он
еще не договорил, как появилось облако и покрыло их своей
тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. 35 Но из облака
раздался голос, сказавший: "Это Мой Сын, Мой избранник. Его слушайте!"
36 Когда
голос умолк, Иисус снова был один. Ученики сохранили это в тайне и никому
в то время ничего не рассказали из того, что видели.
17
1 Через
шесть дней Иисус берет Петра, Иакова и его брата Иоанна и ведет
их одних на высокую гору. (2) Вдруг
Его облик изменился у них на глазах: лицо Его засияло, как солнце,
а одежда стала ослепительно белой. (3) И вот
явились перед ними Моисей и Илья, они стали
разговаривать с Ним.
—
Господь, как хорошо нам здесь! Давай, я сделаю здесь три шалаша:
один Тебе, один Моисею и один Илье.
5
Когда он говорил, вдруг явилось сияющее облако и накрыло их своей
тенью. И раздался из облака голос: "Это Мой любимый Сын, Моя отрада!
Его слушайте!"
6
Услышав голос, ученики упали ничком, потому что сильно испугались. (7) Иисус,
подойдя к ним, коснулся их и сказал:
—
Вставайте, не бойтесь!
8
Подняв глаза, они уже никого, кроме Иисуса, не увидели. (9) Когда
они спускались с горы, Иисус наказал им:
—
Никому не говорите о том, что вы видели, пока Сын человеческий
не встанет из мертвых.
10
— А почему учителя́ Закона говорят, что сначала должен
прийти Илья? — спросили Его ученики.
11
— Илья действительно должен прийти первым
и всё подготовить, — ответил Он. — (12) Говорю
вам, Илья уже пришел, но его не узнали
и поступили с ним, как им хотелось.
Так и Сыну человеческому предстоит перенести от их рук много страданий.
13
Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
Мк.: 8.26
Некоторые рукописи добавляют: "и никому в деревне не рассказывай". 8.27Кесария Филиппова см. прим. к Мф 16.13. 8.28Илья [ ветхозаветный пророк, совершивший великие чудеса,
которого Бог живым взял на небо. Согласно Писанию, перед приходом
ПомазанникаБожьего Илья должен был вернуться на землю.]. 8.29Помазанник[(евр. Маши́ах) долгожданный
царь из рода Давида, который, согласно еврейскому преданию, должен был свергнуть
иноземное иго и восстановить былое могущество Израиля. Он явится в конце
времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет победу не только
над земными врагами народа Божьего, но и освобождение от грехов.
С Его приходом установится мессианское царство мира с Богом, счастья
и изобилия.] 8.31старейшины,
старшие священники и учителя Закона члены Совета [(греч.
Синедрио́н, в евр. произношении Санхедри́н)
высший еврейский религиозно-политический орган, в функции которого входило
и судопроизводство. В Совет входил 71 человек: первосвященник,
старшие священники, старейшины и учителя Закона. Кроме того, при местных
синагогахбылисоветы старейшин.] [Старейшины(греч.
пресбю́терой) наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле.
Старшие священники(буквально: "первосвященники")
священники, возглавлявшие дневные и недельные смены богослужений в Храме.
Учителя Закона(буквально: "писцы, книжники",
евр. софери́м) люди, занимавшиеся углубленным изучением
и толкованием Писания, прежде всего Закона Моисея; как правило, они принадлежали
к фарисеям.]. Через три дня в некоторых рукописях:
"на третий день". 8.34возьмет свой крест см. прим.
к Мф 10.38. \ 8.35-37жизнь см. прим. к Мф 16.25-26. 9.5Рабби́! Как хорошо нам здесь!
см. прим. к Мф 17.4. \
9.7облако см. прим. к Мф 17.5.
Лк.: 9.22старейшины, старшие священники
и учителя Закона — т.е. члены Совета (см. прим.
к 22.66 [Совет — это высший религиозно-политический
орган, в функции которого входило и судопроизводство. Он назывался
греческим словом Синедрион ("совет"), которое произносилось евреями
как Санхедри́н. В Совет входил 71 человек: первосвященник,
старшие священники, старейшины и учителя Закона.]). Старейшины —
наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле. Старшие священники —
дословно: "первосвященники". Первосвященником был только один человек,
но свой титул сохраняли и прежние первосвященники, а также члены
их семей; кроме того, так иногда назывались и старшие священники.
Учителя Закона — см. прим.
к 5.17 [— люди, занимавшиеся углубленным
изучением и толкованием Писания, прежде всего Закона Моисея; они были,
как правило, из фарисеев]. 9.23несет свой крест — осужденный сам нес перекладину креста
на место казни. Так как казнь через распятие со времен римского
владычества часто применялась в Палестине, то зрелище это было
довольно привычным. Здесь в метафорическом смысле: всякий, кто хочет
быть учеником Христа, должен быть готов к страданиям и даже смерти. 9.24-25
В греческом тексте в этих стихах вместо слова жизнь всюду стоит "душа".
В Писании душа — это дыхание жизни, которое вдохнул при рождении
в человека Бог, т.е. сама жизнь (см. Быт 2.7). 9.31
Под исходом понимается смерть Иисуса и Его вознесение на небо. 9.33как хорошо нам здесь — греческий язык допускает возможность
иного перевода: "как хорошо, что мы здесь". Вероятно, это происходило
во время праздника Сукко́т (т.е. шалашей, или кущей), когда
люди должны были жить в специально сделанных для этого шалашах. 9.34облако — сияющее облако было знаком Богоприсутствия.
Мф.: 1.16Помазанник, или греч. Христос (евр. Маши́ах) –
долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, должен
был свергнуть иноземное иго и восстановить былое могущество Израиля. Постепенно
эта фигура земного могущественного царя и полководца всё чаще видится
в эсхатологическом свете: Он появится в конце времен, перед наступлением
Царства Бога, и принесет победу не только над земными врагами народа
Божьего, но и освобождение от грехов. С Его приходом установится
мессианское царство мира с Богом, счастья и изобилия.
2.4Учителя Закона (буквально: "писцы", евр. "софери́м")
люди, занимавшиеся углубленным изучением и истолкованием Писания, прежде
всего Закона Моисея; как правило, они принадлежали к фарисеям.
4.11Сатана — арам. "противник". В Книге Иова
он — один из ангелов Божьих, обязанностью которого было испытывать
людей, подвергая проверке их верность (гл. 1-2; ср. также 1Пар
21.1; Пс 109(108).6; Зах 3.1-10). Но постепенно в нём начинают
видеть не слугу Божьего, а демоническую личность, главу всех враждебных
Богу сил (так в междузаветной литературе и НЗ), который хочет уничтожить
дело Божье тем, что стремится сбить с пути и поколебать преданность
тех, кто верен Богу, и разорвать живую связь между Богом и человечеством.
Но в Сатане никогда не видели второго бога. Прислуживали Ему —
греческое слово "диаконе́о" ("служить") может употребляться
в самом общем смысле, но может быть и термином: "прислуживать
за столом, подавать пищу".
4.18Симон — это еврейское имя (полное имя — "Симеон",
точнее: "Шимо́н"). Петр (арам. Кефа́) —
прозвище, данное Симону Иисусом, означае "камень, скала".
5.22Совет это высший религиозно-политический орган, в функции
которого входило и судопроизводство. Он назывался Синедрион (в еврейском
произношении Санхедри́н), что значит по-гречески "совет".
В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины
(см. прим. к 16.21) и учителя Закона.
6.25для жизни — дословно: "для души"; в Писании
душа — это дыхание жизни, которое вдохнул при рождении в человека
Бог, т.е. сама жизнь (см. Быт 2.7).
8.20Сын человеческий (арам. бар-наш(а), сын человека) —
в ВЗ это словосочетание часто встречается в значении "человек,
смертный, смертное существо". Но в апокалиптической литературе
и особенно в Дан 7-9 Сын человеческий — это возвышенная
и таинственная личность, представляющая народ Божий Израиль, в отличие
от зверей, которые олицетворяют мировые империи. Он шествует по облакам,
и Ему дана власть, слава и царство. Еще величественнее предстает
Он в 1 Книге Еноха (она не вошла в канон Священного Писания,
но была широко распространена и почитаема в I в. н.э.). Здесь Он —
Мессия и Ему дана власть судить живых и мертвых. Правда, неизвестно
время, когда были созданы главы этой книги, повествующие о Сыне человеческом
(их нет на еврейском языке, они существуют только в переводах —
так называемый Эфиопский Енох). Некоторые ученые полагают, что они написаны
после 70 г. н.э. Кроме того, в арамейском языке это словосочетание
означало "некто, некий человек" и употреблялось в тех случаях,
когда человек из скромности или из нежелания говорить о предстоящих
ему страданиях или смерти вместо "я" говорил о себе в третьем
лице как о "некоем человеке" (ср. 2Кор
12.2-5, где ап. Павел говорит, что знает "одного человека",
имея в виду себя). В Евангелиях Иисус всегда называет себя в третьем
лице — Сыном человеческим. Можно выделить три группы речений о Нём:
1) о Его земной жизни (8.20;
9.6; 11.19;
12.8; 16.13);
2) о предстоящих Ему страданиях и смерти (17.12,22;
20.18; 26.2,24);
3) о Его грядущей славе (16.27,28;
17.9; 19.28;
24.27,30,44;
26.64). Таким образом,
этот титул не указывает на одну из природ Иисуса, но скорее
всего тесно связан с титулом Мессии, пришедшего не как победоносный
Царь народных чаяний, но как страдающий Служитель Яхве, исполнивший
пророчества Исайи (Ис 52.13-53.12).
10.38
Осужденный сам нес перекладину креста на место казни. Так как казнь
через распятие со времен римского владычества часто применялась
в Палестине, то зрелище это было довольно привычным. Здесь в метафорическом
смысле: всякий, кто хочет быть учеником Христа, должен быть готов к страданиям
и даже смерти за свою веру.
16.13Кесария называлась Филипповой, чтобы отличить ее от Кесарии
Приморской, расположенной на берегу Средиземного моря и ставшей резиденцией
римских наместников. Кесария же Филиппова была расположена у истока
Иордана, на склонах горы Гермон. Сына человеческого —
см. прим. к 8.20. В некоторых рукописях: "Меня,
Сына человеческого". 16.14
Люди верили, что во исполнение пророчества Малахии (Мал 4.5) перед приходом
Помазанника Божьего на землю вернется пророк Илья, чтобы подготовить
к этому народ. Другие же предполагали, что вернутся такие древние
пророки, как Иеремия, Исайя и др. 16.16Помазанник — см. прим. к 1.16.
Бог назван Живым, в отличие от языческих идолов, которые
были неживыми, так как были сделаны человеческими руками. 16.17люди — дословно: "плоть и кровь", так в Библии
часто называется человечество, люди (ср. Гал 1.16). 16.18Скала — см. прим. к 4.18. Словом
Церковь переводится греческое слово "экклеси́я", которое
значит "собрание". В НЗ всегда в значении как местной
общины верующих, так и всего собрания народа Божьего, но так никогда
не называется помещение, в котором собираются христиане. Силам преисподней —
дословно: "вратам ада". 16.19запретишь... разрешишь — существуют два основных понимания
слов "запрещать" и "разрешать": 1) отменять старые
и устанавливать новые правила; 2) осуждать и прощать. 16.20Он — Помазанник Божий — в некоторых рукописях:
"Он — Иисус Христос". См. прим. к 1.16. 16.21Старейшины, старшие священники и учителя Закона — т.е.
члены Совета (см. прим. к 5.22). Старейшины
— наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле. Старшие
священники (буквально: "первосвященники) — в строгом
смысле слова, первосвященником был только один человек, но свой титул сохраняли
и прежние первосвященники, иногда это слово употреблялось в еще
более широком значении и так назывались члены их семей и старшие
священники, возглавлявшие дневные и недельные смены. Учителя Закона —
см. прим. к 2.4. В смерти Иисуса повинен не народ,
а религиозные вожди. 16.23Сатана — см. прим. к 4.11. Петр,
пытаясь убедить Иисуса отказаться от пути страданий, невольно становится
на сторону Сатаны и исполняет его волю. 16.24пусть забудет о себе — дословно: "пусть откажется
от самого себя", т.е. откажется от эгоизма и эгоцентризма.
Возьмет свой крест — см. прим. к 10.38. 16.25-26
В греческом тексте вместо слова жизнь всюду стоит "душа".
См. прим. к 6.25. 17.1на высокую гору — это место встречи с Богом (ср. Синай).
Традиционно считается, что это гора Фавор (евр. Табо́р),
но она, во-первых, невысока (600 метров), а во-вторых, на ее вершине
располагалась военная крепость. Более вероятно, что это гора Гермон
(2700 метров), она в двадцати километрах от Кесарии Филипповой.
Для евангелиста важнее то обстоятельство, что это событие произошло
на горе, поскольку гора символизирует место встречи с Богом,
в данном случае она являет собой как бы новый Синай. 17.2Белая одежда символизирует Божью славу. 17.3Моисей и Илья — вероятно, они воплощают собой Священное
Писание, которое часто так и именовалось: Закон и Пророки. Моисей —
законодатель, Илья же — представитель пророков. Кроме того, по народным
представлениям, они оба были взяты живыми на небо. 17.4как хорошо нам здесь — греческий язык допускает возможность
иного перевода: "как хорошо, что мы здесь". Вероятно, это происходило
во время праздника Суккот (т.е. шалашей, или кущей), когда люди
должны были жить в специально сделанных для этого шалашах. Я сделаю —
в некоторых рукописях: "мы сделаем". 17.5облако — сияющее облако было знаком Богоприсутствия. 17.10-12
Согласно верованиям того времени, Илья должен прийти, чтобы явить Помазанника
народу Израиля.