Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Матфей 21:23-22:46; Марк 11:27-12:37; Лука 20:1-44 / 17.XI.21 ср


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 17 ноября 2021 года, среду.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/sss132-33.htm.

Продолжаем серию выпусков, в которой библейские тексты идут не подряд, а в соответствии с реконструированной библеистами последовательностью евангельских событий. Такие хронологии называют "согласованием", "синопсисом", "гармонией". Здесь возможны различные варианты, мы берем за основу "согласование", опубликованное в качестве приложения в т.наз. "Брюссельском" издании Библии. Но мы возьмем только синоптические Евангелия (т.е. Мф., Мк., Лк.).
Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").
В этом выпуске – фрагменты 132-133
(Матфей 21:23-46; 22:1-46; Марк 11:27-33; 12:1-37; Лука 20:1-19,20-44;
 по этим ссылкам можно найти комментарии и др. переводы фрагментов).

23 Когда Иисус вошел в Храм и стал там учить, к Нему подошли старшие священники и старейшины и спросили:

   — По какому праву Ты так поступаешь? Кто Тебе дал такое право?

24  — И Я вам задам один вопрос, — сказал им Иисус. — Если вы Мне ответите, то и Я скажу вам, по какому праву так поступаю. (25) Омовение Иоанна от кого было? От Бога или от людей?

Они стали рассуждать между собой так: "Если скажем "От Бога", тогда Он спросит: "А почему вы ему не поверили?" (26) Сказать "От людей"? Страшно народа, ведь все считают Иоанна пророком". (27) И они ответили Иисусу:

   — Не знаем.

   — Тогда и Я не скажу вам, по какому праву так поступаю, — ответил Иисус. — (28) А что вы скажете вот по какому поводу?

У одного человека было два сына. Подойдя к первому, он сказал: "Сынок, ступай поработай сегодня в винограднике". (29) Тот ответил: "Не хочу", но потом раскаялся и пошел. (30) Отец, подойдя к другому сыну, сказал то же самое. Тот ответил: "Иду, господин мой" — и не пошел. (31) Кто из них выполнил волю отца?

   — Первый, — отвечают они.

   — Поверьте, — говорит им Иисус, — скорее сборщики податей и продажные женщины войдут в Царство Бога, чем вы! (32) Ведь Иоанн пришел указать вам верный путь, но вы ему не поверили. А сборщики податей и продажные женщины поверили ему. Вы это видели и всё равно не раскаялись и не поверили ему.

33 Теперь послушайте другую притчу:

Был один человек — землевладелец,
   он насадил виноградник,
   обнес его оградой,
   вырыл яму для давильни,
   построил сторожевую башню
   и отдал внаем виноградарям,
   а сам уехал в чужие края.
34 Вот настала пора —
   послал он слуг к виноградарям
   получить свой доход с виноградника.
35 Но виноградари, схватив его слуг,
   одного избили, другого убили,
   а третьего забросали камнями.
36 Снова послал других слуг — уже больше числом,
   но и с ними поступили так же.
37 Наконец он сына послал к ним, подумав:
   "Сына моего постыдятся".
38 Но виноградари, сына увидев, сказали друг другу:
   "Это наследник!
   Давайте убьем его и нашим будет наследство!"
39 Они схватили его, вытащили из виноградника
      и убили.
40 Когда вернется хозяин виноградника,
   что сделает он виноградарям этим?

41 —  Казнит злодеев лютой смертью, а виноградник передаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему доход в положенный срок, — отвечают они.

42 —  А вы не читали в Писаниях, — говорит им Иисус:

"Камень, который отбросили строители,
   стал краеугольным камнем.
Это сделано Господом —

   диво, которое было на наших глазах"?

43 Потому Я и говорю вам, что будет отнято у вас Царство Бога и отдано народу, который приносит доход. (44)

45 Старшие священники и фарисеи, услышав Его притчи, поняли, что Он говорит о них. (46) Они хотели было схватить Иисуса, но побоялись народа, который считал Его пророком.

27 Вот они снова приходят в Иерусалим. Когда Иисус прохаживался по двору Храма, к Нему подошли старшие священники, учителя Закона и старейшины.

28  – По какому праву Ты так поступаешь? – спросили они. – Кто Тебе дал право так поступать?

29  – Я вам задам один вопрос, – ответил Иисус. – Если вы Мне ответите, то и Я скажу вам, по какому праву так поступаю. 30 Омовение Иоанна от кого было? От Бога или от людей? Отвечайте!

31 Они стали рассуждать между собой так: "Если скажем "от Бога", тогда Он спросит: "А почему вы ему не поверили?" 32 Сказать "от людей"?..." Но они боялись народа, потому что все считали Иоанна настоящим пророком. 33 Поэтому они ответили:

    – Не знаем.

    – Тогда и Я не скажу вам, по какому праву так поступаю, – ответил Иисус.

12 Иисус начал говорить им притчами:

Насадил человек виноградник,
обнес его оградой, 
вырыл яму для давильни,
выстроил сторожевую башню

и отдал его внаем виноградарям.
А сам уехал в чужие края.
Вот настала пора –  
послал он слугу к виноградарям 
получить свой доход с виноградника.
Но те схватили его, избили и отправили ни с чем.
Снова послал к ним другого слугу, 
но тому разбили голову и выгнали с позором.
Послал еще одного – того убили. 
Много других посылал –  
одних избивали, других убивали.
Был у него еще сын, любимый единственный сын. 
И последним послал к ним его, думая: 
"Сына моего постыдятся".
Но виноградари те стали говорить друг другу: 
"Это наследник! 
Давайте убьем его, и нашим будет наследство!"
Они схватили его, убили и выбросили из виноградника.
Что же сделает хозяин виноградника? 
Он вернется и казнит виноградарей, 
а виноградник отдаст другим.

   10 Разве вы не читали в Писании:
 "Камень, который отбросили строители, 
    стал краеугольным камнем.

11 Это сделано Господом –  
    диво, которое было на наших глазах
"?

12 Они поняли, что притча направлена против них, и хотели было схватить Его, но побоялись народа. Поэтому они оставили Его и ушли.

20И вот в один из дней, когда Иисус в Храме учил народ и возвещал Радостную Весть, подошли к Нему старшие священники и учителя Закона со старейшинами и спросили:

  — Скажи нам, по какому праву Ты так поступаешь? Кто Тебе дал такое право?

— И Я задам вам один вопрос, — сказал в ответ Иисус, — а вы ответьте Мне. Омовение Иоанна от кого было? От Бога или от людей?

Они стали спорить друг с другом: "Если скажем "от Бога", тогда Он спросит: "Почему вы не поверили Иоанну? Если скажем "от людей", весь народ побьет нас камнями, ведь они убеждены, что Иоанн — пророк". И они ответили, что не знают, от кого.

— Тогда и Я не скажу вам, по какому праву так поступаю, — сказал Иисус.

Затем Иисус начал рассказывать народу такую притчу:

  — Насадил человек виноградник
    и отдал внаем виноградарям,
    а сам на долгие годы уехал в чужие края.
10 Вот настала пора —
    послал он слугу к виноградарям
получить свой доход с виноградника.
    Но виноградари, избив его, отправили ни с чем.
11 Тогда послал он другого слугу.
    И того, избив, с позором прогнали, не дав ничего.
12 Он снова послал — уже третьего слугу.
    Того изранили и вышвырнули вон.
13 Сказал тогда владелец виноградника:
    "Что мне делать? Пошлю я сына любимого,
    может, его постыдятся".
14 Но виноградари, увидев его, стали говорить друг другу:
    "Это наследник!
Давайте убьем его, чтобы нашим стало наследство!"
   15 И, выбросив его из виноградника, убили.
Что же сделает с ними владелец виноградника?
    16 Он вернется и казнит виноградарей этих,
    а виноградник отдаст другим.

  — Избави Бог! — сказали слушатели.

17 Иисус, пристально посмотрев на них, спросил:

  — Что значат тогда эти слова Писания:

"Камень, который отбросили строители,
    стал краеугольным камнем"?

 18 Всякий, кто о тот камень споткнется, разобьется, а на кого упадет он, того раздавит.

19 Учителя́ Закона и старшие священники тогда же схватили бы Иисуса (они поняли, что притча эта направлена против них), но побоялись народа.

22 Иисус рассказал им еще одну притчу:

—  Чему подобно Царство Небес? Вот представьте себе: царь устроил свадебный пир для своего сына. (3) Он послал слуг позвать тех, кого хотел пригласить на свадьбу, но они не захотели прийти. (4) Он снова послал других слуг, велев сказать приглашенным: "Мой пир уже готов, быки мои и прочий откормленный скот уже зарезаны, всё готово. Приходите на пир". (5) Но гости пренебрегли приглашением и разошлись по своим делам: один на поле, другой к себе в лавку, (6) а остальные, схватив его слуг, истязали их и убили. (7) Царь разгневался. Послав войска, он велел казнить тех убийц, а город их сжечь. (8) А потом говорит своим слугам: "Пир готов, а гости оказались недостойны. (9) Ступайте же на перекрестки дорог и всех, кого встретите, зовите на пир". (10) Слуги вышли на улицы и привели всех, кого встретили: и добрых людей, и дурных. Весь пиршественный зал заполнился гостями. (11) Когда царь вышел взглянуть на гостей, он увидел человека, одетого не в праздничную одежду. (12) Он говорит ему: "Приятель, ты почему явился сюда не в праздничной одежде?" Тот молчал. (13) Тогда царь сказал служителям: "Свяжите его по рукам и ногам и выбросьте вон, во тьму, где будет плач и зубовный скрежет".

14 Потому что много званых, но мало избранных.

15 Фарисеи ушли и сговорились, как им поймать Иисуса на слове. (16) Они подослали к Нему своих учеников с иродиа́нами.

   — Учитель, — говорят те, — мы знаем, что Ты человек прямой, что Ты прямо и ясно учишь жить так, как велит Бог, потому что никого не боишься и никому не угождаешь. (17) Скажи нам, как по-Твоему: позволительно платить по́дать цезарю или нет?

18 Иисус, разгадав их злой умысел, ответил:

   — Что вы Меня испытываете, лицемеры? (19) Покажите монету, которой платится подать.

Они принесли Ему денарий.

20 —  Чье здесь изображение и чье имя? — спрашивает их Иисус.

21 —  Цезаря, — отвечают они.

   — Стало быть, цезарево отдайте цезарю, а Божье —  Богу, — говорит им тогда Иисус.

22 Услышав эти слова, они изумились и, оставив Его, ушли.

23 В тот же день пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения мертвых. Они задали Ему такой вопрос:

24 —  Учитель, — сказали они, — Моисей нам сказал: "Если умрет у кого-нибудь бездетным брат, пусть женится брат на его жене, чтобы дать брату потомство".

25 Было у нас семь братьев. Первый женился и умер бездетным, оставив жену своему брату. (26) Так же и второй, и третий, и все семеро. (27) А после них умерла и женщина. (28) После воскресения женой которого из них она будет? Ведь мужьями ей были все семеро!

29 —  Вы заблуждаетесь, потому что не знаете ни Писаний, ни Божьей силы, — ответил им Иисус. — (30) Когда Бог воскрешает мертвых, они уже не женятся и не выходят замуж. Они подобны ангелам на небе. (31) А что касается воскресения мертвых, разве вы не читали того, что сказал вам Бог? (32) Он сказал: "Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова". Но Бог — Он Бог не мертвых, а живых.

13 Тогда к Иисусу подослали несколько фарисеев и иродиан, чтобы те поймали Его на слове. 14 Они приходят и говорят:

    – Учитель, мы знаем, что Ты человек прямой, никого не боишься и никому не угождаешь, а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи. Скажи, позволительно платить подать цезарю или нет? Платить нам или не платить?

15 Иисус, увидев их неискренность, сказал:

    – Что вы Меня испытываете? Принесите Мне посмотреть денарий.

16 Они принесли. Иисус спрашивает их:

    – Чье здесь изображение и чье имя?

    – Цезаря, – отвечают они.

17 Тогда Иисус сказал им:

    – Цезарево отдайте цезарю, а Божье – Богу.

Они были поражены Его ответом.

18 Пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения мертвых. И вот о чём они Его спросили.

19  – Учитель, – сказали они, – Моисей написал в Законе, что "если умрет у кого-нибудь брат", который был женат, "но детей не имел, пусть возьмет брат его жену, чтобы дать брату потомство". 20 Было семь братьев. Первый брат женился, но умер, не оставив потомства. 21 Второй брат взял его жену, но умер, не оставив потомства, третий тоже. 22 И никто из семерых не оставил потомства. Наконец умерла сама женщина. 23 А после воскресения, когда встанут мертвые, чьей она будет женой? Мужьями ей были все семеро!

24  – Как вы заблуждаетесь! – ответил им Иисус. – И, конечно, потому, что не знаете ни Писаний, ни Божьей силы. 25 Когда мертвые воскресают, они уже не женятся и не выходят замуж. Они подобны ангелам на небесах. 26 А что касается воскресения мертвых, разве вы не читали в книге Моисея о том, как Бог из горящего терна сказал ему: "Я – Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова"? 27 Но Бог – Он Бог не мертвых, а живых. Вы очень заблуждаетесь.

19 Учителя́ Закона и старшие священники тогда же схватили бы Иисуса (они поняли, что притча эта направлена против них), но побоялись народа. 20 Поэтому они стали следить за Иисусом и подослали к Нему несколько человек, якобы очень благочестивых, чтобы поймать Его на слове, а затем передать под власть римского наместника, ему на суд. 21 Те спросили Иисуса:

  — Учитель, мы знаем, что слова Твои и учение верны и что Ты никому не угождаешь, а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи. 22 Скажи, разрешается нам платить подать цезарю или нет?

23 Иисус, разгадав их злой умысел, сказал им:

24 — Покажите Мне денарий. Чье на нём изображение и чье имя?

  — Цезаря, — ответили они.

25 — Стало быть, цезарево отдайте цезарю, а Божье — Богу, — сказал им Иисус.

26 Им не удалось при народе поймать Его на слове. Изумленные Его ответом, они замолчали.

27 К Нему подошло несколько саддукеев (они отрицают воскресение) и задали Ему такой вопрос:

28 — Учитель, Моисей написал нам в законе: если умрет у кого-нибудь бездетным женатый брат, пусть он возьмет его жену себе, чтобы дать брату потомство. 29 Так вот, было семь братьев. Первый, женившись, умер бездетным. 30 И второй, 31 и третий брали ее в жены, и так все семеро. И все умерли, не оставив детей. 32 Потом умерла и женщина. 33 Так чьей женой она будет после воскресения? Ведь женаты на ней были все семеро!

34 — Люди этого века женятся и выходят замуж, — ответил Иисус. — 35 Но те, кто сочтены достойными воскресения из мертвых и жизни в будущем Веке, не будут ни жениться, ни выходить замуж. 36 И умереть они уже не смогут, а будут подобны ангелам. Они дети Бога, ведь Бог воскресил их из мертвых. 37 А что касается того, что мертвые воскресают, то об этом говорит сам Моисей в рассказе о горящем терне, когда называет Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова. 38 Но Бог — Он Бог не мертвых, а живых. Для Него все живы.

39 И тогда некоторые учителя Закона сказали:

  — Хорошо сказано, Учитель.

40 И уже никто не осмеливался ни о чём Его спрашивать.

33 Народ, слушая Его, дивился Его учению.

34 Фарисеи, узнав, что Иисус вынудил умолкнуть саддукеев, собрались все вместе. (35) Один из них, учитель Закона, решив поймать Его на слове, спросил:

36 — Учитель, какая заповедь в Законе самая великая?

37 —  "Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой и всеми своими помыслами", — ответил Иисус. — (38) Вот первая и величайшая заповедь. (39) И вторая такая же: "Люби ближнего, как самого себя". (40) Весь Закон и Пророки стоя́т на этих двух заповедях.

28 Один из учителей Закона, который присутствовал при споре и слышал, как хорошо ответил им Иисус, подошел к Нему и спросил:

    – Какая заповедь первейшая?

29  – Первейшая заповедь, – ответил Иисус: – "Слушай, Израиль! Господь наш Бог – единственный Господь. 30 Люби Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми помыслами и всеми своими силами". 31 А вот вторая: "Люби ближнего, как самого себя". Нет заповеди больше, чем эти.

32  – Хорошо сказано, Учитель, – ответил учитель Закона. – Правду Ты говоришь, что "Он один и нет никого, кроме Него" 33 и что "любить Его всем сердцем, всеми помыслами и всеми своими силами" и "любить ближнего, как самого себя" важнее всех всесожжений и жертв.

34 Иисус, видя, как умно тот ответил, сказал ему:

    – Ты недалек от Царства Бога.

После этого уже никто не осмеливался задавать Ему вопросы.

41 Иисус спросил фарисеев, которые собрались вокруг Него:

42 —  Что вы думаете о Помазаннике? Чей Он потомок?

    —  Давида,  —  отвечают они.

43 —  Так почему же Давид, движимый Духом Божьим, называет Его Господином?

44 "Сказал Господь моему Господину:
"Сиди по правую руку Мою,

пока не повергну Твоих врагов к Твоим ногам"".

45 Так вот, раз Давид называет Его Господином, какой же Он ему потомок?

46 И никто не смог ничего возразить Ему на это. С тех пор ни один человек не решался задавать Ему вопросы.

35 Продолжая учить в Храме, Иисус сказал:

    – Как могут учителя Закона говорить, что Помазанник – потомок Давида? 36 Ведь Давид сам сказал, движимый Духом Божьим:

«Сказал Господь моему Господину: 
    "сиди по правую руку Мою, 
    пока не повергну Твоих врагов 
    к Твоим ногам"
».

37 Сам Давид называет Его Господином. Какой же Он его потомок?

И множество народа слушало Его с удовольствием.

А Иисус сказал им:

41 — Как могут люди говорить, что Помазанник — потомок Давида? 42 Ведь сам Давид говорит в книге Псалмов:

"Сказал Господь моему Господину:
    "Сиди по правую руку Мою,
43 Пока не повергну Твоих врагов
    под стопы Твоих ног
".

 44 Так вот, Давид называет Его Господином. Как же Он может быть его потомком?

 


Мф.:

3.2 Словосочетание Царство Небес встречается только в Евангелии от Матфея. Другие евангелисты говорят о Царстве Бога. Матфей же, стремясь избежать употребления Божьего имени, передает это понятие, вероятно, под влиянием раввинистической практики своего времени, перифразой, когда имя Бога заменялось разными описательными оборотами, такими как "Небеса", "Небо", "Великий Царь", "Имя" и т.д. Царство Бога – царствование, владычество Бога. Хотя Бог, будучи Творцом и Судьей мира, всегда был и его Царем, но в мире столько торжествующего зла, что может показаться, что правит миром Его противник, Сатана. Но люди верили, что наступит такое время, когда Бог установит Свое суверенное правление миром открыто и те, кто был Ему верен, войдут в Его Царство, т.е. станут Его соправителями.

3.7 Саддукеи — члены крайне консервативной религиозно-политической группировки, состоявшей из влиятельного священства и старейшин. Они признавали авторитет только Писаний, но не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев, отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов.

5.17 Закон и Пророки — т.е. всё Священное Писание ВЗ. Закон Моисея также считался пророческой книгой. Согласно евангелисту, всё Священное Писание пророчествует о приходе Мессии, и Иисус исполняет эти пророчества Своей жизнью и смертью.

5.22 Совет – это высший религиозно-политический орган, в функции которого входило и судопроизводство. Он назывался Синедрион (в еврейском произношении – Санхедри́н), что значит по-гречески "совет". В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины (см. прим. к 16.21) и учителя Закона.

5.46 Сборщики податей были, как правило, из евреев; они собирали подати для римских властей, и их ненавидели, считая предателями своего народа, людьми, нарушающими правила ритуальной чистоты, и грешниками, потому что они по долгу своей профессии общались с разными людьми, в том числе и с нечистыми.

9.27 Помазанник Божий, которого ждали в Израиле, часто назывался Сыном, т.е. потомком Давида, так как верили, что Он должен быть из рода Давида (см. 2Цар 7.12-14 и др.).

14.1 Тетрарх Ирод — Ирод Антипа, сын Ирода Великого, правитель "четвертой части", т.е. небольшой территории, зависимой от Рима. Он правил Галилеей и Переей с 4 по 39 гг. I в.

16.21 Старейшины  — наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле.

21.23 в Храм — т.е. во Двор язычников. В колоннадах этого двора видные учителя, в том числе и Иисус, вели беседы с народом и наставляли своих учеников. Старшие священники и старейшины — члены Совета (см. прим. к 5.22). Старейшины — см. прим. к 16.21. Так поступаешь — речь идет об изгнании торговцев.
21.25 От Бога — дословно "с Неба". См. прим. к 3.2.
21.27 Иисус не уходит от ответа; смысл Его слов, вероятно, таков: если Иоанн, Его предтеча, не был признан, такая же судьба постигнет Того, кого предтеча возвестил.
21.31 сборщики податей — см. прим. к 5.46. Скорее сборщики податей... войдут в Царство Бога, чем вы — возможен перевод: "сборщики податей... раньше вас войдут в Царство Бога".
21.33 в чужие края — в I в. много земель в Галилее принадлежало богачам, жившим за границей.
21.37-38 Хозяин, вероятно, думал, что арендаторы отказывались иметь дело с его слугами, потому что считали их самозванцами. В полномочиях же сына они не должны были усомниться. Арендаторы, увидев сына, решили, что старый хозяин умер и сын явился, чтобы в качестве наследника вступить во владение имением. По закону права на выморочное имение мог заявить первый, кто объявит его своим и обнесет оградой.
21.(44) В ряде рукописей есть ст. 44: "Всякий, кто споткнется об этот камень, разобьется, а на кого упадет этот камень, того раздавит".
21.46 считал Его пророком — см. Мф 16.14; 21.11; Лк 7.16; 24.19; Ин 4.19; 9.17.
22.4 Непосредственно перед пиром было принято посылать вторичное приглашение гостям.
22.11-13 Вероятно, это другая притча, которая была присоединена к первой. Ср. еврейскую притчу (около 80 г.), в которой говорится о царе, приславшем гостям приглашение на пир, но не указавшем время его начала. Мудрые люди нарядились и стали ждать, а глупые, сочтя, что пир начнется нескоро, ушли по делам. Внезапно гостей позвали, и те, кто был одет не в праздничную одежду, не были допущены в пиршественный зал. Ср. также Откр 19.8, где свадебная одежда толкуется как праведные дела, а также 1Енох 10.4-5, где Бог повелел ангелу Рафаэлю связать демона Азазела "по рукам и ногам и бросить его в тьму"; в другом апокалиптическом произведении говорится, что Азазел лишился своего небесного одеяния, которое было передано Аврааму.
22.15 поймать на слове — вопрос этот представлял собой ловушку, так как любой ответ был бы опасен для Иисуса: если Он скажет "да", Он потеряет популярность у народа, видевшего в подушной подати, которую нужно было платить Риму, национальное унижение. Если Он скажет "нет", Его можно было бы выдать римским властям как мятежника, подбивающего народ к отпадению от Рима.
22.16 Иродиане — сторонники Ирода Великого и его сына Ирода Антипы (см. прим. к 14.1), желавшие, чтобы Ирод Антипа стал царем в Иерусалиме.
22.17 Необходимость платить подушную подать римским завоевателям воспринималась как тяжелая и унизительная обязанность и была причиной нескольких восстаний евреев. Цезарь — титул римских императоров.
22.19-20 денарий — римская серебряная монета, которой платилась подать. На ней изображен римский цезарь, т.е. император в лавровом венке; на этой монете была надпись: "Тиберий Цезарь, Август, Сын Божественного Августа, Великий Понтифекс" (т.е. Первосвященник).
22.21 По представлениям того времени, человеку, имевшему право на чеканку монеты, принадлежали все отчеканенные монеты. Все денарии, на которых изображен император и стоит его имя, в конечном счете принадлежат ему. Повеление отдать "цезарево цезарю" означает, что человек обязан быть лояльным гражданином и выполнять все требования государства, в котором он живет, но до тех пор, пока эти требования не вступают в противоречие с требованиями Бога.
22.23 Саддукеи — см. прим. к 3.7.
22.30 ангелам — в некоторых рукописях: "ангелам Божьим".
22.32 По мнению саддукеев, введение Моисеем левиратного брака, обеспечивающего умершего законными наследниками, доказывает, что Моисей не верил в воскресение. В древности люди считали, что смерть кладет конец связи между Богом и человеком. Но если Бог называет Себя Богом Авраама, Богом Иакова и Богом Иакова, т.е. давно умерших праотцев народа Израиля, значит, они для Бога живы и связь эта не разорвана.
22.38-39 Под первой понималась та заповедь, из которой вытекали другие. Учителя Закона того времени пытались свести все 613 заповедей к нескольким или даже к одной (Талмуд говорит, что Давид сводил все заповеди к одиннадцати, Исайя к шести, Михей к трем, Амос и Аввакум к одной).
22.40 Закон и Пророки — см. прим. к 5.17.
22.42 потомок Давида — см. прим. к 9.27.
22.45 По древним представлениям, тот, кто старше, всегда важнее того, кто младше, а отец (предок) всегда важнее сына (потомка). Не Давид, а его потомок должен был бы называть своего предка господином. Вряд ли здесь речь идет о том, что Иисус отвергает Свое происхождение от Давида. Скорее всего Он выступает против широко распространенных в среде народа взглядов на Мессию как на земного победоносного царя. Он не будет продолжать дело Давида, укрепляя мощь державы.

Мк.:

8.31 старейшины, старшие священники и учителя Закона — члены Совета [(греч. Синедрио́н, в евр. произношении Санхедри́н) — высший еврейский религиозно-политический орган, в функции которого входило и судопроизводство. В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины и учителя Закона. Кроме того, при местных синагогах были советы старейшин.] [Старейшины (греч. пресбю́терой) — наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле. Старшие священники (буквально: "первосвященники") — священники, возглавлявшие дневные и недельные смены богослужений в Храме. Учителя Закона (буквально: "писцы, книжники", евр. софери́м) — люди, занимавшиеся углубленным изучением и толкованием Писания, прежде всего Закона Моисея; как правило, они принадлежали к фарисеям.]. <...>

11.27 по двору Храма – см. прим. к Мф 21.23. Старшие священники, учителя Закона и старейшины – см. прим. к 8.31. [Старшие священники (буквально: "первосвященники") — священники, возглавлявшие дневные и недельные смены богослужений в Храме. Старейшины (греч. пресбю́терой) — наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле. Учителя Закона (буквально: "писцы, книжники", евр. софери́м) — люди, занимавшиеся углубленным изучением и толкованием Писания, прежде всего Закона Моисея; как правило, они принадлежали к фарисеям.]
11.28 так поступаешь? – имеется в виду очищение Храма.
11.30 От Бога – см. прим. к Мф 21.25.
12.14 цезарь [(лат.) — титул римских императоров].
12.15 денарий [(лат.) — римская серебряная монета, на которой было изображение императора. Обычно это была средняя заработная плата за один день наемного труда. Денарий по стоимости равнялся одной драхме.].
12.18 саддукеи [— члены крайне консервативной религиозно-политической группировки, состоявшей из влиятельного священства (священники) и старейшин. Они признавали авторитет только Писания, но не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев, отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов.].
12.35-37 См. прим. к Мф 22.45.

Лк.:
20.1 в Храме — т.е. во Дворе язычников. В колоннадах этого двора видные учителя, в том числе и Иисус, вели беседы с народом и наставляли своих учеников. Старшие священники... — т.е. члены Совета (см. прим. к 22.66 [Совет — это высший религиозно-политический орган, в функции которого входило и судопроизводство. Он назывался греческим словом Синедрион ("совет"), которое произносилось евреями как Санхедри́н. В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины и учителя Закона.]).
20.4-5 от Бога — дословно: "от Неба". Чтобы избежать упоминания Божьего имени, евангелист, вероятно, под влиянием раввинистической практики своего времени, заменяет его словом "Небо". В то время часто употреблялись такие перифразы, как "Небеса", "Небо", "Великий Царь", "Имя" и т.д.
20.9 в чужие края — в I в. многие земли в Галилее принадлежали богачам, жившим заграницей.
20.13-14 Хозяин, вероятно, думал, что арендаторы отказывались иметь дело с его слугами, считая их самозванцами. В полномочиях же сына они не должны были усомниться. Но арендаторы, увидев сына, решили, что старый хозяин умер и сын явился, чтобы в качестве наследника вступить во владение имением. По закону права на выморочное имение мог заявить первый, кто объявит его своим и обнесет оградой.
20.20-22 поймать Его на слове — вопрос об уплате подати представлял собой ловушку, так как любой ответ был бы опасен для Иисуса: если Он скажет "да", Он потеряет популярность у народа, видевшего в подушной подати, которую нужно было платить Риму, национальное унижение. Если Он скажет "нет", Его можно было бы выдать римским властям как мятежника, подбивающего народ к отпадению от Рима.
20.24 Денарий — римская серебряная монета, которой платили подать Риму. На монете, которую подали Иисусу, был изображен римский цезарь, т.е. император, в лавровом венке; на монете была надпись: "Тиберий Цезарь, Август, Сын Божественного Августа, Великий Понтифекс" (т.е. Первосвященник).
20.25 По представлениям того времени, человеку, имевшему право на чеканку монеты, принадлежали все отчеканенные деньги, т.е. все денарии, на которых изображен император и стоит его имя, в конечном счете принадлежат ему. Повеление отдать "цезарево цезарю" означает, что человек обязан быть лояльным гражданином и выполнять все законные требования государства, в котором он живет, но до тех пор, пока они не вступят в противоречие с требованиями Бога.
20.27 Саддукеи — члены крайне консервативной религиозно-политической группировки, состоявшей из влиятельного священства и старейшин. Они признавали авторитет только Писаний, главным образом Моисеева Пятикнижия, но не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев, отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов.
20.28 По мнению саддукеев, введение Моисеем левиратного брака, обеспечивавшего умершего законными наследниками, доказывало, что Моисей не верил в воскресение.
20.37 В древности люди полагали, что смерть кладет конец связи между Богом и человеком. Но если Бог называет Себя Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова, т.е. давно умерших праотцев народа Израиля, значит, они для Бога живы и связь эта не разорвана.
20.41 Сын Давида — см. прим. к 18.38 [— Помазанник Божий, которого ждали в Израиле, часто назывался Сыном, т.е. потомком Давида, так как верили, что Он должен быть из рода Давида].
20.42 Место по правую руку было самым почетным.
20.44 По древним представлениям, тот, кто старше, всегда важнее того, кто младше, а отец (предок) всегда важнее сына (потомка). Не Давид, а его потомок должен был бы называть его господином. Вряд ли здесь речь идет о том, что Иисус отвергает Свое происхождение от Давида. Скорее всего, Он выступает против широко распространенных в среде народа взглядов на Мессию как на земного победоносного царя.

Мф.:
21.23-27 Мк 11.27-33; Лк 20.1-8     21.32 Лк 7.29-30    21.33-46 Мк 12.1-12; Лк 20.9-19
22.1-14 Лк 14.15-24    22.13 Мф 8.12; 25.30; Лк 13.28    22.15-22 Мк 12.13-17; Лк 20.20-26    22.23-33 Мк 12.18-27; Лк 20.27-39
22.23 
Деян 23.8    22.24 Втор 25.5    22.32 Исх 3.6    22.35-40 Мк 12.28-34; Лк 10.25-28    22.37 Втор 6.5    22.39 Лев 19.18
22.41-45 Мк 12.35-37; Лк 20.41-44    22.44 Пс 110 (109).1

Мк.:
11.27-33 Мф 21.23-27; Лк 20.1-8
12.1-12 Мф 21.33-46; Лк 20.9-19   12.1 Ис 5.1-2   12.10-11 Пс 117(118).22-23   12.13-17 Мф 22.15-22; Лк 20.20-26
12.18-27 Мф 22.23-33; Лк 20.27-39   12.18 Деян 23.8 12.19 Втор 25.5   12.26 Исх 3.6   12.28-34 Мф 22.35-40; Лк 10.25-28
12.29-30
Втор 6.4-5   12.31 Лев 19.18   12.32 Втор 4.35   12.33 Ос 6.6   12.35-37 Мф 22.41-45; Лк 20.41-44   12.36 Пс 109(110).1
12.37-40 Мф 23.1-7,14; Лк 20.45-47

Лк.:
20.1-8 Мф 21.23-27; Мк 11.27-33    20.9-19 Мф 21.33-46; Мк 12.1-12    20.9 Ис 5.1    20.17 Пс 118 (117).22
20.20-26 Мф 22.15-22; Мк 12.13-17    20.27-39 Мф 22.23-33; Мк 12.18-27    20.27 Деян 23.8    20.28 Втор 25.5
20.37 Исх 3.6,15,16    20.41-44 Мф 22.41-45; Мк 12.35-37    20.42-43 Пс 110 (109).1

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: ???.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

 

Сайт "Христианское просвещение" –> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«

`

В избранное