11 Иисус,
держа путь в Иерусалим, шел вдоль границы между Самарией и Галилеей.
12 Однажды, когда Он входил
в деревню, Ему встретились десять прокаженных. Остановившись поодаль,
13 они закричали:
— Иисус! Наставник! Сжалься над нами!
14 Иисус,
увидев их, сказал:
—
Ступайте и покажитесь священникам.
Они пошли
и в дороге очистились от проказы. 15 Один
из них, увидев, что исцелился, вернулся, громким голосом прославляя
Бога, 16 и, бросившись
к ногам Иисуса, стал Его благодарить. Этот человек был самарянин.
17 —
Разве не все очистились? — спросил Иисус. — А где
же остальные девять? 18 И ни один
из них не вернулся, чтобы воздать славу Богу, только этот иноплеменник? —
19 И сказал ему Иисус: — Встань
и иди, тебя спасла твоя вера.
20 Фарисеи
спросили Иисуса, когда наступит Царство Бога.
—
Когда наступит Царство Бога, его не увидеть глазами, — ответил
Он им. — 21 Не скажут:
"Смотри, оно здесь!" или "Вон оно!" Ведь Царство
Бога уже среди вас.
22 А ученикам
Иисус сказал:
— Наступят
дни, когда будете жаждать увидеть один из дней Сына человеческого,
но не увидите. 23 Вам
скажут: "Вон там!" или "Вот здесь!"
Не срывайтесь с места, не бегите вдогонку. 24 Словно
молния, что, сверкнув, озаряет всё небо от края до края, —
таким будет Сын человеческий в день, когда Он вернется! 25 Но сначала Он должен претерпеть много
страданий и быть отвергнутым людьми этого поколения. 26 Как было в дни
Ноя, так будет и в дни Сына человеческого: 27 люди ели, пили, женились и выходили
замуж, и так вплоть до самого дня, пока
Ной не вошел в ковчег, а потом пришел потоп —
и все погибли. 28 То же было
и в дни Лота: ели, пили, продавали, покупали,
сеяли, строили, 29 но в день,
когда Лот покинул Содом, пролились на землю сера
и огонь — и все погибли. 30 Так
будет и в день, когда явит себя Сын человеческий! 31 Кто в тот день будет на крыше,
а вещи его в доме, пусть не спускается
взять их! И кто будет в поле — не возвращайся назад!
32 Помните
о жене Лота! 33 Кто
стремится сохранить свою жизнь, тот погубит ее; кто
погубит — тот сохранит ее. 34 Верно
вам говорю, в ту ночь двое будут в одной постели —
и один будет взят, а другого оставят; 35 две
женщины будут молоть на одной мельнице —
одну возьмут, а другую оставят. (36)
—
Где труп, туда соберутся стервятники, — ответил Иисус.
181 Иисус
рассказал им притчу, чтобы они знали, что надо всегда молиться и никогда
не отчаиваться:
2 —
Был в одном городе судья, он ни Бога не боялся, ни людей не стыдился.
3 И была в том городе вдова, которая
всё время ходила к нему и говорила: "Помоги мне добиться правды,
разреши мою тяжбу!" 4 Он долго не соглашался,
а потом сказал себе: "Хотя я ни Бога не боюсь, ни людей
не стыжусь, 5 но эта вдова такая
назойливая. Решу ее дело, чтобы она больше не ходила и не изводила
меня".
6 Вы
слышали, что говорит этот бесчестный судья? — спросил Господь. —
7 Так неужели Бог не защитит Своих избранников,
взывающих к Нему денно и нощно? Разве станет Он медлить? 8 Говорю
вам, суд Его будет правым и скорым. Но найдет ли Сын человеческий, когда вернется,
такую веру на земле?
9 А тем,
кто был уверен в собственной праведности и презирал всех остальных,
Иисус рассказал такую притчу:
10 —
Два человека пришли в Храм помолиться. Один был фарисей, а другой —
сборщик податей. 11 Фарисей
стоял и так молился: "Боже, благодарю Тебя за то, что я не такой,
как остальные люди — корыстные, бесчестные, развратные или вот
как этот сборщик податей. 12 Я дважды
в неделю пощусь, плачу десятину со всего, что приобретаю".
13 А сборщик податей,
стоя в отдалении, не смел даже глаз поднять к небу и только
бил себя в грудь и говорил: "Боже, я грешен, но сжалься
надо мной!" 14 Он, говорю вам, а не тот
фарисей ушел домой оправданным.
Потому
что всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто
принижает себя, возвысится.
Лк.: 17.12-15
См. прим.
к 5.12. [Под проказой в древности понимались
разные виды кожных заболеваний. Прокаженные удалялись из общества и считались
ритуально нечистыми. Выздоровевшего прокаженного должен был осмотреть священник.
Если он объявлял его "чистым", т.е. здоровым, человек мог вернуться
к нормальной жизни.] 17.16самарянин — хотя самаряне исповедовали ту же веру, что
и евреи, но последние презирали их и относились к ним почти
как к иноверцам. Но благодарным оказывается этот единственный человек.
17.21Ведь Царство Бога
уже среди вас — возможны иные переводы: "Ведь Царство
Бога внутри вас" и "Ведь Царство Бога внезапно явится среди вас". 17.23
В некоторых рукописях иной порядок слов: "Вот здесь!" или
"Вон там!" 17.26-29
Когда Бог уничтожил потопом всё живое на земле, Он спас Ноя
с его семьей. Он также спас Лота с семьей из Содома
и Гоморры, перед тем как обрушить на них дождь с огнем и серой. 17.32
Бог повелел покинуть Содом и не оглядываться, но жена Лота
ослушалась повеления и была превращена в соляной столб. 17.33жизнь — см. прим.
к 9.24-25. [В Писании душа — это дыхание жизни,
которое вдохнул при рождении в человека Бог, т.е. сама жизнь (см. Быт
2.7).] 17:(36)
В ряде рукописей есть стих 36: "двое будут в поле —
и один будет взят, а другого оставят". 17.37Где труп, туда соберутся стервятники — смысл этих слов
не совсем ясен. Возможно, это пословичное выражение, смысл которого:
а) когда совершается что-то важное, об этом тотчас становится известно;
б) когда где-то случается что-то плохое, туда тут же собираются поглазеть любопытствующие.
Слово, переведенное как "стервятники", дословно значит "орлы"
и может относиться также к римской армии, штандарты которой украшались
серебряными орлами. 18.8такую веру на земле — возможен перевод: "веру на земле". 18.11так молился — возможен иной перевод: "молился о себе"
или "про себя". Евреи обычно молились рано утром и под вечер.
В Талмуде сохранился текст благодарственной молитвы, очень похожей на эту. 18.12
Хотя обязательным для всех был пост один раз в году — в День
искупления, или Судный День (евр. Йом-Кипп`ур), фарисеи из благочестивых
побуждений постились два раза в неделю (в понедельник и в четверг);
десятину со всего, что приобретаю — фарисей платит
ее даже с того, что покупает, хотя уплатить ее уже должен был продавец. 18.13 Обычно
молились, подняв глаза к небу и воздев руки. Сборщик податей не решается
сделать даже этого.