45 Затем
Иисус велел ученикам сразу же сесть в лодку и плыть на другой берег,
к Вифсаиде, не дожидаясь, пока Он отправит народ. 46 Простившись
с людьми, Он поднялся на гору помолиться. 47 Когда
настал вечер, лодка была посреди моря, а Он оставался один на берегу.
48 Увидев, что они выбились из сил,
борясь со встречным ветром, Он на рассвете пошел к ним по морю
и, казалось, хотел пройти мимо них. 49 Видя,
что Он идет по морю, они решили, что это призрак, и закричали,
50 потому что все видели Его и сильно
перепугались. Но Он тут же заговорил с ними:
Смелей, это Я, не бойтесь! 51 И вошел
к ним в лодку.
Ветер
сразу стих. Это их поразило еще больше. 52 Они ведь
не поняли, что значило чудо с хлебами, сердца их оставались слепы.
22
Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой
берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ.
23
Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве.
Когда наступил вечер, Он был там один. (24) А лодка
была уже в нескольких милях от берега,
она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. (25) На рассвете
Иисус направился к ним — Он шел по морю. (26) Когда ученики
увидели, что Он идет по морю, они перепугались.
—
Это призрак! — закричали они в страхе.
27
— Успокойтесь, это Я! Не бойтесь! — тотчас заговорил
с ними Иисус.
Тогда
Петр обратился к Нему:
28
— Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде.
29
— Иди, — сказал Он.
Петр
вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, (30) но,
ощутив силу ветра, испугался и стал тонуть.
—
Спаси меня, Господь! — закричал он.
31
Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал:
— Маловер, зачем ты усомнился?
32
Когда они вошли в лодку, ветер стих. (33) Ученики
в лодке склонились ниц перед Иисусом.
—
Ты воистину Сын Бога! — сказали они.
53 Они переправились
и пристали к берегу в Геннисарете. 54 Как только
они вышли из лодки, их узнали 55 и,
обежав все окрестности, сносили больных на циновках туда, где, по слухам,
был Иисус. 56 Где бы Он ни появлялся
в селах, городах, усадьбах, всюду клали на площадях
больных и просили Его позволить им прикоснуться хотя бы к краю
одежды. И тот, кто прикасался, выздоравливал.
34
Переплыв море, они вышли на берег в Геннисарете. (35) Узнав
Его, местные жители дали знать об этом всей округе и понесли к Нему
всех больных. (36) Они просили Его разрешить
им хотя бы прикоснуться к краю одежды. И все те, кто прикасались,
выздоравливали.
7 1 Пришли
к Иисусу фарисеи и несколько учителей Закона из Иерусалима. 2Они увидели,
что кое-кто из учеников ел "нечистыми" руками, то есть не омыв
их. 3А фарисеи, как
и все евреи, держась предания отцов, не садятся есть, пока не омоют
руки до локтей. 4И,
придя с рынка, не едят, пока не совершат омовения. И много
еще других предписаний соблюдают тех, что относятся, например,
к омовению чаш, кувшинов, медной посуды и постелей. 5 Фарисеи
и учителя Закона спросили Иисуса:
Почему Твои ученики живут не по преданию отцов? Хлеб едят нечистыми
руками...
6 А Он
им ответил:
Хорошо сказал о вас, лицемерах, пророк Исайя в Писании:
"Этот
народ чтит Меня устами, а сердце его далеко
от Меня. 7 Тщетно их поклонение:
они учат человеческим заповедям, как Моим".
8Вы
де́ржитесь за людские предания, а заповедь Бога отбрасываете.
9 Как ловко вы отменяете заповедь
Бога, лишь бы соблюсти свои предписания! продолжал Иисус.
10 Вот, например, Моисей сказал: "Почитай
отца и мать" и "Оскорбивший отца или мать карается
смертью". 11А что
говорите вы? Если скажет человек отцу или матери: "Корбан (то есть
предназначено Богу) то, что ты мог бы получить от меня",
12 то вы уже ничего не разрешаете
ему сделать для отца или матери. 13 Своим
преданием вы отменяете Слово Бога. И еще много чего делаете в том же
роде.
14 Он
снова подозвал народ и сказал им:
Слушайте Меня все и постарайтесь понять! 15 Ничто
из того, что извне попадает в человека, не может сделать его нечистым,
а делает его нечистым то, что из человека исходит. [16]
17 Когда
Он ушел от толпы в дом, ученики попросили Его разъяснить им эти слова.
18
Так и вы такие же бестолковые? ответил Он. Не понимаете,
что всё то, что входит извне в человека, не может сделать его нечистым,
19потому что идет не в сердце,
а в желудок, а оттуда выбрасывается в отхожее место? (Этим
Он объявил чистой любую пищу.) 20 А нечистым,
продолжал Он, человека делает то, что исходит из него. 21 Изнутри,
из человеческого сердца, исходят злые помыслы, ведущие к разврату, кражам,
убийствам, 22 супружеским изменам; оттуда исходят
жадность, подлость, коварство, наглость, зависть, сквернословие, гордость, глупость.
23 Всё это зло исходит из человека,
оно и делает его нечистым.
15
В то время приходят к Иисусу из Иерусалима
фарисеи и учителя́ Закона.
2
— Почему Твои ученики нарушают предания отцов? Не омывают рук
перед едой... — спрашивают они.
3
— А вы почему нарушаете заповедь Бога ради своего предания? —
возразил Он. — (4) Бог сказал:
"Почитай отца и мать" и "Оскорбивший отца или мать карается смертью".
(5) А вы говорите:
"Если кто скажет отцу или матери: "Что ты мог бы иметь
от меня — то мой дар Богу", (6) ему
уже не нужно почитать отца". Этим вы отменяете слово Бога ради
вашего предания. (7) Лицемеры! Хорошо сказал
о вас пророк Исайя:
8 "Этот
народ чтит Меня устами, но сердце его далеко от Меня. 9Тщетно их поклонение: они
учат человеческим заповедям, как Моим".
10
Подозвав к себе народ, Иисус сказал:
—
Послушайте и постарайтесь понять. (11) Человека
делает нечистым не то, что входит в уста, а то, что исходит
из уст.
12
Тогда ученики подошли к Нему и говорят:
—
Знаешь ли Ты, что Твои слова́ вызвали негодование у фарисеев?
13
— Всякий саженец, не Моим Небесным Отцом посаженный, будет вырван
с корнем, — ответил Он. — (14) Оставьте
их! Это слепые поводыри слепых. А когда слепой ведет слепого, то оба
угодят в яму.
15
— Объясни нам эту притчу, — обратился к Нему
Петр.
16
— Как, и вы такие же бестолковые? (17) Не понятно
вам, что то, что входит в уста, идет в желудок, а оттуда
выбрасывается в отхожее место? (18) А нечистым
делает человека то, что исходит из уст. (19) Ведь из сердца
человеческого исходят злые помыслы, ведущие к убийствам, супружеским
изменам, разврату, воровству, лжесвидетельствам, сквернословию. (20) Вот что
делает человека нечистым. А есть неомытыми руками — это не делает
человека нечистым.
24Оттуда
Иисус направился в земли Тира. Там Он остановился в одном доме и не хотел,
чтобы кто-нибудь об этом знал, но Ему не удалось остаться незамеченным.
25 О Нём услышала одна женщина, у которой
дочь была одержима нечистым духом. Она тут же пришла и упала Ему в ноги.
26А женщина эта была
язычница, сирийская финикиянка. Она стала просить Его изгнать беса из дочери.
27
Пусть сначала насытятся дети, сказал ей Иисус. Нехорошо
отнять хлеб у детей и бросить собакам.
28
Да, Господин мой, говорит она в ответ. Но и собаки
под столом едят крошки, которые роняют дети.
29
Раз ты так сказала, можешь идти домой: бес из твоей дочери вышел,
сказал Иисус.
30 Женщина
вернулась домой и увидела, что девочка здорова, лежит на постели, а бес
из нее вышел.
21
Оттуда Иисус направился в земли Тира и Сидона. (22) Пришла
к Нему одна ханане́янка, жительница тех мест.
—
Господь, Сын Давида! — закричала она. — Сжалься надо
мной. Моя дочь одержима бесом и страшно мучится.
23
Но Он ни словом ей не ответил. Ученики, подойдя к Нему, стали
Его просить:
—
Скажи ей, пусть уйдет! А то идет за нами и кричит.
24
— Я был послан только к потерянным овцам народа Израиля, —
сказал Иисус.
25
Но женщина, приблизившись, упала перед Ним ниц и сказала:
—
Господин мой, помоги мне!
26
— Нехорошо отнять хлеб у детей и бросить собакам, —
сказал Он.
27
— Да, Господин мой, но и собаки едят крошки, которые падают
со стола хозяев, — ответила она.
28
— Велика твоя вера, женщина, — сказал ей тогда Иисус. —
Пусть будет тебе то, чего ты хочешь.
И в тот же
миг дочь ее выздоровела.
Мк.: 7.2
См. прим. к Мф 15.2. 7.3до локтей точное значение греческого слова неизвестно,
возможно, "тщательно" или "особым образом". 7.4придя с рынка возможно иное понимание: "купленное
на рынке". Посуды и постелей в некоторых
рукописях: "посуды"; в ряде позднейших рукописей: "кувшинов,
котлов и скамей". 7.8предания в некоторых рукописях: "предания, за омовение
чаш, кувшинов, медной посуды и делаете много другого в том же роде". 7.11предназначено Богу см. прим. к Мф 15.5. 7.(16)
В ряде рукописей имеется ст. 16: "У кого есть уши, пусть услышит!" 7.19Этим Он объявил чистой любую пищу в некоторых рукописях:
"чем очищается всякая пища". 7.24
Тира в некоторых рукописях: "Тира и Сидона". 7.26язычница буквально: "гречанка", в НЗ язычников
называли греками вне зависимости от их национальной принадлежности.
Мф.: 9.5
В еврейской антропологии сердце являлось органом ума.
9.27
Помазанник Божий, которого ждали в Израиле, часто назывался Сыном,
т.е. потомком Давида, так как верили, что Он должен быть из рода
Давида (см. 2Цар 7.12-14 и др.).
14.24в нескольких милях от берега — в самом широком
месте озеро достигало одиннадцати, а в длину девятнадцати километров.
В некоторых рукописях: "посреди моря". 14.25На рассвете — дословно: "В четвертую стражу",
т.е. в период времени между 3 и 6 часами утра. Римляне делили время
с 6 часов утра до 6 часов вечера на четыре равных промежутка,
которые назывались стражами. 14.34Геннисарет — от евр. Генниса́р; так называется
плодородная долина на западном берегу озера. Возможно, там был и поселок
с таким же названием. 15.2
Имеется в виду ритуальное омовение рук с целью очистить их от возможного
прикосновения к какой-либо скверне. 15.4сказал — в некоторых рукописях: "заповедал". 15.5дар Богу — посвятив вещь или имущество Богу, люди
потом уже не имели права пользоваться ими, даже для нужд их родителей. 15.6отца — в некоторых рукописях: "отца и мать".
Слово Бога — в некоторых рукописях: "закон Бога"
или "заповедь Бога". 15.8сердце — см. прим. к 9.5. 15.22хананеянка — эта женщина была язычницей. Сын Давида —
см. прим. к 9.27. 15.26Детьми, или сыновьями Божьими, назывались израильтяне (см. Ис 1.2;
Иер 31.9; Ос 11.1; Рим 9.4).
Собаки — жители Израиля называли язычников собаками, что считалось
страшным оскорблением.