151 К Иисусу
приходили послушать Его очень многие сборщики податей и другие грешники.
2 Фарисеи и учителя Закона возмущались
и говорили:
Этот человек принимает грешников и даже ест с ними!
3 Тогда
Иисус рассказал им такую притчу:
12
Как вы считаете? Если есть у человека сто овец и одна из них
заблудилась, разве не оставит он девяносто девять в горах и не пойдет
искать заблудившуюся? (13) А когда найдет,
верно вам говорю, будет радоваться ей больше, чем девяноста девяти незаблудившимся.
14Так и ваш Небесный Отец: Он не хочет, чтобы погиб хоть один из самых
малых.
4
Предположим, у кого-то из вас есть сто овец и одну из них
он потерял. Разве не оставит он остальных девяносто девять в пустыне
и не пойдет искать пропавшую, покуда не найдет? 5 А найдя,
обрадуется, взвалит ее себе на плечи 6 и,
придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: "Порадуйтесь
со мной: я нашел пропавшую овцу!"
7 Верно
вам говорю, точно так же и на небе будет больше радости из-за
одного раскаявшегося грешника, чем из-за девяноста девяти праведников, которым
не в чем раскаиваться.
8 Или возьмите
женщину, у которой есть десять серебряных монет и одну она потеряла.
Разве она не зажжет лампу и не станет мести дом, усердно ища, покуда
не найдет? 9 А найдя, созовет подруг
и соседок и скажет: "Порадуйтесь со мной: я нашла монету,
которую потеряла".
10 Такой
же, поверьте Мне, будет радость у ангелов Божьих из-за одного раскаявшегося
грешника.
11 Иисус
продолжал:
У одного человека было два сына. 12 Младший
сказал отцу: "Отдай мне часть имущества, что мне причитается".
И тот разделил имущество между сыновьями. 13 Через несколько
дней младший сын, всё распродав, уехал с деньгами в далекую страну.
И там, ведя беспутную жизнь, промотал всё, что у него было. 14 После
того как он всё истратил, в той стране начался сильный голод, и он стал
бедствовать. 15 Он пошел
и нанялся к одному из местных жителей, и тот послал его
в свое имение пасти́ свиней. 16 Он уже
готов был есть стручки, которыми кормили свиней, ведь ничего другого ему не давали.
17 И тогда он, одумавшись, сказал себе:
"Сколько работников у моего отца, и все едят до отвала
и еще остается, а я тут погибаю с голоду! 18 Пойду,
вернусь к отцу и скажу ему: "Отец, я виноват перед небом
и перед тобою. 19 Я больше недостоин
зваться твоим сыном, считай, что я один из твоих работников". 20 И он немедля
пошел к отцу. Он был еще далеко, когда отец увидел его, и ему
стало жалко сына. Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал
его. 21 Сын сказал ему: "Отец, я виноват
перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном".
22 Но отец сказал
слугам: "Быстрей принесите самую лучшую одежду и оденьте его. Наденьте
ему перстень на руку и сандалии на ноги. 23 Приведите
и зарежьте откормленного теленка. Будем есть и веселиться. 24 Ведь
это мой сын: он был мертв, а теперь ожил, пропадал и нашелся".
И они устроили праздник.
25 А старший
сын был в это время в поле. Возвращаясь, он подошел к дому,
услышал музыку и пляску 26 и, подозвав
одного из слуг, спросил, что там происходит. 27 Тот ответил:
"Вернулся твой брат, и отец твой зарезал откормленного теленка, потому
что он вернулся жив и здоров". 28 Старший
брат так рассердился, что не захотел войти в дом. Тогда вышел отец
и стал его уговаривать. 29 Но он ответил
отцу: "Вот, я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чём
тебя не ослушался, а ты ни разу не дал мне даже козленка,
чтобы я мог повеселиться с друзьями. 30 А вернулся
этот твой сын, который проел всё твое имущество со шлюхами,
и ты зарезал для него откормленного теленка!" 31 Но отец
сказал ему: "Сынок, ты всегда со мной, и всё, что есть
у меня, твое. 32 Тебе бы надо радоваться
и веселиться, что он, твой брат, был мертв и ожил, пропадал
и нашелся".
161 А Своим
ученикам Иисус сказал:
—
У одного богача был управляющий, и ему донесли, что он его
разоряет. 2 Вызвав его, хозяин сказал:
"Что это я о тебе слышу? Дай мне отчет в управлении,
управлять ты больше не будешь". 3 И тогда
управляющий сказал себе: "Что мне делать? Хозяин лишает меня места.
Копать я не могу, просить милостыню стыжусь. 4 А,
знаю, что делать! И тогда меня возьмет кто-нибудь к себе в дом,
когда лишусь места". 5 Он вызвал
одного за другим должников своего хозяина. Первого он спросил: "Сколько
ты должен моему хозяину?" — 6 "Сто бочек
оливкого масла", — ответил тот. "Вот твоя расписка, —
сказал ему управляющий, — садись и быстрее пиши: 'Пятьдесят'".
7 Потом спросил следующего: "А ты
сколько должен?" — "Сто мешков пшеницы", —
ответил тот. Управляющий говорит: "Вот твоя расписка. Пиши: 'Восемьдесят'".
8 А хозяин похвалил мошенника
управляющего за то, что он сообразил как поступить. Ведь люди
этого мира куда сообразительнее в делах с себе подобными, чем сыны
света.
9 И Я вам
говорю: тратьте деньги этого неправедного мира на то, чтобы приобретать себе
друзей, чтобы потом, когда денег у вас не станет, они приняли
вас в свои вечные дома.
10 Кто верен
в ничтожном, тот и в великом верен.
Кто в ничтожном нечестен, тот и в великом
нечестен. 11 И если вам нельзя
доверить земное богатство, кто доверит вам истинное? 12 И если вам нельзя доверить
чужое, кто вам даст ваше?
13 Ни один
слуга не может служить одновременно двум господам: одного он не будет
любить, а другого будет; одному будет предан, а другим будет пренебрегать.
И вы не можете служить и Богу, и деньгам!
14 Всё это
слышали фарисеи, падкие до денег, и они стали смеяться над Иисусом.
15 Но Он сказал им:
—
В глазах людей вы хотите выглядеть праведниками, но Бог
знает ваши сердца. То, что в цене у людей, отвратительно в глазах
Божьих.
16 Закон
и Пророки были до Иоанна. А с тех пор Царство Бога возвещается
и всех побуждают войти в него. 17 Но скорее
небо и земля исчезнут, чем в Законе пропадет хоть одна только черточка.
18 Всякий,
кто разводится с женой и женится на другой, грешит, нарушая
верность. И тот, кто женится на разведенной, совершает тот же
грех.
19 Был некогда
богач, одевался по-царски, и жизнь у него была сплошной праздник. 20 И был нищий,
весь покрытый язвами, его звали Лазарь. Он лежал у ворот богача
21 в надежде,
что ему достанутся куски, брошенные под стол. Прибегали собаки и лизали
его язвы. 22 И вот
умер нищий, и ангелы отнесли его на небо, на почетное место рядом
с Авраамом. Умер и богач, похоронили его. 23 И в аду,
в страшных мучениях подняв глаза, он увидел вдали Авраама и рядом
с ним Лазаря. 24 Богач закричал:
"Авраам, отец! Сжалься надо мной, пошли ко мне Лазаря, пусть омочит
в воде кончик пальца и освежит мне язык. Какие муки терплю я в этом
огне!" 25 Но Авраам ответил:
"Вспомни, сынок, ты уже получил при жизни всё хорошее, а Лазарь —
всё плохое. Теперь он здесь утешился, а ты страдаешь. 26 А кроме
того, между вами и нами пролегает великая бездна: даже если кто захочет
перейти отсюда к вам, не сможет. И оттуда к нам никому не перейти".
27 Богач сказал: "Прошу тебя,
отец, пошли его в дом моего отца. 28 Ведь
у меня пятеро братьев. Пусть он предупредит их, а то и они
попадут в это ужасное место". 29 Авраам
ответил: "У них есть Моисей и Пророки. Пусть слушают их!"
30 — "Нет,
отец мой Авраам, — сказал богач, — вот если кто из мертвых
придет к ним, тогда они перестанут грешить". 31 Но Авраам
сказал ему: "Если они Моисея и пророков не слушают, никто
их не убедит, даже мертвый, вставший из гроба".
171 А Своим
ученикам Иисус сказал:
—
Всегда есть и будет много такого, что приводит к греху. Но го́ре
тому, кто <стал>* причиной
греха!
2 Лучше
было бы тому человеку, что толкает на грех одного
из этих простых и малых, если бы мельничный жернов на шею
ему надели и бросили в море! 3 Смотри́те
же, берегитесь!
Если
провинится твой брат, упрекни его и, если повинится, прости. 4 И если
семь раз на дню провинится перед тобой и семь раз вернется к тебе
и скажет: "Виноват" — прости.
5 —
Прибавь нам веры! — сказали апостолы Господу.
6 —
Если есть у вас вера хоть с горчичное зернышко, — ответил
Господь, — то, если скажете этой шелковице: "Вырви себя с корнями
и пересади себя в море!" — она вам подчинится.
7 Предположим,
есть у кого-то из вас слуга, который пашет или пасет овец. Разве
ты скажешь ему, когда он вернется с поля: "Скорей садись за стол!"?
8 Не правда ли, ты скажешь ему: "Приготовь
мне ужин, подпояшься и прислуживай, пока я буду есть и пить, а потом
будешь есть и пить сам". 9 Ведь
не станешь ты благодарить слугу, если он сделал то, что ему положено?
10 Так
и вы: когда сделаете то, что вам положено делать, говорите: "Мы
всего лишь слуги, мы сделали только то, что должны были сделать".
Лк.: 15.1
См. прим.
к 3.12. [Сборщики податей были, как правило,
из евреев; одни собирали таможенные сборы, другие же подати для римских
властей, и их ненавидели, считая предателями своего народа и грешниками,
т.е. людьми, нарушавшими правила ритуальной чистоты. Некоторые из них были
откупщиками: они заранее вносили в казну всю сумму податей, а потом
поручали своим помощникам собрать деньги с населения. Известно, что
при сборе податей было множество злоупотреблений.] 15.12-13
Отец обычно оставлял сыновьям их долю наследства после своей смерти. Но даже
если он передавал им его при жизни, то всё равно имел право на получение
доходов с имущества, и поэтому сыновья не могли продавать свое имущество
без разрешения отца. В притче отец ведет себя как человек невероятной
доброты, кротости и снисходительности. 15.15Свиньи считались нечистыми животными. Уже одно то, что младший
сын должен был ухаживать за свиньями, говорило о его бедственном
и унизительном положении, но его готовность есть вместе с ними
свидетельствовала о крайней степени нужды. 15.16есть стручки в некоторых рукописях: "набить брюхо
стручками". Имеются в виду стручки рожкового дерева, растущего в Средиземноморье,
сладкими бобами которых кормили животных; ими питались и бедные (их
и сейчас называют хлебом бедняков). 15.20Он побежал... отец ведет себя не так,
как должен был бы вести себя почтенный восточный старец, помнящий о своем
достоинстве. 15.22Лучшая
одежда и перстень были знаком высокого положения в семье. Это говорит
о том, что отец вернул сыну все его сыновние привилегии. На это же
указывают и сандалии, так как их носили свободные люди,
а не рабы и слуги. В доме носил сандалии только хозяин, потому
что гости, входя внутрь, снимали обувь. 16.9деньги этого неправедного мира — дословно: "богатство
(или деньги) неправедности". Широко распространено мнение, что это призыв
делать добрые дела на деньги, заработанные нечестным путем. Но, скорее всего,
слово "неправедность" следует понимать в значении "этот неправедный
мир". Любое богатство и любые деньги по сути неправедны, и единственная
их ценность в том, что их можно потратить на добрые дела. 16.16
Закон и Пророки — здесь в значении: "всё Священное
Писание Ветхого Завета". Всех побуждают войти в него —
возможно иное понимание: "все туда устремляются". 16.18
По древним представлениям, только жена могла нарушить супружескую верность.
Муж, вступая в связь с другой женщиной, не совершал греха против
своей жены. Иисус указывает на ответственность мужа, что было неслыханным
для того времени. 16.19по-царски — дословно: "в пурпур и виссон".
В ткани, окрашенные очень дорогим пурпуром, одевались цари; одежду из виссона —
драгоценной тончайшей льняной ткани — носили цари, первосвященники
и богачи. 16.21куски, брошенные под стол — т.е. куски хлеба, которыми
гости вытирали руки и затем бросали под стол. 16.22на почетное место рядом с Авраамом — дословно: "на лоно
Авраама". Быть "на лоне или на груди" кого-либо
означало возлежать на пиру рядом с обеденным ложем этого человека.
В древности люди часто представляли себе небесную жизнь как пир, на котором
самым важным из пирующих будет Авраам, а почетному гостю будет
отведено место рядом с ним. 16.23Ад — это место, где, по древним представлениям, умершие
ждали окончательного суда. 16.29Моисей и пророки — т.е. Священное Писание. 17.3провинится — в некоторых рукописях: "провинится перед
тобой". Слово брат употребляется здесь в расширительном значении:
"брат во Христе". 17.4семь раз — число семь здесь означает многократность. Сколько
раз провинится брат, столько раз нужно его простить. 17.6горчичное зернышко — здесь в значении чего-то очень маленького
(ср. русское "с маково зернышко"); шелковица —
южное дерево из семейства тутовых. 17.9
Некоторые рукописи добавляют: "не думаю".
Мф.: 18.14ваш Небесный Отец — в рукописях разночтения: "наш Небесный
Отец", "Мой Небесный Отец".
*
Слово добавлено из "Современного русского перевода" (2011 г.)
и кн. В.Н.Кузнецова. "Евангелие от Луки. Комментарий",
т.к. мы полагаем, что оно здесь опущено по ошибке. –
Прим. редактора рассылки.
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
В следующем выпуске: ???.
Буду рад
прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.