38 Продолжая
путь, Иисус с учениками зашел в деревню. Там Его приняла у себя
женщина по имени Марфа. 39 У нее
была сестра, которую звали Мариам. Она, сев у ног Господа, слушала Его речи.
40 Марфа же была вся в хлопотах о большом
угощении. Она подошла и сказала:
—
Господин мой, Тебе дела нет до того, что сестра бросила на меня
всю работу? Скажи ей, чтобы она мне помогла!
41 —
Марфа, Марфа, — сказал ей в ответ Господь, — ты заботишься
и хлопочешь, чтобы всего было много, 42 а нужно
только одно. Вот Мариам выбрала себе лучшее, этого у нее не отнимут.
111 Однажды
Иисус в одном месте молился, и, когда Он закончил, кто-то из Его
учеников сказал:
—
Господь, научи нас молиться. Иоанн ведь научил своих учеников.
Отец!
Пусть прославится Твое имя! Пусть придет Твое Царство! 3 Давай нам насущный наш
хлеб на каждый день. 4 Прости
нам наши грехи, ведь и мы прощаем всем, кто причиняет
нам зло. И не подвергай нас испытанию.
5 Иисус
сказал им:
—
Предположим, у кого-то из вас есть друг и ты придешь к нему
посреди ночи и скажешь: "Друг, одолжи мне три хлеба. 6 Ко мне
сейчас пришел друг с дороги, а мне нечего ему предложить".
7 Неужели он ответит тебе из дому:
"Оставь меня в покое! Дверь уже заперта, дети в постели, я тоже.
Я не могу встать и дать тебе хлеба"? 8 Верно
вам говорю, даже если он по дружбе не встанет и не даст,
ему всё равно придется подняться и дать тебе всё, что нужно, если
ты проявишь настойчивость.
9 И Я говорю
вам:
проси́те —
и Бог вам даст, ищи́те — и найдете,
стучите — и Бог отворит
вам. 10 Всякий, кто просит, получает,
кто ищет, находит,
и тому, кто стучит, отворяют.
11 Найдется
ли среди вас отец, который, если сын попросит рыбы, даст ему вместо рыбы
змею? 12 Или, если сын попросит яйцо,
даст ему скорпиона? 13 И если вы,
люди дурные, умеете давать своим детям что-то хорошее, то тем более
Небесный Отец даст Святой Дух тем, кто Его просит!
/.../
(1б) Он ушел
из Галилеи и направился в земли Иудеи за Иорданом. (2) Следом
за Ним пошли то́лпы народу, и Он исцелил их.
10 1Оттуда
Иисус направляется в Иудею и в земли за Иорданом. И снова
с Ним шли толпы людей, и Он их учил, как обычно.
6 Иисус
рассказал такую притчу:
—
У одного человека посажена была в винограднике смоковница. Он пришел
туда и стал искать на ней плодов, но не нашел. 7 И тогда
он сказал виноградарю: "Вот уже три года прихожу я сюда и всё
ищу на этой смоковнице плодов, а их нет. Сруби ее! Зачем она землю
занимает?" 8 Но тот ему ответил:
"Хозяин, оставь ее еще на год. Я окопаю ее, унавожу землю. 9 Может,
в следующем году она начнет плодоносить? А нет, тогда срубишь".
10 Иисус
учил в субботу в одной из синагог. 11 Там была
женщина, вся скрюченная, она совсем не могла разогнуться, потому
что в ней был нечистый дух, который держал ее в болезни восемнадцать
лет. 12 Увидев ее, Иисус ее подозвал
и сказал:
—
Ты избавлена от болезни.
13 Он возложил
на нее ру́ки, и она сразу выпрямилась и стала благодарить
Бога. 14 Старейшина синагоги, разгневанный
тем, что Иисус вылечил ее в субботу, сказал народу:
—
Для работы есть шесть дней. В эти дни и приходите лечиться,
а не в субботу.
—
Лицемеры! Разве каждый из вас не отвязывает быка или осла от стойла
в субботу и не ведет поить? 16 А ведь
она дочь Авраама, и Сатана целых восемнадцать лет держал ее связанной!
Так неужели нельзя развязать ее путы в субботний день?!
17 От этих
слов всем Его противникам стало стыдно, а весь народ радовался удивительным
делам, которые Он совершал.
/.../
22 Иисус
шел через города и селения и учил людей. Он держал путь в Иерусалим.
23 Какой-то человек спросил Его:
—
Господь, неужели будут спасены только немногие?
Иисус
им сказал:
24 —
Постарайтесь пройти через узкую дверь, потому что, поверьте,
многие будут пытаться войти, но не сумеют. 25 А когда встанет хозяин дома и дверь
закроет, вы окажетесь снаружи, будете стучаться
в дверь, говоря: "Господин наш, открой нам!"
А он вам скажет в ответ: "Я не знаю,
кто вы и откуда". 26 Станете
вы тогда говорить: "Мы с тобой вместе ели
и пили. Ты учил у нас на площадях". 27 А он вам ответит:
"Я не знаю, кто вы и откуда.
Уйдите от меня, все творящие зло!" 28 И заплачете
вы и заскрипите зубами, когда увидите Авраама, Исаака,
Иакова и всех пророков в Царстве Бога, а вы —
изгнаны вон! 29 Придут
с востока и с запада, с севера и с юга
и усядутся за пиршественный стол в Царстве Бога. 30 Тогда
те, кто сейчас последние, станут первыми, а первые
станут последними.
—
Тебе надо уйти отсюда, — сказали они. — Уходи, Ирод хочет
Тебя убить!
32 —
Ступайте и скажите этому хищнику, — ответил им Иисус: —
"Я буду изгонять бесов и исцелять сегодня и завтра, а на третий
день завершу Свое дело. 33 Но и сегодня,
и завтра, и в последующий день Я должен продолжать Свой путь,
потому что такого не может быть, чтобы пророка убили не в Иерусалиме".
34 Иерусалим!
Иерусалим, убивающий пророков и побивающий
камнями тех, кто послан к нему! Сколько раз Мне хотелось собрать
весь народ твой вокруг себя, как собирает наседка
выводок под крылья, но вы не захотели! 35 И вот ваш Дом
оставлен! Говорю вам, вы не увидите Меня,
пока не скажете: "Благословен Идущий во имя Господа!"
141 Однажды
в субботу Иисус пришел на обед в дом к одному члену Совета
из фарисеев. За Ним наблюдали. 2 Напротив
Него сидел человек, страдавший водянкой.
3 Иисус
обратился к учителям Закона и фарисеям с вопросом:
—
Разрешено лечить в субботу или нет?
4 Они промолчали.
Иисус, взяв больного, исцелил и отпустил, 5 а им сказал:
—
Если у кого-нибудь из вас упадет в колодец сын или бык, разве вы
тотчас не вытащите его, даже если это будет суббота?
6 И они
ничего на это не смогли ответить.
7 Иисус
наблюдал за тем, как гости выбирали себе лучшие места, и рассказал им
притчу:
8 —
Если тебя позвали на пир, не занимай лучшее место, потому что может
оказаться, что приглашен кто-то более важный, чем ты. 9 И хозяин,
пригласивший тебя и его, войдет и скажет тебе: "Уступи это место
ему". Тогда тебе придется со стыдом перейти на самое последнее
место. 10 Наоборот, когда
тебя приглашают, ты иди и садись на нижнее место, и, когда пригласивший
тебя человек выйдет к гостям, он скажет тебе: "Друг, садись сюда,
повыше!" И будет тогда тебе почет среди остальных гостей.
11 Потому
что всякий, кто возвышает себя, будет унижен,
а кто принижает себя, возвысится.
12 Иисус
сказал пригласившему Его фарисею:
—
Когда ты устраиваешь завтрак или обед, не зови ни друзей, ни братьев,
ни родню, ни богатых соседей, потому что они сами потом позовут
тебя и вы будете в расчете. 13 Когда
будешь устраивать званый обед, позови лучше бедных, увечных, калек и слепых.
14 Вот тогда можешь считать себя счастливым:
они ничем не смогут тебе воздать и поэтому воздастся тебе, когда
воскреснут праведные.
15 Услышав
это, один из гостей сказал Иисусу:
—
Счастлив тот, кто будет пировать в Царстве Бога!
—
Один человек устраивал пир и позвал много гостей. Когда подошло время садиться
за стол, 17 он послал
слугу сказать приглашенным: "Приходи́те, всё уже готово".
18 И тут все как один стали извиняться.
Первый сказал ему: "Я купил поле, и мне необходимо пойти посмотреть
его. Прошу меня извинить". 19 Второй
сказал: "Я купил пять пар волов и должен проверить, хорошие ли
они. Прошу меня извинить". 20 Третий
сказал: "Я женился и поэтому не смогу прийти". 21 Слуга
вернулся и сообщил это господину. Тогда разгневанный хозяин приказал слуге:
"Иди скорее в город, на улицы и в переулки, и приведи
сюда бедных, калек, слепых и увечных". 22 Слуга
сказал ему: "Господин мой, твое приказание исполнено, но еще полно свободных
мест". 23 Тогда
господин сказал слуге: "Пройди вдоль улиц и изгородей и уговори
всех прийти сюда. Пусть дом мой будет полон! 24 Говорю
вам, никто из тех, кто был зван, не будет пировать за моим столом!"
25 Вместе
с Иисусом шла большая толпа. Повернувшись, Он сказал им:
26 —
Кто приходит ко Мне, но любит Меня не больше,
чем любит отца, мать, жену, детей, братьев, сестер,
не больше, чем саму свою жизнь, — тот не может быть Моим
учеником. 27 Кто не несет свой крест
и не идет за Мной, тот не может быть Моим
учеником.
28 Если
кто-то из вас хочет построить башню, разве он сначала не сядет и не подсчитает
расходов, хватит ли у него средств завершить строительство? 29 В противном
случае окажется, что он, заложив фундамент, закончить работы не может.
И, глядя на него, все будут над ним смеяться 30 и говорить:
"Вот человек, начал строить, а закончить не смог!"
31 И царь,
который собирается на войну против другого царя, должен сначала сесть и обдумать,
сможет ли он со своими десятью тысячами войска вступить в сражение с идущим
на него царем, у которого двадцать тысяч. 32 И если
нет, то пошлет послов просить о мире, пока тот еще далеко.
33 Точно
так же никто из вас не может стать Моим учеником, пока не отречется
от всего нажитого.
34 Соль —
добрая вещь. Но если соль перестанет быть соленой,
чем солить пищу? 35 Она
тогда ни на что не годна, даже землю ею
не удобришь. Ее просто выбрасывают!
У кого есть уши, пусть услышит!
Лк.: 10.38Его приняла — в некоторых рукописях: "приняла
Его в свой дом". 11.2-4 Текст молитвы
Господней у Луки отличается от текста у Матфея, он короче
и в нём отсутствует третье прошение ("Пусть исполнится воля Твоя..."). 11.2Отец — в ряде рукописей: "Отец наш". Вероятно,
за греческим словом "па́тер" ("отче") стоит арамейское
"абба́" — этим теплым, семейным словом называли
дети отца, и именно так обращался к Богу Иисус. Пусть прославится
Твое имя — дословно: "Пусть Твое имя станет святым".
Здесь "имя" означает самого Бога. Благочестивые евреи, стремясь избежать
употребления имени Бога, часто называют Его "Шем", что значит
"Имя". Первое прошение молитвы Господней обращено к Богу, чтобы
Он сделал имя Свое святым во всём мире, что станет возможным
лишь после наступления Его Царства, потому что только тогда все признают
Бога своим Царем и будут чтить и восхвалять Его как должно,
подобно ангелам в Откр 4.8 (ср. также Ин 12.28). Иоанн Златоуст,
объясняя эту молитву, говорил, что слова "Пусть станет святым"
означают "Пусть прославится". Некоторые рукописи также добавляют:
"Пусть исполнится и на земле воля Твоя, как на небе". 11.3насущный наш хлеб — возможны также переводы:
"наш хлеб на сегодняшний день", "наш ежедневный
хлеб" и "хлеб наш на завтрашний день". 11.4
Некоторые рукописи добавляют: "но защити нас от зла". 11.11
В некоторых рукописях есть также слова: "если сын попросит хлеба,
даст ему камень".
13.15
Хотя в субботу всякая работа была запрещена, люди всё равно ухаживали
за скотом.
13.27ответит — в некоторых рукописях: "ответит: "Говорю
вам". 13.28
В народе было распространено убеждение, что праведники, особенно праотец
Авраам, обладают таким количеством заслуг перед Богом, что их достаточно,
чтобы искупить грехи множества людей в народе Израиля. 13.29с востока... с юга — имеются в виду все народы
мира, т.е. язычники, которые, по мнению многих евреев, не могли быть
спасены. Пиршественный стол — Царство Бога часто изображалось
как радостный пир или свадьба, где во главе стола будет восседать
Мессия. 13.31 Из этого
стиха видно, что не все фарисеи были враждебно настроены к Иисусу.
Ирод — Ирод Антипа, сын Ирода Великого. 13.32этому хищнику — дословно: "этой лисе". В отличие
от Запада, где лиса символизирует хитрость, на Востоке она —
символ порчи и разрушения. 13.35Домом назывался иерусалимский Храм. 14.5сын или бык — в некоторых рукописях: "осёл или бык". 14.8-10
Почетными были места на обеденных ложах, расположенных на специальном
помосте, менее почетные находились ниже. 14.16-17
Непосредственно перед пиром было принято посылать вторичное приглашение гостям. 14.23уговори всех — дословно: "заставь всех". По древним
представлениям о вежливости бедняк не должен был сразу принимать приглашение,
но его надо было долго уговаривать и иногда вести как бы силой. 14.26но любит Меня не больше — дословно: "и не возненавидит".
Здесь, как и во многих других случаях в Библии, в силу особенностей
семитских языков (отсутствие степеней сравнения) глагол "ненавидеть"
имеет сравнительное значение "любить меньше". 14.34чем солить пищу? — возможен иной перевод:
"чем возвратить ей вкус?"
Мф.: 19.1за Иорданом эта область называлась Переей, через
нее обычно шли в Иерусалим паломники, не желавшие проходить через Самарию.
Мк.: 10.1в Иудею и в земли
за Иорданом в некоторых рукописях: "в земли Иудеи
за Иорданом".