Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Ев. от Матфея 5:43 - 6:23: "Нагорная Проповедь" (3) / 31.VII.15 пт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 31 июля 2015 года, пятницу.

Продолжаем читать Евангелия от Матфея: стихи 5:43 — 6:23.

Даем текст в двух переводах:

а. Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").

Дополнено сравнением с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии.

б. Перевод и примечания С.С.Аверинцева
 (См. послесловие к переводу; "Словарь общих понятий".)

Евангелист Матфей

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ*

43 Вы знаете, что было сказано: "Люби ближнего и ненавидь врага!"

44 А Я говорю вам:
   любите своих врагов,
   молитесь за тех, кто преследует вас.
45 Только так станете вы сынами
   своего Небесного Отца,
потому что Он велит всходить солнцу
   и над добрыми, и над злыми
и посылает дождь
   и для праведных, и для грешных.
46 Если будете любить только тех, кто любит вас,
   за что вас тогда награждать?
Разве сборщики податей делают не то же самое?
47 И если вы приветливы только с друзьями,
   что особенного вы делаете?
Разве язычники поступают не так же?
48 Так будьте совершенны,
   как совершенен ваш Небесный Отец.

 

6 Смотрите, не выставляйте напоказ своей набожности*, чтобы привлечь внимание людей. Иначе вы не получите награды от своего Небесного Отца.

2 Так вот, когда подаешь милостыню, не труби об этом во все трубы. Так делают в синагогах и на улицах святоши, для того чтобы люди осыпали их похвалами. Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.

3 А когда ты подаешь милостыню, пусть никто об этом не знает, (4) чтобы помощь твоя совершалась втайне. И тогда твой Отец, видящий все, что совершается тайно, вознаградит тебя.

5 Когда молишься, не веди себя, как святоши. Они любят молиться в синагогах или стоя на перекрестке, что бы все их видели. Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.

6 А ты, когда молишься, уйди в свою комнату, закрой за собой дверь и помолись своему Отцу, который здесь с тобой незримо. И тогда твой Отец, видящий всё, что совершается тайно, вознаградит тебя.

7 Когда молитесь, не бубните, как язычники. Они думают, чем больше слов в молитве, тем скорее* их услышит Бог. (8) Не уподобляйтесь им! Ведь ваш Отец знает, что вам нужно, прежде чем вы Его попросите.

9 А вы молитесь так:

Отец наш на Небесах!
   Пусть прославится Твое имя,
  10 пусть придет Твое Царство*,
   пусть* исполнится и на земле воля Твоя,
      как на Небе.
11 Дай нам сегодня насущный наш хлеб.
  12 И прости нам наши долги,
как и мы прощаем
   тем, кто нам должен.
13 Не подвергай нас испытанию,
   но защити нас от Злого*.

14 Если будете прощать людям их проступки, тогда и вам простит ваш Небесный Отец. (15) А если не будете прощать людям, и Отец ваш не простит вам ваши проступки.

16 Когда поститесь, не будьте угрюмы, как святоши. Они ходят с унылыми лицами, чтобы все видели: они постятся. Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.

17 А ты, когда постишься, причеши волосы и умой лицо, (18) чтобы не знали люди, что ты постишься, а знал только Отец твой, который видит всё, что совершается тайно. Тогда Отец твой, который видит всё, что совершается тайно, вознаградит тебя.

19 Не копите себе богатств на земле,
   где моль и ржавчина портят их
      и где воры, забравшись в дом, крадут.
20 Вы же копите себе богатства на небе,
   где ни моль, ни ржавчина их не испортят
      и где воры, забравшись, не украдут.
21 Ведь там, где богатство твое,
   будет и сердце твое.
22 Глаза — это светильник для человека.
   И если глаза здоровы,
      весь человек полон света,
  23 а если глаза больны, человек весь окутан тьмой.
Но если свет, который в тебе, — тьма,
   то какова тогда тьма?!

От Матфея Святое Благовестие

(43) Вы слышали, что было сказано: "возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего". (44) Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас, (45) чтобы стать вам детьми Отца вашего, Который на небесах; ибо Он являет солнце Свое над злыми и добрыми, и посылает дождь для праведных и неправедных. (46) Ведь если вы будете любить тех, кто вас любит, какая у вас заслуга? Разве мытари не делают того же? (47) И если вы дружелюбны только со своими, что в том особенного? Разве язычники не делают того же?[*] (48) А вы будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

6 И следите за собой, чтобы дела праведности не творились у вас напоказ, для зрителей; иначе нет вам награды у Отца вашего, Который на небесах.

(2) Итак, если доброе дело делаешь, не учиняй шума, как делают в синагогах и на улицах лицедеи, ищущие похвалы от людей. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.[*] (3) Но когда ты делаешь доброе дело, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,[*] (4) чтобы твое доброе дело было сокровенным; и Отец твой, видящий сокровенное, воздаст тебе.

(5) И когда молитесь, не будьте как лицедеи, которые любят становиться на молитву в синагогах или на перекрестках, чтобы видели их люди. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою. (6) Но ты, когда молишься, уйди к себе, затворив за собою дверь, и помолись Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, воздаст тебе.[*]

(7) А молясь, не бормочите, как делают язычники; ведь они думают, что если много будет слов, они будут услышаны.[*] (8) Так вы не уподобляйтесь им; ибо ведает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде, чем вы станете просить у Него.

(9) Поэтому вы молитесь так:

Отец наш Небесный!
да святится Имя Твое,[*]
(10) да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя
и на земле, как на небе;
(11) хлеб наш насущный подай нам сегодня,[*]
(12) и прости нам долги наши,
как и мы простили должникам нашим,[*]
(13) и не допусти нам впасть во искушение,
но избавь нас от Лукавого.[*]

(14) Ведь если вы будете прощать людям, в чем они погрешили, простит и вам Отец ваш Небесный; (15) если же вы не простите людям, не простит и вам Отец ваш Небесный, в чем вы погрешили.

(16) А когда поститесь, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою. (17) Но когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо, (18) чтобы не людям показать, как постишься, но Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя.

(19) Не копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают, и воры вламываются и похищают; (20) но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не похищают; (21) ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое.

(22) Светильник для тела есть око. Итак, если око твое здраво, все тело твое будет исполнено света; (23) но если око твое нечисто, все тело твое будет исполнено мрака. А если свет, который в тебе, есть тьма, то как же темна сама тьма!


3.2 Словосочетание Царство Небес встречается только в Евангелии от Матфея. Другие евангелисты говорят о Царстве Бога. Матфей же, стремясь избежать употребления Божьего имени, передает это понятие, вероятно, под влиянием раввинистической практики своего времени, перифразой, когда имя Бога заменялось разными описательными оборотами, такими как "Небеса", "Небо", "Великий Царь", "Имя" и т.д.

4.23 уча в синагогах (греч. "сюнагоге — "собрание"; позже также "молитвенный дом") — жертвоприношения совершались в иерусалимском Храме, а по субботам люди собирались в синагоги для молитвы и чтения Священного Писания. Любой сведущий и уважаемый человек мог там читать и толковать Священное Писание, а также учить собравшихся.

 

5.44 любите своих врагов — в некоторых рукописях: "любите своих врагов, благословляйте проклинающих вас, делайте добро тем, кто ненавидит вас". Молитесь за тех, кто преследует вас — в некоторых рукописях: "молитесь за обижающих вас и за преследующих вас".

5.46 Сборщики податей были, как правило, из евреев; они собирали подати для римских властей, и их ненавидели, считая предателями своего народа, людьми, нарушающими правила ритуальной чистоты, и грешниками, потому что они по долгу своей профессии общались с разными людьми, в том числе и с нечистыми.

6.2 не труби об этом во все трубы — вероятно, эти слова употреблены в переносном смысле, хотя известно, что в дни поста, когда раздача милостыни считалась особенно богоугодным делом, трубили в трубы. Святоши  — буквально: "лицемеры"; в данном контексте это слово означает людей, целью которых было не угодить Богу, а привлечь к себе внимание людей. По субботам пожертвования собирались в синагогах (см. прим. к 4.23); тот, кто дал больше всех, получал право сидеть на возвышении.

6.3 пусть никто об этом не знает — дословно: "пусть твоя левая рука не знает, что делает правая".

6.4,6 вознаградит тебя — в некоторых рукописях: "вознаградит тебя явно".

6.8 ваш Отец — в некоторых рукописях: "ваш Небесный Отец".

6.9 Пусть прославится Твое имя — дословно: "пусть Твое имя станет святым, или освятится". Иоанн Златоуст, объясняя эту молитву, говорил, что слова "пусть освятится" означают "пусть прославится". Здесь имя означает самого Бога (см. прим. к 3.2). Первое прошение молитвы Господней обращено к Богу, чтобы Он сделал имя Свое святым во всём мире, что станет возможным после наступления Его Царства, потому что только тогда все признают Бога своим Царем и будут чтить и восхвалять Его как должно, подобно ангелам в Откр 4.8. Ср. также Ин 12.28: "Прославь Свое имя, Отец!"

6.11 насущный наш хлеб — возможны также переводы: "наш хлеб на сегодняшний день", "наш ежедневный хлеб" и "хлеб наш на завтрашний день".

6.13 от Злого — т.е. от дьявола. Кроме того, в ряде рукописей есть слова: "потому что Твое навеки Царство, и сила, и слава. Аминь".

6.15 прощать людям — в некоторых рукописях: "прощать людям их проступки".

6.16 Хотя обязательным для всех был пост один раз в году — в День искупления, или Судный День (евр. Йом-Киппур), фарисеи из благочестивых побуждений постились два раза в неделю (в понедельник и четверг) и в знак поста накрывали голову покрывалом или посыпали пеплом, а также не умывались (см. также Лк 18.12).

6.18 См. прим. к 6.4.

6.19 забравшись в дом — буквально: "прокапывают"; так как стены домов обычно были сложены из необожженного кирпича, воры пробивали в стене дыру и забирались в дом.

 

5.38-48 Лк 6.27-36    5.43 Лев 19.18; Втор 18.13
5.44 Исх 23.4-5; Притч 25.21; Рим 12.20    5.48 Лев 19.2; Втор 18.13
6.1 Мф 23.5    6.5 Мф 6.16; 23.5; Лк 18.10-14    6.19-21 Лк 12.33-34
6.19 Иак 5.2-3    6.22-23 Лк 11.34-36

 

*Заглавие В СРП: "Евангелие от Матфея" (это и нижеследующие примечание сделаны редактором рассылки).
*6:1 В СРП: "напоказ свою набожность".
*6:7 В СРП: "вернее".
*6:9-10 В СРП: "Да будет свято Имя Твое // да придет Царство Твое".
*6:10 В СРП: "да".
*6:13 В СРП: "от Злодея".


5:47 Со своими — буквально «с братьями вашими»; имеется в виду любой, хотя бы весьма широкий, но замкнутый круг — родичи, свояки, друзья, соплеменники и т. д.

6:2 Лицедеи — греч. ύιποκριταί, слово, нормально означавшее актеров. Традиционный перевод — «лицемеры». Однако слово «лицемер» со временем несколько огрубело в своем значении; скажем, герой комедии Мольера «Тартюф, или Лицемер» — это тривиальный мерзавец, который начинает вести себя как скот, едва его покровитель на минуту отвернется. Что вести себя так — дурно, любой иудей и любой язычник знали и без Нагорной Проповеди; и фарисеи времен Господа, всерьез озабоченные пунктуальным и скрупулезным выполнением буквы Закона, примерно как наши старообрядцы, едва ли заслуживают одного имени с Тартюфом. Но в том-то и состоит духовный радикализм Нагорной Проповеди, что она отвергает всякое поведение «на публику», всякое исполнение социальной роли (даже «добросовестное»), и всякое актерство, даже перед самим собой и перед Богом (как играет фарисей из притчи Лк 18:10–14).

6:3 Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. В традиционной еврейской символике левая рука — символ воздающей справедливости, правая рука — символ милосердия. В качестве примера можно привести раввинскую рекомендацию относительно милосердного обращения с прозелитами (т. е. язычниками, обращавшимися в иудаизм): «Даже если тебе придется отстранить его левой рукой, ты должен привлечь его к себе правой рукой, а не так, как Елисей, оттолкнувший Гиезия обеими руками» (Mek. 3, Amalek, Yitro, 1, имеется в виду эпизод 4Цар 5:20–27). Далеко не случайно в Псалме 117/118,15–17 акт Божьей милости, спасающей гибнущего, описывается следующим образом: «Глас радости и спасения в жилищах праведников: "Десница Господня творит дело силы, десница Господня вознеслась, десница Господня творит дело силы!" Не умру, но буду жить….» Впоследствии каббалисты пользовались этой же семиотической системой, когда противопоставляли «левую руку» и «благодетельную [или правую] руку» Шехины (Божественного Присутствия) и располагали на мистических чертежах Древа Сефирот знак Справедливости (или Силы, с которой связана идея возмездия) — слева, а знак Милости — справа. В традиционной христианской иконографии Страшного Суда с этим связан жест Христа-Судии, поднимающего правую руку (Микельанджело не захотел этого принять и превратил на своей фреске в Сикстинской капелле этот жест милости в движение угрозы). Возвращаясь к словам Христа, заметим, что они могут быть укоренены в неизвестной нам ближневосточной идиоматике; очень схожее выражение, потерявшее, однако, связь с еврейской символикой десницы и шуйцы, встречается в сакральной литературе мандеев, записанной много позднее, но будто бы восходящей к преданию тех учеников Иоанна Крестителя, которые не приняли Христа: «Когда вы, избранники мои, подаете милостыню, то не рассказывайте об этом. […] Если вы подаете правой рукой, то не говорите левой. Если вы подаете левой рукой, то не говорите правой» (Ginza R I 104).

Итак, Нагорная Проповедь велит, чтобы наше собственное представление о воздающей справедливости «не знало» о наших же делах милосердия, т. е. чтобы мы не позволяли себе увлекаться соображениями о том, что мы не получили от людей причитающейся нам меры благодарности.

6:6 В некоторых рукописях добавлено: «явно».

6:7 Не бормочите — в подлиннике тоже звукоподражательный глагол βαττωλογείν. По-видимому, он соотносится для пишущего с арамейским выражением אמר בטלה [амар баттала] «говорить пустое»; вспоминается и греческое βατταρίζειν «мямлить, бормотать». Ср. также G. Strecker, Die Bergpredigt: Ein exegetischer Kommentar, 2. Aufl., Guttingen, 1985, S. 109, где указана дальнейшая литература по этому вопросу.

6:9 «Святить Имя» — ходовое иудейское выражение, обозначавшее то, что верующий ведет себя безупречно и тем побуждает неверующих хвалить его веру и его Бога.

6:11 Насущный — греч. слово επιούσιος вызывало затруднения уже у древних толкователей. Оно может значить а) «необходимый», б) «на этот день» и в) «на грядущий день».

6:12 Простили — в поздних рукописях «прощаем».

6:13 He допусти нам впасть во искушение. Выражение, укорененное в еврейской традиции. Так, в Вавилонском Талмуде мы дважды встречаем такое молитвенное воззвание: «He введи меня во власть греха, не введи меня во власть вины, не введи меня во власть искушения, не введи меня во власть постыдного» (bBer. 60b). Именно уяснив себе, в какой мере мы встречаем в евангельских словах Христа нормальный язык еврейской культуры послебиблейского времени, мы получаем шанс усмотреть, в чем состоит их оригинальность — например, как важно, что Он велит молиться не просто за себя в единственном числе, но и за других вместе с собой. См. к 5:37. <От Лукавого — или «от лукавого», т. е. «от зла».>

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Ев. от Матфея, 6:24 – 7:12.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное