Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Ев. от Матфея 5:21-42: "Нагорная Проповедь" (2) / 30.VII.15 чт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 30 июля 2015 года, четверг.

Продолжаем читать Евангелия от Матфея: стихи 5:21-42.

Даем текст в двух переводах:

а. Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").

Дополнено сравнением с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии.

б. Перевод и примечания С.С.Аверинцева
 (См. послесловие к переводу; Словарь общих понятий.)

Евангелист Матфей

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ*

21 Вы знаете, что предкам вашим было сказано: "Не убивай!" Тот же, кто совершит убийство, должен ответить за это перед судом.

22 А Я говорю вам:
даже тот, кто гневается на брата,
   должен ответить за это перед судом;
тот, кто скажет брату: "Дурак!" —
   должен ответить перед Советом;
тот, кто скажет: "Отступник!" —
   должен ответить в огне геенны.
23 Если несешь ты Богу свой дар
   и у жертвенника припомнишь,
что у брата есть на тебя обида,
  24 оставь свой дар у жертвенника,
сначала ступай примирись с братом
   и лишь потом вернись и принеси свой дар.

25 Если кто-то ведет тебя в суд как ответчика, уладь ваш спор, пока есть время, по дороге. Иначе истец приведет тебя к судье, а судья отдаст тебя тюремщику и тебя бросят в тюрьму. (26) Верно тебе говорю: оттуда не выйдешь, пока не уплатишь весь долг до последнего гроша.

27 Вы знаете, что было сказано: "Не нарушай супружескую верность!"

28 А Я говорю вам:
   даже тот, кто взглянул на женщину с похотью,
согрешил, нарушив мысленно верность.
29 Если твой правый глаз тебя вводит в грех,
   вырви его и отбрось!
Для тебя будет лучше,
   если часть твоего тела погибнет,
а не всё твое тело бросят в геенну.
30 И если правая рука твоя вводит тебя в грех,
   отруби ее и отбрось!
Для тебя будет лучше,
   если часть твоего тела погибнет,
а не всё твое тело будет в геенне.

31 Было сказано: "Тот, кто разводится с женой, обязан дать ей разводное свидетельство*". (32) А Я говорю вам: всякий, кто разводится с женой, если только не из-за* измены, толкает жену на грех неверности, и тот, кто* женится на разведенной, совершает тот же грех.

33 И еще вы знаете, что предкам вашим было сказано: "Не давай ложных клятв, но исполняй то, в чём поклялся перед Господом!"

34 А Я говорю вам:
   не клянись вовсе!
Ни небом, ведь оно престол Бога;
   35 ни землей, ведь на ней покоятся ноги Его;
      ни Иерусалимом, ведь он город Великого Царя;
36 ни головой своей не клянись —
   ведь не можешь ты даже волос один
      сделать белым или черным.
37 Пусть слово твое будет "да", если да,
   и "нет", если нет.
А всё, что сверх этого, — от Сатаны*.

38 Вы знаете, что было сказано: "Око за око* и зуб за зуб".

39 А Я говорю вам:
   не мсти тому, кто причинил тебе зло.
Если ударят тебя по правой щеке,
   подставь и левую.
40 Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить,
   пусть забирает и плащ.
41 Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту*,
   пройди с ним две.
42 Тому, кто просит, дай
   и от того, кто хочет занять у тебя,   не отворачивайся.

От Матфея Святое Благовестие

(21) Вы слышали, что было сказано древним: "не убий", — а если кто убьет, даст ответ перед судом. (22) Но Я говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего, даст ответ перед судом; а если кто скажет брату своему: "рака!" — даст ответ перед Синедрионом; а если кто скажет брату своему: "безумный!" — даст ответ в огне Геенны.[*] (23) А потому, если принесешь ты дар свой к жертвеннику, а там вспомнишь, что брат твой имеет на тебя обиду, — (24) оставь дар твой там, перед жертвенником, и сперва ступай, примирись с братом твоим, а тогда приходи, приноси свой дар. (25) Сумей ублаготворить истца, пока вы еще на пути в суд, чтобы не предал тебя истец — судье, а судья — тюремщику, и чтобы не был ты ввергнут в темницу: (26) истинно говорю тебе, оттуда не выйдешь, покуда не выплатишь последнего кодранта.[*]

(27) Вы слышали, что было сказано: "не сотвори прелюбодейства!" (28) Я же говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с любострастием, уже соблудил с нею в сердце своем. (29) Так если правый твой глаз вводит тебя в соблазн — вырви его и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы часть твоего тела погибла, а не все тело было ввергнуто в Геенну. (30) И если правая твоя рука вводит тебя в соблазн — отсеки ее и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы погибла часть тела твоего, а не все тело в Геенну пошло.

(31) Было сказано: "кто разводится с женой своей, обязан выдать ей разводное свидетельство".[*] (32) Я же говорю вам, что всякий, кто разводится с женой иначе, как по причине ее неверности, толкает ее на прелюбодейство, а кто женится на разведенной, совершает прелюбодейство.

(33) Еще вы слышали, что древним было сказано: "не приноси ложной клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои" . (34) Я же говорю вам: не клянись вовсе — ни небом, ибо оно есть престол Бога, (35) ни землею, ибо она есть подножие стоп Его, ни Иерусалимом, ибо он есть Город великого Царя; (36) и головой своей тоже не клянись, ибо не в твоей власти сделать хоть один волос белым или черным. (37) Но да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то от Лукавого.[*]

(38) Вы слышали, что было сказано: "око за око, и зуб за зуб". (39) Я же говорю вам: злому не противься, но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему и другую, (40) и если кто хочет отсудить у тебя рубаху, отдай ему и плащ, (41) и если кто приневолит сопровождать его на версту, иди с ним две. (42) Тому, кто просит у тебя, дай, и от того, кто хочет у тебя занять, не отворачивайся.


3.2 Царство Бога – царствование, владычество Бога. Хотя Бог, будучи Творцом и Судьей мира, всегда был и его Царем, но в мире столько торжествующего зла, что может показаться, что правит миром Его противник, Сатана. Но люди верили, что наступит такое время, когда Бог установит Свое суверенное правление миром открыто и те, кто был Ему верен, войдут в Его Царство, т.е. станут Его соправителями.

 

5.22 Братом в еврейской традиции назывался соплеменник, а в христианской – это брат во Христе. Гневается – в некоторых поздних рукописях: "гневается напрасно". Дурак – буквально: "рака", вероятно, это арамейское слово, означающее "пустоголовый, ничтожество, дурак". Ниже это слово будет переведено на греческий. Оба слова подразумевают не интеллектуальную тупость, а глупость религиозную (ср. Мк 7.22, где глупость названа грехом). Совет – это высший религиозно-политический орган, в функции которого входило и судопроизводство. Он назывался Синедрион (в еврейском произношении – Санхедрин), что значит по-гречески "совет". В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины (см. прим. к 16.21) и учителя Закона. Геенна – так первоначально называлось место в долине Гинном, где сжигали мусор; позже слово стало означать место окончательного наказания грешников. Суд, Совет и геенна – это три разных способа сказать, что люди, гневающиеся на брата и оскорбляющие его, подлежат смерти.

5.31 У евреев право на развод имел только муж. Закон Моисея, обязывая мужа дать жене свидетельство о разводе, защищал права жены, которая в таком случае могла получить часть имущества, а также снова вступить в брак, что не считалось грехом.

5.32 Под изменой понимались различные сексуальные грехи, а также, возможно, запрещенные браки, о которых говорится в Лев 18.6-18. Совершает тот же грех – по древним представлениям, только жена нарушала супружескую верность. Муж, вступая в связь с другой женщиной, не совершал греха против своей жены.

5.34 Иисус запрещает не клятву, а лживую речь.

5.35 Великий Царь – это сам Бог. См. также прим. к 3.2.

5.39 Удар ладонью по правой щеке считался страшным оскорблением (Иов 16.10; Пс 3.7 и др.).

5.40 Закон запрещал отнимать у человека плащ, который ночью служил ему в качестве одеяла (Исх 22.25-27; Втор 24.12-13).

5.41 Римские воины на захваченной территории имели право обязать любого человека нести их поклажу на расстояние одной мили (около полутора километров).

16.21 Старейшины, старшие священники и учителя Закона – т.е. члены Совета (см. прим. к 5.22). Старейшины – наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле. Старшие священники (буквально: "первосвященники) – в строгом смысле слова, первосвященником был только один человек, но свой титул сохраняли и прежние первосвященники, иногда это слово употреблялось в еще более широком значении и так назывались члены их семей и старшие священники, возглавлявшие дневные и недельные смены.

5.21 Исх 20.13; Втор 5.17; Мф 19.18; Мк 10.19; Лк 18.20; Рим 13.9; Иак 2.11
5.25-26 Лк 12.58-59; Мф 18.34-35    5.27 Исх 20.14; Втор 5.18    5.29 Мф 18.9; Мк 9.47
5.30 Мф 18.8; Мк 9.43    5.31-32 Мф 19.9; Мк 10.11-12; Лк 16.18
5.31
Втор 24.1-4; Мф 19.7; Мк 10.4    5.32 1Кор 7.10-11
5.33 Лев 19.12; Числ 30.3; Втор 23.22    5.34 Ис 66.1; Мф 23.22; Иак 5.12
5.35 Пс 48(47).3; Ис 66.1; Деян 7.49; Иак 5.12
5.38-48 Лк 6.27-36    5.38 Исх 21.24; Лев 24.20; Втор 19.21

 

*Заглавие В СРП: "Евангелие от Матфея" (это и нижеследующие примечание сделаны редактором рассылки).
*5:31 В СРП: "ей письмо о разводе".
*5:32a В СРП: "не по причине".
*5:32b В СРП: "и кто".
*5:37 В СРП: "от Злодея".
*5:38 В СРП: "Глаз за глаз".
*5:41 В СРП: "милю".


5:22 Гневается на брата своего — ряд рукописей добавляет «напрасно». «Рака» — арамейское бранное слово («пустой человек»). «Безумный» — в иудейской среде чрезвычайно резкое ругательство, имеющее в виду не только и не столько интеллектуальный недостаток, сколько нечестие и развращение (ср. Пс 13:1: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"»).

Геенна — первоначально название долины (евр. Хинном или Бен-Хинном) к югу от Иерусалима. Дурную репутацию этой долине принесло то, что она бывала местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей (Иер 7:31). После того, как эти обряды были прекращены, место подверглось проклятию и превращено в свалку для мусора и непогребенных трупов; там постоянно горели и тлели огни, уничтожавшие гниение. Уже в ВЗ эта непрекращающаяся работа червей и огня стала символом конечной погибели грешников: «…И увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис 66:24). Отсюда метафорическое употребление этого топонима в Евангелиях.

5:26 Кодрант (лат. quadrans — «четвертушка») — очень мелкая римская монета в четверть асса стоимостью.

5:31 Ср. Втор 24:1: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…»

5:37 Да, да, нет, нет: возможно, двукратное повторение утверждения и отрицания употреблялось как формула заверения вместо запрещенной клятвы.

От Лукавого — или «от лукавого», т. е. «от зла».

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Евангелие от Матфея, 5:43 – 6:23.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное