(Из пояснений к переводу: Текст перевода разбит на смысловые отрывки с подзаголовками (в рассылке они стоят среди примечаний), которые, не являясь частью текста, введены для того, чтобы читатель мог легче находить нужное место в предлагаемом переводе. Полужирным шрифтом выделены цитаты из книг Ветхого Завета. При этом поэтические отрывки располагаются в тексте с разбивкой с тем, чтобы адекватно представить структуру отрывка.
В примечании указывается адрес цитаты. Курсивом выделены слова, фактически отсутствующие в оригинальном тексте, но включение которых представляется оправданным, так как они подразумеваются в развитии мысли автора и помогают уяснению смысла, заложенного в тексте. В квадратные скобки заключаются слова, присутствие которых в тексте современная библеистика считает не вполне доказанным.)
2 1 Нет тебе поэтому, кто бы ни был ты, извинения, коли судишь других; ибо, другого судя, ты ведь и себя осуждаешь, потому что и ты, других осуждающий, то же самое делаешь. 2 А на всех,
делающих таковое, есть один, как мы знаем, праведный суд Божий. 3 О человек, не думаешь ли ты, что избежишь этого суда, если сам делаешь то, за что судишь других? 4 Не пренебрегаешь ли ты великой добротой, снисхождением и долготерпением Божиим? Благость Божия ведет тебя к покаянию. Неужели ты сего не разумеешь?
5 Нет, ты в упорстве своем и нераскаянности сердца сам вызываешь* на себя всё больший гнев, который ты испытаешь в День гнева и откровения праведного суда Божьего. 6 Бог воздаст каждому по делам его: 7 тем,
кто, предаваясь постоянно добрым делам, стремится найти истинную славу, честь и бессмертие, суждена жизнь вечная; 8 своевольным же и не покоряющимся истине, предающимся неправде гнев и ярость. 9 Страдания и муки ждут всякого, кто делает злое: прежде иудея, а затем язычника. 10 Напротив, слава, честь
и мир суждены каждому человеку, творящему доброе, будь то иудей (ему первому) или язычник, 11 Бог не взирает на лица.
12 Те, которые согрешили, не ведая Закона*, вне Закона и погибнут;
те же, кто согрешил, зная Закон, Законом осуждены будут. 13 Пред Богом не те праведны, кто только слушал Закон, оправданы Им будут Закон исполняющие. 14 (Когда язычники, не знающие Закона, следуют его предписаниям по внушению чувства*, они, у которых Закона не было, сами себе закон. 15 Они свидетельствуют тем самым, что требования* Закона записаны в их сердцах; о том же говорят их совесть и противоречия в мыслях, которые то осуждают, то оправдывают их.) 16 Это сделается явным в тот день, когда Бог, по благовестию моему, станет судить через Иисуса Христа тайные мысли людей.
17 Но если называешь ты себя иудеем и полагаешься на Закон, если хвалишься Богом 18 и знанием воли Его и если, наученный Законом, имеешь понятие о наилучшем 19 и уверен, что ты поводырь для слепых, свет для блуждающих
во мраке, 20 наставник для неразумных, воспитатель* младенцев, ибо имеешь в Законе воплощение знания и истины, 21 то как, обучая другого, не учишь ты себя самого?! Проповедуешь, что красть нельзя, а сам крадешь! 22 Говоришь, что не должно прелюбодействовать, сам же прелюбодействуешь!
Идолов гнушаешься, а храмы грабишь*. 23 Хвалишься ты Законом, но, попирая его, не бесчестишь ли тем Бога? 24 Из-за вас, как и в Писании сказано, имя Божие в поношении у язычников*.
25 Потому и обрезание* только тогда что-то значит, когда ты соблюдаешь Закон, если же нарушаешь его, то обрезание твое вовсе и не обрезание. 26 Если же, напротив, необрезанный исполняет предписания Закона, то не будет ли он считаться воистину обрезанным? 27 И если
даже остается он необрезанным телесно, но подчиняется Закону, он по праву осудит тебя, нарушающего Закон, при всем том, что есть у тебя и буква, писаный Закон, и обрезание.
28 Не тот, следовательно, иудей, кто по видимости таков, и обрезание не один
только видимый знак на теле*. 29 Истинный иудей это иудей в глубинах души своей; и обрезание его оно в сердце, в духе оно, а не в букве. И похвалу* он получает не от людей, а от Бога.
3
1 Какие же тогда преимущества иудея? И какая польза ему от обрезания? 2 Великие преимущества во всех отношениях. В том, прежде всего, они, что именно иудеям вверены были слова Божии. 3 И что с того, что иные из этих людей оказались неверными*?
Их личная неверность может ли уничтожить верность Бога? 4 Конечно, нет! И пусть всем будет ясно, что Бог всегда верен слову Своему, а всякий человек в этом мире лжив. В Писании о том сказано:
«Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих
и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь»*.
5 Но если вся наша греховность* делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы тогда? Может быть, Бог (рассуждаю чисто по-человечески) несправедлив, если обрушивает
Свой гнев на нас? 6 Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить этот мир? 7 Однако можно ли судить меня как грешника, если рядом с самой ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его? 8 Но почему бы тогда не «делать зло, чтобы вышло добро»? Хулители
наши как раз и оговаривают нас, будто мы и впрямь это самое проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.
9 Так что же, в лучшем ли мы, иудеи, положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже*, что все люди, иудеи они или язычники, все под грехом.
10 В Писании так и сказано:
«Нет праведного, нет ни одного; 11 нет разумеющих, никто Бога не ищет. 12 Все сбились с пути и разом стали негодны; нет творящего доброе, ни одного [нет]*. 13 Их гортань зияющая могила; языком своим обманывают люди*. Во рту у них яд змеиный* 14 и на устах одни проклятия и горечь*. 15 Скоры они* на пролитие крови*. 16 Всюду
разор и бедствие на путяхчеловеческих. 17 Не знают люди пути к миру*, 18 страха Божия лишились они»*.
19 Но
мы знаем: в Законе сказанное* к тем обращено, кто подчинен Закону*, никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен! 20 Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.
2:1-11 Ложная нравственность
2:5
Букв.: копишь / сберегаешь.
2:12-16 Мысли и побуждения судит Бог
2:12
Букв.: те, кто без Закона согрешил. См. в Словаре Закон.
2:14 Букв.: по природе.
2:15 Букв.: дело.
2:17-24 На суде
Божием не спасет знание Закона…
2:20 Букв.: учитель.
2:22 Возможно, что здесь говорится о святотатстве, совершаемом по отношению к иудейскому Храму и службе в нем; ср. Мф 21:13.
2:29 Возможно,
здесь игра слов: имя Иуда (от которого произошло слово «иудей») происходит от глагола «хвалить» (см. Быт 29:35).
3:1-8 Верность Бога залог спасения мира, утопающего во грехах
3 Или: неверующими.
4 Букв.: и мог победить, когда Ты судим. Апостол использует слова Пс 51:4 (50:6) и цитирует их по Септуагинте, очевидно, желая показать, что хотя человеческая неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех
Его заявлениях о грехе, в конце концов, будет оправдан перед всей Вселенной.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.
Желаю Божьего благословения!
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".