Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Саратовские депутаты изменили областной закон об ипотечном кредитовании, сократив количество получающих компенсации по п... //


Саратовские депутаты изменили областной закон об ипотечном кредитовании, сократив количество получающих компенсации по п... [Интерфакс]
Саратов. 30 января. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Изменения в законе Саратовской области об ипотечном жилищном кредитовании могут сократить на 90% число граждан, подлежащих признанию нуждающимися в получении компенсаций половины стоимости процентов по ипотечному кредиту.
Как сообщает корреспондент агентства "Интерфакс-Поволжье", изменения в закон Саратовской области "Об ипотечном жилищном кредитовании" депутаты саратовской областной Думы приняли на заседании в среду в первом и во втором чтениях.
Как говорится в финансово-экономическом обосновании к принятому документу, каждый третий-четвертый ипотечный жилищный заем получают заемщики, признанные нуждающимися в получении компенсации.
В 2007 году количество договоров на перечисление компенсаций превысило 2,5 тыс., в 2008 году компенсации будут подлежать 6 тыс. договоров на перечисление сумм компенсаций. На эти цели в 2008 году потребуется 160 млн рублей.
"Изменение закона уменьшит число граждан, подлежащих признанию нуждающимися в получении компенсации на 90%. В этом случае, бюджет подпрограммы ("Развитие ипотечного жилищного кредитования" - ИФ) составит 130 млн рублей (на компенсацию), ежегодный прирост бюджета подпрограммы с 2008 года сократится со 100 млн рублей в год до 14 млн рублей в год", - говорится в тексте обоснования.
В документе отмечается, что без ограничения категории граждан, имеющих право на компенсацию, бюджет подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" только на компенсацию превысит 390 млн рублей, при ограничении 154 млн рублей.
Как уточнил агентству "Интерфакс-Поволжье" депутат Саратовской областной Думы Леонид Писной, который на заседании парламента выступал против принятия данных изменений, по его мнению, порядка 2-2,5 тыс. человек после принятия изменений в закон могут быть не признанными нуждающимися в получении компенсаций.
Как поясняет в свою очередь информационно-аналитический отдела Саратовской областной Думы, согласно внесенным изменениям право на компенсацию половины суммы банковских процентов по ипотечному займу будет предоставляться участникам социальных строительных программ и проживающим в общежитиях и коммунальных квартирах.
Со ссылкой на министра строительства и ЖКХ Дмитрия Федотова в сообщении говорится, что в 2005 году, когда принималась программа по социальной ипотеке, ставка по ипотечным кредитам составляла 16-18% в год, сейчас она в среднем не более 11-12%. Кроме того, за это время расширен круг участников целевых программ, в этом году, например, принято решение, что к молодым семьям будут относить такие, где возраст супругов не выше 35 лет.
В пресс-релизе также отмечается, что в течение прошедшего года было выявлено 20 случаев мошенничества при предоставлении документов на получение компенсации.
"Все это побудило депутатов решить, что помогать в улучшении жилищных условий за счет бюджетных средств надо наиболее незащищенным категориям населения, и предложенные изменения были приняты сразу в двух чтениях", - говорится в пресс-релизе облдумы.
30.01.2008 17:16:00 GMT

После землетрясения в Киргизии тысячи домов непригодны для жилья [www.rian.ru]
Более тысячи жилых домов в Ошской области Киргизии находятся в аварийном состоянии в результате произошедшего здесь 1 января разрушительного землетрясения, сообщил в среду губернатор области Аалы Карашев в ходе совещания президента страны Курманбека Бакиева с руководителями областей и районов республики.
"В пострадавшие от подземных толчков районы уже завезено свыше тысячи тонн угля, палатки для оставшихся без крыши над головой людей и продукты питания для них", - сказал губернатор.
По его данным, в области разрушены также 17 административных зданий, включая общеобразовательные школы.
Карашев отметил, что, несмотря на все усилия областных властей, "ситуация складывается очень непростая". В пострадавших районах школьники распущены на внеочередные каникулы, которые продлятся до 4 февраля.
На юге страны 26 декабря прошлого года и 1 января 2008 года была отмечена серия подземных толчков, сила которых в эпицентре составляла до 6,5 баллов по шкале Рихтера.
30.01.2008 17:55:00 GMT

В Совете Федерации обсуждены проблемы обеспечения военнослужащих жильем [Regions.ru]
Ход реализации поставленных главой государства задач по обеспечению жильем военнослужащих и членов их семей рассмотрен во вторник, 29 января, на заседании Комитета СФ по обороне и безопасности. Обосновывая решение обсудить этот вопрос на заседании комитета, его председатель Виктор Озеров, в частности, отметил, что парламентарии выражают обеспокоенность, удастся ли реализовать поставленные президентом России задачи: снять к 2010 году проблемы с предоставлением постоянного жилья для военнослужащих и к 2012 - с обеспечением их служебным жильем.
Как сообщили REGIONS.RU/"Новости Федерации" в пресс-службе верхней палаты российского парламента, член Комитета СФ Александр Петров проинформировал участников заседания о складывающейся ситуации, самой острой, по его словам, проблеме национальных Вооруженных сил. Несмотря на некоторое улучшение положения с предоставлением военнослужащим и военным пенсионерам квартир в последние годы, сообщил он, в очереди на жилье стоят 130 тысяч человек. Не менее настораживающая ситуация и со служебным жильем - обеспеченность им отстает от необходимого уровня в два раза. Сумма же предоставляемых компенсаций за наем - максимально 2200 рублей - несопоставима с реальной стоимостью площади.
Существующие сейчас механизмы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями не в полной мере обеспечивают потребности министерства обороны. Государственные ассигнования ежегодно увеличиваются, заявил А.Петров, но каждый раз их не хватает. Проблема сертификатов, продолжал он, - заложенная в них сумма не покрывает реальной стоимости жилья. Общая же для всех программ беда, заключил член Комитета СФ, - стоимость жилой площади опережает официальные прогнозы инфляции.
С докладами на заседании Комитета СФ выступили заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Андрей Старовойтов, руководители Службы расквартирования и обустройства Минобороны России.
Согласно прозвучавшей на заседании информации, предоставление жилья в собственность по избранному месту постоянного жительства - приобретение военнослужащими постоянного жилья - осуществляется в рамках программ накопительно-ипотечного кредитования, долевого участия федерального и регионального бюджетов в строительстве жилья для военнослужащих - так называемая программа "15+15", а также по государственным жилищным сертификатам.
Последняя, которая буквально на днях отметила свое десятилетие, дала возможность десяткам тысяч семей военнослужащих и военных пенсионеров получить собственные квартиры. Однако, указывалось в ходе дискуссии, цена жилищных сертификатов не соответствует рыночной стоимости жилья. Потому зачастую военным сегодня приходится вкладывать собственные средства.
Все более широкое распространение приобретает накопительно-ипотечная система обеспечения жильем. Она предоставляет военнослужащим безвозмездную субсидию на приобретение квартиры. В настоящее время по всем "силовым ведомствам" России открыто более 51 тысячи именных накопительных счетов. Право на обеспечение жильем по этой программе получат еще 20 тысяч военнослужащих. С 2008 года "военная ипотека" начинает функционировать в штатном режиме, констатировали специалисты.
По программе "15+15" уже построено более 18 тысяч квартир в Москве и по области, в Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях. Она позволила более чем наполовину сократить в этих регионах число нуждающихся в постоянном жилье военнослужащих, которые проходят службу в этих субъектах Федерации.
В результате принимаемых мер очередь военнослужащих на жилье в последние два года сократилась на 20 процентов, было подчеркнуто на заседании. Однако проблем по-прежнему множество. Для их преодоления министерство обороны предлагает, в частности, продлить сроки реализации программы государственных жилищных сертификатов для отселения из военных городков уволенных военнослужащих; расширить перечень участников программы, включив в него не только военных пенсионеров, проживающих в ЗАТО, но и гражданский персонал российских военных баз за рубежом; увеличить размер выделяемой жилой площади до 25 квадратных метров; а также поэтапно увеличивать размер денежных субсидий.
На вопрос, возможно ли реализовать требования по обеспечению военнослужащих постоянным жильем без дополнительных ассигнований, начальник Управления реализации жилищных программ Минобороны Валентин Николаев ответил: нет. По поводу же возможности решить к установленному сроку проблему служебного жилья было сообщено, что им будут обеспечены все части постоянной боевой готовности и отчасти удовлетворены общие потребности.
30.01.2008 17:55:00 GMT

Пензенская область в 2007 году увеличила ввод жилья на 37% [ИА REGNUM]
В Пензенской области в 2007 году введено в эксплуатацию 552 тыс. кв. метров жилья, что на 36,9% больше, чем в 2006 году. Об этом ИА REGNUM сообщили в пресс-службе правительства региона.
В том числе, индивидуальные застройщики увеличили строительство на 47,3% до 294,9 тыс. кв. метров жилья.
В Пензе в прошлом году построено 380,4 тыс. кв. метров общей площади жилья, что на 47,8% больше, чем годом ранее. Индивидуальные застройщики сдали в эксплуатацию 152,8 тыс. кв. метров (рост в 2 раза).
В 2007 году в области построено 275,9 км. междугородных кабельных линий связи, 14,9 км. линий электропередачь, проложено 46,4 км. газовых сетей коммунального назначения, 44,9 км газопроводов высокого давления, 34,3 км водопровода, 3,8 км тепловых сетей и 48,8 км автомобильных дорог.
30.01.2008 18:00:00 GMT

На рынке питерской недвижимости каждая 6-я сделка из 100 - сомнительна [Фонтанка.ру]
Количество сделок на рынке недвижимости, на которые накладывается арест или за которыми ведется контроль, в 2007 году составило 6 процентов от числа зарегистрированных за год. По сравнению с 2006 годом этот показатель вырос на 1 процент.
В абсолютных цифрах, по словам вице-президента Ассоциации риэлтеров Петербурга и Ленобласти Дмитрия Щегельского, спорных объектов примерно 600-800. В основном, в зону риска попадают те квартиры, которые находятся в прямой продаже.
Наиболее распространенными формами мошенничества при заключении сделок являются использование поддельных паспортов и доверенностей, привлечение подставных граждан.
Специалисты рекомендуют обращать внимание, прежде всего, на стоимость квартиры. "Если квартира стоит на 3-5 процентов меньше рыночной стоимости, то к этому объекту нужно присмотреться и задаться вопросом: почему так происходит? Понятное дело, что мошеннику желательно сбросить объект как можно быстрее", - пояснил Дмитрий Щегельский.
Также нужно обращать внимание на доверенность, особенно если она выписана в другом городе, или в качестве устанавливающего документа участника сделки представляется дубликат.
30.01.2008 18:05:00 GMT

Эксперт: Деньги с фондового рынка уходят в недвижимость [Росбалт]
Нестабильность российского фондового рынка является одним из факторов роста цен на недвижимость. Такое мнение высказала президент ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Екатерина Романенко.
По ее данным, «за первую рабочую неделю января из ПИФов было выведено 300 млн рублей».
Эксперт предполагает, что эти деньги перетекли на рынок недвижимости. Однако Романенко указывает, что в этом году не наблюдается традиционной январской стагнации рынка, а количество заключаемых сделок находится на нормальном уровне.
Кроме того, отмечает эксперт, фиксируемый риэлторами рост цен в январе составлял от 1 до 1,7% в неделю.
30.01.2008 18:10:00 GMT

За год в Ярославской области планируется построить 520 тыс. кв. м жилья [ИА REGNUM]
В Ярославской области в 2008 году планируется построить 521,8 тыс. кв. метров жилья. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил 30 января директор Департамента строительства Ярославской области Константин Устюгов .
"Плановая цифра по вводу жилья на 2008 год составляет 521,8 тыс. кв. метров. При этом в Ярославле должно быть построено 340 тыс. кв. метров жилья, в Рыбинске - 64 тыс. кв. метров, в Ростовском районе - 18 тыс. кв. метров. Снижение же взятых темпов роста жилищного строительства приведет только к увеличению стоимости квадратного метра, а, следовательно, к снижению эффективности как отдельных программ, так и всего приоритетного национального проекта в целом", - сказал Устюгов.
В 2007 году в Ярославской области предприятиями всех форм собственности, а также индивидуальными застройщиками построены жилые дома общей площадью 406,4 тыс. кв. метров. Это на 64,6% больше, чем в 2006 году. Из них 25% составляет индивидуальное жилищное строительство.
"В большинстве муниципальных образований коренным образом изменилось отношение руководителей к организации жилищного строительства. Показатель ввода жилья на одного жителя области составил 0,31 метра, отличились низкими результатами крупные муниципальные образования с городскими поселениями - Тутаевский и Ростовский районы. Руководством страны определена задача по строительству жилья - не менее 1 кв. метра на жителя в год. Можно констатировать, что Ярославская область в настоящее время находится только в начале пути к достижению поставленной задачи", - заметил Устюгов.
По его словам, недостаточная работа по строительству жилья в 2006 году привела к повышению цен на первичном рынке жилья более чем на 86%. При росте ввода жилья всего на 10% область вошла в пятерку российских регионов с наиболее значимым ростом цен в 2006 году.
30.01.2008 19:00:00 GMT

У губернатора и Жилищного комитета разные данные о зарплате дворников [Росбалт]
Губернатор Валентина Матвиенко и Жилищный комитет (ЖК) разошлись в данных по зарплате дворников. Это выяснилось сегодня при обсуждении хода реформы ЖКХ в СПб на заседании правительства, передает корреспондент ИА «Росбалт-Петербург».
По данным ЖК, сегодня зарплата дворников выросла до 11-11,5 тыс. руб. «Не знаю, откуда у вас такие данные. Большинство дворников получает 7 тыс. руб.», - заявила Валентина Матвиенко. Именно поэтому они набирают дополнительный территории для уборки и в результате все убирают плохо. «Не идеализируйте!»- обратилась градоначальница к вице-губернатору Александру Полукееву и главе ЖК. «Это чиновники от ЖКХ поднимают себе зарплаты и щеки надувают, - проявила глубокое знание предмета губернатор. - И у работников — слесарей, дворников, электриков тоже должна быть хорошая зарплата. Иначе порядка никогда не будет». Уровень зарплаты работников ОАО «Жилкомсервис», как рабочих, так и руководства, должен быть на контроле Жилищного комитета.
Также она призвала чиновников оказывать помощь с решением жилищного вопроса. «Дворник — это главная фигура в городе», - констатировала Валентина Ивановна. Пока разруха в головах, сослалась она на классика русской литературы.
30.01.2008 19:20:00 GMT

Страховка от проблем с ипотекой [Газета.ru]
Банки не имеют права требовать от своих клиентов страхования их жизни и трудоспособности при выдаче ипотечного кредита. Это признал Высший арбитражный суд. 25 января коллегия из трех судей ВАС отказалась передать в президиум для пересмотра дело ОАО «Амурской ипотечное агентство», проигравшего в трех судебных инстанциях управлению Роспотребнадзора по Амурской области, сообщает газета «Коммерсантъ».
Претензии к ипотечному агентству Роспотребнадзор предъявил по части 2 статьи 14 пункта 8 Кодекса об административных правонарушениях. Эта статья предусматривает ответственность за включение в договор условий, которые ущемляют законные права потребителей. "Амурское ипотечное агентство" обвинили в том, что для получения в нем кредита заемщик обязан был застраховать свою жизнь и трудоспособность. Эти требования не предусмотрены законом «Об ипотеке» и, выставляя их в качестве обязательных, компания нарушила закон о защите прав потребителей, заявил Роспотребнадзор. Поэтому организация оштрафовала "Амурское ипотечное агентство" на 10 тысяч рублей. С правильностью этой меры согласился и Высший арбитражный суд. Определение коллегии ВАС по делу является окончательным.
Таким образом, ВАС создал прецедент, способный затруднить ипотечное кредитование, считают эксперты.
Это может заставить банки серьезно пересмотреть стандартные условия кредитования для заемщиков.
«По статистике, в России слишком высок уровень смертности среди трудоспособного населения. Именно из этого и исходят банки, когда требуют обязательно застраховать жизнь и трудоспособность», - объясняет заместитель начальника отдела ипотечного кредитования Банка Москвы Вячеслав Шаламов.
Если кредит берется на 150 000$ по ставке 10% годовых, то по страховке клиент выплачивать ежегодно порядка 900$, рассчитал плату за риски, которые несет банк, директор департамента розничных банковских продаж Абсолют банка Эмиль Юсупов. Если банк лишится этих денег, то ответным ходом будет повышение ставок по кредиту. Они увеличатся на сумму страховки, то есть в среднем от 0,5 до 1,5%, комментирует директор департамента розничного кредитования Московского кредитного банка Павел Ильин.
То есть клиенты банка не почувствуют улучшения, а, может быть, даже проиграют.
Страхование жизни необходимо не только банку, но и заемщику, считает начальник отдела ипотечного кредитования Славинвестбанка Юрий Журавлев. «Банк избегает процедуры обращения взыскания залога, а клиент может быть уверен, что при потере трудоспособности или смерти, страховая компания полностью погасит его долг, а недвижимость перейдет в собственность к родственникам», - объясняет он.
Не советуют эксперты отказываться от страхования жизни и тем гражданам, которые взяли раньше ипотечный кредит. Для них спор с кредитным учреждением может вылиться в долгое судебное разбирательство. И не факт, что со счастливым концом. Как известно, клиент банка, взявший ипотечный кредит, обязан страховать свою жизнь и трудоспособность ежегодно.
Если клиент банка решит отказаться в новом году от страхования, то это будет классифицироваться как нарушение одного из пунктов кредитного договора.
Поднять для него ставки по кредиту банк в этом случае не сможет, комментирует начальник аналитического управления юридической фирмы «Вегас Лекс» Максим Черниговский. Однако и заемщик не сможет в одностороннем порядке расторгнуть договор страхования.
«В результате этого в случае отказа клиента банк будет вынужден обратиться в суд с тем, чтобы требовать досрочного возврата кредита в полном объеме», - комментирует начальник отдела сопровождения ипотечных сделок Промсвязьбанка Денис Земан. В свою очередь, заемщик сможет подать иск о нежелании платить страховые взносы, добавляет Черниговский.
«Скорее всего, такое дело будет рассматриваться в судах общей юрисдикции, а они в своей практике не всегда обращают внимания на созданные прецеденты в Высшем арбитражном суде»,
- говорит Черниговский. Поэтому шансы на выигрыш у гражданина будут невелики, считает юрист. При этом в случае отрицательного судебного решения, заемщик еще и будет вынужден выплачивать штрафы за просрочку платежей.
«Маловероятно, что заемщики в массовом порядке захотят обращаться в суд за отменой обязательного страхования жизни и трудоспособности, потому что большинство из них понимают, что нарушат условия кредитного договора, который они подписывали», - уверен Земан.
Если уж сейчас речь зашла об отмене страховок, то стоит также придумать механизм, снижающий банковские расходы в случае смерти или нетрудоспособности, считают эксперты. «К примеру, неплохо было бы более четко прописать механизм наследования, также оценить состав наследников и одновременно исключить норму отказа наследников от наследуемого имущества и финансовых обязательств заемщика», - предлагает Шаламов.
30.01.2008 19:45:00 GMT

Жительницу Омска выселили из квартиры за нарушение санитарных норм [Российская Газета]
По решению суда 57-летнюю жительницу Омска заставили освободить муниципальную квартиру, в которой она проживала двадцать пять лет. В присутствии судебных приставов она собрала чемоданы и отправилась прямиком на улицу. Другого жилья ей не предоставили.
По словам соседей, Людмила Шутова несколько лет держала в тонусе весь подъезд: постоянно приводила в гости бродяг и устраивала попойки. Однажды застолье закончилось пожаром. Водоснабжение, отопление и электроэнергию Шутовой давно отключили за долги. Квартира нерадивой хозяйки являлась рассадником мышей и тараканов.
- Мы были шокированы, когда зашли в это жилое помещение, - говорит заместитель начальника отдела судебных приставов по Ленинскому округу Ирина Ищерская. - Окна не застеклены, входная дверь разбита, полы прогнили.
Вид квартиры произвел неизгладимое впечатление на судью. Он полностью удовлетворил требования жилищников и местной администрации. Судебные приставы получили исполнительный лист с ремаркой - выселить без предоставления другой жилой площади. На данное решение повлияло и то, что некоторое время назад Шутову лишили родительских прав. Ее несовершеннолетние сын и внук сегодня находятся в детском доме.
Оказавшись на улице в двадцатиградусный мороз, женщина начала рыдать - идти ей было совершенно некуда.
Приставы только развели руками - это не их проблемы. Вчера нашему корреспонденту сообщили, что Шутова все-таки нашла себе приют - в ночлежке для бродяг.
Тем временем жилищники намерены предъявить теперь уже бывшей квартиросъемщице новый иск - по приведению испорченного жилья в надлежащее состояние. Оказывается, она потеряла паспорт и почти год не получала пенсию. Если суд удовлетворит и это требование, скопившиеся деньги пойдут на ремонт.
По закону за сыном и внуком бывшей хозяйки сохраняется право пользования жилплощадью по договору соцнайма. Однако, пока они находятся в детском доме, отвоеванная квартира будет использоваться как служебное жилье.
- Мы будем продолжать практику по выселени ю жильцов из муниципальных квартир, если они нарушают санитарные нормы и угрожают жизнедеятельности других людей. Нынешний случай - первый в нашей практике, но не последний, - так прокомментирвала суровое решение директор департамента жилищной политики администрации Омска Светлана Шенфельд. - Как орган власти мы должны думать о сохранности муниципального имущества и безопасности граждан - соседей. К тому же законопослушные жители города десятилетиями ждут своей очереди на жилье.
комментарий
Случай в Омске - отнюдь не прецедент. Буквально на днях в городе Арсеньеве (Приморский край) по решению суда лишились своих квартир сразу несколько квартиросъемщиков. Формулировка суда все та же: доведение квартир до нежилого состояния.
С тех пор как оплата за жилье и коммунальные услуги перестала быть символической, и ДЭЗы, и предприятия, поставляющие людям воду, тепло и электричество, гораздо активнее требуют платить полностью и вовремя. Сначала к должникам применяют меры "морального" воздействия: присылают письма с требованием погасить долги, проводят "душеспасительные" беседы. Следующий этап - отключение должников от света, воды, тепла.
Кроме того, все чаще по решению суда у должников описывают и продают имущество. В Хабаровске, Томске, многих других городах рейды энергетиков - дело привычное.
Наконец, последняя и крайняя мера - это выселение.
Причем если раньше основным поводом были долги по оплате жилья, то теперь все чаще поводом для обращения в суд становятся жалобы соседей на антиобщественное поведение некоторых жителей. Впрочем, в большинстве случаев те, кто устраивает из собственного жилья помойку, одновременно являются и злостными должниками.
Кстати, к должникам закон более лоялен: жильцов-нанимателей муниципального жилья суд может не выселить, а переселить - на меньшую площадь. В Жилищном кодексе даже минимальный норматив для таких "общежитий" предусмотрен - 6 квадратных метров на члена семьи. С антисоциальными личностями суды вправе обходиться строже и расторгат ь с ними договор о социальном найме без предоставления другого жилья. Что и было сделано и в Омске, и в Артемьеве.
Нормы, защищающие права и интересы добросовестных нанимателей, есть и в Жилищном, и в Гражданском кодексах.
Так, статья 91 ЖК предусматривает, что жильцы муниципальных квартир могут быть выселены по решению суда без предоставления жилого помещения, если используют его не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей и настолько бесхозяйственно обращаются со своим жильем, что доводят его до разрушения. Так что проваленные полы и выбитые оконные рамы, говорят юристы, являются вполне достаточным основанием для того, чтобы суд признал иск о выселении обоснованным.
Правда, отмечают эксперты, выселение не может быть скоропалительным: закон предусматривает, что наймодатель (то есть муниципалитет) должен предупредить нарушителей, обязав их привести квартиру в порядок и дав на это определенный срок. Если же за это время ничего не изменится - тогда уже следует обращение в судебные инстанции.
Справка "РГ"
За какие провинности могут быть выселены жильцы муниципальных квартир?
- за невнесение платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
- за разрушения или повреждения жилья нанимателем или членами его семьи;
- за систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
- за использование жилья не по назначению.
Ирина Невинная; Наталья Граф
30.01.2008 20:40:00 GMT

Цены на жилье отрегулирует рынок [Gazduma.ru]
Цены на жилье по-прежнему растут, но уже не семимильными шагами. Однако называть современную недвижимость "доступной" - значит, сильно погрешить против истины. Как сообщил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, в прошлом году было построено 66 миллионов квадратных метров жилья. И все-таки стоимостные показатели сохраняют свою недосягаемую высоту, а это означает, по словам Дмитрия Медведева, что "несмотря на успехи, мы все равно строим мало". "Должны строить больше - это как раз тот параметр, о котором говорил президент, - не менее 1 квадратного метра жилья в расчете на каждого россиянина в год", - подчеркнул первый вице-премьер. Пока в стране строится чуть более 0,4 квадратных метра на человека ежегодно. Когда же покупка квартиры станет для среднестатистического россиянина не розовой мечтой, а реальностью? Об этом рассказывает председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, член Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Мартин Шаккум. - Мартин Люцианович, возглавляемый вами комитет теперь отвечает за строительство и земельные отношения, лишившись сферы промышленности и наукоемких технологий. Как вы оцениваете новое отраслевое деление думских комитетов? - Новое распределение функциональных полномочий между комитетами я оцениваю положительно. В соответствии с задачами, сформулированными в Послании Президента Федеральному Собранию в 2007 году, будут приняты серьезные меры, направленные на развитие науки, создание высоких технологий и поддержку отечественной промышленности. Для их законодательного обеспечения требуется более узкая специализация соответствующих комитетов. Также в Послании сформулированы новые, более сложные и масштабные ориентиры для национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". И здесь предстоит очень масштабная законодательная работа. Основными направлениями деятельности Комитета по строительству и земельным отношениям будут градостроительная политика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, размещение заказов для государственных и муниципальных нужд, а также регулирование земельных отношений. Земельные отношения подразумевают использование и охрану земель в России как основы жизни и деятельности населения, воспроизводство и сохранение земельных ресурсов, а также владение, пользование и распоряжение земельными участками, включая предоставление их для строительства, резервирования под государственные или муниципальные нужды. Земельные отношения тесно увязаны с законо дательством о градостроительной деятельно сти. Определение Комитета по строительству и земельным отношениям профильным комитетом Государственной Думы по указанным вопросам позволит осуществлять единое правовое регулирование вышеперечисленных вопросов. - Какие первоочередные задачи стоят перед комитетом в сфере жилищного строительства и проблем ЖКХ? - Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" не может быть реализован без серьезного реформирования жилищно-коммунального комплекса, перевода его на рыночные рельсы. Такая работа уже ведется. За последние годы были приняты важнейшие законы в сфере ЖКХ. Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций ЖКХ" - первая в современной российской истории попытка законодателя создать единые и универсальные основы регулирования тарифов одной из отраслей экономики. В полной мере этот закон не работает в связи с отсут ствием нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. По-прежнему не приняты важнейшие постановления, необходимые для реализации данного закона. В частности, постановление "Об основах ценообразования и правилах регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры". В 2007 году был принят одних из важнейших законов - "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которым предусмотрено выделение беспрецедентных средств федерального бюджета на решение проблемы капитального ремонта жилищного фонда и переселения граждан из аварийного жилья. Одной из застарелых проблем жилищно-коммунального хозяйства страны является многомиллиардная задолженность организаций ЖКХ по уплате налогов и обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Основными причинами возникновения задолженности предприятий отрасли явились несвоевременные и неполные расчеты бюджетов по своим обязательствам перед предприятиями ЖКХ по оплате льгот, возмещению субсидий гражданам, а также по оплате коммунальных услуг, потребляемых бюджетными учреждениями. Кроме того, у предприятий ЖКХ накопилось превышение кредиторской задолженности над дебиторской в результате бюджетного недофинансирования, несбалансированной тарифной политики и неэффективной деятельности самих предприятий. Правительством уже внесен в Госдуму законопроект о финансовом оздоровлении организаций ЖКХ, который вместе с тем требует серьезной доработки. - Какие изменения надо внести в законодательство для обеспечения массового строительства жилья? - Прежде всего необходимо продолжить работу по дальнейшему совершенствованию земельного законодательства. В числе приоритетных законопроектов комитета - законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации". Этот документ предусматривает совершенствование процедуры предоставления земельных участков для строительства. Он также устанавливает возможность подготовки за счет лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, документации по планировке территории и документов межевания. Большие перспективы имеет также развитие малоэтажного строительства. Соответствующий законопроект в настоящее время находится на рассмотрении Государственной Думы. Основная цель законопроекта - предусмотреть возможность создания некоммерческих объединений в форме потребительских кооперативов для осуществления малоэтажной застройки территорий и последующего совместного управления имущественными комплексами на таких территориях. - Как вы оцениваете реализацию национального проекта "Доступное жилье"? Что мешает развитию массового строительства жилья? - Приоритетный национальный проект "Доступ ное и комфортное жилье - гражданам России" - наиболее сложный и масштабный. Для его реализации потребовались не только бюджетные ресурсы, но и существенное снижение бюрократических барьеров на пути застройщиков, осуществление финансируемых из федерального бюджета программ по оснащению земельных участков коммунальной инфраструктурой, развитие индустрии строительных материалов, а также реформирование коммунального комплекса. Важно понимать, что само по себе развитие системы ипотечного кредитования проблему доступности жилья не решит. Необходимо резкое увеличение объемов вводимого жилья. 2007-й год стал в этом плане успешным: объемы возведенного жилья возросли по сравнению с предыдущим годом с 50,5 до 66 миллионов квадратных метров. Однако в последнее время предложение все равно опережало спрос, и жилье продолжало дорожать. По моему мнению, все многообразие причин, сдерживающих рост объемов жилищного строительства, можно условно разделить на две проблемы. Первая - это административные барьеры. Вторая - оснащение земельных участков инженерной инфраструктурой. Первая проблема должна решаться путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Одна из важнейших задач - законодательное обеспечение реализации национального проекта. В конце 2004 года Государственная Дума приняла пакет из 27 законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. Эти акты принимались в исключительно сжатые сроки и содержат в себе определенные противоречия и недоработки. Впоследствии они по мере возможности устранялись. Второй важнейший блок проблем, как я уже говорил, - это обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. Проблема сегодня заключается не столько в строительстве инженерных сетей и коммуникаций, сколько в дефиците мощностей по электроэнергетике, газу, воде, очистным сооружениям, а также в необходимости развития сети автомобильных и железных дорог, линий метрополитена. Органы местного самоуправления, и тем более застройщики, не могут решить эту проблему, так как она выходит за рамки их компетенции и возможностей. Она должна решаться масштабно в рамках инвестиционных проектов, разрабатываемых на уровне субъектов и Федерации в целом с помощью средств федерального бюджета. Другое направление решения данной проблемы - энерго- и ресурсосбережение. В строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве расходуется около половины всех потребляемых в стране энергетических ресурсов. Требования по энергоэффективности и ресурсосбережению зданий, строений, а также объектов коммунальной инфраструктуры должны законодательно приобрести тот же обязательный статус, что и вопросы обеспечения безопасности в строительстве. - Как вы относитесь к предложениям по административно-государственному регулированию цен на рынке жилья? - Задача законодателей состоит в том, чтобы создать условия для развития рынка жилья, содействовать устранению административных барьеров на всех этапах - начиная с этапа межевания земельного участка, постановки его на кадастровый учет, получения разрешения на строительство и заканчивая этапом ввода объекта в эксплуатацию. Регулирование рынка недвижимости со стороны государства должно состоять прежде всего в контроле за соблюдением законодательства. Контроль необходим для того, чтобы чиновник самостоятельно не устанавливал для застройщика необоснованные препоны. Сокращая издержки и затраты времени застройщика, мы тем самым позволим значительно увеличить объемы возводимого жилья. В результате увеличения предложений на рынке замедлится рост цен на недвижимость. Что касается "отключения рыночных механизмов", то с таким подходом согласиться невозможно. Задача национального проекта совсем иная - создать условия для развития полноценного конкурентного строительного рынка, который позволит обеспечить жильем все категории населения с самыми различными уровнями доходов. - Поможет ли выдвижение Дмитрия Медведева кандидатом на пост президента России изменить ситуацию в жилищной сфере? - Дмитрий Анатольевич возглавляет Президиум Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов. Под его руководством они успешно претворяются в жизнь, оправдывая те большие ожидания, которые связывают с ними наши граждане. Для достижения тех показателей, о которых говорил Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию, необходимы не только соответствующее бюджетное финансирование и организационные мероприятия, но и серьезное изменение действующего законодательства. Дмитрий Анатольевич как высокопрофессиональный юрист и блестящий организатор вносит в эту работу очень существенный вклад. Убежден, что с выдвижением его кандидатуры на пост Президента национальный проект "Доступное жилье" обретет второе дыхание. Интервью взяла Оксана УШАКОВА СТРОИТЕЛИ ЖЕЛАЮТ БОЛЬШЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Ассоциация строителей России совместно с комитетом Госу дарственной Думы по собственности приложили немало сил к подготовке и лоббированию поправок в Градостроительный кодекс РФ. Речь шла о введения модели саморегулирования строительного комплекса. Внедрение этой модели позволит резко повысить управляемость строительным комплексом России, существенно поднять его эффективность. Что конкретно предлагается в законопроекте, рассказывает один из авторов, директор правового департамента Ассоциации строителей России, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Александр Самойлов. - Сейчас в стране появилось множество строительных компаний, которые готовы решать профессиональные и отраслевые задачи на региональном и федеральном уровнях. Наиболее состоявшимся из них вполне по силам участвовать в регулировании как собственных технологических процессов, так и деятельности на рынке строительных услуг. И это не пустые слова. Нынешние процессы инвестирования, строительства и последующей эксплуатации объектов носят межотраслевой характер и весьма сложны для регулирования. Можно сказать, одного ведомственного контроля над этими процессами явно недостаточно. Нужно применять и другие управленческие механизмы, адекватные складывающейся ситуации, и максимально использовать для их создания потенциал самих строительных компаний. Принятие федерального закона "О саморегулируемых организациях (СРО)" (что, разумеется, мы только приветствуем) - лишь первый шаг на пути перехода к саморегулированию в сфере строительства. Нам еще предстоит принятие поправок в Градостроительный кодекс РФ, которые конкретизируют механизмы саморегулирования трех видов деятельности: инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и капитального строительства. Такие поправки разработаны и внесены в Госдуму. Принципиальный момент: изменения ориентированы на последовательное становление института саморегулирования в строительном комплексе. За основу взята модель совместного государственного и общественно-профессионального сорегулирования. При этом за государством сохраняются важнейшие регулятивные и надзорные функции. Но они сочетаются с дополнительными механизмами саморегулирования - объективным регулированием допуска на строительный рынок, принятием саморегулируемыми организациями на себя дополнительной ответственности перед потребителями строительных услуг, созданием системы финансовых гарантий, а также механизмов внутренних нормативных и правовых средств урегулирования конфликтных ситуаций. При этом гарантируется последовательность и контролируемость перехода строительного комплекса к саморегулированию. По сути, в текст Градостроительного кодекса вводится представление о саморегулируемых организациях как о полноценном субъекте градостроительных отношений. Причем субъекте, наделенном отдельными полномочиями по осуществлению регулирования профессиональной деятельности основных участников градостроительных процессов. Механизмы саморегулирования вводятся параллельно с действующими механизмами государственного регулирования. Это оставляет возможность органам госуправления подстраховать отрасль на переходном этапе от ошибок роста. Условием допуска на рынок является обязательное членство в саморегулируемой организации: именно она определяет критерии, которым должен отвечать участник инвестиционно-строительной деятельности. Минимальный список требований закрепляется в Градостроительном кодексе. Такая конструкция устраняет некоторую опасность монополизации строительного рынка при переходе к саморегулированию. В то же время концепция исходит из того, что саморегулируемых организаций на рынке будет ограниченное количество. Это позволит обеспечить необходимый государственный надзор за их деятельностью. Обязательным условием членства в саморегулируемой организации является страхование гражданской ответственности за причинение ущерба третьим лицам, а также за неисполнение договорных обязательств перед потребителями строительных услуг. Наряду со страхованием предлагается дополнительный механизм обеспечения ответственности в виде компенсационных фондов. В их формировании (в денежной форме) участвуют все члены СРО, а затем эти средства используются для возмещения ущерба в тех случаях, когда он не покрывается страховыми выплатами. Законопроект также содержит положения об информационной открытости СРО нормы, обеспечивающие их эффективное взаимодействие в сфере градостроительства с органами государственной власти всех уровней, а также государственный надзор. Предлагаемые поправки отвечают требованиям развивающегося строительного рынка и действительно позволяют навести на нем порядок. УНЕСЕННЫЕ МЕТРОМ Недавно Ассоциация строителей России совместно с Союзом инженеров-сметчиков обнародовали итоговые данные о значительном увеличении стоимости жилья и стройматериалов в прошлом году. Оказывается, безумный рост цен на недвижимость, который в Москве пришелся на 2004-2006 годы, с опозданием докатился до ряда регионов. Цены на "квадраты" там спешно наверстывают упущенное. В среднем же по России цена квадратного метра жилья в декабре 2007 года составила 39509,7 рубля на первичном рынке и 41880,3 рубля на вторичном, а полная себе стоимость строительства оказалась равна 32838,1 рубля. Самым дорогим после Москвы по уровню цен на жилье остается Санкт-Петербург. Средняя стоимость квадратного метра на "вторичке" там составляет около 77 тысяч рублей. Не намного отстает Екатеринбург - 63-65 тысяч. Чемпионом по росту цен на недвижимость в 2007 году стал Красноярск (59,1%). На втором месте Ростов-на-Дону (38,7%), на третьем - Новосибирск (33,0%). Почти на треть жилье подорожало в Перми (33,6%) и Волгограде (31,3%). В Северной столице квартиры подорожали практически на уровень инфляции (11,9%), а в Екатеринбурге и Уфе жилье даже упало в цене (-0,6% и -12,7% соответственно). Зато увеличение цен на основные строительные материалы в 2007 году приняло угрожающие масштабы. С января по декабрь 2007 года оно составило 28,08%, что не замедлило отразиться на себестоимости строительства: рост - 30,41% РОСТ ЦЕН НА СТРОЙМАТЕРИАЛЫ В 2007 ГОДУ Цемент 88,7-139% Бетон товарный 43,7% Раствор товарный 43,56% Кирпич керамический 22,9-32,6% Сборные железобетонные конструкции 34,5-55,4% Плиты минераловатные 25,2% ЗЕМЛЯ - ДАРОМ Необычайно щедрую инициативу внесли в Государственную Думу депутаты Законодательного собрания Ленинград ской области. В законопроекте региональных парламентариев предлагается совершенно бесплатно и безаукционно предоставлять россиянам земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. В соответствии с документом "клочок родной земли" безвозмездно смогут получить только граждане, у которых общая площадь жилого помещения менее учетной нормы, а также молодые семьи и молодые специалисты, проживающие и работающие в сельской местности и не имеющие жилья. Речь идет только о наделах, находящихся в государ ственной или муниципальной собственности. По мнению законодателей Ленинградской области, предлагаемые ими поправки позволят не только улучшить жилищные условия нуждающимся в этом россиянам, но и в значительной мере поспособствуют решению задач, поставленных в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Вопреки ожиданиям, федеральные депутаты, обычно отклоняющие столь радикальные инициативы из регионов, на этот раз отнеслись к законопроекту с вниманием. Свидетельство тому - позиция председателя профильного Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума. По его словам, во внесенном документе "есть разумные зерна", хотя имеются и положения, вызыва ющие "возражения", а также "противоречащие другим законам". Несмотря на явные недочеты, Мартин Шаккум заявил, что члены его комитета постараются доработать инициативу Законодательного собрания Ленинградской области. "Шансы у законопроекта есть", - заверил глава Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям.
30.01.2008 21:50:00 GMT

Спонсор выпуска рассылки: www.strana.kz

В избранное