Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[LVR] Edu. Этот класс не для вас!

28 мая 2008 г.
Этот класс не для вас
Треть российских школьников не хочет учиться вместе с детьми-инвалидами
НИНА ВАЖДАЕВА, <Новые Известия>

За рубежом совместное обучение больных и здоровых детей давно стало
общепризнанной нормой.

За рубежом совместное обучение больных и здоровых детей давно стало
общепризнанной нормой.

Каждый третий ребенок не хочет учиться в одном классе с детьми-инвалидами.
Таковы результаты социологического опроса, проведенного в школах
Петрозаводска.
Главная причина - опасение, что одноклассникам с ограниченными возможностями
учителя будут ставить завышенные оценки. Эксперты считают, что в среднем по
России этот показатель еще выше. Правда, эксперимент по совместному обучению
показал, что больше всего дети-инвалиды страдают из-за конфликтов с
педагогами,
по их мнению, чересчур требовательными. Если же учителя, наоборот, оказывают
такому ребенку большее внимание, в школу поступает шквал жалоб от родителей
здоровых детей.

По данным столичного Департамента образования, в Москве насчитывается более
21 тыс. детей-инвалидов школьного возраста. При этом лишь 72% из них учатся,
в том числе и дистанционно. Во многом так получается из-за того, что ребята
не имеют возможности ходить в школу рядом с домом.

Уже шесть лет в городе проходит эксперимент по совместному обучению здоровых
ребят и детей-инвалидов - тому, что называется инклюзивным образованием. В
нем принимают участие десять школ. Тем не менее считать эксперимент удачным
пока нельзя. <Московские школьники не готовы учиться вместе с
детьми-инвалидами,
- заявила недавно глава департамента Ольга Ларионова. - Это главное
препятствие на пути развития инклюзивного образования>.

Не рады необычным одноклассникам и в регионах. Об этом красноречиво
свидетельствуют результаты социологического опроса петрозаводских
школьников, проведенного
Карельской государственной библиотекой для слепых. Каждый третий респондент
заявил, что не хочет учиться в одном классе с инвалидами. При этом 18%
считают,
что дети с ограниченными возможностями не смогут приспособиться к сложной
школьной программе. 10% утверждают, что таким ребятам преподаватели будут
делать
поблажки. 3,3% испытывают к маленьким инвалидам личную неприязнь. Вместе с
тем, 62% младших школьников и 73% школьниц хотели бы дружить со сверстниками
с ограниченными возможностями. Но 15% мальчиков и 10% девочек не хотели бы,
чтобы об этой дружбе узнали посторонние.

Эксперты объясняют такую статистику тем, что в школах не воспитывается
терпимость. <Данные по Петрозаводску даже ниже, чем в целом по России, -
рассказал
<НИ> президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - Можно
сказать, что с детьми-инвалидами не хотят учиться более половины детей. И
чем крупнее
город, тем нетерпимее ребята. Тем не менее проблем в инклюзивном образовании
немало. Прежде чем отдать в обычный класс ребенка-инвалида, надо провести
большую подготовительную работу со школьниками, педагогами и родителями.
Учителя должны пройти своего рода курс повышения квалификации, где их
коллеги,
имеющие опыт работы с инвалидами, и врачи-специалисты объяснят, как следует
общаться с ребенком>. По словам г-на Комкова, именно так происходит в
западных
странах, где инвалиды учатся в обычных школах.

Психологи отмечают: настороженное отношение детей к ровесникам с
ограниченными возможностями связано с влиянием взрослых. <После того, как в
Москве стартовал
эксперимент по совместному обучению, к психологам стало поступать множество
обращений от родителей детей-инвалидов, - рассказала <НИ> психолог центра
<Образование
в развитии> Татьяна Муха. - Им формально ставили высокие оценки, но не
вызывали к доске и старались реже проверять домашнее задание. Многие дети на
грани
того, чтобы уйти из школы. Ребенок, которого игнорируют и сверстники, и
учителя, страдает гораздо больше, чем тот, над кем издеваются>.

В ряде случаев ребенку удается найти общий язык с педагогами и
одноклассниками, но возникают конфликты с их родителями. <Ребенок-инвалид
требует к себе
гораздо больше внимания, и если он его получает, возникают подозрения, что
он пробился в любимчики, - пояснил <НИ> уполномоченный по правам ребенка в
Москве
Алексей Головань. - Это проблема нашего менталитета. Впрочем, нужно помнить,
что нельзя вдаваться в крайности. В обычной школе тоже могут учиться не все
дети. К примеру, ребят с психическими расстройствами нужно учить только на
дому или в спецшколах. Дети с такими диагнозами будут чувствовать себя в
школе
некомфортно, да и одноклассникам они могут доставить неприятности>.

Г-н Головань отметил, что следующий год не случайно будет назван <Годом
равных возможностей>: в Москве продолжится курс на совместное обучение. Все
больше
школ принимают детей-инвалидов и в регионах. Не первый год они учатся вместе
со здоровыми детьми в Самарской и Кировской областях, Ханты-Мансийском
автономном
округе. И рассаживать ребят по разным классам пока нигде не собираются.

http://www.newizv.ru/news/2008-05-28/90785/

Ответить   "serguei A. Novikov" Wed, 28 May 2008 12:20:52 +0400 (#749725)