[LVR] Re[2]: О помогающих
Всех приветствую!
Володя, я согласна, что часто тему интегрированного образования
эксплуатируют, как модную. Но даже в этом случае всегда есть
результат, потому что процесс запускается. Как писала светлана, важны
различные мероприятия. Пусть иногда разовые, пусть небольшие, но
несколько подобных попыток уже дают значимый результат. К примеру, в
нашем университете проект, поддерживающий интегрированное образование
как грантовый проект давно закончился, а народ учится, заканчивает,
приходит новый. У нас студенты учатся в обычных группах, также
отчисляются за неуспеваемость, также посещают или прогуливают занятия,
выполняют задания, участвуют в общеуниверовских мероприятиях. Отличие
в том, что в универе есть ресурсный центр поддержки учебного процесса,
где есть и тактильные дисплеи, и речевые синтезаторы, и экранная лупа,
и брайлевский принтер. Свободный доступ в интернет. Это все позволяет
нашим студентам иметь равный со всеми студентами доступ к
информационным и образовательным ресурсам: находить нужную информацию,
читать нужные книжки, сканировать то, чего нет в электронном виде,
сдавать работы в удобном для преподавателей формате.
И сейчас я наблюдаю за нашими студентами с нарушением зрения, которых
10 человек на совершенно различных факультетах, и вижу, что у них
совершенно ничем не отличающаяся от других студентов жизнь,
полноценное обучение и общение. Друзья-одногруппники воспринимают их
на равных. А ведь всего этого не было, когда я среди первых в рамках
проекта, но набрав проходной бал, пришла в университет.
Я считаю, что очень многое зависит от нас самих. если бы люди с
ограничениями жизнедеятельности продолжали жить в своего рода
резервациях (спецшколах, спецзаведениях, спецпредприятиях), ничего и
не изменилось бы в обществе. конечно, это моя субъективная точка
зрения. Но у меня есть, с чем сравниваттьь. я закончила
школу-интернат, а образование получала в обычном классическом
университете.
Что касается "всеобщего объединения", то здесь, я думаю, всем понятно,
что не стоит бросаться в крайности. Важно же не закрытие интернатов
или объединения кого-то с кем-то, а возможность реального выбора для
ребенка и родителей. Альтернатива должна быть. приведу пример ее
полного отсутствия лет 12 назад. Моя слабовидящая подруга училась себе
спокойно в массовой школе. Ей там нравилось, проблем особых не было.
Но пришла как-то в школу комиссия и сказала: "А что это у вас такой
ребенок делает? Быстро в спецшколу". а школа находилась в другом
городе. пока всяческие вопросы решались, ребенок потерял целый год. Ни
о каком выборе и речи не было. Сейчас, конечно, много сложностей,
препятствий, передергиваний.но выбор-то все-таки появился. И он, к
счастью, расширяется. и это, на мой взгляд, главное.
Что касается "Классов Д", то в массовых школах есть классы
выравнивания...
А чтобы детей не обижали, они должны жить с другими детьми. нас с
сестрой было двое незрячих в нашем дворе. Пока из-за школы не
переехали в другой город, даже как-то и не замечали, что какие-то
особенные. Постоянно торчали на улице с друзьями. и мама не боялась,
что нас где-то бросят или обидят. мы вместе росли. Дети просто знали,
что если все куда-то бегут, нас нужно взять за руки, если препятствие
- предупредить. Помню, из другого двора пришли незнакомые мальчишки и
попытались нас обидеть: стали обзываться и т.д. Это детям свойственно.
Наши дворовые ребята быстро дали им понять, кто что из себя
представляет. Наши мальчишки нас всегда защищали.
Совсем по-другому все складывалось в новом городе. Тамошние дети
никогда с незрячими ровесниками не встречались. И моя сестренка, в
принципе очень коммуникабельная, долгое время переживала, что она идет
на контакт, а с ней не хотят играть. в итоге на контакт пошли более
старшие ребята.
я к тому, что если мы хотим адекватного восприятия нас от окружающих,
мы сами должны быть адекватными. Должны дать им время на понимание
наших возможностей и на признание в нас друзей. партнеров и т.д.
Главное, сразу дать понять окружающим, что ты друг,
одногруппник\одноклассник, партнер, а не бедный несчастный инвалид. и
здесь, как мне кажется, чаще вас будут воспринимать так, как вы себя
воспринимаете.
радостных событий и хороших новостей!
С уважением, светлана, г. Новосибирск, Россия
Тел: 8-913-944-83-42.
ICQ: 231247874.
Skype: svetlana_vasilyeva