Вижу Вас, как наяву, Светлана!
Вы изволили написать в "psychology.orientation (0)"
Это случилось: Tue, 27 May 2008 19:10:10 +0400:
СВ> И Здесь речь идет о людях с различными физическими ограничениями. Когда
СВ> они учатся в интернатах, а потом, как иногда случается, продолжают
СВ> образование в специальных заведениях, общество не встречает их в своей
СВ> среде. В результате каждая встреча с такими людьми является шоком для
СВ> здоровых людей, потому что они просто не знают, как вести себя с нами.
Полностью согласна с этим тезисом. Сама неоднократно сталкивалась с непониманием
и недоумением окружающих. А ведь мы как будто специально стараемся не покидать
пределов своего ограниченного круга. Точнее, наверное, это всё-таки отголоски
советской системы, столь своеобразно заботившейся об инвалидах. Создававшей отдельные
предприятия, отдельные районы, отдельные учебные заведения. Я искренне призываю
старшеклассников наших школ поступать в обычные ВУЗы, не стремиться получить
образование музыканта обязательно в курском музыкальном училище, а профессию
массажиста - в Геническом медицинском колледже или в Кисловодске. Это во всех
отношениях достойные образовательные учреждения, но столь же замкнутые, не позволяющие
в полной мере взглянуть на настоящий мир. Мир, в котором есть зрячие люди, есть
инвалиды других категорий. И отношение к нам - незрячим - крайне неоднозначное.
Кроме того, в Одессе (во всяком случае у нас это я имела возможность наблюдать
собственными глазами на протяжении нескольких лет) наблюдалась нехорошая, на
мой субъективный взгляд, тенденция - даже если ребята и поступали в университет,
то исключительно на освоенные факультеты, куда дорожка, так сказать, была проторена
многими поколениями. Филология, история, юриспруденция... И ведь шли туда не
потому, что чувствовали - в этом сокрыто моё призвание! А потому, что там не
шарахаются при виде незрячего человека. Второй момент заключался в том, что и
туда поступали по два-три человека сразу, чтобы было не так одиноко и страшно.
Сейчас, слава всем Богам, лёд тронулся, и некоторые решились расширить образовательные
горизонты. Хотя всё равно тяга к известным тропинкам и лёгким путям остаётся
у многих. И это - наследство, доставшееся нам от интернатов. От специальной системы
образования, в которой мы привыкли, что на нас смотрят, конечно, с жалостью,
иногда с пониманием и сочувствием, но без изумления в широко распахнутых глазах.
СВ> Кстати, у меня была преподавательница, которая, если я на лекции
СВ> достаточно долго не писала, подходила и спрашивала: "Света, почему вы
СВ> не пишите? Вам неинтересно?",
СВ> У нас сейчас 10 студентов с нарушением зрения учится. И народ в
СВ> универе относится к этому как к норме.
И это совершенно замечательно! А по поводу преподавателей в университете хочу
рассказать два случая. Оба весьма показательны. Но каждый по-своему.
Первый случился со мной на третьем курсе. Преподаватель социальной философии,
профессор, уважаемый человек, отказал мне в записи своих лекций на диктофон,
мотивируя это тем, что собирается писать учебник по материалам курса, а я могу
эти материалы распространить в звуке, нарушив тем самым его сокровенные авторские
права. Он, разумеется, был в своём праве, но мне что было делать? Откровенно
говоря, я тогда по началу растерялась и страшно обиделась. Как так! Учусь, прикладываю
все силы. Делаю всё, что от меня зависит, а тут... Отказывают фактически в получении
знаний, в возможности нормально изучить предмет и сдать экзамены. Пришлось решать
проблему радикальным образом. Договариваться с этим преподавателем об отдельном
списке литературы, по которой я изучала предмет, о серии рефератов и об обязательных
ответах на всех семинарских занятиях. В итоге, я сдала социальную философию на
отлично (автоматом), а сейчас заканчиваю диплом именно в этой области научных
исследований.
Второй случай относится к письму по-брайлю. На четвёртом курсе у нас поставили
такие предметы, как охрана труда, а также безопасность жизнедеятельности. Ну,
в общем, муть несусветная. Поскольку для посещения этих лекций нужно было ездить
очень далеко и в крайне неудобный район, я пошла договариваться о том, каким
образом всё это будет происходить в моей ситуации. Желательно было обойтись написанием
рефератов по основным темам курса или даже курсовой работы, лишь бы освободиться
от посещения лекций. Преподавательница оказалась знакома с незрячими студентами.
И первое, что она сказала, были слова, повергшие меня в священный трепет: "Знаете,
девушка, у меня были незрячие студенты. Они обычно сидели на задних партах и
так страшно стучали, когда писали... У меня после этого дико болела голова. Да
и другим студентам это мешало. Поэтому давайте мы с Вами договоримся: Вы лекции
посещать не будете...". Я уже не стала разочаровывать даму и сообщать, что пользуюсь
диктофоном, а не пишу по-брайлю, но шок был ещё тот...
--
Svetlana A. Medvedeva (Ukraine, Odessa)
Mailto:Aspas***@m*****.ru Skype: lady_svetlada
Mobil. phone: 8 (095) 325 80 68
http://villa-13.mostinfo.ru
Msn:cilhant***@i*****.ru Icq:312691558