Доброго времени суток!
Original Message From: "Denis" <hitrob***@r*****.ru>
"О реформе специального образования можно говорить мало. Однако, на мой взгляд,
темы, поднятые тобой, пока еще рано обсуждать. Нужно искоренить то, что есть..."
На мой взгляд, как раз-таки говорить надо и именно в конструктивном ключе, т.к.
мы сообщество, которого такое положение вещей касается напрямую.
На наш дискуссионный лист подписаны не только бывшие ученики школ-интернатов
III-IV вида, но и учителя и ученики. Также, хочется нам этого или нет, но какая-то
часть бывших учеников школ-интернатов является родителями детей с нарушением
зрения, а значит, поднятый вопрос - это вопрос благополучия детей, наших детей,
в школах-интернатах.
"...именно искоренить, ибо исправить это невозможно. И лишь искоренив это можно
построить что-то новое, альтернативное."
Всё-таки, я сторонник эволюции, а не революции. На мой взгляд, надо ситуацию
исправлять, а не пересоздавать систему заново.
"Ну вот ты, скажем, пишешь о том, что ученики не всегда безответны, и тоже умеют
подчас дать прикурить учителю. Не спорю. Однако одно дело применить санкции,
на которые учитель безусловно имеет право, а другое - избивать младшеклассников,
или засовывать их в дебильный класс, согласись."
Денис, давай разбираться попорядку. Учитель избивает учеников. Это уголовное
приступление. Ученик должен обратиться в медпункт за медпомощью, обратиться к
администрации школы. Если же эти варианты не срабатывают, то никто не отменял
всем известный телефон 02.
Теперь о переводе ученика в класс VIII вида. Насколько я знаю, чтобы перевести
ученика во вспомогательный класс необходимо заключение независимой психолого-педагогической
комиссии. Если же такого заключения нет, то это произвол администрации.
Но, не смотря на то, что описанные выше схемы работают, мало кто из учеников
или из учителей может пойти против администрации или вышестоящего начальства.
Я это понимаю и осознаю. Тогда, может это жёстко, но кто таким детям врач?
У ребёнка есть родители, которые несут ответственность за него до совершеннолетия.
Если родителям наплевать на условия или они по тем или иным причинам не могут
повлиять на ситуацию, то ребёнок должен уметь в рамках правового поля отстоять
себя сам.
Расскажу два собственных примера.
В первом случае, учительница химии привышала служебные полномочия. Выражалось
это в том, что оценки выставлялись не за знания, а по настроению, желанию и личному
отношению к ученику. Мне была поставлена незаслуженная двойка. Я возразил против
такой постановки вопроса. С тройкой я ещё мог смериться, т.к. мне было всё равно,
лишь бы проходной бал, но двойка - это было уже слишком.
Найти компромис в рамках класса я не смог. Одноклассники меня не поддержали,
да и не одобрялось такое поведение. В итоге после звонка я пошёл к завучу и потребовал
аннулирования полученной оценки или проведение повторного занятия с привлечением
независимых учителей, тем более, что в школе химики присутствовали.
Процесс был не долгий, но болезненный для завуча и моей классной руководительницы.
В итоге, когда меня вызвали, был найден компромис: тройка в году в замен на молчаливое
присутствие на уроке.
Я согласился, т.к. в тот момент и в той ситуации меня это решение полностью устраивало,
т.к. я, оказавшийся в нелюбимчиках учительницы химии полностью освобождался от
её террора.
Второй случай связан был с сыном школьного водителя. Ситуация тянулась где-то
около полугода. Маленькийпаршивец всячески нарывался на старшеклассников. Все
это видели, все всё знали, но никто не хотел ничего решать, включая учителей,
т.к. это ребёнок сотрудника, а школьный водитель, в то время, был на особом счету
у администрации. Вобщем, народ терпел и ничего не делал.
В итоге, "за особые заслуги" я его побил. Бил качественно, но, к сожалению не
долго.
Когда же проходил "разбор полёта" в кабинете завуча, то долго решали, как бы
разрулить ситуацию таким образом, чтобы и решить конфликт, и не наказать виновников.
Формально, бил я и я был виноват, но фактически я был пострадавшей стороной и,
что очень неудобно, не шёл на компромисс с администрацией. В итоге, инцедент
спустили на тормозах, но, бойкий сынок водителя успокоился, что и требовалось.
Собственно, к чему я это всё написал? А к тому, что ученик может влиять на произвол
конкретного учителя или администрации.
Проблема тут и в другом. Даже если учитель или ученик найдут в себе силы отстоять
своё право, то мало кто может сделать это грамотно. Человек у нас не приучен
отстаивать своё право.
"Также в школе-интернате имеет место такая штука - администрация наделяет нескольких
учеников как бы властью, приближает их к себе, что и понятно - стадом проще управлять,
если у него есть вожак. Однако не такими методами выбирать вожака, мне кажется..."
Опять-таки, на мой взгляд, кого бы администрация не приблизила к себе и не наделила
властью, в коллективе имеется формальный и неформальный лидер. Неформальный лидер
сильнее формального лидера и может переломить ситуацию.
"Не знаю, возможно я слишком сумбурно выразился, однако эта власть, так называемая
власть, она ведь портит детей, она дает им ошибочные представления о мире."
Ну, так или иначе, но в классе был, есть и будет лидер, будет в школе власть
официальная и не официальная, будет дневная и ночная администрация. С этим сделать
ничего нельзя, да и не нужно. В данном случае, задача администрации взять под
контроль эти процессы, направить их в педагогическое русло. Существуют же в школах
советы учеников и тому подобные образования.
"Далее, ориентирование - этому вопросу в школе не уделяется вообще никакого внимания."
А вот это, мне кажется, уже забота родителей, которые должны требовать от школы
соответствие программы нормативам.
"Да, раньше было такое дело, учили. Но, опять же, как? Мне мои одноклассники
рассказывали, что учительница водила их в метро и учила там считать колонны,
чтобы запомнить, где поворачивать. Это же в корне неправильно!"
Ну, это, Денис, вопрос к методике и к конкретному учителю.
"А просто знания - ведь вместо того, чтобы учиться, дети занимаются бог знает
чем - хоры, музеи, что угодно, кроме учебы."
Опять-таки, родители должны требовать от администрации, чтобы школа соответствовала
нормативам. Хор, танцы и прочее - это, как я понимаю, не основное направление,
а факультативное. Если ученики будут настаивать на основном обучении, а факультативы
игнорировать коллективно и обосновано, то администрация ничего не сможет сделать.
Одного человека сломать, загнать, подмять можно, класс невозможно.
"если учитель английского языка приглашает своих частных учеников на уроки, и
вместо того, чтобы преподавать английский слепым деткам, занимается репетиторством?
В их присутствии!"
Ну, на мой взгляд, за такие вещи можно лешиться акредитации. Хотя, опять-таки,
всё зависит от того кто, как и куда пойдёт восстанавливать право детей на получение
образования по государственному стандарту.
Мне могут возразить, мол, учителя мало получают, мест в школах нет или туда никто
не хочет идти.
Да, труд учителя тяжёлый, дети попадаются не "подарок", да и масса других факторов.
Однако, в Москве, да и в других городах, по моим данным, учителя сейчас получают
хорошую зарплату, так что, это не аргумент. Что касается свободных мест, то ситуация
складывается странная и мне не совсем понятная. Администрация, почему-то, охотнее
берёт иногородних, а для "своих" мест нет.
--
С уважением, Алексей Любимов.
Инструктор по ориентированию и мобильности
Россия, г. Москва.
ICQ: 495224138 Skype: instructor_oandm
mailto:alex***@l*****.su Site: www.lyubimov.su
Справочник интернет-ресурсов: http://koleso.mostinfo.ru/guide