[LVR] edu. Школа-интернат.
Доброго времени суток!
Знаете, уже не в первый раз поднимается тема об образовании в школах-интернатах,
об учителях и обо всём, что с этим связано. С одной стороны, послушаешь выпускников,
которые не могут или не хотят вспомнить о школе ничего хорошего, и проникаешься
чувством сочувствия, из разряда, какие учителя "редиски", как же над безответными
детьми издеваются и т.д. С другой стороны, поговоришь с учителями, и оказывается,
что эти самые дети не такие уж и безответные.
Вобщем, ситуация давно всем известная, касается средней школы как таковой, а
не одних только интернатов и, что характерно, решить её можно, да только механизм
решения несовершенен, а участники образовательного процесса ничего не хотят или
не могут сделать в рамках процедуры.
Давайте переведём дискуссию в конструктивное русло и поговорим о критериях и
механизмах, которые имеются в образовательном процессе.
Образовательная система:
Имеется мнение, что школа-интернат - это гетто, резервация и т.д. Хорошо, пусть
так. Тогда, предложите иной механизм решения вопроса "Как незрячему и слабовидящему
ребёнку дать среднее образование?". Прошу заметить, что механизм должен учитывать
слепорождённого школьника, с которым родители либо не занимались, либо занимались,
но недостаточно усердно . Вопрос второй: "Что и как нужно, можно, желательно
сделать, чтобы, сохранив систему специального образования, (школа-интернат) свести
неуставные отношения к минимуму?"?
Учитель:
Есть мнение, что учитель - это, как следует из предыдущих писем, зачастую очень
нехороший субъект, который издевается, обижает, дискреминирует, объедает ученика
и далее по списку. Но, давайте посмотрим с другой стороны. Есть ученики, которые,
пользуясь своим статусом "ученик" и "инвалид", устраивают беспредел, неподчинение
порядку учебного заведения, а когда к ним применяются санкции, начинают кричать,
что их обижают. Учитель, который, между прочим, тоже человек, обладает правами
и обязанностями. Кто и где видел, читал или знает, о перечне прав и обязанностей
учителя? Какие существуют системы оценки квалифицированности учителя и соответствия
им занимаемой должности?
Например:
Есть в городе школа-интернат III-IV вида. Работают в этой школе учителя. Работают
в классе брайлистов. И вот тут оказывается, что учитель не знает брайль. Такой
учитель соответствует занимаемой должности или нет?
В школе на каждого ученика заводится личное дело. Сейчас не знаю, а раньше была
рабочая тетрадь учителя, в которой записывались наблюдения учителя. В принципе,
"рабочая тетрадь учителя" и раньше была неофициальным документом, но, тем не
менее, очень рекомендовалась к ведению. И вот при написании психолого-педагогической
характеристики использовались сведения из личного дела и рабочей тетради учителя.
В случае подозрения в неадекватности ученика, учитель в праве созвать психолого-педагогическую
комиссию, причём, не спрашивая разрешения родителей. Другой вопрос, что вся эта
бумажная волокита мало кому нужна, и далеко не всякая администрация одобряет
какую-либо инициативу учителя, а жить спокойно хочется всем. Вот и получается,
что с одной стороны учитель, которого "пнуть" может каждый: ученик, администрация,
родители, а с другой стороны - учитель, который один на целый класс и у которого
почти нет механизмов защиты от произвола учеников, родителей и т.д. Именно в
такой обстановке растёт ребёнок, которому сперва дома, а потом и отдельные учителя
говорили, мол, ты инвалид, убогий, неполноценный. Мысль ребёнка работает дальше:
раз я инвалид, то мне должны, а обидеть меня нельзя, следовательно, я могу делать
всё, что мне заблагорассудится (за исключением деяний, описанных в УК, ГК и т.д.).
Каким Вы видите учителя, работающего в школе-интернате III-IV вида?
Каким критериям он должен соответствовать?
--
С уважением, Алексей Любимов.
Инструктор по ориентированию и мобильности
Россия, г. Москва.
ICQ: 495224138 Skype: instructor_oandm
mailto:alex***@l*****.su Site: www.lyubimov.su
Справочник интернет-ресурсов: http://koleso.mostinfo.ru/guide
Привет, Алексей!
О реформе специального образования можно говорить мало. Однако, на мой взгляд,
темы, поднятые тобой, пока еще рано обсуждать. Нужно искоренить то, что есть,
именно искоренить, ибо исправить это невозможно. И лишь искоренив это можно построить
что-то новое, альтернативное. Ну вот ты, скажем, пишешь о том, что ученики не
всегда безответны, и тоже умеют подчас дать прикурить учителю. Не спорю. Однако
одно дело применить санкции, на которые учитель безусловно имеет право, а другое
- избивать младшеклассников, или засовывать их в дебильный класс, согласись.
Также в школе-интернате имеет место такая штука - администрация наделяет нескольких
учеников как бы властью, приближает их к себе, что и понятно - стадом проще управлять,
если у него есть вожак. Однако не такими методами выбирать вожака, мне кажется...
Не знаю, возможно я слишком сумбурно выразился, однако эта власть, так называемая
власть, она ведь портит детей, она дает им ошибочные представления о мире. Далее,
ориентирование - этому вопросу в школе не уделяется вообще никакого внимания.
Детей с остатками зрения выпускают в город, тотальников же - нет. И кто там
с ними ходит! Да, раньше было такое дело, учили. Но, опять же, как? Мне мои одноклассники
рассказывали, что учительница водила их в метро и учила там считать колонны,
чтобы запомнить, где поворачивать. Это же в корне неправильно! А просто знания
- ведь вместо того, чтобы учиться, дети занимаются бог знает чем - хоры, музеи,
что угодно, кроме учебы. Антон когда-то в личной беседе говорил мне, что это
дело такое, что плохому танцору и ноги мешают, а кто хочет, тот научится. Я согласен.
Однако с другой стороны, школа на то и школа, а не тюрьма и не исправительная
колония и не сумасшедший дом, что должна создавать условия для обучения, и в
первую очередь для обучения, а не препятствия к нему. О чем можно говорить, если
школьный психолог страдает шезофренией? А уволить ее никто не может, ибо у нее
знакомые в обладминистрации? Куда уже дальше? О чем можно говорить, если учитель
английского языка приглашает своих частных учеников на уроки, и вместо того,
чтобы преподавать английский слепым деткам, занимается репетиторством? В их присутствии!
Кроме того, если говорить о реформе, то, мне кажется, нужно сократить срок обучения
до десяти лет, ибо это школа для слепых и слабовидящих, а не для умственно отсталых.
А то выходят из школы долдоны по двадцать - двадцать два года, они же уже вообще
ни к чему приспособиться в большинстве своем не способны. Такова моя позиция...
Буду рад конструктивной дискуссии. С почтением, Денис, г. Харьков.