01.01.2021
30 декабря 2020 года фрегат Северного флота «Адмирал флота Касатонов» покинул рейд главной базы – Североморска — и вышел в первый дальний поход. В ближайшее время в Баренцевом море будет сформирован отряд, в состав которого также войдет океанский спасательный буксир «Николай Чикер», сообщает Пресс-служба Северного флота.
Первый серийный фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» построен на судостроительном предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Он был заложен в 2010-м и спущен на воду в 2014 году. В конце 2018 года начал заводские ходовые испытания, которые проходили в зоне ответственности Балтийского и Северного флотов. За период испытаний фрегат выполнил 3 стрельбы ракетным комплексом «Калибр», одну зенитную ракетную стрельбу, 14 стрельб артиллерией и две стрельбы морским противолодочным оружием.
21 июля 2020 года на фрегате «Адмирал флота Касатонов» проекта 22350 был торжественно поднят Андреевский флаг. Церемония приема корабля и подъема на нем Андреевского флага состоялась на рейде Невы, куда корабль пришел для участия в Главном военно-морском параде. Ранее, 17 июля, Приказом главнокомандующего ВМФ России адмирала Николая Евменова новейший фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов» принят в состав Военно-Морского Флота. Корабль зачислен в состав дивизии ракетных кораблей Северного флота – самого крупного соединения надводных кораблей ВМФ России, напоминает ВТС «Бастион».
На качественное выполнение задач в дальней океанской зоне личный состав отряда боевых кораблей накануне выхода, 29 декабря, напутствовал начальник штаба Северного флота вице-адмирал Владимир Гришечкин. Он отметил, что «выход новейшего фрегата «Адмирал флота Касатонов» и спасательного буксира «Николай Чикер» на выполнение поставленных задач открывает в новом учебном году целую серию дальних походов, предусмотренных планом деятельности Северного флота».
В ближайшее время отряду Северного флота предстоит совершить переход через Баренцево море в Атлантический океан. По маршруту перехода экипажи фрегата и спасательного буксира будут совершенствовать свою морскую выучку, а также проведут ряд корабельных учений по различным видам обороны отряда кораблей на переходе морем, говорится в сообщении Северного флота.
Для экипажа фрегата «Адмирал флота Касатонов», вошедшего в состав Военно-морского флота России в нынешнем году, это первый дальний поход. Ему предшествовала длительная и напряженная подготовка, в ходе которой личный состав прошел полный цикл обучения в месте базирования и на полигонах боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море.
В рамках подготовки к дальнему походу экипаж фрегата выполнил в Баренцевом море комплекс учебно-боевых упражнений, в том числе и несколько стрельб крылатыми ракетами «Калибр».
С учетом сложной эпидемиологической обстановки, экипажи фрегата «Адмирал флота Касатонов» и спасательного буксира «Николай Чикер» провакцинированы от новой коронавирусной инфекции препаратом Гам-КОВИД-Вак (Спутник-V) российского производства.
ВТС «Бастион»
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) «АДМИРАЛ ФЛОТА КАСАТОНОВ» ПРОЕКТА 22350
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ
Создание большого объема новой российской бронетехники, в том числе танка «Армата», боевых машин на его базе, а также бронетранспортеров и гаубиц, завершится в 2022 году, заявил замминистра обороны РФ Алексей Криворучко.
«Обеспечение завершения в 2022 году создания перспективного танка Т-14, боевых машин пехоты (Т-15, Б-11, К-17), бронетранспортеров (Б-10, К-16), бронированной ремонтно-эвакуационной машины (Т-16) (ОКР «Армата», «Курганец-25» и «Бумеранг»), 152-миллиметровых самоходных артиллерийских орудий (ОКР «Коалиция-СВ»), а также целой линейки перспективных боевых модулей для оснащения гусеничной и колесной техники», — сказал он в интервью газете «Красная звезда».
По словам Криворучко, новую технику удастся создать в 2022 году за счет реструктуризации научно-исследовательского комплекса Минобороны.
РИА Новости
ОРУЖИЕ РОССИИ ОПЕРЕЖАЕТ ВРЕМЯ
ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК Т-14 «АРМАТА» (ОБЪЕКТ 148)
ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЙ РОССИИ
Говоря о перевооружении Стратегических ядерных сил заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко в интервью газете «Красная звезда» от 30.12.2020 отметил, что межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат» в ближайшее время выйдет на летные испытания.
«Приоритетами развития являются перевооружение на перспективные комплексы подвижного и стационарного базирования «Ярс» и «Авангард», обладающие улучшенными показателями преодоления противоракетной обороны, а также создание новейшего комплекса с тяжёлой ракетой «Сармат». Отмечу, что уже сегодня с положительным результатом завершены бросковые испытания ракеты «Сармат». В ближайшее время мы приступим к проведению лётных испытаний этого ракетного комплекса», — сказал заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко в интервью газете «Красная звезда».
РС-28 «Сармат» — российский перспективный ракетный комплекс наземного шахтного базирования с тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой. Опытно-конструкторские работы АО «Государственный ракетный центр им. В. П. Макеева» (Миасс, Челябинская область) по новому комплексу начали в 2011 году. Известно, что «Сармат» (РС-28) заменит самую тяжелую в мире стратегическую ракету Р-36М2 «Воевода» (по классификации НАТО – «Сатана», РС-20В). Масса — 200 тонн, забрасываемый вес — около 10 тонн, информирует ВТС «Бастион».
21 декабря 2020 года на коллегии военного ведомства министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу сообщил, что Минобороны России планирует в следующем году обустроить полигон для летных испытаний ракеты «Сармат» в районе поселка Северо-Енисейский (Красноярский край).
ВТС «Бастион»
ОРУЖИЕ РОССИИ ОПЕРЕЖАЕТ ВРЕМЯ
НОВАЯ ТЯЖЕЛАЯ МБР » САРМАТ» ДЛЯ РОССИЙСКИХ РВСН
Заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко в интервью газете «Красная звезда» от 30.12.2020 сообщил, что количество стратегических бомбардировщиков Ту-160 в Вооруженных силах России в ближайшие семь лет планируется увеличить на 50%.
«Воздушную составляющую триады предусматривается совершенствовать за счёт обеспечения поставки стратегических ракетоносцев Ту-160. Сегодня реализуются мероприятия по их производству, государственные контракты заключены, и уже в следующем году мы планируем начать получать их в войска. Реализация программ поставок позволит в ближайшие семь лет увеличить количество данных самолётов более чем на 50 процентов. Дальнейшее наращивание парка авиационных комплексов планируется в рамках новой государственной программы вооружения на 2024–2033 годы», — заявил Заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко.
На аэродроме КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех) в ноябре 2020 года состоялся первый полет глубокомодернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02.
В настоящее время выполняется масштабная программа модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации авиационных стратегических ядерных сил (АСЯС) России, в частности самолеты Ту-160 проходят ремонт и модернизация по проекту «Ту-160М», так же будут построены новые самолеты в модификации Ту-160М2, информирует ВТС «Бастион».
Ту-160М создан в рамках программы глубокой модернизации строевых самолетов Ту-160. Новая версия самолета должна существенно увеличить общую эффективность авиационного комплекса при применении по назначению.
Первый построенный «с нуля» стратегический ракетоносец Ту-160М2 будет передан военным в 2023 году, сообщил в феврале 2020 года замминистра обороны РФ Алексей Криворучко. «Идёт строительство стратегического ракетоносца Ту-160М2. Первый его полёт запланирован на 2021 год, а поставки в соединения и части дальней авиации должны начаться в 2023 году. До 2027 года будет закуплено десять таких ракетоносцев», — заявил тогда Криворучко.
ВТС «Бастион»
ОРУЖИЕ РОССИИ ОПЕРЕЖАЕТ ВРЕМЯ
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160М2
Гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон» начнут серийно поставляться в российский ВМФ с 2022 года. Об этом сообщил заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко в интервью газете «Красная звезда» от 30.12.2020.
«Успешно ведутся испытания комплекса ракетного вооружения с гиперзвуковой крылатой ракетой «Циркон». Так, в 2020 году проведён ряд успешных пусков ракеты комплекса «Циркон» с фрегата «Адмирал Горшков», и уже начиная с 2022 года начнётся их серийная поставка. Продолжается ежегодная закупка противокорабельных крылатых ракет комплекса «Оникс» и крылатых ракет морского базирования «Калибр», — сказал заместитель министра обороны РФ газете «Красная звезда».
Напомним, что программа летно-конструкторских испытаний ракеты в 2020 году выполнена успешно и в полном объеме, осуществлено три пуска с фрегата «Адмирал Горшков» проекта 22350.
«Циркон» предназначен для вооружения атомных подводных лодок проектов 885, 885М, 949АМ, надводных кораблей проектов 22350, 23560, а также перевооружения крейсера проекта 1144.2 «Адмирал Нахимов»», — заявил заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко в мае 2020 года.
Госиспытания гиперзвуковой ракеты «Циркон» начнутся в 2021 году, всего в ходе них и предшествующего этапа летно-конструкторских испытаний будет выполнено не менее семи пусков с фрегата «Адмирал Горшков» и атомной подлодки «Северодвинск» (СФ), об этом сообщило ТАСС.
ВТС «Бастион»
ОРУЖИЕ РОССИИ ОПЕРЕЖАЕТ ВРЕМЯ
ГИПЕРЗВУКОВЫЕ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ РАКЕТЫ «ЦИРКОН»
«Продолжается работа по глубокой модернизации стратегических ракетоносцев Ту-95МС для применения новейших образцов вооружения. Ведутся работы по созданию перспективных крылатых ракет воздушного базирования большой дальности и гиперзвуковых авиационных ракет», — сообщил Заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко в интервью газете «Красная звезда» от 30.12.2020.
Работы по созданию модернизированных бомбардировщиков Ту-95МСМ ведутся совместно ПАО «Туполев» и ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» (входят в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех). Первый полет Ту-95МСМ совершил в августе 2020 года на аэродроме ТАНТК им. Г.М. Бериева в Таганроге. Это самолет с новым комплексом вооружения, с новым бортовым комплексом электронного оборудования, с новыми доработанными двигателями, новыми винтами. Боевые возможности машины ровно в два раза выросли после этой модернизации, напоминает ВТС «Бастион».
Одновременно с созданием Ту-95МСМ проводятся ремонт и модернизация строевых самолетов Ту-95МС. Проведение капитального ремонта и модернизации позволяют продлить сроки эксплуатации обновленных самолетов, благодаря чему они еще долго смогут оставаться в боевом строю.
Напомним, что в 2016 году на Параде Победы в Москве Воздушно-космические силы РФ впервые продемонстрировали тройку технически обновленных Ту-95МС. Российские дальние бомбардировщики Ту-95МС прошли модернизацию и способны теперь нести новейшие стратегические крылатые ракеты большой дальности Х-101. На самолетах появились под крыльями балки под крепление новейших стратегических крылатых ракет большой дальности Х-101.
Известно, что модернизированный стратегический ракетоносец ВКС России Ту-95МСМ в ноябре 2016 года впервые нанес удар крылатыми ракетами Х-101 по террористам в Сирии.
Говоря о применении российских вооружений, в том числе, в ходе антитеррористической операции в Сирии, президент РФ Владимир Путин летом 2017 года особо отметил новый ракетный комплекс Х-101. «Хочу поблагодарить и военных, и конструкторов-разработчиков одной из наших систем ракетных Х-101, — сказал он. — Эта ракета показала очень высокую степень надежности, это действительно самое современное оружие, высокоточное и большой мощности, с приличной дальностью — 4,5 тыс. километров». По мнению главы государства, в центре внимания оборонного ведомства и промышленности должно находиться оружие именно такого класса.
ВТС «Бастион»
ОРУЖИЕ РОССИИ ОПЕРЕЖАЕТ ВРЕМЯ
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-95МСМ
Согласно заявлению заместителя министра обороны РФ Алексей Криворучко в интервью Красной звезде, водоизмещение универсальных десантных кораблей (УДК), строящихся для ВМФ России на заводе «Залив» в Керчи, составляет около 40 тысяч тонн.
«Под руководством Президента Российской Федерации были заложены два универсальных десантных корабля нового проекта водоизмещением 40 тысяч тонн каждый. В текущих условиях для обеспечения темпов оснащения ВМФ выполнение ряда госконтрактов осуществляется также с применением механизмов опережающего финансирования, что обеспечит поставку кораблей на один-три года раньше планового срока», — рассказал заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко в интервью газете «Красная звезда» от 30.12.2020.
Как известно, первые два отечественных универсальных десантных корабля (УДК) проекта 23900 — «Иван Рогов» (зав. № 01901) и «Митрофан Москаленко» (зав. № 01902) — были заложены на судостроительном заводе «Залив» в Керчи 20 июля 2020 года при участии президента РФ Владимира Путина. По данным СМИ, водоизмещение российского УДК составит более 30 тысяч тонн, длина полетной палубы — свыше 220 метров, корабли смогут нести по 16 тяжелых ударных вертолетов и перевозить до 1 тысячи бойцов морской пехоты, информирует ВТС «Бастион».
В августе 2020 года СМИ сообщили, что тактико-технические характеристики кораблей заметно изменились в ходе проектирования. Их водоизмещение выросло до более чем 30 тыс. тонн, ранее заявлялось 25 тыс. тонн, они будут нести по 16 вертолетов всей номенклатуры, а также палубные ударные и разведывательные беспилотники. Корабли смогут перевозить до 1 тыс. морпехов.
Головной УДК пр. 23900 планировалось передать заказчику в 2026 г., второй – в 2027-м.
ВТС «Бастион»
ОРУЖИЕ РОССИИ ОПЕРЕЖАЕТ ВРЕМЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 23900
Вооруженным силам передали первые два серийных ударных вертолета модернизированного проекта Ми-28НМ, сообщил РИА Новости источник, знакомый с ходом выполнения контракта.
«Подписаны соответствующие акты приема-передачи», — уточнил собеседник агентства.
Источник отметил, что «перед поступлением в строевую часть оба Ми-28НМ пройдут испытания в 929-м Государственном летно-исследовательском центре (ГЛИЦ) в Ахтубинске». «Перегонка обоих бортов с завода-изготовителя в Ростове на аэродром ГЛИЦ ожидается в ближайшее время», — добавил он.
Ударный вертолет Ми-28НМ представляет собой новейшую модификацию Ми-28Н «Ночной охотник». Вертолёт получил лазерный бортовой комплекс обороны и новую систему управления вооружением, модифицированный фюзеляж, модернизированные двигатели, бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования и обзорно-прицельную систему, новую вспомогательную силовую установку, аппаратуру связи с беспилотными летательными аппаратами, возросли максимальная и крейсерская скорость и максимальная взлетная масса. Ми-28НМ производится входящим в Ростех холдингом «Вертолеты России», напоминает ВТС «Бастион».
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) в ноябре 2018 года завершила разработку нового двигателя ВК-2500П для ударного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник». За счет оснащения ВК-2500П модернизированной системой автоматизированного управления удалось существенно повысить безопасность, функциональность и летные характеристики боевой машины. ВК-2500П является новейшей модификацией турбовального двигателя ВК-2500. Летные испытания ВК-2500П проходили в составе опытного образца Ми-28НМ, сообщает ВТС «Бастион».
В холдинге «Вертолеты Росссии» (входит в «Ростех») отказались комментировать РИА Новости эту информацию.
Контракт на поставку российской армии 98 новейших ударных вертолетов Ми-28НМ в период до конца 2027 года был подписан «Вертолетами России» и Минобороны на форуме «Армия» летом 2019-го. Первые серийные машины планировалось передать заказчику в этом году.
ВТС «Бастион»
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ МИ-28НМ
Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ, входит в Госкорпорацию Ростех) завершил отгрузку продукции по государственному оборонному заказу по изготовлению и поставке приборов наведения к ПТРК «Корнет», сообщает пресс-служба ЦНИИТОЧМАШ.
Прицел-прибор наведения к противотанковому ракетному комплексу «Корнет» был разработан конструкторами института и поставляется в армию с 1997 года.
Комплекс «Корнет» третьего поколения предназначен для поражения танков и бронированных боевых машин противника, в том числе оснащенных динамической защитой, а также легкобронированной техники, разрушения инженерных сооружений типа ДОТ и ДЗОТ, бункеров, пулеметных гнезд, уничтожения низколетящих воздушных целей. В комплексе «Корнет» сохранена концепция построения комплекса «Конкурс» и реализован принцип прямой атаки ракет во фронтальную проекцию цели, напоминает ВТС «Бастион».
В ПТРК «Корнет» использован принцип «вижу-стреляю» и лазерно-лучевая система управления, что позволило достичь больших максимальных дальностей стрельбы.
Комплекс до настоящего времени является одним из лучших в мире. Именно поэтому получить его захотели многие армии мира. Экспортный вариант ПТРК «Корнет» (имеет наименование «Корнет-Э») находится на вооружении ряда стран Европы, Азии и Африки.
Конструкторами ЦНИИТОЧМАШ в ходе работы над прибором наведения было получено 6 патентов на изобретения. Работа по его созданию была удостоена Государственной премии Российской Федерации. Ряд ведущих исполнителей — М. Рубинштейн, В. Исаев, Л. Андриевский награждены государственными наградами, отмечается в сообщении ЦНИИТОЧМАШ.
В настоящее время в производстве находится модернизированный комплекс «Корнет-Д» «Корнет-ЭМ» (экспортный вариант). Он впервые был продемонстрирован на международном салоне МАКС-2011, тогда он был представлен в самоходном варианте. В СМИ отмечалось, что 7 августа 2011 г. были проведены полевые испытания ПТРК «Конкурс-Д». Максимальная дальность стрельбы комплекса «Корнет-Д» увеличена до 10 км, тогда как у предыдущих версий составляет 5,5 км.
ВТС «Бастион»
ВОЗИМО–ПЕРЕНОСНОЙ ПРОТИВОТАНКОВЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «КОРНЕТ-Д» («КОРНЕТ-ЭМ»)
Украинский государственный концерн «Укроборонпром» 30 декабря 2020 года сообщил, что входящее в его состав ГП «Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч», и министерство обороны Украины заключили контракт на поставку в вооруженным силам Украины в 2021 году первого комплекта (дивизиона) берегового подвижного противокорабельного ракетного комплекса РК-360МЦ «Нептун». Это произойдет в рамках украинского Государственного оборонного заказа.
Согласно контракту, в вооруженные силы Украины поступят унифицированные пусковые установки, транспортные и транспортно-заряжающие машины, а также подвижный командный пункт, где сосредоточивается вся информация, необходимая для работы комплекса.
«Нептун» оснащен крылатыми ракетами, которые осуществляют полет на сверхмалых высотах на дальность около 300 км. Ракета имеет стартоввй и маршевый (основной) двигатели. Первый является модифицированным твердотопливным стартовым ускорителем от зенитной ракеты С-125. Основной турбореактивный двигатель МС-400 произведен компанией «Мотор Сич».
Головку самонаведения для ракеты, имеющую сверхвысокие углы обзора и способную обнаружить и захватить цель на расстоянии до 50 км, разработало украинское научно-производственное предприятие «Радионикс».
На вооружение вооруженных сил Украины ракетный комплекс «Нептун» принят 23 августа 2020 года.
УкрОборонПром
31.12.2020
НОВЫЙ «АНСАТ-М» С УВЕЛИЧЕННОЙ ДАЛЬНОСТЬЮ ПОЛЕТА ВПЕРВЫЕ ПОДНЯЛСЯ В ВОЗДУХ
Холдинг «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех поднял в небо первый модернизированный легкий многоцелевой вертолет «Ансат-М». Машина создана с использованием новых технических решений и отличается улучшенными характеристиками, сообщает пресс-служба ГК «Ростех».
«Модернизация «Ансата» велась в рамках контракта Минпромторга России 2019-2020 годов На разработку из средств федерального бюджета было выделено 230 млн рублей. Новая модификация обладает рядом преимуществ и планируется к поставкам в региональные авиакомпании. Уверен, что новая машина внесет свой вклад в решение задач по улучшению транспортной доступности отдаленных территорий нашей страны», – отметил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
На вертолет установлена модернизированная топливная система, которая позволила увеличить дальность полета с 505 до 640 км. Доля композитных материалов в конструкции увеличена на 15% и теперь составляет 35% – это позволило снизить вес вертолета и повысить его летные характеристики. За счет модернизации хвостового оперения улучшена путевая устойчивость. Кроме того, «Ансат-М» получил новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), которое позволяет совершать полеты в условиях нулевой видимости, говорится в сообщении холдинга «Вертолеты России».
Сертификационные испытания «Ансат-М» и первые поставки запланированы на 2021 год», – сказал индустриальный директор авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков.
Сейчас разрабатываются новые лопасти рулевого и несущего винтов «Ансата» с улучшенной аэродинамикой. Их использование увеличит возможности для маневрирования и повысит комфорт пассажиров, снизив уровень шума в салоне. Применение новых лопастей также повысит максимальную высоту взлета и посадки, крейсерскую скорость, динамический потолок, а также взлетную массу. В 2021 году машину планируется оборудовать новой противообледенительной системой и 3-канальным автопилотом для автоматического полета.
«Стартовым заказчиком модернизированных вертолетов «Ансат» выступит авиакомпания «Полярные авиалинии». В соответствии с рекомендациями эксплуатанта был разработан новый технический облик вертолета, подразумевающий безангарное хранение вертолета, увеличенную дальность полета, наличие противообледенительной системы и возможность выполнения полетов по приборам. На Крайний Север отправятся семь вертолетов «Ансат», поставки начнутся уже в 2021 году. Согласно условиям контракта, все машины будут нести современные медицинские модули», – отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.
Стартовым заказчиком модернизированных вертолетов Ансат выступит авиакомпания «Полярные авиалинии». Все машины будут нести современные медицинские модули.
ВТС «Бастион»
31.12.2020
ЗНАМЕНИТАЯ «ВАРШАВЯНКА» ОТМЕЧАЕТ 40-ЛЕТИЕ
31 декабря исполнилось 40 лет со дня передачи отечественному Военно-морскому флоту первой «Варшавянки», головной подводной лодки проекта 877. С неё началась одна из наиболее успешных серий в мировом неатомном подводном кораблестроении конца 20 — начала 21 веков. Подводные лодки проекта 877 и его модернизированной версии, проекта 636, воплотили самые современные технические решения. Создание этих двух проектов возглавлял главный, затем генеральный конструктор подводных лодок проектов 641, 685 («Комсомолец»), 877, 636 и 677 («Лада») Юрий Кормилицин. Задача, поставленная государственным заказчиком, — создать третье поколение неатомных подводных лодок, которые будут превосходить противника в дуэльной ситуации: малошумных, с мощным гидроакустическим комплексом и эффективным вооружением, была выполнена, говорится в сообщении пресс-службы ЦКБ МТ «Рубин».
Головную подводную лодку Б-248 построил судостроительный завод имени Ленинского комсомола (сейчас ПАО «Амурский судостроительный завод»). В дальнейшем корабли проекта 877 для советского и российского флота строились в Комсомольске-на-Амуре и на заводе «Красное Сормово»; в экспортных версиях 877ЭКМ и 877Э — на «Адмиралтейских верфях» и «Красном Сормово».
ЦНИИ «Морфизприбор» (сейчас АО «Концерн «Океанприбор») создал для проекта 877 гидроакустический комплекс, который многократно подтвердил свою эффективность в ходе противолодочной борьбы. Также подводная лодка проекта 877 была оснащена самой современной на тот момент боевой информационно-управляющей системой с широким функционалом и при этом небольшими габаритами, разработанной Ленинградским конструкторским бюро Министерства электронной промышленности (впоследствии вошедшее в НПО «Позитрон»), сообщает ЦКБ МТ «Рубин».
Название «Варшавянка» появилось, так как предполагалась поставка этих кораблей не только ВМФ СССР, но и Военно-морским силам стран Варшавского договора. Однако география зарубежного сотрудничества практически с начала серийного строительства проекта 877 оказалась гораздо шире. В 1986 году по одной подводной лодке проекта 877Э было поставлено Польше и Румынии, и первая из десяти подводных лодок проекта 877ЭКМ была передана Индии. Суммарно экспортные версии проектов 877 и 636 поставлены ВМС восьми стран.
Проект изначально предусматривал значительные возможности для последующих модернизаций, поэтому в ходе ремонтов корабли переоснащались новым радиоэлектронным вооружением и оружием, на них устанавливалось новое оборудование. Серия кораблей проекта 877ЭКМ для ВМС Индии получила ракетный комплекс Club-S, который до настоящего времени является ключевым преимуществом российской военно-морской техники.
Современные требования к подводным лодкам, в том числе по боевой эффективности, были реализованы при создании улучшенной модификации — проекта 636.
По заданию Минобороны ЦКБ МТ«Рубин» модернизировало основные системы корабля базового проекта 636: комплекс торпедно-ракетного вооружения, информационно-управляющую систему, радиолокационный и гидроакустический комплексы. Внесен ряд усовершенствований в общекорабельные системы с целью повышения скрытности подводной лодки и улучшения бытовых условий для экипажа.
Вскоре была построена серия из 6 подводных лодок проекта 636.3 для Черноморского флота, с 2015 года в состав 4-ой бригады вошли новейшие подводные лодки «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино», построенные на АО «Адмиралтейские верфи». Программа строительства ПЛ данного проекта была признана успешной, что позволило перейти к реализации новой серии, но уже для Тихоокеанского флота.
Контракт на строительство серии из шести подводных лодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота России между Министерством обороны РФ и Адмиралтейскими верфями был подписан в сентябре 2016 года в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2016». По условиям контракта первый корабль будет передан заказчику в 2019 году, строительство всей серии планируется завершить в 2022 году.
Подводные лодки проекта 636.3 относятся к третьему поколению больших дизель-электрических подводных лодок и являются одними из самых малошумных в мире. Корабли обладают высокой боевой эффективностью и могут противостоять как подводным, так и надводным целям. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей данного класса в области неатомного подводного кораблестроения.
Тактико-технические характеристики подводных лодок проекта 636: автономность плавания – 45 суток; рабочая глубина погружения — 240 м; предельная глубина погружения — 300 м; дальность подводного плавания экономической скоростью — 400 миль; дальность плавания в режиме РДП с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов, — 7 500 миль; надводное водоизмещение — 2 350 м³; количество торпедных аппаратов — 6; скорость подводного хода – 18 узлов; экипаж – 52 человека.
Подлодки этого проекта вооружены шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм, минами и ударными ракетными комплексами «Калибр». Ракетный комплекс «Калибр» стал основным оружием, можно сказать брендом, ПЛ этого проекта, он был успешно применен с однотипных подводных лодок Черноморского флота при борьбе с ИГИЛ в Сирии. Буквально вчера, 24 сентября 2020 года экипаж подводной лодки Черноморского флота «Колпино» проекта 636.3 выполнил пуск ракеты из комплекса «Калибр» по береговой мишенной позиции на полигоне боевой подготовки в рамках стратегического командно-штабного учения (СКШУ) «Кавказ-2020». В ходе отработки задачи по применению высокоточного оружия экипаж «Колпино» произвёл пуск одной ракеты из подводного положения, которая успешно поразила мишенную позицию на береговом полигоне, пролетев по сложной траектории расстояние порядка 100 морских миль. Что подтвердило эффективность «Калибра» и кораблей им вооруженных, напоминает ВТС «Бастион».
Сегодня «Варшавянки» признаны и высоко оценены во всем мире. Серийные лодки проекта 877 и проекта 636 находятся на службе Военно-морского флота России и флотов ряда зарубежных стран. За скрытность «Варшавянку» называют «Черная дыра в океане».
За 40 лет по проектам 877 и 636 построена 71 подводная лодка, и все они передавались заказчикам в сроки, оговоренные в контрактах.
ВТС «Бастион»