Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся присуждения взыскателю денежных средств
за неисполнение судебного акта
Сообщается, в частности, следующее:
поскольку пункт 1 статьи 395 ГК РФ подлежит применению к любому денежному требованию, вытекающему из гражданских отношений, а также к судебным расходам, законодательством допускается начисление процентов на присужденную судом денежную сумму как последствие неисполнения судебного акта.
Исходя из этого и с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником суд, удовлетворяя заявление о взыскании денежных средств, присуждает истцу проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения. При этом суд указывает в резолютивной части судебного акта на взыскание названных процентов по ставке рефинансирования Банка России, если стороны не представят достаточных доводов,
обосновывающих увеличение ставки на определенный размер.
Если суд не рассмотрел вопрос о присуждении процентов на случай неисполнения судебного акта, взыскатель вправе обратиться с заявлением о принятии судом дополнительного решения по вопросу начисления таких процентов (пункт 2 части 1 статьи 178 АПК РФ);
в целях побуждения к своевременному исполнению судебного акта по неденежному требованию и компенсации за ожидание соответствующего исполнения суд по требованию истца, заявляемому в исковом заявлении либо в ходатайстве по ходу рассмотрения дела, в резолютивной части решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенного действия, вправе присудить денежные средства на случай неисполнения судебного акта.
Определяя размер присуждения денежных средств на случай неисполнения судебного акта, суд учитывает степень затруднительности исполнения судебного акта, возможности ответчика по добровольному исполнению судебного акта, его имущественное положение, в частности размер его финансового оборота, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Денежные средства, присуждаемые истцу на случай неисполнения судебного акта, определяются в твердой денежной сумме, взыскиваемой единовременно, либо денежной сумме, начисляемой периодически; возможно также установление прогрессивной шкалы (например, за первую неделю неисполнения одна сумма, за вторую - сумма в большем размере и т.д.).
Суд определяет момент, с которого соответствующие денежные средства подлежат начислению. Так, возможно начисление денежных средств с момента вступления решения в законную силу либо по истечении определенного судом срока, который необходим для добровольного исполнения судебного акта (часть 2 статьи 174 АПК РФ).
Если истец не требовал присуждения денежных средств на случай неисполнения судебного акта и, следовательно, суд их не присудил, а судебное решение по существу спора не исполняется, взыскатель вправе обратиться с заявлением в суд, принявший упомянутое решение, о взыскании денежных средств за неисполнение судебного акта;
ответчик, полагающий, что не сможет по уважительным причинам исполнить судебный акт в установленный срок, вправе ходатайствовать в суде о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта. Такое ходатайство может быть заявлено на любой стадии процесса, в том числе до принятия судебного решения.
Если суд предоставил отсрочку или рассрочку исполнения судебного акта (статья 324 АПК РФ), проценты или денежные средства, присужденные судом на случай неисполнения судебного акта, как санкция за неисполнение в период отсрочки или рассрочки не начисляются начиная со дня обращения ответчика с соответствующим заявлением.
ВАС РФ подготовил разъяснения по вопросам, связанным с назначением, проведением и
оплатой экспертизы
Арбитражным судам даны, в частности, следующие разъяснения по вопросам применения законодательства об экспертизе:
экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации, либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями, но не являющиеся работниками экспертного учреждения (организации). Суд не может отказать в проведении экспертизы в негосударственной экспертной организации, а равно лицом, обладающим специальными знаниями, но не являющимся работником экспертного учреждения (организации), только в силу того, что
проведение соответствующей экспертизы может быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению;
если лицом, участвующим в деле, не заявлено ходатайство о назначении экспертизы и судебная экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, для назначения экспертизы в рассматриваемом случае суду необходимо получить согласие от лиц, участвующих в деле. Вместе с тем АПК РФ не требует получения согласия от всех лиц, участвующих в деле, поэтому экспертиза может быть назначена при согласии хотя бы одного лица, участвующего в деле, которое вносит на депозитный счет суда денежные суммы, подлежащие
выплате экспертам;
проведение экспертом дополнительных работ, увеличение количества экспертных часов, затраченных экспертом на производство экспертизы, по общему правилу, если это не связано с не зависящими от эксперта обстоятельствами, например постановкой перед экспертом дополнительных вопросов, предоставлением ему дополнительных материалов, не являются основаниями для изменения размера вознаграждения, установленного по согласованию с участвующими в деле лицами и экспертом (экспертным учреждением, организацией) в
определении о назначении экспертизы. Отражение экспертом в заключении выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены, не может служить основанием для увеличения ему судом размера вознаграждения;
в исключительных случаях, когда по объективным причинам эксперт не может заранее рассчитать затраты на проведение экспертизы (например, ввиду характера и объема исследуемых объектов), по согласованию с участвующими в деле лицами, по ходатайству или с согласия которых назначается экспертиза, и экспертом (экспертным учреждением, организацией) суд при назначении экспертизы может определить предварительный размер вознаграждения эксперта. При этом эксперт информирует суд, а также лиц, участвующих в деле, о
пределах возможного увеличения размера вознаграждения ввиду невозможности заранее рассчитать все затраты на производство экспертизы, а также об обстоятельствах, влияющих на увеличение стоимости исследований;
если эксперт ответил не на все поставленные перед ним вопросы или провел исследование не в полном объеме в связи с тем, что выявилась невозможность дальнейшего производства экспертизы и подготовки заключения (например, объекты исследования непригодны или недостаточны для дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, отпала необходимость в продолжении проведения экспертизы), эксперту (экспертному учреждению, организации) оплачивается стоимость фактически проведенных им исследований с учетом
представленного экспертом финансово-экономического обоснования расчета затрат. При невыполнении участвующим в деле лицом процессуальных обязанностей, если это привело к невозможности продолжения проведения экспертизы (например, в случае уклонения лица от предоставления эксперту объектов исследования либо доступа к ним), суд на основании части 2 статьи 111 АПК РФ вправе отнести на это лицо понесенные экспертом расходы в размере стоимости фактически проведенного исследования.
Признано утратившим силу Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе".
Дополнены указания по заполнению формы "Сведения об организации" для регистрации на сайте
www.zakupki.gov.ru
Формы документов, используемых для регистрации пользователей на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, были доведены Письмом Казначейства России от 19.12.2012 N 42-7.4-05/5.2-722.
Уточнения порядка заполнения формы Сведений об организации коснулись, в частности: строки "Наименование публично-правового образования" (в данной строке необходимо отразить наименование ППО, создавшего организацию или участвующего в уставном капитале организации); кодовой зоны "по ОКТМО", а также граф 19 - 20 табличной части сведений (поправки связаны с порядком отражения кода ОКТМО).
Регистрация ККТ на присоединенных территориях Крыма с 18 марта
2014 года осуществляется в соответствии с законодательством РФ
После указанной даты и до нормативного урегулирования соответствующего вопроса регистрации в налоговых органах подлежит только ККТ, сведения о которой включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники РФ. Реестр размещен на сайте ФНС России nalog.ru в разделе "Реестры и проверка контрагентов".
Регистрация осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.
Лица, имеющие по состоянию на 18 марта 2014 года зарегистрированные в соответствии с законодательством Украины регистраторы расчетных операций, могут их применять в прежнем режиме.
Сообщается, что в целях обеспечения их бесперебойного функционирования вне зависимости от работоспособности системы передачи данных о расчетах в электронном виде допускается изменение модификации моделей (версии программного обеспечения), в том числе путем применения программно-аппаратных средств.
Упрощен порядок
выдачи разрешений на оборот диких животных, занесенных в Красную книгу России
В частности, изменениями в Порядок:
введена возможность подать документы на выдачу разрешения на оборот таких животных в электронном виде;
отменена обязанность заявителя представить заключение ВНИИ охраны природы, территориального органа Росприроднадзора и иных компетентных организаций о допустимости использования диких животных;
исключено право Росприроднадзора требовать представления дополнительных документов, помимо указанных в Порядке;
исключена норма о платности рассмотрения заявления и выдачи разрешения.
Установлено, что Росприроднадзор будет выдавать разрешения, если заявленные сведения (вид пользования животным миром, срок пользования дикими животными и условия их содержания после изъятия из естественной природной среды) соответствуют требованиям в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира в отношении заявленных видов диких животных.
Транспортные средства, зарегистрированные на территории Республики Крым, являются товарами Таможенного союза
Сообщается, что физические лица, проживающие на территории Республики Крым, являются лицами государства - члена Таможенного союза, а транспортные средства, зарегистрированные на территории Республики Крым, являются товарами Таможенного союза.
Поскольку до 01.01.2015 действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти РФ, при совершении таможенных операций в переходный период в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории Республики Крым, статус физических лиц и транспортных средств необходимо устанавливать на основании
соответствующих документов независимо от их замены российскими государственными органами.
До сведения образовательных организаций доводится порядок консульской легализации
российских документов об образовании в 2014 году
Консульская легализация российских документов об образовании, предназначенных для использования в странах, не являющихся участниками Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года, будет осуществляться в соответствии с действующим Административным регламентом предоставления государственной услуги по консульской легализации документов в Консульском департаменте МИД России по адресу: г. Москва, 1-й Неопалимовский переулок, д. 12 (зал N 3). (В период с 1 июня по 31 августа 2014 года отдел легализации КД МИД
России работает в следующем режиме: понедельник, вторник, среда, четверг с 09.30 до 12.30 и с 14.30 до 17.00, пятница с 09.30 до 12.30 и с 14.30 до 16.00. Выходные дни - суббота, воскресенье).
Документы от уполномоченных представителей российских вузов будут приниматься в приоритетном порядке. Предварительная запись на прием представителей администрации вузов осуществляется с 1 апреля 2014 года.
Срок исполнения государственной услуги по консульской легализации документов - 5 рабочих дней. Государственная пошлина установлена в размере 200 рублей за один документ.
Указано, какие документы необходимо представить.
После легализации российских документов об образовании в КД МИД России они подлежат удостоверению в соответствующем дипломатическом представительстве или в консульском учреждении страны назначения, аккредитованном в Российской Федерации.