КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 17.04.2014
НОВОЕ!Решения Суда по интеллектуальным правам – в КонсультантПлюс
НОВОЕ! Судебная практика по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав в России, вошла в новый информационный банк «Суд по интеллектуальным правам» в КонсультантПлюс. Банк обновляется еженедельно.
С 2015 года предлагается ввести новый вид обязательного социального
страхования - на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя
При наступлении страхового случая работнику будет выплачиваться единовременная компенсационная выплата в размере фактической задолженности по заработной плате, образовавшейся у страхователя перед работником, но не выше установленной максимальной величины.
Право на получение компенсационной выплаты возникает при условии наличия у работника определенного страхового стажа у данного работодателя продолжительностью не менее 6 месяцев.
Функции страховщика законопроектом возлагаются на Фонд социального страхования РФ.
Формирование средств для уплаты компенсации будет осуществляться за счет уплаты страховых взносов.
Обращение в территориальный орган ФСС РФ о назначении единовременной компенсационной выплаты застрахованным лицам направляет конкурсный управляющий.
По факту совершения фиктивного и (или) преднамеренного банкротства ФСС РФ будет вправе предъявить соответствующим лицам регрессное требование в пределах выплаченной суммы единовременной компенсационной выплаты.
Депутаты предлагают взыскивать с исполнителей коммунальных услуг неустойку за коммунальные услуги
ненадлежащего качества
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Среди основных предложений - введение неустойки за неправильный расчет платы за коммунальные услуги, а также коммунальные услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Неустойка будет выплачиваться исполнителями коммунальных услуг (управляющими компаниями, ТСЖ и т. д.) в пользу потребителей.
Минимальная неустойка за неправильный расчет платы составит 200 рублей. За некачественные коммунальные услуги потребитель сможет получить 30 процентов от среднемесячной платы за услуги, которая будет рассчитываться за предшествующие шесть месяцев.
Одновременно почти в два раза увеличивается пеня для потребителей за просрочку оплаты коммунальных услуг свыше полутора месяцев. Она может составить 1/170 от ставки рефинансирования Банка России за день просрочки вместо 1/300.
Вводится пеня в отношении исполнителей коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающих организаций за несвоевременную или неполную оплату коммунального ресурса. Пеня составит 1/170 от ставки рефинансирования Банка России за день просрочки.
Проект уточняет положения ЖК РФ, касающиеся проведения общих собраний собственников жилья в многоквартирных домах.
Закрепляется право ресурсоснабжающей организации инициировать проведение собрания собственников жилья, если задолженность управляющей компании за коммунальный ресурс превышает его стоимость за три месяца. Для этого ресурсоснабжающая организация должна будет обратиться в орган местного самоуправления, который будет обязан созвать собрание собственников жилья для решения проблемы с задолженностью. Размер задолженности должен быть подтвержден решением суда.
Вводится обязанность управляющей компании организовать проведение собрания по письменному обращению собственника, выступившего с инициативой его проведения. Управляющая организация будет обязана уведомить собственников о проведении собрания, а также оформить необходимые документы по результатам его проведения.
Законопроект вводит новую форму проведения собрания - очно-заочное голосование, при котором очно будут обсуждаться повестка дня и приниматься решения по вопросам, поставленным на голосование, а само голосование будет проводиться заочно.
По мнению разработчиков проекта, его принятие позволит повысить взаимную ответственность потребителей и исполнителей коммунальных услуг, а также расширит права собственников по управлению своим жильем.
При представлении "алкогольных" деклараций за I квартал 2014 года необходимо учитывать новые требования
Так, в частности, внесены изменения в формы деклараций N 3, 5 и раздел I декларации 11 (утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815), предусматривающие отражение на конец отчетного периода остатков продукции, маркированной старыми федеральными специальными и (или) акцизными марками (поправки вступили в силу с 08.04.2014).
Помимо этого с 1 января 2014 года изменены правила представления деклараций - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
С учетом изложенного декларации за I квартал 2014 года должны быть представлены не позднее 21 апреля 2014 года (20 апреля - выходной день).
Корректирующие декларации за I квартал 2014 года могут быть представлены до 1 июля 2014 года.
Также обращено внимание, что в случае представления деклараций до 08.04.2014 года по формам (форматам) без учета указанных выше изменений, корректирующие декларации необходимо представить не позднее 21 апреля 2014 года.
Финансовые организации, действующие на территории Крыма, могут представить информацию об обязательствах перед вкладчиками в упрощенной форме
Сообщается, что в соответствии с приказом Банка России от 03.04.2014 N ОД-525 "О предъявлении требования Банка России о представлении реестра обязательств перед кредиторами и вкладчиками в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период" банки, зарегистрированные на территории Республики Крым и (или) территории города федерального значения Севастополя, имеющие
лицензию Национального банка Украины, действующую по состоянию на 16 марта 2014 года, местом нахождения которых является территория Республики Крым и (или) территория города федерального значения Севастополя, филиалы, отделения, иные структурные подразделения, расположенные на территории Республики Крым и (или) территории города федерального значения Севастополя, через которые свою деятельность на указанных территориях осуществляют банки, имеющие лицензию Национального !
банка Украины, действующую по состоянию на 16 марта 2014 года, местом нахождения которых не является территория Республики Крым и (или) территория города федерального значения Севастополя, обязаны в течение 15 календарных дней со дня получения требования о представлении реестра обязательств перед кредиторами и вкладчиками представить в Банк России реестр по форме приложения 3 к приказу Банка России N ОД-525.
В случае отсутствия технической возможности исполнить в установленный срок требование кредитные учреждения вправе представить в ГУ Банка России по Краснодарскому краю информацию об обязательствах перед вкладчиками по состоянию на конец операционного дня 1 апреля 2014 года в упрощенной форме - без указания ФИО, местожительства или местонахождения, а также данных документа, удостоверяющего личность вкладчика.
Рекомендованы к применению стандарты, изложенные в документе КПРС - МОКЦБ "Принципы для инфраструктур финансового
рынка:"
Перевод данного документа на русский язык будет опубликован в "Вестнике Банка России" от 17 апреля 2014 года.
Рекомендации по применению неофициального перевода данного документа ранее доводились письмом Банка России от 29.06.2012 N 94-Т.
Согласно сообщению Банка России от операторов системно значимых платежных систем ожидается следование изложенным стандартам не позднее 1 июля 2014 года.
Также не позднее этой даты рекомендовано следовать указанным стандартам инфраструктурным организациям финансового рынка (центральным контрагентам и центральному депозитарию).
Базовая ставка для расчета утилизационного сбора в отношении специальных ТС категорий
M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, - 150 000 рублей
Это связано с соответствующими изменениями, внесенными, в том числе в Раздел III Перечня видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе:". Указанная базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении ТС, поименованных в данном разделе Перечня, применяется с 12.04.2014.
Имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение жилья может быть предоставлен в отношении сумм процентов за предоставление рассрочки платежа
По мнению финансового ведомства, данные затраты налогоплательщика могут быть отнесены к расходам на уплату процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных российских организаций или индивидуальных предпринимателей. Имущественный вычет в части таких расходов не ограничен какой-либо суммой, в отличие от имущественного вычета в отношении фактических расходов (в частности, на разработку проектной документации, приобретение жилья и отделочных материалов), сумма которого не может
превышать 2 млн. рублей.
Первая отчетность в целях надзора банков, зарегистрированных на территориях Республики Крым или города Севастополя, представляется за март 2014 года
Установлено, в частности, что банки представляют в Банк России в целях надзора отчетность, составленную на русском языке, по формам, предусмотренным Правилами организации статистической отчетности, представляемой в Национальный банк Украины, утвержденными постановлением Правления Национального банка Украины от 19.03.2003 N 124 и действовавшими на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя до 16.03.2014, в составе:
"Оборотно-сальдовый баланс банка" по форме N 10;
"Отчет о классификации кредитных операций" по форме N 302;
"Отчет о ценных бумагах, эмитированных банком" по форме N 363;
"Отчет о формировании резервов для покрытия возможных затрат по дебиторской задолженности" по форме N 605;
"Отчет о соблюдении экономических нормативов и лимитов открытой валютной позиции" по форме N 611;
"Отчет о концентрации рисков по активным операциям банка" по форме N 613;
"Отчет об остатках средств, размещенных в других банках и привлеченных от других банков" по форме N 618;
"Отчет о концентрации рисков по пассивным операциям банка" по форме N 625;
"Отчет о классификации ценных бумаг и формировании резерва для возмещения возможных потерь по операциям с ценными бумагами" по форме N 691.
Отчетность банков в целях надзора представляется в Отделение по Республике Крым Центрального банка Российской Федерации и Отделение по г. Севастополь Центрального банка Российской Федерации ежемесячно, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе, а также в электронном виде в формате PDF на машинном носителе (CD/DVD-диски, flash-накопители). Информация, представляемая в электронном виде, должна быть идентична информации, представляемой на бумажном
носителе.
Банкам рекомендовано заключить дополнительное соглашение с ТУ Банка России, определяющее условия взаимодействия при направлении в банк решений таможенного органа в электронном виде через Банк России
В соглашении необходимо, в частности, указать следующее.
В качестве условий осуществления обмена электронными сообщениями, содержащими решения таможенных органов, и связанными с ними сообщениями, являющимися служебными, в соглашении указывается, что перечень, форматы сообщений, порядок обмена сообщениями и порядок осуществления контроля сообщений устанавливаются и изменяются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и размещаются на официальном сайте Банка России в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.cbr.ru).
В качестве прав и обязанностей Банка России (в лице ТУ Банка России) указывается следующее:
Банк России имеет право обращаться в банк (филиал банка) с запросами по вопросам, связанным с обменом сообщениями;
Банк России (в лице ТУ Банка России) не несет ответственности за невозможность осуществления обмена сообщениями, вызванную неисправностями используемых банком (филиалом банка) программно-аппаратных средств и каналов связи.
При осуществлении обмена сообщениями банк (филиал банка) обязан:
соблюдать требования, предусмотренные Положением Банка России от 30.11.2012 N 390-П "О порядке направления таможенным органом в банк решения таможенного органа в электронном виде", а также руководствоваться устанавливаемыми Банком России при осуществлении обмена сообщениями перечнями, форматами и порядком;
соблюдать график обмена сообщениями, в том числе осуществлять получение сообщений, содержащих решения таможенного органа, от ТУ Банка России не реже одного раза в каждый из следующих периодов по местному времени: с 9 часов 00 минут 00 секунд до 11 часов 00 минут 00 секунд, с 11 часов 00 минут 01 секунды до 13 часов 00 минут 00 секунд, с 13 часов 00 минут 01 секунды до 16 часов 00 минут 00 секунд;
обеспечивать хранение сообщений не менее 5 лет со дня их получения;
осуществлять обмен сообщениями в порядке, предусмотренном Положением Банка России N 390-П и настоящим соглашением, для получения решений таможенного органа за филиал банка, не заключивший от имени банка соглашение с Банком России о получении решений таможенного органа (включается в соглашение, если банк (филиал банка) берет на себя такое обязательство).
Действие соглашения между банком (филиалом банка) и Банком России приостанавливается при приостановлении их участия в представлении отчетности в виде электронных сообщений в Банк России.
На второй квартал 2014 года утверждена
средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилплощади по субъектам РФ
Показатели применяются федеральными и региональными органами исполнительной власти для расчета размеров социальных выплат гражданам на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Наибольшая цена установлена для Москвы (90 400 рублей за метр), Санкт-Петербурга (56 125), Ненецкого автономного округа (51 920), Сахалинской области (51 885) и Московской области (49 730).
Наименьшая цена в Карачаево-Черкессии (22 399), Ингушетии (23 952), Крыму и Севастополе (24 000)
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.
Конституционный Суд разрешил избирателям при наличии уважительных причин проголосовать досрочно
Суд признал неконституционным пункт 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Норма неконституционна в той мере, в какой исключает возможность проголосовать досрочно для избирателей, которые в день голосования будут отсутствовать по месту жительства и не смогут прийти в пункт голосования на своем избирательном участке по уважительной причине.
К уважительным причинам будет относиться отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, состояние здоровья или выполнение государственных и общественных обязанностей.
Суд указал, что отсутствие возможности проголосовать досрочно ставит избирателей, которые имеют такие причины, в неравное положение по сравнению с гражданами, имеющими возможность проголосовать на своем избирательном участке.
В результате избиратели вынуждены делать выбор между реализацией избирательного права и других конституционных прав (на отдых, труд, образование и т.д.), которые являются не менее значимыми.
Ранее возможность досрочного голосования по уважительным причинам предусматривалась указанным законом. Однако в июне 2002 года она была ограничена выборами в органы местного самоуправления, а в мае 2010 года полностью исключена. В результате этого избиратели, имеющие уважительные причины, лишились права проголосовать досрочно на выборах любого уровня.
Как указал Суд, возникшая проблема не может быть решена за счет голосования по открепительным удостоверениям, которое требует нахождения избирателя в своем избирательном округе, или по почте, накладывающего на избирателя дополнительные расходы.
При этом одни лишь формальные критерии (например, рационализация деятельности избирательных комиссий) не могут быть основанием для ограничения права избирателей на досрочное голосование.
Суд отверг аргумент в пользу того, что досрочное голосование может привести к различным нарушениям, так как законодатель сохранил возможность досрочного голосования, например, на участках, расположенных в труднодоступных местностях.
Федеральному законодателю предписано внести изменения в законодательство.
Верховный Суд РФ защитил право инвалидов на улучшение жилищных условий
Суд признал частично недействующим абзац 2 пункта 2 Правил предоставления льгот инвалидам, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901. Норма не будет действовать в части указания на полномочие органов исполнительной власти субъекта РФ определять уровень обеспеченности жильем на каждого члена семьи инвалида или семьи с ребенком-инвалидом для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Верховный Суд РФ решил, что такое указание противоречит частям 5 и 6 статьи 50 ЖК РФ, согласно которым учетная норма жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления или федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, закрепляющими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Пункты 1, 3 и 4 указанных Правил, которые также оспаривались заявителем как нарушающие его права как инвалида на улучшение жилищных условий, признаны не противоречащими федеральному законодательству.
Для рассмотрения вопросов создания и развития системы профессиональных квалификаций в РФ при Президенте РФ
образован консультативный орган
Утверждены Положение о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и его состав.
Основными задачами Совета являются:
разработка предложений Президенту РФ по определению приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров;
проведение экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе по указанию Президента РФ, включая экспертизу проектов поручений Президента РФ, по вопросам развития системы профессиональных квалификаций;
подготовка предложений по разработке классификатора (перечня) видов профессиональной деятельности и его последующей актуализации.
Экспертные заключения Совета по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам развития системы профессиональных квалификаций, а также по проектам профессиональных стандартов и федеральных государственных стандартов профессионального образования носят рекомендательный характер.