Вопрос № 32876: Добрый день, уважаемые господа эксперты.
Подскажите пожалуйста, насчет актуального регулирования стандартных налогов вычетов по НДФЛ.
НК говорит, что стандартные налоговые вычеты предоставляются всем налогоплательщикам (во всяком случае они и...
Вопрос № 32.876
Добрый день, уважаемые господа эксперты.
Подскажите пожалуйста, насчет актуального регулирования стандартных налогов вычетов по НДФЛ.
НК говорит, что стандартные налоговые вычеты предоставляются всем налогоплательщикам (во всяком случае они имеют на это право).
Насколько я понимаю в НК нет никаких ограничений на предоставление этих вычетов. Они просто предоставляются и все.
Мне интересно Ваше мнение по поводу ситуации, когда работник (либо предприниматель) начал работать допустим с мая месяца, и ранее нигде не работал. Предоставление стандартных налоговых вычетов не обусловлено фактом трудовых или иных отношений, и насколько я понимаю, также наличием статуса налогоплательщика. Вправе ли я как налогоплательщик потребовать применения стандартных налоговых вычетов за месяцы, прошедшие до мая (ведь это мое право ничем не ограничено, стандартные налоговые вычеты не переносятся в следующий
налоговый период, но в пределах текущего это возможно).
Как вы в свою очередь относитесь к недавнему требованию МинФин'а применять вычеты только к доходам полученным в конкретном месяце, не перенося положительную разницу на следующий (в одном налоговом периоде).
И не могли вы разъяснить требование п. 5 ст. 226 НК. Налоговый агент должен в любом случае уведомить налоговые органы о невозможности удержания налога, или только в тех случаях, когда по мнению налогового агента период в котором не возможно удержать сумму налога составит более 12 месяцев.
Заранее спасибо!
Отправлен: 08.01.2006, 18:49
Вопрос задал: imagine (статус: Посетитель)
Всего ответов: 1 Мини-форум вопроса >>> (сообщений: 0)
Отвечает: before
Здравствуйте, Попов Денис Юрьевич!
1. Стандартные вычеты:
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Согласно, напр., подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подп. 1 - 2 п. 1 настоящей статьи, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный
доход превысил 20 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.
Установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Также следует отметить, что налоговый период равен году (ст. 216 НК РФ); база по НДФЛ определется как доходы по ставке 13%, уменьшенные на сумму налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ); доход исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода (подп. 3 и 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Таким образом, НК РФ не связывает предоставление вычета с получением ежемесячного дохода. Единственное условие - чтобы доход не превысил 20 000 руб. Поэтому вроде бы вычет должен предоставляться и за те месяцы, в которые работник не работал и дохода не получал.
Такого мнения придерживались и налоговики (см., напр., п. 5 разд. 4 Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, утв. приказом МНС РФ от 29 ноября 2000 г. № БГ-3-08/41; Письмо УМНС России по г. Москве от 16.01.2002 N 27-08н/02277; разъяснения сотрудников ФНС РФ). Более того, ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении от 11.05.2004 N А05-12469/03-26 указал, что предоставление стандартного вычета не всегда связано с наличием трудовых
отношений (случай выплаты компенсации за неиспользованный отпуск после увольнения).
Однако в конце 2004 года толкование ст. 218 НК РФ налоговыми органами изменилось во многом благодаря указаниям Минфина. Теперь по мнению Минфина (Письмо от 7 октября 2004 г. N 03-05-01-04/41) и ФНС РФ (Письмо от 23.11.2004 № 04-2-06/679) стандартный налоговый вычет не накапливается в течение налогового периода и не подлежит суммированию нарастающим итогом в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода.
Объяснение Минфина: "Установленные ст.218 Кодекса стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, то есть стандартный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер вычета".
В действительности это объяснение ничего не объясняет: в НК РФ прямо не сказано, что "стандартный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер вычета". Это только результат толкования всего смысла ст. 218 НК РФ.
Но толкование может быть и иным: поскольку доход определяется нарастающим итогом к концу года, то налоговые вычеты уменьшают базу всей своей суммой за 12 месяцев. а в каждом месяце он только предоставляется. Налог определяется не за каждый отдельный месяц, а нарастающим итогом с начала налогового периода. Если до мая доходов не было, то в силу подп. 3 и 4 п. 1 ст. 218 НК РФ вычет положен просто "за каждый месяц налогового периода", а не за оплаченный период, как того требует Минфин РФ. С другой стороны:
зачем НК РФ устанавливать начисление вычетов помесячно, если он не хочет связать их с получением дохода (ведь з/п обычно предоставляется помесячно) и разве нельзя было просто указать, что "предоставляется вычет в размере 400*12=4 800 руб. в данном налоговом периоде?"
Таким образом, НК РФ можно толковать в обе стороны. Теперь обращаемся к общей части НК РФ. Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Исходя из этого, приходим к выводу, что отсутствие дохода в определенный месяц не влияет на предоставление в данном месяце налогового вычета.
Письмо Минфина не является источником права, а представляет собой разъяснение (толкование) нормы права, поэтому суд не может основывать на нем свое решение.
К сожалению, арбитражной практики по этому вопросу мне не известно, а именно она и будет разрешать этот вопрос по существу.
В связи с вышеизложенным: если Вы не хотите ссориться с налоговой, примине их позицию; если же есть желание спорить, обращайтесь в арбитраж: гарантировать положительный результат сложно, однако шансы есть. Что касается моего мнения, то мне более логичным кажется позиция Минфина, но только все дело в том, что она должны быть изложена в ЗАКОНЕ, в не в каких-то письмах. А закон по этому поводу точно ничего сказать не может, поэтому я бы отнес эту проблему к случаю неудачной юридической техники Законодателя. Ввиду
этого в конкретном споре все будет отдано на судейское усмотрение. Суд в свою очередь может пойти по букве закона по ст. 3 НК РФ, а может - по пути целесообразности, в чем и ценность судебной практики.
2. П. 5 ст. 226 НК РФ:
Обязан уведомить всегда: независимо от причины, это в данном случае не играет роли. Про 12 мес. НК РФ просто приводит пример - это другой случай уведомления.
С уважением, before.
Ответ отправил: before (статус: Профессионал)
Отправлен: 09.01.2006, 07:33 Оценка за ответ: 5