Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Скорая правовая помощь

  Все выпуски  

Скорая правовая помощь автострахование


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылка "Скорая правовая помощь"

 

 

Интернет - проект "BSM-pravo"
 
Данная рассылка позволит Вам решить Ваши проблем в области права (получение гражданства, таможенное оформление товаров, получение наследства, урегулирование семейных споров, возмещение ущерба от ДТП и многое другое). Ведение рубрики «Вопросы-Ответы». Бесплатное предоставление текстов правовых актов.
Cтатьи по проблемам права.
У Вас возникли вопросы?

 

В настоящей рассылке Вашему вниманию предлагаются следующие материалы

 
  страхование автогражданской ответственности (вопросы и ответы)

 

Вопрос: 1. Вопрос: Скажите, зачем вообще нужно обязательное страхование автогражданской ответственности? Мы без него жили и могли бы жить дальше. Мне и всем моим знакомым это страхование не нужно. Мы уже много лет водим машины и пока обходились без ОСАГО.
Ответ:

Цель создания системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании другими лицами транспортных средств.

Существовавшая до вступления в силу Закона об ОСАГО система возмещения вреда была не способна решить эту задачу эффективно. По мнению специалистов, до 1 июля 2003 г. реально возмещалось менее половины вреда, причиненного гражданам и организациям в результате ДТП. Между тем в нашей стране ежегодно официально регистрируется почти 200 тыс. происшествий на дорогах, а сколько их происходит на самом деле, сегодня сказать невозможно. От транспорта страдают сотни тысяч человек, из них десятки тысяч гибнут, материальный ущерб от ДТП в годовом исчислении по стране превышает 200 млрд. руб.

Низкий уровень возмещения вреда до начала действия системы ОСАГО объясняется прежде всего тем, что у многих владельцев транспортных средств, виновных в причинении вреда, нет достаточного имущества для возмещения нанесенного другим ущерба, затем, сложностью существующих судебных процедур, а также значительным числом случаев побега виновных лиц с места ДТП и несовершенством системы поиска таких правонарушителей.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств уже позволяет решить эту проблему более эффективно, несмотря на все организационные неурядицы и несовершенство законодательного регулирования обязательного страхования, на серьезные недостатки в работе страховых компаний. Потерпевшим уже выплачено несколько миллиардов рублей, а средний размер страховой выплаты по одному страховому случаю здесь составляет порядка 30 тыс. руб. Страховщики, кроме того, аккумулировали значительные финансовые ресурсы, позволяющие компенсировать потерпевшим существенную часть убытков.
В ряду мер, направленных на решение основной цели системы обязательного страхования, следует также указать предусмотренные законодателем компенсационные выплаты потерпевшим в случае причинения вреда их здоровью или жизни и когда они не смогут получить страховые выплаты.

Значительно упрощается процедура получения возмещения вреда, потому что страховщики лишь в относительно редких случаях, когда обстоятельства произошедшего сомнительны или неочевидны, отказывают в страховой выплате. Есть, конечно, и очевидные "ляпы", когда страховые компании отказывают в страховых выплатах даже при очевидных обстоятельствах, используя для этого любые доводы. Безусловно, очень усложнена процедура оформления документов при ДТП. Но в любом случае у потерпевших стало все-таки меньше поводов для обращения в суды.

Система ОСАГО направлена также и на усиление защиты материальных интересов самих владельцев транспортных средств через освобождение их по крайней мере от части выплат по возмещению причиненного другим лицам вреда при использовании своего транспорта. Однако указанное обстоятельство не следует рассматривать, как это иногда делается, как фактор усиления безнаказанности недисциплинированных водителей. Нарушитель ПДД в любом случае понесет соответствующее наказание - уголовное, административное или в виде материальных санкций. При некоторых видах грубого нарушения ПДД страховщик имеет право предъявления к виновному в причинении вреда лицу регрессных требований, таким образом снимая с него страховую защиту. Следует также учитывать, что внедрение системы обязательного страхования в других государствах не только не привело к увеличению ДТП, а, наоборот, способствовало улучшению обстановки на дорогах. При этом надо учитывать, что законы об обязательном страховании гражданской ответственности приняты практически во всех странах. Такое страхование введено и действует в ряде государств на территории бывшего СССР (Украина, Беларусь, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан).

Вопрос: Согласно Гражданскому кодексу РФ объектом страхования по договору являются имущественные интересы лица, чья ответственность за причинение вреда застрахована, а не имущественные интересы пострадавшего, как об этом говорится в п. 6 ст. 4 Закона об ОСАГО. Как быть с этим противоречием?
Ответ: Автор вопроса, как мне представляется, ошибается. В ГК РФ нигде не говорится о том, что по договорам страхования ответственности защищаются исключительно имущественные интересы страхователя или застрахованного лица. Напротив, законодатель все время как бы подчеркивает приоритет защиты имущественных интересов именно потерпевших. Так, в соответствии с п. 3 ст. 931 ГК РФ договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред, даже если договор заключен в пользу страхователя или иного лица, ответственного за нанесение ущерба, либо в договоре не сказано, в чью пользу он заключен. Пункт 4 этой же статьи предоставляет право потерпевшим напрямую, минуя обращение в порядке деликтных отношений к причинителю вреда, предъявлять требование о страховой выплате страховщику по договорам ОСАГО. Вообще, государство вводит обязательное страхование ответственности в первую очередь для того, чтобы решать социальные задачи защиты имущественных интересов потерпевших, иначе не было бы необходимости придавать такому страхованию обязательный характер, ведь свои осознанные имущественные интересы человек вполне может страховать добровольно.

В то же время обязательное страхование гражданской ответственности защищает и имущественные интересы страхователя и застрахованных лиц, фактически полностью либо частично освобождая от необходимости нести расходы по возмещению причиненного потерпевшим вреда.
Вопрос: Действие Закона об ОСАГО не распространяется на владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация. Мои родственники живут на территории Чехии и могут предоставить мне в пользование по доверенности автомобиль, зарегистрированный в этой стране. В этой связи прошу указать, участником каких международных систем обязательного страхования является Россия.
Ответ: В настоящее время наша страна не входит ни в одну международную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Уже несколько лет ведутся переговоры о вступлении России в международную систему "Зеленая карта", но они пока относительно далеки от завершения.
Вопрос: Я собираюсь в этом году поехать в отпуск за границу (Чехия, Австрия, Италия) на своей машине. Будет ли там приниматься во внимание мой полис ОСАГО?
Ответ: Как указывалось выше, Россия еще не является членом системы "Зеленая карта". Поэтому лица, выезжающие в эти страны на своих автомобилях, должны приобретать специальную страховку. "Зеленая карта" - страховой документ, подтверждающий наличие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории других государств в любой из форм, принятых национальными объединениями страховщиков и одобренных в рамках единого общеевропейского соглашения страховых организаций.

Система "Зеленая карта" действует с 1 января 1953 г. В эту организацию, объединяющую национальные страховые бюро стран-участниц, входит 44 государства (большинство европейских стран, ряд стран Северной Африки и Средиземноморья, а также Беларусь, Латвия, Молдова, Украина, Эстония). Во главе организации стоит Совет Бюро, который осуществляет управление текущей деятельностью системы.

Правовой основой системы является так называемый "Единый (типовой) договор между бюро", который подписывается Советом Бюро и соответствующим национальным страховым бюро. В этом договоре предусматриваются условия распространения, форма и содержание "Зеленой карты", функции и обязательства бюро по урегулированию и оплате претензий третьих лиц, система взаиморасчетов по осуществленным выплатам, порядок разрешения споров между бюро, правила заключения и расторжения договора и санкции за его нарушение.

Главная задача этого объединения - содействие беспрепятственному передвижению транспортных средств через государственные границы стран-участниц, а также максимально быстрое урегулирование произошедших при использовании транспорта страховых случаев.
В соответствии с приложением N 2 к "Объединенной резолюции по дорожному транспорту (Женевские рекомендации N 5)" каждое государство, входящее в данную систему, официально может признавать только одну организацию, созданную уполномоченными страховщиками в качестве национального страхового бюро. Членами такого бюро могут быть лишь страховые компании, которые имеют специальное разрешение на занятие обязательным автотранспортным страхованием. Все они обязаны участвовать в финансировании деятельности бюро.

После создания Европейского Союза в системе "Зеленой карты" возобладала концепция скандинавских стран, исходящая из достаточности наличия регистрационного номера на машине для признания факта страхования ответственности перед третьими лицами. Бюро страны, в которой зарегистрировано транспортное средство, гарантирует страховую выплату. В силу этого страны ЕС, Швейцария, а затем и другие государства Западной Европы и Скандинавии подписали дополнительное соглашение к Единому договору - "Многостороннее соглашение о гарантиях", согласно которому "Зеленая карта" на их территории не нужна, а достаточной гарантией служит регистрационный номер автомобиля.

Для практической реализации необходимых мер по вступлению России в систему "Зеленой карты" в рамках РСА создан Комитет национального страхового бюро "Зеленая карта", который должен координировать всю эту работу. Сейчас вступление нашей страны в указанную систему целиком зависит от отечественных страховых компаний, так как любое из национальных страховых бюро, которое обращается с запросом о членстве в ней, после завершения необходимых формальностей получает статус "предварительного" члена. Период пребывания в таком статусе может составлять от 4 до 10 лет. В это время Совет Бюро внимательно следит за тем, как действует соответствующее национальное страховое бюро, при необходимости оказывает ему методическую помощь. Новый член системы должен выполнять предусмотренные Советом Бюро финансовые гарантии. Величина такой гарантии зависит от количества всех видов транспортных средств, зарегистрированных в стране. Для России сумма депозита должна составлять 8 млн. евро за первые 29 млн. единиц транспорта и еще по 0,2 евро за каждую единицу транспорта сверх этой величины (в нашей стране зарегистрировано более 30 млн. транспортных средств). На весь период "предварительного" членства гарантийный депозит должен находиться на счетах солидного западного банка.

Де-юре "Зеленая карта" - это международный сертификат страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в любой из форм, одобренных Советом Бюро, а де-факто - это самый настоящий страховой полис. "Зеленой картой" он называется потому, что печатается на бумаге зеленого цвета.
Вопрос: У меня есть полис добровольного страхования гражданской ответственности. Кроме того, я был вынужден купить полис обязательного страхования. Могу ли я потребовать от первого страховщика, чтобы он возвратил мне часть премии, так как часть ответственности теперь покрывается полисом ОСАГО?
Ответ: Нет, просто потребовать возврата части страховой премии, уплаченной за добровольное страхование гражданской ответственности, оснований нет, даже если часть ответственности сейчас действительно защищена полисом ОСАГО. Правда, если вашим договором добровольного страхования предусмотрена возможность возврата страхователю незаработанной части страховой премии при расторжении сделки, то следует иметь в виду, что у любого страхователя в силу п. 2 ст. 958 ГК РФ имеется право отказаться от договора страхования в любое время. Если автор вопроса сочтет возможным воспользоваться этим правом, то он должен направить в страховую компанию, продавшую ему полис добровольного страхования гражданской ответственности, письменное заявление об отказе от договора и потребовать возврата соответствующей части премии. При отсутствии в договоре подобной нормы расторжение сделки не повлечет возврата премии (ч. 2 п. 3 ст. 958 ГК РФ).

"ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ"
(Выпуск 1)
(С.В. Дедиков)
(Волтерс Клувер, 2004)

Сергей Васильевич Дедиков - юрист, автор более 200 публикаций правовой тематики, в том числе по вопросам страхового права, член правления ООО "Московское перестраховочное общество".

 

 


Интернет - проект "BSM-pravo"

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.bsmpravo2005
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное