Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Скорая правовая помощь

  Все выпуски  

безопасность ПК


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылка "Скорая правовая помощь"

 

 

Интернет - проект "BSM-pravo"
 
Данная рассылка позволит Вам решить Ваши проблемы в области права (получение гражданства, таможенное оформление товаров, получение наследства, урегулирование семейных споров, возмещение ущерба от ДТП и многое другое). Ведение рубрики «Вопросы-Ответы». Бесплатное предоставление текстов правовых актов.
Cтатьи по проблемам права.
У Вас возникли вопросы?

 

В настоящей рассылке Вашему вниманию предлагаются следующие материалы

 
компьютерная безопасность

 

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

А.Г. ВОЛЕВОДЗ

Волеводз А.Г., кандидат юридических наук.

Первое преступление, совершенное на территории СССР с использованием компьютера, официально зарегистрировано в 1979 г. в г. Вильнюсе. Данный факт был занесен в международный реестр правонарушений подобного рода и явился своеобразной отправной точкой в развитии нового вида преступности в нашей стране <*>. Одновременно начался поиск путей уголовно-правового регулирования вопросов ответственности за совершение таких преступлений.
--------------------------------
<*> См.: Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М.: Юрид. лит., 1991. С. 126.

Этапными вехами на этом пути явились:
- разработка и представление 6 декабря 1991 г. проекта закона РСФСР "Об ответственности за правонарушения при работе с информацией", в котором предлагалось введение в УК РСФСР норм об ответственности за совершение преступлений, связанных с компьютерной информацией <*>;
--------------------------------
<*> См.: Курушин В.Д., Минаев В.А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М.: Новый юрист, 1998. С. 51.

- Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.09.92 N 3524-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" <*>, п. 5 которого поручалось Правительству РФ до 31.12.92 внести в установленном порядке на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации проекты законов Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, в Уголовный кодекс РСФСР, другие законодательные акты, связанные с вопросами правовой охраны программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
--------------------------------
<*> См.: Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 42. Ст. 2326.

- разработка в 1994 г. проекта закона о внесении дополнений в УК РСФСР, которым устанавливалась ответственность за: незаконное овладение программами для ЭВМ, файлами и базами данных; фальсификацию или уничтожение информации в автоматизированной системе; незаконное проникновение в автоматизированную информационную систему (АИС), совершенное путем незаконного завладения парольно-ключевой информацией, нарушения порядка доступа или обхода механизмов программной защиты информации с целью ее несанкционированного копирования, изменения или уничтожения; внесение и распространение "компьютерного вируса"; нарушение правил, обеспечивающих безопасность АИС <*>;
--------------------------------
<*> См.: Курушин В.Д., Минаев В.А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М.: Новый юрист, 1998. С. 52.

- разработка и опубликование в январе - феврале 1995 г. проекта УК РФ, в который была включена Глава 29 "Компьютерные преступления", устанавливающая ответственность за: самовольное проникновение в автоматизированную компьютерную систему (ст. 271); неправомерное завладение программами для ЭВМ, файлами или базами данных (ст. 272); самовольную модификацию, повреждение, уничтожение баз данных или программ для ЭВМ (ст. 273); внесение или распространение вирусных программ для ЭВМ (ст. 274); нарушение правил, обеспечивающих безопасность информационной системы (ст. 275) <*>;
--------------------------------
<*> См.: Уголовный кодекс Российской Федерации: Проект // Российская газета. 1995. 25.01, 01.02.

- принятие и введение в действие с 1 января 1997 г. Уголовного кодекса Российской Федерации, в котором имеется Глава 28 "Преступления в сфере компьютерной информации", объединяющая ст. 272 "Неправомерный доступ к компьютерной информации", ст. 273 "Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ" и ст. 274 "Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети".
Как усматривается из УК РФ, им прямо устанавливается ответственность за совершение преступлений, родовым объектом которых являются охраняемые уголовным законом от преступных посягательств правоотношения в сфере компьютерной информации. Эти отношения могут возникать по поводу: 1) производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления компьютерной информации; 2) создания и использования информационных компьютерных технологий и средств их обеспечения; 3) защиты компьютерной информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации с использованием компьютеров, их систем и сетей. Из приведенного перечисления видно, что уголовным законом охраняются не все элементы правоотношений в этой сфере. В связи с этим представляется необходимым подробно рассмотреть определяемые в УК РФ составы преступлений.

Предварительно отметим, что анализ составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 272 - 274, УК РФ свидетельствует о принципиально правильной позиции законодателя, который отнес их к посягательствам в сфере компьютерной информации. Всем им присуще признание компьютерной информации, информационной компьютерной инфраструктуры или ее части как предметом преступного посягательства, так и обязательной составляющей объективной стороны состава преступления.

Статья 272 УК РФ. Неправомерный доступ к компьютерной информации
1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Объектом неправомерного доступа к компьютерной информации как преступления являются правоотношения по поводу владения, пользования и распоряжения информацией. Данная норма уголовного закона оберегает компьютерную информацию, где бы она ни содержалась и ни циркулировала: в памяти ЭВМ, системе ЭВМ, сетях электросвязи, на машинных носителях информации.

Предметом преступного посягательства определена компьютерная информация, охраняемая законом. Согласно ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. В соответствии с этим положением охраняемыми уголовно-правовыми предписаниями являются компьютерная информация, содержащая сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальная информация. По смыслу данного уголовного Закона самим фактом несанкционированного к ней доступа должны нарушаться права владельца, в первую очередь государства, в лице его органов, или другого юридического либо физического лица.

На основании ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне" <*> для исполнения единой государственной политики в области защиты государственной тайны Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости <**>.
--------------------------------
<*> См.: Российские вести. 1993. N 189. С изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 06.10.97 N 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 41. Ст. 4673.
<**> См.: Указ Президента Российской Федерации от 30.11.95 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 24.01.98 N 61, от 06.06.01 N 1114 и 10.09.01 N 659 // Собрание законодательства Российской Федерации: 1995. N 49. Ст. 4775; 1998. N 5. Ст. 561; 2001. N 24. Ст. 2418 и N 38. Ст. 3724.

Согласно Перечню сведений конфиденциального характера, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 06.03.97 N 188, к ним относятся:
1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них <*>.
--------------------------------
<*> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 10. Ст. 1127.

На практике режим защиты информации устанавливается федеральным законом либо собственником информационных ресурсов, а также специально уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами.

Конкретные средства защиты компьютерной информации многообразны. Это общие охранные средства (пропускной режим, сигнализация, военизированная охрана), дифференциация возможностей пользователей, а также всякого рода интеллектуальные средства, затрудняющие несанкционированный доступ к компьютерной информации (индивидуальные коды доступа, идентифицирующий диалог с системой и другие). При попытке обращения ненадлежащего лица к запретным для него блокам компьютерной информации происходит автоматическое прерывание работы программы; иногда подаются звуковые сигналы, экран дисплея начинает особым образом мигать, привлекая внимание персонала.

Программные средства защиты компьютерной информации могут быть созданы собственником информации либо по его заказу индивидуальным образом; чаще всего применяются типовые средства защиты, входящие в программное обеспечение ЭВМ.

Средства защиты информационных систем органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, подлежат обязательной сертификации; организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты компьютерной информации, получают лицензии на этот вид деятельности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Положение о сертификации средств защиты информации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 N 608 "О сертификации средств защиты информации". Изменения внесены Постановлениями Правительства РФ от 23.04.96 N 509, 29.03.99 N 342 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 27. Ст. 2579; 1996. N 18. Ст. 2142; 1999. N 14. Ст. 1722; Постановление Правительства РФ от 15.04.95 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны". Изменения внесены Постановлениями РФ от 23.04.96 N 509, 30.04.97 N 513, 29.07.98 N 854 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 17. Ст. 1540; 1996. N 18. Ст. 2142; 1997. N 20. Ст. 2283; 1998. N 32. Ст. 3899.

Объективную сторону преступления составляет неправомерный доступ к компьютерной информации, который всегда связан с совершением определенных действий и может выражаться в проникновении в компьютерную систему путем:
- использования специальных технических или аппаратно-программных средств, позволяющих преодолеть установленные системы защиты;
- незаконного использования действующих паролей или кодов для проникновения в компьютер либо совершения иных действий в целях проникновения в систему или сеть под видом законного пользователя;
- хищения носителей машинной информации при условии, что были приняты меры к их охране, если это деяние повлекло уничтожение или блокирование информации.

Неправомерным является доступ к компьютерной информации лица, не обладающего правами на получение и работу с данной информацией либо компьютерной системой, в отношении которых принимаются специальные меры защиты, ограничивающие круг лиц, имеющих к ней доступ.

Под доступом к компьютерной информации подразумевается любая форма проникновения в источник информации с использованием средств (вещественных и интеллектуальных) электронно-вычислительной техники, позволяющая манипулировать полученной компьютерной информацией (копировать, модифицировать, блокировать либо уничтожать ее).

Вместе с тем завладение персональным компьютером либо машинным носителем информации (дискетой, диском) как имуществом не может квалифицироваться как доступ к компьютерной информации и влечет ответственность за преступление против собственности или самоуправство.
Аналогично не образует объективной стороны рассматриваемого преступления факт уничтожения или искажения содержащейся на машинном носителе компьютерной информации путем внешнего воздействия на него теплом, магнитными волнами, причинения механических повреждений иным способом.

Неправомерный доступ к записям программ для ЭВМ, к первичным документам баз данных и другой подобной информации, исполненной рукой человека, отпечатанной на машинке или принтере, набранной типографским способом, не подразумевается в данной норме уголовного закона и может в соответствующих случаях повлечь ответственность лишь по другим статьям Особенной части УК РФ (ст. ст. 137, 138, 183 и другие).

Неправомерный доступ к компьютерной информации вменяется соответствующему лицу по совокупности с теми преступлениями, ради совершения которых такой доступ осуществлялся. Вместе с тем не подлежит квалификации по совокупности содеянное в случаях, когда сама по себе компьютерная информация является предметом посягательства.

Например, основанное на неправомерном доступе копирование чужой компьютерной информации для обладания ею дополнительной квалификации по ст. 158 УК РФ не требует.

Состав данного преступления носит материальный характер и предполагает обязательное наступление одного из последствий:
1) Уничтожение информации - удаление информации, находящейся на любом машинном носителе, и невозможность ее восстановления на нем. Для понимания термина "уничтожение компьютерной информации" и осознания трудностей в констатации факта уничтожения приведем простой пример. Допустим, что некто, пользуясь командой DELETE операционной системы MS-DOS, стер файл. Надо иметь в виду, что при этом до поры до времени информация реально не утрачивается: заменяется лишь первая буква наименования файла, и, следовательно, обычным способом работать с ним невозможно, он оказывается недоступным при применении традиционных команд. Более того, с "точки зрения" ЭВМ соответствующий участок жесткого диска считается свободным, и туда может быть записана новая информация. Однако, поскольку пока стертый таким способом файл сохраняется на диске, он при желании может быть восстановлен специальной программой. Тем не менее надо признать, что использование команды DELETE, не уничтожив файл в техническом смысле, поставило под сильную угрозу его доступность пользователю и сохранность. С учетом этого имеющаяся у пользователя возможность восстановить уничтоженную информацию с помощью аппаратно-программных средств или получить данную информацию от другого пользователя не освобождает виновного от ответственности.

Перевод информации на другой машинный носитель не считается в контексте уголовного закона уничтожением компьютерной информации лишь в том случае, если в результате этих действий доступ правомерных пользователей к информации не оказался существенно затруднен либо исключен.

Уничтожением информации не является переименование файла, где она содержится, а также само по себе автоматическое "вытеснение" старых версий файлов последними по времени.
2) Блокирование информации - совершение действий, приводящих к ограничению или закрытию доступа к компьютерной системе и предоставляемым ею информационным ресурсам, искусственное затруднение доступа законных пользователей к компьютерной информации, не связанное с ее уничтожением.
От уничтожения и блокирования компьютерной информации следует отличать вывод из строя компьютерной программы; в последнем случае программа для ЭВМ может быть доступна как организованная в виде файла информация, но не как объект взаимодействия с пользователем.
Вывод из строя компьютерной программы может в соответствующих случаях рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. ст. 141, 267, 273, 281 и другими УК РФ.

В случае, если причиной выхода из строя компьютерной программы оказались уничтожение или блокирование компьютерной информации, которой должна оперировать программа, деяние следует квалифицировать как неправомерный доступ к компьютерной информации.
3) Модификации информации - внесение изменений в программы, базы данных, текстовую и любую другую информацию, находящуюся на материальном носителе, кроме ее легальной модификации (адаптации и декомпиляции).

Действующим законодательством разрешены следующие виды легальной модификации программ, баз данных (следовательно, информации) лицами, правомерно владеющими этой информацией:
а) модификация в виде исправления явных ошибок;
б) модификация в виде внесения изменений в программы, базы данных для их функционирования на технических средствах пользователя;
в) модификация в виде частичной декомпиляции программы для достижения способности к взаимодействию с другими программами.
4) Копирование информации - перенос информации на другой обособленный от ЭВМ носитель при сохранении неизменной первоначальной информации, воспроизведение информации в любой материальной форме: от руки, путем фотографирования текста с экрана дисплея, а также считывания информации путем перехвата излучений ЭВМ и т.д.

От копирования компьютерной информации следует отличать размножение информации. В последнем случае информация повторяется не на обособленном от оригинального носителе, а на оригинальном носителе (например, в дисковой памяти ЭВМ организуются несколько файлов одного и того же содержания) либо на однородном носителе, оставшемся в распоряжении пользователя (например, копия располагается в дисковой памяти, образующей с данным компьютером систему, либо на дискете, сознательно оставленной в компьютере).

В вину лицу, проникшему к компьютерной информации для ознакомления с ней, не может инкриминироваться ее копирование, обусловленное не зависящим от его воли автоматическим действием аппаратно-программных средств правомерного пользователя (например, если файлы периодически копируются при всяком обращении к ним кого бы то ни было).
Копирование компьютерной информации следует рассматривать как неблагоприятное последствие, предусмотренное данной статьей уголовного закона, лишь в том случае, если она охраняется законом именно от несанкционированного копирования.
5) Нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети - нарушение работы как отдельных программ, баз данных, выдача искаженной информации, так и нештатное функционирование аппаратных средств и периферийных устройств, либо нарушение нормального функционирования сети, в том числе прекращение функционирования автоматизированной информационной системы в установленном режиме, либо сбой в обработке компьютерной информации.

Нарушение работы ЭВМ может явиться следствием:
- поражения компьютерной информации в собственном смысле этого термина;
- выхода из строя программного обеспечения;
- нарушения целостности аппаратного обеспечения, на котором реализовано (установлено) данное программное обеспечение;
- повреждения систем связи.
При этом речь идет не только о затруднениях, непосредственно связанных с манипуляциями в памяти ЭВМ, но и о помехах, проявляющихся на экране дисплея, при распечатывании и копировании компьютерной информации, а также на всякого рода периферийных устройствах и управляющих датчиках оборудования.

Преступление, предусмотренное ст. 272 УК РФ, считается оконченным с момента наступления указанных последствий.

Вместе с тем неправомерный доступ к компьютерной информации часто сопровождается нейтрализацией интеллектуальных средств ее защиты. Такие действия уже сами по себе могут образовывать состав оконченного преступления, предусмотренного данной статьей УК РФ, либо, если при этом не наступили последствия в виде уничтожения, блокирования, модификации либо копирования компьютерной информации (соответствующей защитной программы для ЭВМ), должны рассматриваться как покушение на неправомерный доступ к компьютерной информации.

При установлении причинной связи между несанкционированным доступом и наступлением вредных последствий следует иметь в виду, что в компьютерных системах возможны уничтожение, блокирование и иные нарушения работы ЭВМ в результате технических неисправностей или ошибок при функционировании аппаратно-программных средств. В этих случаях лицо, совершившее неправомерный доступ к компьютерной информации, не подлежит ответственности по данной статье ввиду отсутствия причинной связи между его действиями и наступившими последствиями.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Косвенный умысел и неосторожная форма вины могут иметь место по отношению к наступлению вредных последствий неправомерного доступа, предусмотренных диспозицией данной нормы уголовного закона.

Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Частью 2 статьи 272 УК РФ установлено совершение преступления специальным субъектом, совершившим данное преступление с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети. Под доступом в данном случае следует понимать фактическую возможность использования ЭВМ при отсутствии права на работу с защищенной информацией.

Под использованием служебного положения понимается использование возможности доступа к ЭВМ, возникшей в результате выполняемой работы или влияния по службе на лиц, имеющих такой доступ, т.е. тех, кто на законных основаниях использует ЭВМ, работает на ней или непосредственно обслуживает ее работу (программисты, сотрудники, вводящие информацию в память ЭВМ, другие пользователи, а также системные администраторы локальных сетей, баз данных, специалисты по эксплуатации электронно-вычислительной техники и др.).

Лица, имеющие доступ в помещение, где расположена электронно-вычислительная техника, не считаются имеющими доступ к ЭВМ, если они непосредственно не соприкасаются с компьютерной информацией.

Особенности квалификации преступления, предусмотренного ст. 272 УК РФ, совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, не отличаются от изложенных в ст. 35 УК РФ.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ
1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Объектом данного преступления являются правоотношения в сфере обеспечения безопасного производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления компьютерной информации, использования информационных компьютерных технологий и средств их обеспечения, защиты компьютерной информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации с использованием компьютеров, их систем и сетей. Предметом рассматриваемого вида преступных посягательств в первую очередь является компьютерная информация.

Объективная сторона этого преступления выражается в создании программ для ЭВМ или внесении изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно в использовании либо распространении таких программ или машинных носителей с ними.

Обобщенное понятие "вредоносные программы" для ЭВМ обозначает программы, специально созданные для нарушения нормального функционирования компьютерных программ, без которых в конечном итоге невозможно нормальное функционирование ЭВМ, их систем и сетей.
Наиболее распространенными видами вредоносных программ являются:
- "компьютерные вирусы" (программы, способные самопроизвольно присоединяться к другим программам и при запуске последних выполнять различные нежелательные действия, воспроизводить себя в нескольких экземплярах, модифицировать (изменять) программу, к которой они присоединились, и нарушать ее нормальное функционирование, портить отдельные файлы и каталоги, искажать результаты вычислений и т.п.),
- "троянские кони" (программы, работа которых связана с наличием в них наряду с внешней полезностью скрытого модуля, выполняющего различные несанкционированные, часто вредные для пользователя, функции),
- "логические бомбы" (умышленное изменение кода программы, частично или полностью выводящее из строя программу либо систему ЭВМ при определенных заранее условиях, например наступления определенного времени) и другие.

Вредоносность "компьютерных вирусов" и других подобных программ связана с их свойством самовоспроизводиться и создавать помехи работе на ЭВМ без ведома и санкции добросовестных пользователей. Вирусные программы обычно рассчитаны также на выполнение функций самокопирования и маскировки.

В целом вредоносность программы для ЭВМ определяется не ее назначением и способностью уничтожать, блокировать, модифицировать, копировать информацию (это вполне типичные функции легальных программ), а тем, предполагает ли ее действие, во-первых, предварительное уведомление собственника компьютерной информации или другого добросовестного пользователя о характере действия программы, а во-вторых, получение его согласия (санкции) на реализацию программой своего назначения. Нарушение одного из этих требований делает программу для ЭВМ вредоносной.

Программа считается вредоносной, если именно ее функционирование вызывает самопроизвольное уничтожение, блокирование, модификацию, копирование компьютерной информации.

Под нормальным функционированием следует понимать выполнение операций, для которых эти программы предусмотрены, определенных в документации на программу.

Под созданием вредоносной программы для ЭВМ понимается результат деятельности, выразившийся в представлении в объективной форме совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью уничтожения, блокирования, модификации, копирования информации, а также с целью нарушения работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

В данной статье УК РФ речь идет не только о программах, записанных на машинных носителях, но и о записях программ на бумаге. Это обусловлено тем, что процесс создания программы для ЭВМ зачастую начинается написанием ее текста с последующим введением его в память ЭВМ или без такового. С учетом этого наличие исходных текстов вирусных программ уже является основанием для привлечения к ответственности по ст. 273 УК РФ.

Внесение изменений в существующую программу означает изменение ее текста путем исключения его фрагментов, замены их другими, дополнения текста программы. Внесение изменений в существующую программу может быть элементом объективной стороны данного преступления лишь в том случае, если исправления внесены в работающую в ЭВМ программу либо программа с внесенными изменениями распространена на любом носителе машинной информации. Исправление изложенной на бумаге программы само по себе не подразумевается данной нормой уголовного закона, если этот бумажный вариант не будет непременно использован для создания работающей программы и не предназначен для распространения.

Ответственность по данной норме уголовного закона должна наступать и в том случае, если изменения в существующую программу вносятся лицом не непосредственно, а посредством специальной программы для ЭВМ, разработанной для внесения соответствующих изменений.
Использование программы - выпуск в свет, воспроизведение и иные действия по их введению в оборот. Использование может осуществляться путем записи программы в память ЭВМ, на материальный носитель, распространения по сетям либо путем иной передачи другим лицам. Под использованием машинного носителя с такой программой понимается всякое его употребление с целью использования записанной на нем программы для ЭВМ. Использование вредоносной программы для ЭВМ для личных нужд (например, для уничтожения собственной компьютерной информации) не наказуемо.

Распространение программы - это предоставление доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе для ЭВМ, в том числе сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, а равно создание условий для самораспространения программы.

Распространением машинного носителя с вредоносной программой для ЭВМ является его передача третьим лицам.

Состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 273 УК РФ, является формальным, в связи с чем оно признается оконченным с момента совершения любого из перечисленных в ее диспозиции действий (создания, внесения изменений, распространения, использования, распространения вредоносных программ), независимо от того, использовалась эта программа или нет в случаях, когда ее использование не инкриминируется виновным лицам. Наступления вредных последствий для квалификации содеянного по этой статье уголовного закона не требуется.

Тяжкие последствия, наступление которых является квалифицирующим признаком ч. 2 ст. 273 УК РФ, относятся к оценочной категории. К ним могут быть отнесены безвозвратная утрата особо ценной информации, выход из строя важных технических средств, повлекший гибель людей, аварии, дезорганизацию производства и т.д.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется только с прямым умыслом, когда виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

В части 2 ст. 273 УК РФ предусмотрено неосторожное отношение к последствиям содеянного.

В случаях, когда прямой умысел охватывает и наступление тяжких последствий, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 273 УК РФ и соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

В случае, если действие вредоносной программы было условием совершения другого преступления, содеянное подлежит квалификации по совокупности вне зависимости от степени тяжести другого преступления.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.
Объектом данного преступления являются отношения по поводу обеспечения безопасности информационных компьютерных технологий и средств их обеспечения, а также тесно связанных с ними процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления компьютерной информации. А его предметом - правила эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Данная норма является бланкетной и отсылает к конкретным инструкциям и правилам, устанавливающим порядок работы с ЭВМ в ведомстве или организации. Эти правила должны устанавливаться правомочным лицом (в противном случае каждый пользователь ЭВМ будет устанавливать свои правила эксплуатации компьютера).

Обычно правила эксплуатации ЭВМ определяются соответствующими техническими нормативными актами. Они также излагаются в паспортах качества, технических описаниях и инструкциях по эксплуатации, передаваемых пользователю при приобретении вещественных средств компьютерной техники (ЭВМ и периферийного оборудования), в инструкциях по использованию программ для ЭВМ. Соответствующие инструкции могут излагаться как на бумажных, так и на машинных носителях. В последнем случае они обыкновенно встраиваются в программу, которая обеспечивает к ним доступ при желании пользователя. Сами нарушения правил эксплуатации ЭВМ могут быть подразделены на физические (неправильная установка приборов, нарушение температурного режима в помещении, неправильное подключение ЭВМ к источникам питания, нерегулярное техническое обслуживание, использование несертифицированных средств защиты, самодельных приборов и узлов) и интеллектуальные (неверное ведение диалога с компьютерной программой, ввод данных, обработка которых непосильна данным средствам вычислительной техники).
Применительно к рассматриваемой статье под сетью понимается только сеть, на которую может быть распространено действие определенных правил. В соответствии с Федеральным законом "О связи" к сетям электросвязи отнесены:
- взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации - комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением;
- сеть связи общего пользования - составная часть взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано;
- ведомственные сети связи - сети электросвязи министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд, имеющие выход на сеть связи общего пользования;
- внутрипроизводственные и технологические сети связи - сети электросвязи федеральных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемые для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;
- выделенные сети связи - сети электросвязи физических и юридических лиц, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования.
Соответственно при наличии нормативных документов любого уровня, устанавливающих определенные правила эксплуатации этих сетей, их нарушение влечет за собой уголовную ответственность.

В связи с этим обращает на себя внимание то обстоятельство, что в глобальных сетях типа Internet отсутствуют общие правила эксплуатации, где их заменяют этические "кодексы поведения", нарушения правил которых в связи с конструкцией ст. 274 УК РФ не могут являться надлежащим основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Объективная сторона данного преступления состоит в действиях, нарушающих правила эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, повлекших уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации при условии, что в результате этих действий причинен существенный вред.

Эти действия могут нарушать:
- правила эксплуатации аппаратных средств ЭВМ, системы ЭВМ или сети ЭВМ;
- правила эксплуатации программных средств, предназначенных для функционирования ЭВМ, системы ЭВМ, сети ЭВМ.
Между фактом нарушения и наступившим существенным вредом должна иметься прямая причинная связь, а также должно быть доказано, что наступившие последствия являются результатом нарушения правил эксплуатации, а не программной ошибкой либо действиями, предусмотренными ст. ст. 272 и 273 УК РФ.

Преступление является оконченным с момента наступления вредных последствий, предусмотренных диспозицией ст. 274 УК РФ, т.е. уничтожения, блокирования или модификации охраняемой законом информации ЭВМ. Связанные с ними действия должны рассматриваться лишь в связи с угрозой безопасности хранимой в ЭВМ и охраняемой законом информации и причинения существенного вреда аппаратно-программным средствам компьютерной техники. Существенность характера вреда подлежит установлению исходя из конкретных обстоятельств, с учетом того, что он должен быть менее значительным, чем тяжкие последствия.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется смешанной формой вины: оно может быть совершено как умышленно (умысел направлен на нарушение правил эксплуатации ЭВМ), так и по неосторожности (например, программист инсталлировал полученную им по сетям программу без предварительной проверки ее на наличие в ней компьютерного вируса, что повлекло отказ в работе ЭВМ, системы ЭВМ или их сети).

Частью 2 ст. 274 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак - наступление по неосторожности тяжких последствий.

Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Закон не требует, чтобы это лицо занимало определенную должность, осуществляло определенную деятельность, получило определенное образование. Следует отметить, что ряд авторов указывают на то, что данное преступление может быть совершено только специальным субъектом. При этом, вероятнее всего, они исходят из предусмотренного законом понятия "нарушение правил эксплуатации". Действительно, зачастую соблюдение установленных правил эксплуатации возлагается на специальных субъектов профессиональной деятельности. Однако, как показывает практика, доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или сети ЭВМ имеют не только специалисты по их эксплуатации, но и самый широкий круг пользователей. А само понятие "эксплуатация" означает не специальную деятельность, а использование для каких-нибудь целей (по назначению) <*>. В связи с этим представляется неверным ограничивать лишь специалистами круг субъектов преступления, предусмотренного ст. 274 УК РФ.
--------------------------------
<*> См.: Ожегов С.П. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1983. С. 805.

Таков перечень преступлений в сфере компьютерной информации, ответственность за которые предусмотрена в российском уголовном законодательстве.

Преступления в информационном компьютерном пространстве, посягающие на отношения по поводу реализации прав на информационные ресурсы (собственности и т.д.), информационную инфраструктуру и составляющие ее части (ЭВМ, системы и сети ЭВМ, программы для ЭВМ и т.д.), не имеют в России отдельного нормативного регулирования в материальном законе.

Практика свидетельствует, что такие деяния в зависимости от конкретных обстоятельств квалифицируются в соответствии с самым широким кругом статей УК РФ, а также по совокупности совершенных деяний.
Например, если совершение преступлений в сфере компьютерной информации используется для собирания, похищения или хранения в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, шпионажа или государственной измены, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений не только за соответствующее посягательство на государственную тайну по ст. ст. 275, 276 или 283 УК РФ, но и за посягательство на охраняемую законом компьютерную информацию по ст. ст. 272 - 274 УК РФ.

Однако следует отметить, что в данной сфере существует явный пробел, который, как представляется, обязательно должен быть устранен на законодательном уровне. Компьютерная информация, особенно в виде баз данных, содержащих различного рода сведения конфиденциального характера, обладает, с одной стороны, высокой стоимостью, а с другой - ее использование лицами, не уполномоченными для этого, способно причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, общественному порядку и безопасности, способствовать совершению преступных посягательств. В последнее десятилетие картотеки и базы данных многих государственных и иных структур преобразованы в электронную форму. В силу встречающейся недобросовестности их держателей, а также иных причин, значительное число таких баз данных стало достоянием различных структур, которые занимаются их продажей.

Это влечет за собой неконтролируемое использование такой информации. Речь ведется о базах данных ГИБДД, телефонных служб, таможенных органов и т.д. <*>. Зачастую источник их появления у лиц, не имеющих отношения к таким органам, установить невозможно в силу множественности посредников между владельцем баз данных и их распространителями. Между тем сам факт их продажи или иного распространения представляет повышенную общественную опасность, поскольку сведения конфиденциального характера могут быть использованы во вред конкретным лицам. В силу этого следует вести речь о том, что сами факты незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения компьютерной информации в форме обобщенных баз данных, содержащих сведения конфиденциального или служебного характера, должны влечь за собой уголовную ответственность, а сама такая информация должна быть запрещена к свободному обороту. В действующем уголовном законодательстве РФ подобные меры распространены на оружие, что может служить примером для соответствующего правового регулирования.
--------------------------------
<*> См.: Викторов А. Секретные материалы оптом и в розницу // Независимая газета. 20.09.2001. С. 7.

Что касается иных преступлений, для которых характерно использование компьютерной информации или составляющих элементов информационного пространства при совершении деяний, посягающих на иные охраняемые уголовным законом правоотношения, то такие деяния не предусмотрены в отечественном уголовном законе, что, по нашему мнению, не обеспечивает учета при назначении наказания за них особого характера и повышенной общественной опасности содеянного. Так, в последние годы в мире уделяется повышенное внимание проблемам борьбы с распространением детской порнографии в Internet. Состоявшаяся в 1999 г. в г. Вене Международная конференция по борьбе с детской порнографией в Internet приняла решение, призывающее к криминализации во всем мире производства, распространения, экспорта, передачи, импорта, умышленного хранения детской порнографии и ее рекламы. В 2000 г. открыт для подписания Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка <*>, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
--------------------------------
<*> См: Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.89) // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи. Сорок четвертая сессия. Дополнение N 49 (А/44/49). C. 230 - 239. Конвенция подписана от имени СССР 26.01.90, ратифицирована 13.06.90, вступила в силу 15.09.90.

Данным Протоколом предусмотрена уголовная ответственность за производство, распределение, распространение, импорт, экспорт, предложение, продажу или хранение детской порнографии, независимо от используемых для этого средств (ст. ст. 2 и 3) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (архив автора).

Естественно, что повышенная общественная опасность данных деяний, обусловленная распространением детской порнографии по компьютерным сетям свободного доступа, не в полной мере согласуется с предписаниями ст. 242 УК РФ (незаконное распространение порнографических материалов или предметов). Это потребует либо дополнения этой статьи новой частью, либо включения в УК РФ самостоятельной статьи. Аналогичный подход, как представляется, требуется и в некоторых иных случаях.

Наряду с отмеченными недостатками уголовно-правовой защиты нормами УК РФ сферы компьютерной информации следует отметить также и искусственное сужение ее границ. В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу.

В этой связи наличие в действующем отраслевом законодательстве ограничений на неправомерное использование только в первую очередь информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и во вторую - конфиденциальной информации, а также включение в диспозицию ст. 272 УК РФ признака "охраняемая законом компьютерная информация", фактически выводит из-под уголовно-правовой охраны значительный массив компьютерной информации.

При этом нормы ст. 272 УК РФ фактически направлены на охрану государственных и корпоративных интересов, т.е. конституционного строя страны. Однако в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 2 УК РФ в той же степени они должны обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности. Для полной реализации данных задач из диспозиции ст. 272 УК РФ должно быть исключено понятие "охраняемой законом" с тем, чтобы обеспечить уголовно-правовую защиту любой компьютерной информации.

"РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ"
(А.Г. Волеводз)
("Российский судья", N 9, 2002)

 

 


Интернет - проект "BSM-pravo"

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.bsmpravo2005
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное