Здоровье и долголетие В какой семье живет подросток
В какой семье живет подросток . Опубликовано: 02 Август 2012, Комментарии (1)
Обычно семья относится к взрослеющему ребенку в соответствии со сложившимися семейными традициями. Поговорим о стилях семейного воспитания.
СЕМЬЯ С ОТЧУЖДЕННЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ.
В этой семье подростком мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него
на расстоянии. Ребенок также становится носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души или же горького комплекса собственной неполноценности. Подросток в такой семье чувствует себя лишним. В большинстве случаев он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении. А теперь представьте, насколько трудно будет подростку завязать дружбу со сверстниками. А ведь это — его ведущая деятельность!
СЕМЬЯ АВТОРИТАРНАЯ
предъявляет
подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Здесь могут применять и физические наказания. Авторитарные родители подходят к подростку с позиции «сверху». В такой семье мало нежности, понимания, ласки. За ребенка всегда принимают решение, он должен без возражений подчиняться требованиям взрослых. В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Он может стать носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрировать униженную
неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Именно из авторитарных семей подростки чащевсего уходят из дома, лишь бы не быть «под каблуком» у взрослых.
СЕМЬЯ С ПОПУСТИТЕЛЬСКИМ СТИЛЕМ
В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и
конфликтность – главные особенности характера подростков из таких семей. Подросток из семьи с попустительским стилем опирается на те способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в такой семье — агрессию, которая выражается в необоснованной нетерпимой требовательности: «Я так хочу!», «Я сказал!». Последствия такого поведения представить несложно.
СЕМЬЯ ГИПЕРОПЕКАЮЩАЯ
. Подросток
в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем. Родители опекают подростка не только извне, но стремятся завладеть его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, неуверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен. Сверстники дают ему прозвища типа «Малыш», «Маменькин сынок». А представьте себе, как поступит
подросток из такой семьи, если ему впервые предложат закурить, уколоться, попробовать спиртное, чтобы быть взрослым?
Он ведь не умеет творить «нет», принимать решения, проявлять свою волю.
СЕМЬЯ С ЦЕННОСТНЫМ ОТНОШЕНИЕМ
к ребенку отличается пониманием того, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости.
Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы. Главное в такой семье — сохранение столь желанного для отрочества чувства самоуважения. Характер подростка развивается вполне благополучно. Он строит свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) лояльно. Это наиболее правильный стиль отношений.
Родители из семьи с ценностным отношением к ребенку умеют признавать свои ошибки и не считают за унижение извиниться перед своим чадом. Такие родители учат своего
ребенка противостоять злу, говорить «нет», самостоятельно принимать решения, и тем самым подготовят его к одному из самых сложных периодов в жизни. Ребенок, который на себе прочувствовал, что такое уважение, достаточно легко сможет показать это уважение окружающим
Способность ребенка к обучению зависит от домашней атмосферы – от того, насколько родители ценят учебную деятельность ребенка, насколько они готовы помогать ему, например, делать
домашнее задание, учить стихи, репетировать и т. д. Дети, у которых нет родителей, или те дети, чьи родители безразлично относятся к учебе собственного ребенка, как правило, плохо учатся, хотя могут быть очень способными.