[pc] Как правильно хвалить ребенка?
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/23023136.png)
Тем, у кого есть маленькие дети или племяники, предлагаю ознакомиться с этой
статьёй.
Как правильно хвалить ребенка?
Я часто наблюдаю, как на детских площадках мамы или папы бурно выражают
эмоции, высказывая одобрение деятельности ребенка. Построил куличик -
<<молодец!>>. Забрался на горку - <<молодец!>>. Скатился с горки -
<<молодец!>> и бурные аплодисменты.
Такое поведение хорошо выдает родителей - сторонников теории <<хвалите чаще
и больше, и тогда ребенка в жизни ждет успех>>, которая часто встречается в
популярной литературе по детской психологии. Порой сказывается и отсутствие
или недостаток похвалы у самих родителей в детстве и они, захваливая своего
ребенка, пытаются возместить этот ущерб.
Для начала каждому родителю следует разделить понятия - похвала, поддержка,
одобрение, ласка и безусловное принятие. Все это взаимосвязанные вещи, но
отнюдь не одно и то же. И нет надобности объяснять, что слово <<молодец>> не
способно заменить слова <<люблю>>, <<понимаю>>, <<радуюсь>>, <<вижу>>. А, к
сожалению, иногда заменяет.
?Существуют негативные стороны чрезмерной похвалы?
?Ребенок подсаживается на похвалу
Когда мы слишком часто высказываем нашу оценку действиям ребенка
(<<хорошо>>, <<молодец>>, <<правильно>>), он привыкает ориентироваться
только на нее. Ребенок ждет нашей реакции, при этом не обращает внимания на
собственное отношение к своим успехам. Более того, становясь старше, ребенок
все больше и больше будет испытывать потребность в постоянном одобрении
своих поступков. Так постепенно формируется болезненная зависимость от
мнения окружающих, которая проецируется и во взрослую жизнь. О том, что
чрезмерная похвала становится зависимостью, пишет и Юлия Гиппенрейтер в
своей книге <<Общаться с ребенком. Как?>>
?Дети теряют интерес к процессу
Их теперь интересует только результат, одобренный родителями. Привыкшие
получать награду или одобрение за свои поступки, дети перестают делать
что-либо ради самого дела. Они рисуют только для того, чтобы показать
рисунок родным и услышать слова восхищения. А эмпатические качества -
доброту, щедрость, заботу, сочувствие проявляют только для того, чтобы
получить одобрение - <<какой хороший и добрый мальчик!>>
?Похвала становится средством манипуляции ребенком
Используя слова <<молодец>>, <<здорово>>, <<отлично>> родители стремятся
подкреплять положительные действия ребенка. Зная об этом или нет, мы
применяем на практике метод позитивного подкрепления, основанный на теории,
американского психолога-бихевиориста Б.Скиннера. В популярной литературе
этот метод хорошо описан в книге Карен Прайор <<Не рычите на собаку!>> Смысл
позитивного подкрепления заключается в том, чтобы после каждого
положительного поступка поощрять объект нашего воздействия, пусть то будет
ребенок, муж или собака. Т.е. когда кот точит когти в нужном месте, мы тут
же его хвалим или даем лакомство, и в будущем это действие начинает
ассоциироваться у животного с приятными последствиями, и происходит
закрепление правильного поведения. Таким образом метод положительного
подкрепления работает и в отношении людей.
Проблема заключается в том, что зачастую мы, взрослые, не отдаем себе
отчета, разумно ли ожидать определенного действия от маленького ребенка.
Например, за то, что ребенок бегает в помещении - мы одернем его, а за то,
что тихо сидит на стуле - похвалим. Но, задумываемся ли мы о том, как же
сложно малышу усидеть на месте, как это неестественно для него и возможно
даже мучительно. Большинство детей готовы идти на любые жертвы лишь бы
завоевать одобрение со стороны родителей. Тогда в голове малыша возникает
некоторое противоречие - <<это желаемое, но не одобрено, а значит плохо>>,
хотя объективно ничего плохого в этом может и не быть.
?Дети перестают радоваться своим успехам
Когда в момент успеха ребенка мы в ту же секунду радостно вскрикиваем
<<Умница!>>, мы лишаем ребенка возможности самому проявить радость за свой
успех, как бы отнимаем у него эту прерогативу. Тем самым мы обесцениваем его
мнение. И чем чаще это происходит, тем реже ребенок испытывает потребность в
желании поделиться своей радостью. А зачем? Ведь рядом всегда найдутся те,
кто сделает это за него. И в тот момент, когда у него что-то получается, он
не вспыхивает гордостью - <<Я сделал это!>>, а бежит к нам с вопросом <<Тебе
нравится?>>
?У детей снижается мотивация
Когда ребенка хвалят за личные качества после успешно выполненного задания
(<<ты такой умный>>, <<ты молодец>> и т.д.), он испытывает трудности при
выполнении последующих заданий. Об этом свидетельствуют результаты
исследований, которые провела американский психолог Кэрол Двек в двенадцати
школах Нью-Йорка при участии более 400 школьников. Во время исследования
школьникам предлагали пройти тест, состоящий из головоломок. После того как
ребенок выполнял задание, его хвалили. Одну половину детей хвалили за
умственные способности: <<Ты хорошо в этом разбираешься>>, а другую половину
- за проявленные усилия: <<Ты, должно быть, очень старался>>.
Затем ученикам предлагали выбрать один из двух следующих тестов. О первом
тесте говорили, что он достаточно сложный, другим тестом было задание,
похожее на первое. В результате, те дети, которых похвалили за усилия,
выбрали более сложный тест. А те дети, которых хвалили за умственные
способности, в основном выбрали более простое задание.
К пяти пунктам Альфи Кона я бы добавила еще два. Оценочные суждения
<<молодец>>, <<умница>>, <<какой ты хороший>>, высказываемые в момент
правильного (с точки зрения взрослых) поступка ребенка нарушают принцип
безусловного принятия. Ребенок осознает, что он хороший только в те моменты,
когда он сделал то, что понравилось родителям. <<А если буду делать
по-другому, то буду плохим>>, - думает он. Ребенку начинается казаться, что
любовь родителей постоянно нужно завоевывать, а любить они могут лишь за
хорошее поведение.
Также часто с помощью слов похвалы родители стараются изобразить свою
заинтересованность в деятельности ребенка. Иногда брошенное, не глядя на
рисунок, слово <<молодец>> может восприниматься как <<да, я вижу, что ты там
что-то нарисовал, но не мешай мне сейчас>>, а значит, поселит в душе ребенка
недоверие к словам взрослого.
Итак, мы выяснили, что похвала имеет не только положительные, но и
негативные последствия. Должны ли мы теперь полностью отказаться от
одобряющего слова в адрес своего ребенка? Конечно, нет! Искренние слова
одобрения важны и необходимы, и было бы не правильно сдерживать свои эмоции,
когда вы, действительно, радуетесь успехам своего ребёнка, но формы похвалы
и одобрения вполне реально разнообразить.
?Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это??
1. Не сказать ничего
Этот подход очень созвучен с методикой Монтессори. Мария Монтессори писала о
том, что по своей природе ребенок не нуждается в похвале. В нем заложено
стремление познавать и создавать, и похвала никак не может повлиять на его
внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не искалечен постоянными
оценками со стороны родителей. В классах Монтессори вообще не принято
хвалить, и дети к этому быстро привыкают и осваивают умение самостоятельно
оценивать свой результат. В большинстве материалов и учебных пособий в
Монтессори-среде заложен контроль ошибок - это означает, что ребенок может
сам проверить себя, свериться с образцом. Это избавляет детей от
необходимости каждый раз обращаться к педагогу с вопросом, правильно ли он
выполнил задание. Педагоги, в свою очередь, практически полностью избегают
оценочных суждений действий ребенка.
2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом
Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если
ребенок обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, то вы с
любовью смотрите на него в ответ, или касаетесь рукой, обнимаете. Эти со
стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом - о том, что вы рядом,
о том, что вам не безразлично то, что он делает.
3. Скажите ребенку о том, что видите: <<Какие красивые цветы ты
нарисовал!>>, <<Ты сам надел ботинок!>>, <<Кошке приятно, что ты ее
погладил, она даже подставляет тебе шею!>> Ребенок не нуждается в оценке,
ему важно знать, что вы видите его старания.
Сторонники такого подхода всемирно известные эксперты в области общения с
детьми А. Фабер и Э. Мазлиш рекомендуют так хвалить ребенка за положительные
поступки. Если, например, малыш съел весь суп, то можно сказать <<вот это я
понимаю здоровый аппетит!>>. Если убрал игрушки на место - <<в комнате
идеальный порядок!>>. Тем самым, вы не только выскажете слова одобрения
детскому поступку, вы заглянете в его суть, а также покажете, что уважаете
старания ребенка.
4. Спросите ребенка о его работе: <<Тебе нравится твой рисунок?>>, <<Что
было самым сложным?>>, <<Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?>>
Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и
поможете научиться самостоятельно оценивать свои результаты.
5. Выражайте похвалу через призму своих чувств
Сравните две фразы <<Отлично нарисовано!>> и <<Мне очень нравится, как ты
нарисовал этот корабль!>> Первая - абсолютно безлична. Кем нарисовано, что
нарисовано? Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка,
отмечая моменты, которые вам особенно понравились.
6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия
Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что он
сделал, и отмечайте это в своей похвале: <<Я вижу, что ты убрал все игрушки.
Здорово, что в комнате теперь чисто>>, вместо <<Какой ты у меня чистюля!>>
7. Хвалите усилие, а не результат
Отмечайте старания ребенка: <<Должно быть, тебе не просто было отдать
половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!>> Так
вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым
не так просто.
Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка довольно
широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли
это, что родители совсем должны отказаться от слов <<молодец>>, <<хорошо>>,
<<отлично>>. Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты,
когда действия ребенка вызывают у вас яркие позитивные эмоции. Но все же
есть один из самых разумных доводов в пользу того, чтобы расширить диапазон
способов похвалить ребенка - это возможность лишний раз сказать ему о своих
чувствах.
здравствуйте еще раз!
еще одна пища для размышлений...
ПЕРВАЯ В СВОЕМ РОДЕ
На холотропное дыхание я потащилась не из праздного любопытства, а с
тем, чтобы разобраться со своими детско-родительскими отношениями.
Дело в том, что я - недолюбленный ребенок. Мама относилась ко мне крайне
сурово, доброго слова я от нее не слышала, только попреки и
недовольство, никогда я для нее хорошей не была. А отец меня вообще не
замечал. Он выпить любил, и трезвым я его редко видела, а потом и вовсе
умер. И теперь у меня никак не получается личную жизнь устроить. А всем
известно, что если ребенок любви в детстве недополучил, во взрослой
жизни с этим тоже сложности будут, потому что самооценка ниже плинтуса.
Я столько психологических книг на эту тему перечитала - ужас просто!
Сама уже могу консультации давать...
Ну так вот, отправилась я на холотроп. Насколько я знала, это такое
особенное дыхание под музыку, которое вводит в особенное состояние, где
можно получить ответы на все твои неразрешимые вопросы. А у меня с моей
хронической недолюбленностью таких вопросов - воз и маленькая тележка,
они-то и мешают мне жить счастливой и полноценной жизнью.
Все так и случилось, как я читала. Объяснили нам, что и как тут будет,
разбили на пары (один дышит, другой помогает), включили музыку - и в
добрый час. Улеглась я и стала старательно дышать. Сначала долго ничего
не было. Пыхчу, как паровоз, аж живот заболел, слева и справа - такое же
сопение, музыка грохочет, мне аж тошно стало. Думаю, и чего это я сюда
приперлась? Так-то я и дома, на диване могу упражняться... Только пока я
так думала, вдруг что-то изменилось, словно переключилось что-то в
голове, и оказалась я в странном месте. Вроде как сон мне снится, только
не совсем сон, потому что мозги работают и все наблюдают.
Вдруг передо мной возникает свет, а из него - женщина, немолодая уже,
полноватая, в длинной юбке и белом чепце, приветливая такая, уютная,
глаза добротой светятся.
- Здравствуй, детка, -- говорит, -- ждала я тебя! Добро пожаловать!
- Здравствуйте, а вы кто? - спрашиваю.
- А я - прародительница твоя, первая женщина твоего рода. Имя мое
затерялось в веках, а ты зови меня Матушкой.
- Вы - первая женщина моего рода? Это как же? Это же, наверное, давно было?
- Очень давно, -- смеется она. - Да ты не считай века, ты спрашивай. Чего
тебе надобно?
- Разобраться мне надобно. Проблемы у меня.
- Какие же, деточка?
- Я - недолюбленный ребенок, папа не замечал, мама шпыняла. И теперь не
могу отношения построить, семью создать. И о себе я мнения крайне
невысокого. Это потому что мама мне внушила, что я серость и
никчемность. Я и решила, что я - последняя в крайнем ряду, дальше некуда.
- А сколько тебе лет, деточка?
- Тридцать на той неделе было. Молодость, можно сказать, уже прошла, а я
все еще не разобралась со своим недолюбленным детством...
- А что ты уже сделала для того, чтобы разобраться?
- Ой, я много чего сделала. Книжек умных перечитала невероятное
количество, к психологу ходила, тренинги посещала, родителей простить
неоднократно пыталась, в общем, не сидела сложа рук.
- Родителей, говоришь, простить хотела... А за что?
- Ну как за что? За то, что любви недодали. А должны были!
- Вон оно что... А с чего ты взяла, что они тебе что-то задолжали?
- С чего? Да это же всем известно! Вон сколько уже про это написано! Что
если родители своих детей любят, они вырастают полноценными и
самодостаточными, в себя верят, будущего не боятся, и все у них в жизни
складывается.
- Если бы... -- говорит Матушка, и усмехнулась так невесело. - Знала бы,
как ты ошибаешься! Иной раз и у любящих родителей такие детки вырастают,
что слезы одни... Не в том дело. Я вот тебя спросить хочу: ты себя до сих
пор маленькой считаешь?
- Да нет, мне рано повзрослеть пришлось. Выучилась, работать пошла, и
живу отдельно. Самостоятельная я.
- Стало быть, родители тебя на свет произвели, выкормили, вырастили,
выучили, на крыло поставили, а все еще чего-то должны остались?
- Я ж говорю, любви не было. Не хвалили, не ласкали, не поддерживали
морально. Я до сих пор из-за этого страдаю!
- Страдалица, значит... А что ты о страданиях-то знаешь, деточка? О
голоде, о войнах, о нищете, о потерях безвозвратных? Небось, только в
книжках читала?
- Какие войны? И причем тут нищета?
- Смотри сюда, покажу тебе кое-что... Видишь? - и она достала откуда-то из
складок одежды небольшой предмет. Я присмотрелась - это была шкатулка.
Не особо красивая, простая, деревянная, потемневшая от времени, с
какой-то незатейливой резьбой на крышке.
- Скажешь, неказистая на вид? А вот так? - и она подняла крышку
шкатулки, а там... Оттуда такой несказанный свет хлынул, что я аж
зажмурилась.
- Нравится?
- Да, очень... -- я смотрела как завороженная, теперь шкатулка казалась мне
невероятно прекрасной.
- Это не простая шкатулка, в ней хранится любовь нашего рода, -- пояснила
Матушка. - Стоит ее открыть - и она весь мир осветит и согреет. Я эту
шкатулку своей любовью наполнила и дочери передала, а она - дальше по
роду. Это наше родовое сокровище, неотчуждаемое наследство по женской линии.
- Но я никакой шкатулки не получала! - говорю я. - Да если бы я такое
увидела, разве бы я забыла? Видать, затерялось наследство где-то в
поколениях.
- Не может оно затеряться. Говорю же, неотчуждаемое оно. Только вот ее
все время любовью полировать надо, тогда и вид у шкатулочки будет совсем
другой. Заиграет, засияет, засветится!
- А кто же ее полировать должен?
- Тот, кто владеет ею сейчас, сию минуту. Кому она по роду досталась.
Стало быть, сейчас ты и должна.
- Я должна??? Да я не против... Только откуда мне ее взять, если я сама ее
в наследство не получила?
- Такого быть не может. Каждая девочка рода, появившись на свет,
получает такую шкатулку. Она незримая, но вполне реальная. Только
бывает так, что закрыта она на семь замков, да и свет в ней поиссяк, и
задача женщины - открыть ее и добавить любви, чтобы передать своей
дочери снова сияющей и наполненной.
- Это что же выходит? Что я наследство получила, но ничего о нем не
знаю? Потому что шкатулка закрыта, да? Но тогда скажите, почему моя мама
ее не открыла, не показала мне Свет Любви? Вы же сами говорите - у кого
шкатулка, тот и должен это сделать!
- Не у всех на это сил хватает, -- тихо сказала Матушка. - Глянь сюда,
покажу тебе, что женщинам нашего рода перенести пришлось...
Я глянула - и обомлела. Она словно занавес откинула, и передо мной стали
проноситься разные картины, как в кино, и в каждом эпизоде
присутствовала шкатулка. Чего там только не мелькало! Война, беженцы,
бабка шкатулку в лохмотья прячет, ими оборачивает, а у самой руки
обмороженные, распухшие... А вот лесоповал, на ветру, под снегом, женщины
в ватниках пилят сосны, все замученные, едва шевелятся, и шкатулка
валяется в ледяной каше, раздавленная чьим-то сапогом... Вот молодая
женщина - муж ее бьет, колотит, поносит на чем свет стоит, потом она,
вся в слезах, на шкатулку, кровью запятнанную, амбарный замок
прилаживает, а ключ потом - в глубокий колодец, только булькнуло... А вот
вижу шкатулку в руках у девочки, замок по-прежнему висит, только,
видать, много лет прошло, потому что ржавый уже, старый... Девочка
пытается его сковырнуть, посмотреть, что там, в шкатулке, да ничего не
получается, только палец порезала да ноготь сорвала. Тогда она ее
бросает в угол, где всякий хлам пылится, и лежит шкатулка, только крови
на ней добавилось. Вот мама моя - вся зажатая, озабоченная, замороженная
будто, и глаза невеселые. Папу я тоже увидела, как холодно ему и
неуютно, и он к бутылке тянется, чтобы забыться... И еще много чего я
видела в этом <<кино>> -- только вспоминать не хочется, уж очень грустно
все это...
- Матушка, страшно-то как! - вырвалось у меня.
- Сама видишь - иная женщина такую судьбу проживает, что ей свою любовь
не раскрывать, а прятать приходится. Кажется ей, что если она свою
любовь надежно укроет да на семь замков запрет, то так лучше будет. Не
так больно... Не все ведь ее принять и оценить умеют, любовь-то...
- Выходит, мама моя тоже не смогла шкатулку открыть? Наверное, она тоже
любви в жизни недополучила, потому и мне ничего не передала...
- Вот именно, -- кивает Матушка. - И я спросить тебя хочу. Тебе вот
тридцать уже, а ты все еще веришь в мамины слова о том, что ты <<серость
и никчемность>> и <<последняя в крайнем ряду>>?
- Выходит, так. Поверила я в это. Да и кому же верить, как не маме?
- А что ты за это время сделала, чтобы другой стать?
- Да я всю жизнь старалась ей доказать, что я другая! - пожаловалась я.
- И дома, и в учебе, и на работе вообще все делаю на <<пять с плюсом>>. Я
всю жизнь из кожи вон лезу, чтобы доказать свое право на существование!
И получить причитающуюся мне любовь!
- А зачем? Если ты появилась в этом мире, то твое право на существование
бесспорно. То, что ты не серость и никчемность, уже давно всем понятно.
Ты уже всем все доказала! А любовь... Она в этой шкатулке, которая по
праву рождения твоя. Осталось только открыть ее, и Свет Любви хлынет в
твою жизнь, осветит ее, согреет, еще и другим достанется.
- А как это сделать? Как мне шкатулку открыть?
- Есть к ней ключ, называется он <<сочувствие>>. Когда ты перестанешь
предков своих осуждать, что любви тебе недодали, а от всей души
посочувствуешь им, что они сами ею обделены были, вот тогда и откроется
шкатулка, и разольется Свет Любви.
- Сочувствие, говорите... А мне кто посочувствует? Кто меня пожалеет?
- Знаешь, пока ты будешь ждать жалости да сочувствия, не открыть тебе
шкатулку. Разве ты дитя малое, чтобы сироткой прикидываться? Взрослый
человек, владелица родового наследства. Пора бы тебе самой Свет Любви в
себе открыть.
- Но мама...
- Мама твоя такая, какая есть, так уж жизнь ее сложилась. А ты так и
будешь до пенсии чудес ждать, пока она изменится? Так может, этого
никогда и не случится. Смотри, так и жизнь мимо пройдет... Давай-ка, решай
прямо сейчас - берешь шкатулку или нет? А то мне пора...
И она действительно начала таять, исчезать.
- Беру! - закричала я. - Беру наследство!
- Ты будешь первой, кто возродит Свет Любви в твоем роде. Я была первой
- и ты будешь первой. Первой по-настоящему счастливой за долгие годы,
девочка, запомни это! - донеслось до меня из сияющей дымки.
Я ощутила, что шкатулка непостижимым образом оказалась в моих руках. Я
ее как наяву чувствовала - теплую, угловатую, тяжеленькую. И вдруг такая
музыка заиграла чудесная, что я заплакала. Я испытала его, это самое
сочувствие... Словно на себе ощутила все то, что пережили женщины моего
рода. Такая тяжесть на меня навалилась, что я просто взвыла! Я рыдала,
как никогда в жизни, и со слезами из меня вышли все обиды, все
претензии, все горе от непонимания и не-любви...
А потом я <<выплыла>> из своего сна-не сна, выплыла и очутилась в зале,
где и начинала дышать, а надо мной склонилось обеспокоенное лицо моей
напарницы.
- Ну ты и ревела, -- проговорила она. - Думала, все тут зальешь... А что с
руками?
Я взглянула - руки были сложены так, будто я все еще держала в них
шкатулку. И на ощупь - словно она все еще там была.
- Наследство получила, -- сказала я. - Неотчуждаемое...
Вот так я подышала на холотропе... Прошло совсем немного времени, но я
чувствую себя совершенно другой. Не знаю, как это получилось, но теперь
я все время ощущаю присутствие той шкатулки, что Матушка мне отдала. И
слова ее помню - <<ты будешь первой женщиной рода, по-настоящему
счастливой>>. И я в это верю. Ну и что, что я в детстве что-то там
недополучила? Мама - это мама, а я - это я. И я хочу передать родовую
шкатулку своей дочери (а она у меня обязательно будет!), да не пустую, а
наполненную Светом Любви. А кто же ее наполнит, если не я?
Автор: Эльфика--
С уважением,
Сандра!
sanka21m***@y*****.ru